ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ в 4 классе «Литературный портрет героя в повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома»( глава»


Петрова Ирина Анатольевна

МБОУ АСОШ№1 п.Адамовка, Оренбургская область

учитель начальных классов


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

в 4 классе .

Тема: Литературный портрет героя в повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома»( глава 15)

Цель: способствовать развитию умения к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «литературный портрет героя» при работе с главой текста, на основе технологии деятельностного метода с использованием приёмов критического мышления.

Задачи: работать над содержанием главы, используя различные приёмы критического мышления;

*развивать речь учащихся; умение работать в парах

*воспитывать нравственные качества, творческие способности ребят.

Оборудование: О.В. Кубасова Литературное чтение, УМК «Гармония» (учебник 4класс); опорная схема — кластер;портрет Н.Носова, выставка его книг ( приложение ,используемое на уроке)



Этап урока

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей.

Организацион-ный момент


1. Общая готовность детей к уроку.

Проверка готовности.

Начинается урок

Он пойдет вам дети впрок.

Постарайтесь все понять

Ну и многое узнать.

-Посмотрите друг на друга, на гостей и подарите свои улыбки.


Реакция на учителя, гостей, внимание.







Актуализация знаний








Постановка цели и задач урока















Работа по теме
















2.Самоопределение к деятельности













































3.Физпауза




























4.Знакомство со сведениями :фразеологические обороты




-На прошлом уроке познакомились с творчеством какого писателя?

— Какое произведение читали? Главу или повесть?

— На сколько частей разделили текст?

— Как озаглавили части ? (заголовки вывешиваются на доску)





— Чьи слова? Докажите .

«Я решил циркачом стать…»

« Нужно серьёзно поговорить…»

Кто они?

-А точнее- литературные герои. (Одновременно с вопросами ,ответы фиксируются на доске)

— Вспомните любой фильм, сказку ,историю ,пересказывая ,на кого делаем упор?

— Значит ,сегодня на уроке продолжим работу ….

-Выясним ,кто является …..

— Составим портрет …






Литературный герой это- ваши предположения


На каждой парте несколько вариантов объяснения словосочетания «Литературный герой»

Определитесь и выберите определение ,которое по вашему мнению , подходит больше всего

(— персонаж ,который на протяжении действия произведения совершает нечто героическое, вызывающее восхищение;

-центральный персонаж ,вокруг которого происходит всё действие:убрать героя и теряется смысл произведения;

— персонаж ,которого иногда называют по имени.)

— Обоснуйте свой выбор


-Вокруг кого разворачивается всё действие?

— Кто рассказывает эту историю?

-Давайте обратимся к тексту со стр.93,со слов : «…скоро пришли»…

-Это значит…





— Что это?

Готовый или нужно доработать?


— Кластер поможет нам в чём?



Давайте отдохнём, чтобы набраться сил перед творческой работой


С какого определения начнём?

Если согласны ,ставьте + и ищите доказательство в тексте





-Как закончим неполное определение?


— С названием чего перекликается?

— Можно ли сказать, что это определение является главным в « портрете» героя ?




— Что мы с вами озвучили-?


Как называется раздел, который изучаем?

— Представьте, прочитали главу, вроде и Костю охарактеризовали ,но чего – то не хватает…

— Эмоций, настроения….,которыми обладает герой.

Предлагаю вам «кота в мешке».


-Знаете ,что означает это выражение?

Существует несколько объяснений :давным – давно нечестные продавцы на базаре незаметно подменивали животных на кота, человек деньги отдавал за поросёнка ,ягнёнка, а приносил домой кота.

Есть ещё несколько версий объяснения ,можете сами с ними познакомиться .

Тот ,кто вытащит задание, будет молча ,при помощи жестов и мимики стараться выразить настроение героя .Вы угадываете Я даю подсказку — в какой части искать отрывок ,передающий эмоции героя .Вам останется только зачитать ,передавая голосом нужное настроение:


радостный (1,2 я ч.) грустный (3я ч)

удивлённый (1,2я ч) (вывешивается на доску растерянный(3я ч) к названию каждой части)

тихий (1я,2я ч) уверенный (3я ч)


-В какой из частей Шишкин «выглядит» более уверенно?




Ответы на вопросы:

-Творчество Носова Н.

— главу из повести «Витя Малеев в школе и дома»

— на 3 части

— 1-я часть :«Болезнь Шишкина»

-2-я часть : «Обман раскрыт»

— 3-я часть: «Обещание»





— Костя Шишкин

(подтверждают ответы отрывками из текста)

-Витя Малеев

— герои повести



— на главного героя


— по содержанию главы 15

— главным героем

— портрет главного героя, основные черты характера





( Дети высказывают своё мнение)















Дети зачитывают «доказательства» из текста.

