Технологии совершенствования навыков чтения у обучающихся начальной школы

«Технологии совершенствования навыков чтения 
у обучающихся начальной школы»


учитель начальных классов МБОУ СОШ №4

Рудакова Алла Николаевна


Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место. Выражение «уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий. Это не просто научиться хорошо читать, но и понимать содержание произведения и авторскую точку зрения, размышлять о прочитанном и выражать свою точку зрения. Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Современная программа диктует ребёнку жёсткие условия. Увеличивается объём информации, а темп чтения не позволяет материал осваивать. Задача учителя помочь ребёнку научиться быстро читать с помощью доступного, лёгкого метода обучения. Но сначала надо разобраться. 


Каковы же причины медленного чтения? 
— Психологические (темперамент, дискомфортная психологическая обстановка). 
— Общее недоразвитие речи. 
— Нечёткое произношение звуков (например, ребёнок вместо «р» говорит«л» значит вместо слова « рак» прочтёт «лак», следовательно ребёнок искажает смысл прочитанного текста). 
— Послоговое чтение (некоторые ученики даже во 2-ом, 3-ем классе читают по слогам, а не целыми словами) . 
— Прочитывание слова с ошибками (основной тип ошибок – правильное прочитывание начала слова, а конец читается с искажением). 
— Малый угол зрения. 
— Челночное чтение (чтение с возвратом). 
— Чтение малого количества книг. 
— Проблема дислексии – ребёнок допускает нелепые ошибки в чтении, путает буквы (например б-п, д-т, е-ё, ё-ю, у-ю и др.), неправильное чтение твёрдых и мягких слогов. 
Что влияет на скорость чтения? 


На успешность чтения влияет: произвольное внимание, то есть умение концентрировать внимание; мышление; оперативная память – умение 
запоминать прочитанное; зрительное восприятие; широта поля зрения. Также очень важно умение анализировать и осмысливать прочитанное. 
Многие дети не любят читать, так как процесс чтения очень трудоёмкий, требующий временных затрат, во многом зависящий от мотивации ученика. Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении? 
Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Основная причина трудности в чтении: недостаточная сформированность техники чтения. Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений. Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого.Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок. 
В начале обучения чтению ребёнок учится декодировать написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание учащегося. Все его умственные усилия направлены именно на процесс декодирования, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил.

Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, и внимание ученика концентрируется на понимании смысла текста. Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла слова. Вместе с тем именно этот этап является важнейшим, поскольку он закладывает основы для смыслового чтения. На предыдущем этапе ребёнок должен был научиться соединять несколько букв в слоги и прочитывать за одно движение глаз наиболее типичные слоговые структуры (ам, ма, лук, кто, стол, всплыл). На этапе слияния слогов в слова каждый слог читаемого слова откладывается в оперативной памяти как его часть, затем слоги синтезируются в слово, и ребёнок опознаёт прочитанное слово, понимает его смысл. Далее прочитанные и понятые слова откладываются в оперативную память уже как частица предложения. Успешный синтез слов в предложение можно считать следующим этапом (этапом синтеза предложения). Перевести ученика на этап синтеза предложения, не отработав этап синтеза слова, приведёт к отставанию ребёнка от других детей. С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение? Психолого-педагогические исследования показали, что большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости — скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать? Этот вопрос интересует многих учителей. Процесс этот чрезвычайно трудный. Но несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывала умственную перегрузку, а это приводило к нежеланию читать и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе.

Для решения этой задачи, работа должна вестись в следующих направлениях: 
• отработка навыка чтения целыми словами, 
• сведение к минимуму ошибок при чтении, 
• осознанность чтения, 
• выразительность чтения.

Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению "Корней Иванович Чуковский"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: