Петрова Ирина Анатольевна
МБОУ АСОШ№1 п.Адамовка, Оренбургская область
учитель начальных классов
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
в 4 классе .
Тема: Литературный портрет героя в повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома»( глава 15)
Цель: способствовать развитию умения к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «литературный портрет героя» при работе с главой текста, на основе технологии деятельностного метода с использованием приёмов критического мышления.
Задачи: работать над содержанием главы, используя различные приёмы критического мышления;
*развивать речь учащихся; умение работать в парах
*воспитывать нравственные качества, творческие способности ребят.
Оборудование: О.В. Кубасова Литературное чтение, УМК «Гармония» (учебник 4класс); опорная схема — кластер;портрет Н.Носова, выставка его книг ( приложение ,используемое на уроке)
Содержание | Деятельность педагога | Деятельность детей. | |
Организацион-ный момент
| 1. Общая готовность детей к уроку.
| Проверка готовности. Начинается урок Он пойдет вам дети впрок. Постарайтесь все понять Ну и многое узнать. -Посмотрите друг на друга, на гостей и подарите свои улыбки.
| Реакция на учителя, гостей, внимание.
|
Актуализация знаний Постановка цели и задач урока Работа по теме
|
2.Самоопределение к деятельности
3.Физпауза 4.Знакомство со сведениями :фразеологические обороты
| -На прошлом уроке познакомились с творчеством какого писателя? — Какое произведение читали? Главу или повесть? — На сколько частей разделили текст? — Как озаглавили части ? (заголовки вывешиваются на доску) — Чьи слова? Докажите . «Я решил циркачом стать…» « Нужно серьёзно поговорить…» — Кто они? -А точнее- литературные герои. (Одновременно с вопросами ,ответы фиксируются на доске) — Вспомните любой фильм, сказку ,историю ,пересказывая ,на кого делаем упор? — Значит ,сегодня на уроке продолжим работу …. -Выясним ,кто является ….. — Составим портрет …
—Литературный герой это- ваши предположения — На каждой парте несколько вариантов объяснения словосочетания «Литературный герой» Определитесь и выберите определение ,которое по вашему мнению , подходит больше всего (— персонаж ,который на протяжении действия произведения совершает нечто героическое, вызывающее восхищение; -центральный персонаж ,вокруг которого происходит всё действие:убрать героя и теряется смысл произведения; — персонаж ,которого иногда называют по имени.) — Обоснуйте свой выбор -Вокруг кого разворачивается всё действие? — Кто рассказывает эту историю? -Давайте обратимся к тексту со стр.93,со слов : «…скоро пришли»… -Это значит… — Что это? — Готовый или нужно доработать? — Кластер поможет нам в чём? Давайте отдохнём, чтобы набраться сил перед творческой работой —С какого определения начнём? Если согласны ,ставьте + и ищите доказательство в тексте
-Как закончим неполное определение?
— С названием чего перекликается? — Можно ли сказать, что это определение является главным в « портрете» героя ? — Что мы с вами озвучили-? — Как называется раздел, который изучаем? — Представьте, прочитали главу, вроде и Костю охарактеризовали ,но чего – то не хватает… — Эмоций, настроения….,которыми обладает герой.
—Предлагаю вам «кота в мешке». -Знаете ,что означает это выражение? Существует несколько объяснений :давным – давно нечестные продавцы на базаре незаметно подменивали животных на кота, человек деньги отдавал за поросёнка ,ягнёнка, а приносил домой кота. Есть ещё несколько версий объяснения ,можете сами с ними познакомиться . Тот ,кто вытащит задание, будет молча ,при помощи жестов и мимики стараться выразить настроение героя .Вы угадываете Я даю подсказку — в какой части искать отрывок ,передающий эмоции героя .Вам останется только зачитать ,передавая голосом нужное настроение:
радостный (1,2 я ч.) грустный (3я ч) удивлённый (1,2я ч) (вывешивается на доску растерянный(3я ч) к названию каждой части) тихий (1я,2я ч) уверенный (3я ч)
-В какой из частей Шишкин «выглядит» более уверенно?