— Кости Шишкина

-Витя Малеев


Дети читают небольшой отрывок

— Главный герой – Костя Шишкин




Дети высказывают предположения

— Кластер ,нужно немного доработать


Предположения детей

(охарактеризовать Костю ,пересказать текст, понять манеру поведения героя,его настроение ,чувства)


— Проводит ученица.


Работа в паре ,с опорой на текст


Дети зачитывают отрывок, подходящий для данного определения




Обещанием Шишкина ,используя местоимение «я»

— С названием одной из частей


-Он раскаивается в своём поступке и хочет стать лучше.



Портрет литературного главного героя- Кости Шишкина

— Мир театр, а люди- актёры.







Дети высказывают своё мнение








По желанию, дети выполняют задание, используя текст главы.












— В 3й части


















Творческое применение и добывание знаний на основе ранее усвоенных знаний и умений






Рефлексия

Самооценивание



— Получился у нас портрет Кости Шишкина?

— Какой пословицей или поговоркой можно закончить наш разговор о Шишкине?

Постарайтесь объяснить свой выбор

-Что полезного взяли для себя на уроке?

-Кто был активным сегодня?

-Что вызвало затруднения? –Почему?

-Помогали ли вы друг другу?

— Возвращаемся к нашим улыбкам, если урок вызвал у вас такое же настроение — поставьте !

Если есть сомнения — ?


Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

домашнее задание

(на выбор)




— написать синквейн;

-нарисовать Костю к каждой части главы, отображая настроение;

— пересказ понравившейся части главы.

— вспомнит героев других произведений Н.Носова

Запись д/з по выбору

Свежие документы:  Урок литературного чтения 4 класс "Наедине с книгой. Судьба твоего ровесника, жившего в 20 веке. А. Гайдар «Тимур и его команда»"





ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ














Литературный герой:

— персонаж ,который на протяжении действия произведения совершает нечто героическое, вызывающее восхищение;


-центральный персонаж ,вокруг которого происходит всё действие: убрать героя и теряется смысл произведения;


— персонаж ,которого иногда называют по имени.




Литературный герой:

— персонаж ,который на протяжении действия произведения совершает нечто героическое, вызывающее восхищение;


-центральный персонаж ,вокруг которого происходит всё действие:убрать героя и теряется смысл произведения;


— персонаж ,которого иногда называют по имени.


Литературный герой:

— персонаж ,который на протяжении действия произведения совершает нечто героическое, вызывающее восхищение;


-центральный персонаж ,вокруг которого происходит всё действие:убрать героя и теряется смысл произведения;


— персонаж ,которого иногда называют по имени.







Пользуясь текстом ,ответьте на вопросы :

1)Зачем Витя Малеев пришёл к Шишкину?

А)навестить больного товарища;

Б)серьёзно поговорить с ним ;

В)предупредить о приходе одноклассников.

2)Что, по словам Шишкина ,у него болело?

А)горло и уши;

Б)руки и ноги;

В)всё болит : и руки ,и ноги ,и даже голова

3)Как называлась болезнь:

А)микстура;

Б)апендикокс;

В)ревматизм;

Г)ангина

4)слово « не утомляйте» употреблено как:

А)не уговаривайте

Б)не мучайте

В)не надоедайте

Г)

Пользуясь текстом ,ответьте на вопросы :

1)Зачем Витя Малеев пришёл к Шишкину?

А)навестить больного товарища;

Б)серьёзно поговорить с ним ;

В)предупредить о приходе одноклассников.

2)Что, по словам Шишкина ,у него болело?

А)горло и уши;

Б)руки и ноги;

В)всё болит : и руки ,и ноги ,и даже голова

3)Как называлась болезнь:

А)микстура;

Б)апендикокс;

В)ревматизм;

Г)ангина

4)слово « не утомляйте» употреблено как:

А)не уговаривайте

Б)не мучайте

В)не надоедайте

Г)

Пользуясь текстом ,ответьте на вопросы :

1)Зачем Витя Малеев пришёл к Шишкину?

А)навестить больного товарища;

Б)серьёзно поговорить с ним ;

В)предупредить о приходе одноклассников.

2)Что, по словам Шишкина ,у него болело?

А)горло и уши;

Б)руки и ноги;

В)всё болит : и руки ,и ноги ,и даже голова

3)Как называлась болезнь:

А)микстура;

Б)апендикокс;

В)ревматизм;

Г)ангина

4)слово « не утомляйте» употреблено как:

А)не уговаривайте

Б)не мучайте

В)не надоедайте

Г)












РАДОСТНЫЙ

УДИВЛЁННЫЙ

ТИХИЙ

ГРУСТНЫЙ


РАСТЕРЯННЫЙ



уверенный









Выпускник начальной школы.


Мечтатель. Его мечта быть циркачом.


Учится плохо, но есть желание исправиться






.

КОСТЯ ШИШКИН

Обманывает ребят.




Обещание:

Я …

Я….

Я…..

Я…..







Пропускает уроки.

Есть настоящий друг.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: