Е. Л. Шварц. Сказка о потерянном времени. (2 урок по теме).
Цели:
Совершенствовать навык выразительного чтения, выборочного чтения.
Совершенствовать навыки работы с текстом.
Обогащение словарного запаса.
Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Раскрыть нравственный смысл произведения.
Научить учащихся мыслить критически, ответственно относится к учёбе.
Оборудование:
Литературное чтение. Учебник для 4 класса. Ч. 2 (Сост. Л. Ф. Климанова и др.), портрет автора, презентация.
Таблица «З-Х-У».
Таблица для ответов «Верные и неверные утверждения».
Карточки для групповой работы.
Компьютер, проектор, экран.
Презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Мы сегодня снова будем c вами наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
— Я вам всем желаю успешной работы на уроке.
СЛАЙД 1
Стадия вызова.
А) Мотивация к работе.
— Послушайте, о чём идёт речь в загадке?
СЛАЙД 2
Оно длиннее всего на свете – и короче.
Быстрее всего – и медленнее.
Самое доброе – и самое неразрывное.
Его больше всего ценят,
Но больше всего сожалеют о его отсутствии.
Без него ничего не может быть сделано.
Когда его мало, оно пожирает всех и без следа,
А когда много – даёт возможность вздохнуть спокойно. Что это? ВРЕМЯ.
— Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».
СЛАЙД 3-4
Сегодня мы продолжим работу над этой сказкой.
Б) 1. Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
Учитель: Перед вами на столах лежат пока ещё пустые таблицы «ЗХУ». Вспомните все, что вам уже известно о героях сказки и запишите это кратко в первую колонку таблицы. Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите это во вторую колонку. (Дети самостоятельно работают с таблицей)
Хочу узнать | Узнал | |
|
|
|
Учитель: Вы отлично справились с заполнением таблицы. И поэтому мы продолжаем работу.
В) ПРИЁМ «Верные и неверные утверждения»
СЛАЙД 5
— Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли Вы, что…»
Правила игры:
У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами я указала № вопросов.
Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что …».
Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-» .
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
+ | _ | _ | + | _ | _ | + | _ | + | + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Верите ли вы, что…
Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков.
Злые волшебники считали время на калькуляторе. ( СЧЁТЫ)
Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (4)
Дом волшебников освещался керосиновой лампой.
Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)
До леса дети – старички доехали на троллейбусе. ( Трамвае)
Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.
Часы в доме волшебников называли часики. ( Ходики)
Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.
Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.
— Какие вопросы вызвали затруднения?
— На все ли вопросы вы ответили верно, мы узнаем в конце урока.
— Отложите листочки в сторону.
3.Осмысление .
А)Словарно-орфографическая работа.
СЛАЙД 6
Окладистая (борода) – широкая и густая.
Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.
Ходики – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями
Пола, полы – нижняя часть , раскрывающейся спереди одежды, например полы пальто.
СЛАЙД 7
-Подберите синонимы к словам:
хмурый – угрюмый, невесёлый
сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.
СЛАЙД 8
-Подберите антонимы к словам:
состариться –помолодеть
трудиться – лениться, бездельничать.
Б) Работа с текстом.
Приём ТРКМ «Кластер»
-Кто был героями сказки? (Петя Зубов – ученик 3 класса 14 школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица 3 класса, Наденька Соколова ученица 3 класса и ученик 2 класса Вася Зайцев).
-Какое несчастье их объединило?
Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь, человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали себе злые волшебники. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята –старыми стариками.
СЛАЙД 9
-Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик?
— Заметил ли Петя, что с ним случились перемены? Всё произошло неожиданно
— Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на с.5. Чтение по ролям (АВТОР, ПЕТЯ ЗУБОВ, ТЁТЯ НАТАША)
— Как герой воспринимает волшебство? Огорчается, расстраивается, пугается.
— Какие слова нам об этом говорят? Прочитал, чуть не плача, жалеет себя: бедный, несчастный, что со мной будет.
— Сожалеет ли Петя о случившемся? С.6 чтение
-Одинаковым ли было поведение ребят?
— Найдите отрывки, где автор рассказывает о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращённых в стариков. С. 11 Маруся Поспелова, с.12-13 Наденька Соколова, с. 13 Вася Зайцев.
— Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других?
— Прочитайте, как просыпался город. С.10-11.чтение
— Почему люди так бояться не успеть, опоздать, отстать? Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдёт мимо.
-Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти дети, лодырями и прогульщиками? Остановилась бы жизнь.
—Почему дети смогли победить волшебников? Нашли друг друга и научились ценить время.
4. Работа в группах.
Работа в паре.
СЛАЙД 10
— Перед вами карточки, на которых написаны качества человека. Выберите из них те качества, которые помогают ученикам добиться успехов в учёбе и жизни.
Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, целеустремлённый, неряшливый, организованный.
—Выпишите те качества, которых вам недостаёт, и вы бы хотели развить их в себе.
У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют характер. Черты характера можно изменить, исправить. Всё зависит от самого человека. Давайте изменять свой характер в лучшую сторону. А такие черты характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из своего характера.
5. Физкультминутка.
— Вспомните, какие фразы использовал автор, чтобы мы яснее, чётче могли представить события, душевные состояния героев? Как они называются? Устойчивые обороты речи/ фразеологизмы.
Слайд 11
С.6 пошёл куда глаза глядят/ В неопределённом направлении, неизвестно куда
с.8 терять время понапрасну/ Бездельничать
с.10 держать ухо востро / Быть очень осторожным, осмотрительным
с.13 как сквозь землю провалился / Исчез, скрылся куда-то
с.13 и в ус не дует /Не обращает никакого внимания
с. 14 не терять времени даром
Работа в группе.
1 группа.
Отметьте 5 важных действий, направленных на достижение поставленной цели.
Быть настойчивым, быть решительным, не расстраиваться при неудаче, не торопиться, не ждать быстрого результата, верить в успех, поддерживать друзей в трудную минуту, не сдаваться, не стесняться попросить помощи, не бросать начатое дело.
2 группа.
Выберите подходящие к уроку пословицы.
Делу время – потехе час.
Время как воробей: упустишь – не поймаешь.
На хотенье – есть терпенье.
Без дела жить – только небо коптить.
Время не деньги, потеряешь – не найдёшь.
Час упустишь, годом не наверстаешь.
Труд человека кормит, а лень портит.
3 группа.
Выделите главную мысль сказки.
Петя Зубов всегда опаздывал на уроки.
Петя Зубов не ценил своё время.
Не надо терять понапрасну время.
От любого несчастья может спастись человек.
Петя Зубов научился не терять время зря.
СЛАЙДЫ 12-13-14
-Чему учит эта сказка?
СЛАЙД 15
Обращаясь к читателям, Шварц написал замечательные слова, которые дают уверенность человеку в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова . С. 9 Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.
Много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации найдётся.
СЛАЙД 16
6. Рефлексия.
— Возвратимся к нашим вопросам. Снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. Я снова читаю вопросы, а вы в третьей строке ставите нужный знак.
— Поднимите руку, чьё мнение совпало?
— По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?
-Совпали ли ваши ожидания: что вы хотели и что узнали на уроке?
-Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. Какое эмоциональное настроение сейчас у вас?
СЛАЙД 17
— Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал …
Мне показалось интересным …
Меня удивило …
Я хочу похвалить … , за …
7.Домашнее задание. СЛАЙД 18
На следующем уроке мы будем составлять план сказки.
Дома напишите отзыв о сказке, выразите свои мысли и впечатления. Подумайте, что можно сделать полезного за 1 минуту.
СЛАЙД 19
8.Грамзапись сказки (если останется время).
Хочу узнать | Узнал | |
|
|
|
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, целеустремлённый, неряшливый, организованный.
Хочу узнать | Узнал | |
|
|
|
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, целеустремлённый, неряшливый, организованный.
1 группа.
Отметьте 5 важных действий, направленных на достижение поставленной цели.
Быть настойчивым, быть решительным, не расстраиваться при неудаче, не торопиться, не ждать быстрого результата, верить в успех, поддерживать друзей в трудную минуту, не сдаваться, не стесняться попросить помощи, не бросать начатое дело.
2 группа.
Выберите подходящие к уроку пословицы.
Делу время – потехе час.
Время как воробей: упустишь – не поймаешь.
На хотенье – есть терпенье.
Без дела жить – только небо коптить.
Время не деньги, потеряешь – не найдёшь.
Час упустишь, годом не наверстаешь.
Труд человека кормит, а лень портит.
3 группа.
Выделите главную мысль сказки.
Петя Зубов всегда опаздывал на уроки
Петя Зубов не ценил своё время.
Не надо терять понапрасну время.
От любого несчастья может спастись человек.
Петя Зубов научился не терять время зря.