Система уроков по повести И.С.Тургенева «Ася» в 8 классе
Терехова Н.Ф., учитель литературы
Повесть И.С. Тургенева «Ася» не так давно включена в программу 8 класса. Она затрагивает любовно-психологические вопросы, которые волнуют современных восьмиклассников. Материал произведения позволит также поговорить о таких важнейших нравственных ценностях, как честность, порядочность, ответственность за свои поступки, а затем перейти к обсуждению более глобальных проблем: о цели и смысле жизни, о выборе жизненного пути, о формировании личности, о взаимосвязи человека и природы.
Многие из названных выше проблем уже затрагивались при изучении других произведений. Это даст возможность провести наблюдение за тем, как раскрывают данные вопросы писатели 19 века.
С отдельными произведениями Тургенева (рассказами «Муму», «Бежин луг») учащиеся знакомились в предыдущие годы. Хотелось бы, чтобы и эта встреча взволновала учеников, заставилась задуматься над «вечными» проблемами, по-новому раскрыла особенности творчества интереснейшего русского писателя.
На изучение повести целесообразно отвести 4 урока. Причем обсуждение вести по линейно-последовательному (глава за главой) принципу освоения художественного текста. Изучая повесть, постараемся донести до учащихся ее поэтическое обаяние, красоту и чистоту, о которых говорил Некрасов. Лучшее средство для этого — чтение в классе отдельных фрагментов. Последующий анализ с перечитыванием отдельных мест преследует цель побудить школьников задуматься над сложностью человеческих взаимоотношений, неоднозначностью, даже противоречивостью характеров, над проблемой ответственности человека перед другими людьми, перед собою, перед жизнью вообще. Учебная задача анализа повести — обратить внимание юных читателей на способы раскрытия психологии человека в художественном произведении. Как же спланировать весь материал?
1 урок — Гуманность творчества Тургенева. Знакомство с героями повести. Роль пейзажа в произведении. (главы 1-3)
2 урок — «Что за хамелеон эта девушка!» (главы 4-10)
3 урок — «У счастья нет завтрашнего дня». (главы 11-22)
4 урок — Современники Тургенева о повести «Ася». Образ тургеневской девушки в произведении.
Конкретно материал по урокам распределяется следующим образом.
1 урок.
Тема: Гуманность творчества Тургенева. Знакомство с героями повести «Ася». Роль пейзажа в произведении.
Цели урока:
1) знакомство с основными направлениями творчества Тургенева; с героями повести «Ася»;
2) углубления знаний о роли пейзажа в произведении;
3) развитие умения толковать литературный текст.
Ход урока
1. Учитель зачитывает слова И.С.Тургенева — отклик на смерть Н.В.Гоголя, чью комедию «Ревизор» только что читали и обсуждали (слова есть в начале статьи «Поборник идей доброты и гуманности» в учебнике Г.И.Беленького); говорит о том, что одно из добрых чувств, воспеваемых Тургеневым, — любовь, благородство в отношении к женщине.
— Послушайте стихотворения в прозе Тургенева, созданные им в конце жизни.
На фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года. Баркарола. Июнь.» звучат в исполнении заранее подготовленных учащихся стихотворения «Я шел среди высоких гор…» и «Роза».
— Что объединяет эти стихотворения повестью «Ася»?
(настроение, лирическое, грустное, нежное, и тема — любовь, тоска без тоски, сочетание прекрасного и печального).
2. Учитель говорит об истории создания повести «Ася», читает об этом материал из учебника, рассказывает историю незаконнорожденной дочери Тургенева.
3. Анализ повести «Ася» (1-3 главы)
1) Почему повесть называется «Ася»
(по имени главной героини)
2) Каково ее настоящее имя? (Анна)
Анна в переводе означает «грация, миловидность», а Анастасия — рожденная заново. Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно величает Асей? Когда же происходит рождение заново? Вернемся к этому вопросу позже, а пока запомним, что у Тургенева название произведения всегда значимо.
3) От чьего имени ведется повествование?
(от лица Н.Н.)
Как зовут героя? Почему Тургенев оказывает ему в имени? Что вы можете сказать о нем, каковы его занятия, увлечения?
(ответы с цитатами из 1 главы повести)
Что значит «жил без оглядки»?
