Конкурс научно-исследовательских работ
«Великие сыны России – Сергий Радонежский».
«Святой Сергий Радонежский»
тема: «Детство преподобного Сергия – пример для подражания»
Федоров Александр Васильевич
ученик 5 Д класса
МБОУ «Гимназия № 46» г.Чебоксары
Научный руководитель:
Пустошинская О.В., учитель истории
МБОУ «Гимназия № 46» г.Чебоксары
Чебоксары — 2014
Оглавление.
Оглавление………………………………………………………..2
Введение…………………………………………………………..3
Основная часть……………………………………………………4
Заключение………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………..….
Приложение………………………………………………………11
Введение.
Цель моей работы:
изучить период жизни преподобного Сергия до его рождения и детство, чтобы применить его в наше время для воспитания детей, как будущих родителей.
Задачи:
1.Сбор сведений о родителях Сергия Радонежского в период беременности его матери.
2.Сбор сведений о рождении и детстве преподобного Сергия.
3.Анализ современного воспитания детей и поведения родителей, которые ждут ребенка.
4.Сопоставление воспитания детей и поведения будущих родителей сегодня и семьсот лет назад.
5.Актуальность методов воспитания детей по примеру преподобного Сергия и его родителей.
6. Представление своей работы на научной конференции.
Методы исследования:
1.Сбор информации о родителях Сергия Радонежского и его детстве.
2.Ознакомление с данными опросов населения.
3.Сравнение полученных данных.
Основная часть.
Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; «Радонежский» — топонимическое прозвище; 3 мая 1314 — 25 сентября 1392) — монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси.
Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.
К Преподобному Сергию, как к неиссякаемому источнику молитвенного духа и благодати Господней, во все времена шли на поклонение тысячи людей. Кто для назидания и молитвы, кто за помощью и исцелением. И каждого, кто приходит с верой к его чудотворным мощам он исцеляет и возрождает, дает силы и веры. Жизнь святого Сергия служит нам назиданием.
Меня очень заинтересовал тот факт, как обычный, на первый взгляд, мальчик стал одним из самых почитаемых и любимых святых. Чтобы разобраться в этом, я изучил житие преподобного, описанное разными авторами. Особенно сильное впечатление произвело на меня период рождения и детства. Как же все изменилось, к сожалению, за семьсот лет! Родители и дети стали другими. Многие понятия, правила поведения сейчас у нас просто могут вызвать улыбку или недоумение. Поэтому в своей работе я постарался изучить период жизни преподобного Сергия до его рождения и детство, сравнить с нашей действительностью, чтобы применить этот опыт как пример для подражания всем нам.
Рождение и детство.
Из сообщений иеромонаха Никона, мы знаем, что вотчина родителей Сергия, именитых бояр ростовских Кирилла и Марии, находилась в четырех верстах от Ростова Великого, по дороге в Ярославль в селе Варницы. Кирилл состоял на службе сначала у Ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича; он не раз сопровождал их в орду, как один из самых близких к ним людей; владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, он не пренебрегал и обычными сельскими трудами.
Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные. Говоря о них, блаженный Епифаний замечает, что Господь, желая воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей. Дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного, и самих родивших во славу Божью. Праведность их была известна и Богу, и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали бедным, но особенно свято хранили заповедь Апостола о страннолюбии. Тому же учили они и детей своих, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. «Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!» [1, ]
Кирилл и Мария имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына – будущего основателя Троицкой Лавры, красу Церкви Православной и несокрушимую опору родной земли. Задолго до рождения младенца Промысел Божий дал о нем знамение, что это будет великий избранник Божий. Вот как об этом пишет иеромонах Никон. «В один воскресный день благочестивая мать пришла в церковь к Божественной литургии и смиренно стала, по тогдашнему обычаю, в притворе церковном вместе с прочими женами. Началась литургия, пропели уже Трисвятую песнь, и вот незадолго пред чтением святого Евангелия вдруг среди общей тишины и благоговейного молчания младенец вскрикнул у нее во чреве, так что многие обратили внимание на этот крик. Когда начали петь Херувимскую песнь, младенец вскрикнул в другой раз, и притом уже столь громко, что голос его был слышен по всей церкви. Понятно, что мать его испугалась, а стоявшие близ нее женщины стали между собою переговариваться: что бы мог означать этот необыкновенный крик младенца? Между тем литургия продолжалась. Священник возгласил: «Вонмем! Святая святым!» – младенец вскрикнул в третий раз, и смущенная мать едва не упала от страха, она начала плакать… Тут ее окружили женщины и, может быть желая помочь ей успокоить плачущее дитя, стали спрашивать: «Где же у тебя младенец? Отчего он кричит так громко?» Но Мария, в душевном волнении, обливаясь слезами, едва могла вымолвить им: «Нет у меня младенца, спросите еще у кого-нибудь». Женщины стали озираться кругом и, не видя нигде младенца, снова пристали к Марии с тем же вопросом. Тогда она принуждена была сказать им откровенно, что на руках у нее действительно нет младенца, но она носит его во чреве. «Как же может кричать младенец, когда он еще в утробе матери?» – возражали ей удивленные женщины. «Я и сама удивляюсь этому, – отвечала им Мария, – и нахожусь в немалом недоумении и страхе». Тогда женщины оставили ее в покое, не переставая, впрочем, удивляться этому необыкновенному случаю [1, ].
Преподобный Епифаний, сопровождает свое повествование о сем необыкновенном происшествии таким размышлением. «Достойно удивления, – говорит он, – что младенец, будучи во чреве матери, не вскрикнул где-либо вне церкви, в уединенном месте, где никого не было, но именно при народе, как бы для того, чтобы многие его услышали и сделались достоверными свидетелями сего обстоятельства. Замечательно еще и то, что прокричал он не как-нибудь тихо, но на всю церковь, как бы давая понять, что по всей земле распространится слава о нем; и не тогда возгласил он, когда мать его была где-нибудь на пиршестве или почивала, но когда была она в церкви, и именно во время молитвы, как бы указывая на то, что он будет крепким молитвенником пред Богом; не прокричал он в каком-либо ином месте, но именно в церкви, в месте чистом, в месте святом, где пребывают святыни Господни и совершаются священнодействия, знаменуя тем, что и сам он будет совершенною святынею Господа в страхе Божьем. Достойно замечания также и то обстоятельство, что не возгласил он однажды или дважды, но именно трижды, являя тем самым, что он будет истинным учеником Святой Троицы, так как троичное число предпочитается всякому другому числу, потому что везде и всегда сие число является источником и началом всего доброго и спасительного» [1, ].
Всегда преданные воле Божьей, Кирилл и Мария поняли это Проведение, как указание в деле воспитания ребенка. Мария сделалась необыкновенно внимательна к своему состоянию. Она всегда имела в мыслях, что носит во чреве младенца, который будет избранным сосудом Святого Духа. Мария во все остальное время беременности готовилась встретить в нем будущего подвижника благочестия и воздержания, а потому и сама соблюдала душу и тело в чистоте и строгом воздержании во всем. Она чувствовала особенную потребность сердца в молитве, поэтому часто уединялась и со слезами изливала пред Богом свою горячую материнскую молитву о будущей судьбе своего младенца.
«О родители, – говорит об этом святитель Филарет, – если бы вы знали, сколько добра, или, напротив, сколько зла можете вы сообщить вашим детям, еще до их рождения! Вы удивились бы точности суда Божия, который благословляет детей в родителях и родителей в детях и отдает грехи отцев на чада (Числ. 14, 18); и, помышляя о сем, с благоговением проходили бы служение, вверенное вам от Того, из Негоже всяко отечество на небесех и на земли именуется (Еф. 3, 15)» [1, ].
В литературе встречается несколько различных дат появления на свет Сергия. Высказывалось мнение, что он появился на свет или в 1315, или в 1318 году. Днём рождения Сергия также называлось или 9 мая, либо 25 августа 1322 года. В сочинениях XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года.
В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что праведные родители пригласили своих родных и добрых знакомых разделить с ними радость по случаю рождения нового члена семьи, и все благодарили Бога за эту новую милость. В сороковой день после рождения родители принесли младенца в церковь, для святого крещения и для исполнения своего обещания представить дитя в непорочную жертву Богу. Иерей, по имени Михаил, назвал младенца во святом крещении именем Варфоломей, потому что в этот день праздновалась память святого Апостола Варфоломея (по церковному обычаю). Это имя по своему значению – сын радости – было особенно утешительно для родителей.
Мария, а потом и другие стали замечать в младенце опять нечто необыкновенное: когда она ела мясную пищу, то младенец не питался молоком матери. То же повторялось по средам и пятницам, так что в эти дни младенец вовсе оставался без пищи. И это повторялось не раз, не два, а постоянно. Мать беспокоилась, думала, что дитя нездорово, советовалась с другими женщинами, которые тщательно осматривали дитя, но на нем не было никаких признаков болезни. Мария отдавала младенца другим женщинам покормить своей грудью, но ребенок отказывался. Потом она поняла, что младенец постится и стала еще строже сама соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу.
Многие матери, по словам святителя Платон, не считают важным делом кормить ребенка своею грудью, но на самом деле это очень важно. Ведь с молоком вливаются в младенца его будущие склонности и нравы. «Чужое молоко, – рассуждает в одном месте святитель Димитрий Ростовский, – не так полезно для младенца, как молоко его родной матери… Если кормилица больна, то будет больное и дитя; если она гневлива, невоздержна, сварлива… таково же будет и дитя, которое она кормит… Дитя, воспитанное чужим, не матерним млеком, не будет иметь к матери такой любви и привязанности, какую имеют дети, вскормленные ее собственным млеком… Да пристыдят таких матерей бессловесные животные: ни одно из них не доверяет другому питать собственных детей…» [1, ].
Учеба
В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались, сам же он со слезами молился, но учёба вперед не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.
По заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился» [1, ] . Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот закончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников» [1, ]. После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь» [1, ]. Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей и после этого стал невидимым.
Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана, постаревшие родители приняли схиму в Хотьково-Покровский монастырь.
В его душе раскрылось чувство любви к молитве и готовность к подвигам для угождения Богу. Простое, доброе сердце. Всею душою Варфоломей полюбил Богослужение церковное и не пропускал ни одной службы церковной. Наши предки не знали и не любили читать какие-либо книги светского содержания. Жития святых, святоотеческие писания, сборники, летописные сказания о минувших судьбах родной земли – вот книги, которые были любимым чтением того времени. Конечно, в доме благочестивого боярина Кирилла не было недостатка в таких книгах, отрок Варфоломей их читал и перечитывал. Он скоро понял, что еще в отроческом возрасте страсти уже начинают проявлять свою губительную силу, которую сдержать стоит немалого труда; а кто хоть раз поддастся в юности их влечению и даст им связать себя порочными склонностями, тому и подавно тяжело преодолеть их. И вот благоразумный отрок принимает все меры, чтобы оградить себя от их воздействия, и пресекает все пути, которыми они обычно находят доступ к сердцу человека. Прежде всего он совершенно уклоняется от детских игр, шуток, смеха и пустословия, помня, что со строптивым легко можно и самому развратиться. Потом, сознавая, что воздерживать себя во всем есть лучшее средство сдерживать страсти, а свободный от страстей дух и мысль всегда бывают способнее к восприятию благодати Божией. Святой отрок налагает на себя строгий пост: по средам и пятницам он не позволяет себе вкушать ничего, а в прочие дни питается только хлебом и водою.
Заботливая мать старалась смягчить строгость его поста. «Не изнуряй себя излишним воздержанием, сын мой, – говорила она, – чтобы тебе не заболеть от истощения сил, тогда и нам немалую скорбь причинишь. Ты еще дитя, твое тело еще растет; посмотри: никто в твоем возрасте не принимает на себя такого поста; ни братья твои, ни товарищи так не постятся, как ты; другие дети семь раз на дню поедят, а ты, дитя мое, ешь только раз, а то и через день; перестань так делать, это тебе не по силам: всякое добро хорошо в меру и в свое время. Вкушай пищу по крайней мере вместе с нами. Тебе нет еще и двенадцати лет от роду, а ты уже говоришь о грехах своих!» [1, ].
Вот как отвечал сын на это любящей матери: «Не стесняй меня в этом, родная моя, чтобы не пришлось делать так против воли твоей. Не отклоняй меня от воздержания, которое так сладостно душе моей; зачем советуешь своему сыну неполезное? Ведь вы же сказали мне, что я еще в колыбели постился по средам и пятницам; как же я могу не понуждать себя угождать Богу, чтобы Он избавил меня от грехов моих?» [1, ]
Мать удивлялась разумным речам своего сына и, не стала препятствовать. И святой отрок никогда не позволял себе даже отведать каких-нибудь сладких блюд или напитков, следуя мудрому наставлению Великого Василия: если хочешь войти в рай, то воздерживайся в еде и питье. Так, укрощая юную плоть свою воздержанием и трудами для сохранения чистоты душевной и телесной, он ни в чем не выходил из воли своих родителей – как кроткий и послушный сын, он был истинным утешением для них.
«И виден был в нем совершенный инок», – говорит блаженный Епифаний. Поступь его была полна скромности и целомудрия; никто не видал его смеющимся, а если и появлялась иногда кроткая улыбка на его прекрасном лице, то и она была сдержанна; а чаще лицо его было задумчиво и серьезно; на глазах нередко заметны были слезы; его уст никогда не оставляли псалмы Давида. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался, от всех с любовию принимал случайные неприятности. Ходил он в плохой одежде, а если встречал бедняка, то охотно отдавал ему свою одежду [1, ].
А отрок между тем становился юношей. И само собою зарождалось в нем желание иноческого подвига. С каждым днем все больше и больше росло и созревало это желание, пока не обратилось в пламенную жажду души. Ему назначено было Промыслом Божиим просиять в мрачной пустыне, среди дремучих лесов Радонежских. А оттуда светить светом своей жизни святой только что возникавшей тогда Москве, которая готовилась быть первопрестольною столицею всей Русской земли. А с Москвою – светить и всему Православному Царству Русскому.
Таким было рождение и детство Сергия Радонежского семьсот лет назад. А как проходит детство у детей сейчас? Давайте сравним. Предлагаю вашему вниманию таблицу, в которой отражены основные и важные моменты перечисленные выше.
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заключение.
Библиографический список.
1. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия Игумена Радонежского и всея России чудотворца /сост.архимандритом Никоном. Свято-Троицкая Сергиева лавра; Собственная типография, 1904. (с.1-25)
2. Энциклопедия православной святости. Том II. Авторы-составители А.И.Рогов, А.Г.Парменов.- М.; Лик пресс, 1997.- 368с.; ил. (с.151-154)
3. Преподобный Сергий Радонежский /Автор — сост. Е.Сергеева.- М.: Вече, 2011.- 64с.: ил.- (Православные чудеса).
4. Избранные жития русских святых (Х-ХVвв.).- М.: Мол.гвардия, 1992.- 383[1]с., ил. (с.282-317)
5. Жизнь и житие Сергия Радонежского /сост., посл.и коммент. В.В.Колесова; Подготов. Текстов В.В.Колесова и Т.П.Рогожниковой.- М.: Сов.Россия, 1991.- 368с., ил.
6. Борисов Н.С. Сергий Радонежский.- М.: Мол.гвардия, 2002.- 298[6]с.: ил.- (Жизнь замечат. людей: Сер.биогр.; Вып..836).
7. Баландин Р.К. Святые и подвижники православия /Р.К.Баландин; худож. Г.Н.Соколов.- М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.- 382,[2]с.: ил.- (Великие и знаменитые). (с.179-185)
8. Преподобный Сергий Радонежский: Полное жизнеописание; [авт.-сост.Е.Владимирова]. М.: Эксмо, 2011.- 368с.: ил.- (Подарочные издания. Мир Православия).
Приложение.