Ребякова Надежда Анатольевна
Учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 74»
города Кирова
Технология мастерских на уроках литературного чтения в начальной школе.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
— развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
— воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
— освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка. Одним из требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования являются метапредметные УУД обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В частности овладение различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи, интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами
Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения другим предметам начальной школы
Развитие речи младших школьников в процессе изучения литературного чтения является одной из самых актуальных проблем. Общая картина речевой культуры наших учащихся, находящейся в тесной взаимосвязи с их духовным развитием, не может вызывать удовлетворения.
Какую совокупность приемов, методов следует использовать, чтобы активизировать интерес и творческий потенциал личности ребенка на уроках литературного чтения. На уроках в своей работе я применяю технологию мастерских.
Международное движение «Новое образование» родилось во Франции в начале ХХ век, в 1990 году в него влилась Россия. Идеи Ж.-Ж. Руссо и Л. Н. Толстого, Ж. Пиаже и Л. С. Выготского легли в основу новой технологической педагогической конструкции, которая на русском языке была названа мастерской.
Мастерская – это всегда процесс исследования, добычи знаний, маленьких и больших открытий. Она живет и строится на четко продуманной системе знаний. Мастерская начинается со слова (образа, фразы, предмета, мелодии, текста, рисунка). Далее каждый ученик создает свою гипотезу или даже проект. Прежде чем огласить перед всеми свое решение поставленной проблемы, ученики обсуждают ее в маленьких группах. Сравнение собственной находки с остальными неизбежно выявляет слабость или неполноту принятой «в одиночку» гипотезы.
Завершается мастерская рефлексией. Ну, чем не спектакль, построенный по всем законам драмы: завязка действия, развитие, конфликт, кульминация? А подспорьем могут быть словари, справочники, слайды, фильмы – то есть все, что помогает найти ответ.
И еще: нельзя учиться в одиночку, ибо познание – диалектический и коллективный процесс. Особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех ее аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальных групп деятельности и работа в парах.
По целям и способам деятельности в практике учителей и методистов Санкт-Петербурга выделяются:
— мастерские творческого письма;
— мастерские построения знаний;
— мастерские по самопознанию;
— мастерские отношений и ценностных ориентаций
Мастерские помогают детям осмыслить их собственную речевую практику; учат преодолевать трудности в создании устных и письменных высказываний, воспитывают постоянное внимание к слову; содействуют формированию таких идей мировоззренческого характера, как связь языка и действительности, языка и мышления; значение речи в жизни; закладывают основы культуры речевого поведения, развивая в детях чувства коммуникативной целесообразности высказывания; литературно – творческое начало.
Так приём «мастерская построения знаний» использовался на уроке по теме А.П.Чехов. «Мальчики» в 4 классе. Были поставлены следующие цели:
Развитие речи учащихся и оппра на активизацию творческих возможностей;
Создание условий для развития инициативы, воображения, творчества, выработки умения самостоятельно отбирать нужный материал;
Формирование комникативной информационной компетентности учащихся; воспитание доброты с помощью сознания и переживания содержания рассказа.
Учитель моделировал все этапы мастерской, создавая информационное поле, организовывал групповую, индивидуальную, фронтальную деятельность учащихся. Доминирующе внимание уделялось рефлексивному этапу мастерской.
Технология педагогических мастерских позволяет успешно осуществлять формирование метапредметных УУД — личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться:
коммуникативных
Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь работе в группе.
Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы;
Договариваться и приходить к общему решению.
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
познавательных
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
— Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
регулятивных
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты.
Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.
Личностных
Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой. Выражать свое отношение в конкретных поступках.
Анализировать свои переживания и поступки.
Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей- конечную цель.
Испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им.
Данная технология может быть успешно реализована в рамках учебного плана и вскрывает большие резервы повышения эффективности работы по развитию речи младшего школьника.
Литература:
Степанова Г.В. Педагогические мастерские. Поиск. Практика. Творчество.-СПб: Петербургская Новая школа,2000.-110с.
Степанова Г.В. Педагогические мастерские // Начальная школа.-1998.-№5.-с.-34-39