4) Главный герой повести Тургенева, от лица которого ведется повествование, — двадцатипятилетний богач, путешествующий, говоря его собственными словами, «без всякой цели, без плана». Юноше незнакомы мучительные раздумья о смысле существования. Единственное, что руководит героем в жизни, — это его собственное хотение. «Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы не успели завестись — я жил без оглядки, делал что хотел, процветал, одним словом», — признается рассказчик. Заострим внимание учащихся на словах «…я жил без оглядки…», ибо в них выражено жизненное credo центрального персонажа повести. «Без оглядки» — показатель степени его социальной раскрепощенности, которая определяется не только и не столько необремененностью всякого рода житейскими хлопотами и отсутствием раздумий о дне завтрашнем, сколько известной свободой в плане морально-этическом. «Без оглядки» — значит «не задумываясь о последствиях своих поступков», «не возлагая на себя ответственности за судьбу ближнего». «Без оглядки» подразумевает, таким образом, абсолютную свободу хотений и действий без каких бы то ни было нравственных обязательств со своей стороны. Но Н.Н. отнюдь не утратил способности отличать добро от зла, свобода воли не переходит у него в неограниченный индивидуализм. Это славный, добрый юноша, далекий от пошлости и снобизма.
(пережил несчастную любовь)
Почему Н.Н оказался в городке 3?
Посмотрим, какими словами говорит Тургенев о чувствах героя, какое отношение сквозит в словах: «поражен в сердце», «жестоко меня уязвила», «краснощекий лейтенант» и т.д. (ирония).
5) Обратим внимание, какую роль играет пейзаж в раскрытии человеческого характера. Каково отношение героя к природе?
(Герой «не любил так называемых красот» природы, «не любил, чтобы она навязывалась», «мешала» сосредоточить внимание на человеке. Городок З. Привлекает его простотой, своей умиротворенностью).
Обращаем внимание на деталь в пейзаже Тургенева: лунный свет «безмятежный», лучи — «неподвижные», свисток звучит «сонно», собака ворчит «вполголоса». В то же время все «живет» и «дышит», покой лишь видимость, статика таит в себе пульс идущей чередом жизни. Герою городок близок по ритму Н.Н., здесь чувствует себя комфортно. Итак, пейзаж помогает понять внутреннее состояние человека, его характер.
6) Куда переносится действие?
(в городок Л, на другой стороне Рейна)
Похожи ли два это городка? Докажите текстом.
(Не похожи. В городке Л. жизнь бьет ключом. Здесь «праздник жизни». Звучит музыка).
( В классе начинает звучать вальс Штрауса).
7) Здесь происходит знакомство Н.Н. с Асей, одной из ряда «тургеневских девушек».
Прочитаем портрет Аси (из 2-ой главы).
Красива ли она? (нет, но обаятельна, мила).
Что важно в портрете Тургеневу? (грация, обаяние, человеческая неповторимость).
Одна из особенностей тургеневского портрета — ключевое слово, которое играет свою роль в повествовании.
Каково ключевое слово для Аси? («что-то особенное»).
Этим — неповторимостью, грациозностью, обаянием — будут отличаться все «тургеневские девушки».
8) Прочтите портрет Гагина. Определите для него ключевое слово («мягкий).
9) Докажите, что у Тургенева портрет в первую очередь психологический.
(Мы не столько видим, сколько узнаем героя. Главное здесь — не точное воспроизведение внешности, а то, какое впечатление производит человек).
10) Тургенев рисует Асю романтической девушкой, тонко чувствующей красоту и поэзию окружающего мира. В эпизоде прощания Аси и Гагарина после первой встречи (конец П главы) есть много символов. Величественная река — символ жизненного пути; лунная дорожка — небесный путь, освящение свыше. И Ася отмечает: «Вы в лунный столб въехали. Вы его разбили!» Голос судьбы прозвучал, но герой его не услыхал. Почему?
11) В каком состоянии герой расстался с Асей после 1 встречи?
(Он счастлив. И забыл о «жестокой красавице»)
Что изменило его настроение?
(Ася, природа, музыка)
Учитель: Природа и музыка — вечные спутники влюбленности. Своих героев автор наделяет тем, что умел сам: чувствовать и понимать окружающий мир.
12) Зачем приходит к герою Гагин в 3 главе?
(приглашает полюбоваться природой)
Но в этой главе нет описания природы! Почему? Когда герой начинает восхищаться природой?
(когда появляется Ася).
Итак, Ася как будто освещает все вокруг, с ней мир оживает, человек становится счастливее.
Домашнее задание:
1) перечитать 4 — 10 главы;
2) выписать реплики — характеристики Аси, данные Гагиным, сделать вывод о нраве и характере героини;
3) Как понимаете слова рассказчика «Что за хамелеон эта девушка!»?