| Ответы на вопросы: -Творчество Носова Н. — главу из повести «Витя Малеев в школе и дома» — на 3 части — 1-я часть :«Болезнь Шишкина» -2-я часть : «Обман раскрыт» — 3-я часть: «Обещание» — Костя Шишкин (подтверждают ответы отрывками из текста) -Витя Малеев — герои повести — на главного героя — по содержанию главы 15 — главным героем — портрет главного героя, основные черты характера ( Дети высказывают своё мнение) Дети зачитывают «доказательства» из текста. — Кости Шишкина -Витя Малеев Дети читают небольшой отрывок — Главный герой – Костя Шишкин Дети высказывают предположения — Кластер ,нужно немного доработать Предположения детей (охарактеризовать Костю ,пересказать текст, понять манеру поведения героя,его настроение ,чувства) — Проводит ученица. Работа в паре ,с опорой на текст Дети зачитывают отрывок, подходящий для данного определения Обещанием Шишкина ,используя местоимение «я» — С названием одной из частей -Он раскаивается в своём поступке и хочет стать лучше. Портрет литературного главного героя- Кости Шишкина — Мир театр, а люди- актёры. Дети высказывают своё мнение По желанию, дети выполняют задание, используя текст главы. — В 3й части |
Творческое применение и добывание знаний на основе ранее усвоенных знаний и умений
| |||
| |||
Рефлексия | Самооценивание
| — Получился у нас портрет Кости Шишкина? — Какой пословицей или поговоркой можно закончить наш разговор о Шишкине? Постарайтесь объяснить свой выбор -Что полезного взяли для себя на уроке? -Кто был активным сегодня? -Что вызвало затруднения? –Почему? -Помогали ли вы друг другу? — Возвращаемся к нашим улыбкам, если урок вызвал у вас такое же настроение — поставьте ! Если есть сомнения — ?
| Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности |
домашнее задание (на выбор) |
| — написать синквейн; -нарисовать Костю к каждой части главы, отображая настроение; — пересказ понравившейся части главы. — вспомнит героев других произведений Н.Носова | Запись д/з по выбору |
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
Литературный герой: — персонаж ,который на протяжении действия произведения совершает нечто героическое, вызывающее восхищение;
-центральный персонаж ,вокруг которого происходит всё действие:убрать героя и теряется смысл произведения;
— персонаж ,которого иногда называют по имени.
| Литературный герой: — персонаж ,который на протяжении действия произведения совершает нечто героическое, вызывающее восхищение;
-центральный персонаж ,вокруг которого происходит всё действие:убрать героя и теряется смысл произведения;
— персонаж ,которого иногда называют по имени.
|
Пользуясь текстом ,ответьте на вопросы : 1)Зачем Витя Малеев пришёл к Шишкину? А)навестить больного товарища; Б)серьёзно поговорить с ним ; В)предупредить о приходе одноклассников. 2)Что, по словам Шишкина ,у него болело? А)горло и уши; Б)руки и ноги; В)всё болит : и руки ,и ноги ,и даже голова 3)Как называлась болезнь: А)микстура; Б)апендикокс; В)ревматизм; Г)ангина 4)слово « не утомляйте» употреблено как: А)не уговаривайте Б)не мучайте В)не надоедайте Г) | Пользуясь текстом ,ответьте на вопросы : 1)Зачем Витя Малеев пришёл к Шишкину? А)навестить больного товарища; Б)серьёзно поговорить с ним ; В)предупредить о приходе одноклассников. 2)Что, по словам Шишкина ,у него болело? А)горло и уши; Б)руки и ноги; В)всё болит : и руки ,и ноги ,и даже голова 3)Как называлась болезнь: А)микстура; Б)апендикокс; В)ревматизм; Г)ангина 4)слово « не утомляйте» употреблено как: А)не уговаривайте Б)не мучайте В)не надоедайте Г) |
РАДОСТНЫЙ
УДИВЛЁННЫЙ
ТИХИЙ
ГРУСТНЫЙ
РАСТЕРЯННЫЙ
уверенный
Выпускник начальной школы. Мечтатель. Его мечта быть циркачом. Учится плохо, но есть желание исправиться
. КОСТЯ ШИШКИН
Обманывает ребят.
Обещание: Я … Я…. Я….. Я…..
Пропускает уроки. Есть настоящий друг.