4) Индивидуальное задание двум сильным учащимся: показать зарождение и эволюцию любовного чувства в герое.
2 урок.
Тема. «Что за хамелеон эта девушка!»
Цель:
1) углублять умение анализировать текст художественного произведения, находить детали, определять их роль;
2) развивать умение характеризовать литературных героев;
3) развивать умение анализировать эпизоды.
Ход урока.
I. Опрос — проверка домашнего задания.
1. Зачитайте характеристики Аси, данные Гагиным.
2. Что нового мы узнаем об Асе из ее портретов в 4 -5 главах?
3. Какой облик складывается из всего сказанного? Как вы понимаете слова Н.Н. о ней («Что за хамелеон эта девушка!»)?
(Бесстрашная, своевольная; наивная, смешная, искренняя, честолюбивая. Ася меняется. Она непосредственна, стремится к чему-то настоящему, ищет себя; ограничена во всех «партиях»).
II. Влияние Аси на героя.
1) Что дает возможность Н.Н. назвать Асю «совершенно русскою девушкой»?
(В ней не чувствовалось барыни, а было что-то диковатое; одежда, прическа, пальцы, песня — все это тоже напоминает Россию)
2)Что понимает Н.Н., глядя на Асю?
(осознает собственную неприкаянность, задумывается над смыслом жизни).
III. Зарождение и эволюция любовного чувства в герое. (сообщение учащихся). Тургенев мастерски показывает зарождение любовного чувства в герое:
— 1-ое свидание — показалось Н.Н. очень миловидной;
— в домике Гагиных — герой чувствует себя беспричинно счастливым:
— сцена у развалин, бессонная ночь, когда думает о «капризной девочке с натянутым смехом»;
— смущает тайна Аси; узнает ее, почувствовал сладость;
— но в начале 11 главы говорит, что «о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо».
Он такой же: «жил без оглядки» и сейчас не думает о будущем.
Почему это — ответим на следующем уроке.
IV. Беседа по 8 главе.
1) Что узнает герой об Асе из рассказа Гагина? Перескажите историю Аси.
2) Почему Гагин поведал историю Аси Н.Н.?
(понял, что у Аси есть чувство к Н.Н.)
3) На что в сестре обращает внимание рассказчика Гагин?
Докажите текстом. (нравственный максимализм, импульсивность, высокая требовательность в выборе предмета любви)
4) Каково отношение Н.Н. к Асе после этого разговора? Найдите в тексте ответ на этот вопрос. (Мне стало очень жаль ее…»)
V. Анализ 9 главы.
1) Составление в тетрадях и на доске таблицы
«Две встречи — два разговора» (глава 9 и глава 16)
Читаем 9 главу и выписываем из нее в таблицу слова.
9 глава (свидание) 16 глава (разрыв)
1) цвет Светлые глаза, бледное лицо, синева неба, покраснели, черный кот с желтыми глазами Темно, бледный, как мрамор
2) свет Ясный, солнечный луч, все радостно сияло, блеск воздуха, какие-то тени пробежали по лицу
3) как говорят герои Ася — доверчивая ласка в голосе, прошептала, задумчиво, засмеялась тихим легким смехом, Н.Н. промолвил, засмеялся Испуганный шепот, прерывистые звуки, резкие слова
4) ключевой образ Образ летящей птицы Словно мертвая птица, испуганная птичка
5) интонация, настроение Светлая, печальная Горечь, печаль
( На данном уроке заполняется только та часть таблицы, которая касается 9 главы).
2) В чем смысл разговора о крыльях?
3) Какая музыка звучит? (вальс)
Когда он уже звучал? (при первом знакомстве)
VI. Роль 10 главы.
1) Что почувствовал герой?
(тайное беспокойство, тревогу)
2) Снова пейзажно-психологическая зарисовка помогает понять героя, его состояние. Почему тревога?
Предчувствуем, что не сложатся их взаимоотношения. Недаром Ася сравнивает себя с Татьяной Лариной, которая в любви не была счастлива. Как Онегин с Татьяной, так и Ася с Н.Н. слишком разные люди. Вот и попробуйте это доказать.
Домашнее задание.
1) Доказать по 11-12 главам, сто Ася и Н.Н. — разные, не созданные друг для друга (задание сложное, дается по желанию);
2) Заполнить вторую часть таблицы по 16 главе (сцена разрыва);
3) Продумать ответы на вопросы:
— Почему Асе «лететь некуда»? Почему она не танцует?
— Виноват ли герой в своей судьбе?
3 урок
Тема. «У счастья нет завтрашнего дня»
Цель:
1) развивать умение определять проблематику произведения;
2) развитие умения толковать текст повести.
Ход урока
I. Беседа по 11 — 15 главам (домашнее задание проверяется в ходе урока)
1) Что изменилось в поведении Аси? Почему?
(Ася серьезней, много думает, размышляет)
2) Как вы понимаете слова Аси, что ей «лететь некуда»?
(не только осознание бесперспективности своей любви к молодому аристократу, но и предчувствие собственной нелегкой судьбы «крылатой» натуры в тесном мире «бескрылых» существ).
3) Все поведение Аси говорит о том, что она готова на все ради любви. Найдите в тексте доказательства этому.
(«Я все буду делать, что вы мне скажите»
«Ведь вам не будет скучно со мной?»
«Если б я умерла, вам было бы жаль меня?»
Это невысказанные признаки любви)
4) Тургенев подводит нас к тому, что не судьба героям быть вместе. Какими деталями показывает писатель то, что Ася и Н.Н. -совершенно разные, не подходящие друг другу люди?
(индивидуальные наблюдения. Если учащиеся сами не решаются взять это задание, учитель предлагает это сделать 2 -3, дав несколько советов).
А. Наблюдение за художественными деталями 11 — 12 глав: Он Она
веселый печалится
любуется боится
вошел хочет бежать
не думал ни о чем о многом думала
ему очень хорошо мысль о смерти
смеется дает клятву
Б. Почему не стала Ася танцевать во 2-ой раз?
(раньше героя понимает все)
В. Почему Гагин убежден, что свадьбы не будет (12 гл.)?
(Герой поступает по правилам, а любовь — это нарушение всех правил. Это лунный столб…, который разбивает Н.Н.)
5) Почему Н.Н. не обрадовался, узнав, что Ася его любит? (глава 14)
(«Я не хотел заглядывать сам в себя! — гл. 13
«Ее любовь меня и радовала и смущала»
«Жениться на семнадцатилетней девочке, с е нравом, как это можно!»)
6) К какому решению приходит рассказчик, почему? Что можно сказать о нем?
(глава 15 — «Я не могу на ней жениться,… она не узнает, что и я полюбил ее»
Н.Н. не хочет жениться, боится ответственности за чужую жизнь, привык «жить без оглядки»)
Учитель делает вывод о том, что в этом смысле повесть Тургенева оказывается повестью о выборе жизненной позиции героем, который предпочел спокойствие «бескрылого» существования беспокойному и переменчивому потоку полноправного человеческого бытия.
II. Обратимся к сцене разрыва (глава 16)
1) На прошлом уроке мы говорили о свидании героев в главе 9. Дома вы перечитывали сцену последнего объяснения Аси и Н.Н.
Послушайте 2 мелодии и скажите, какая музыка более соответствует интонации какой сцены?
[Звучит Дворжак «Мелодия си минор» и «Элегия»]
2) Прочитаем сцену разрыва (на фоне музыки)
3) Какие художественные детали вы отметили дома в таблице? (проверка заполнения таблицы)
4) Предает ли герой Асю? В чем? (предает, когда перекладывает на нее ответственность за неизбежный разрыв. Причем понимает, что поступает бесчестно)
5) Как ведет себя Н.Н. после этого свидания? (Пытается искать Асю, хочет ей сказать все. Но оставляет на завтра)
6) Каково отношение Тургенева к этому поступку героя, как он его высказывает? (конец главы 20: «У счастья нет завтрашнего дня…»)
7) Как расплачивается герой за свою душевную слабость? (глава 21. Тургенев наказывает героя за то, что не узнал любовь, что сомневался в ней. Автор проводит героя через испытание любовью, которое тот не выдерживает).
8) Зачем включена в текст глава 22? Перечитаем ее (звучит музыка Чайковского «Времена года. Осень»)
— О чем нас заставляет задуматься Тургенев?
(Это размышления о жизни, о любви. Звучит как стихотворение в прозе).
А как воспринимали повесть современники Тургенева? Об этом поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание.
Задания даются 3 группам учащихся (весь класс делится на 3 группы):
1 группа — какой предстает тургеневская девушка в повести? (устный ответ)
2 группа — прочитать высказывание Д.И.Писарева о повести (учебник, стр.290) и подобрать аргументы, подтверждающие о опровергающие позицию критика.
3 группа — то же задание, что у 2 группы но по отрывку из статьи Н.Г.Чернышевского (учебник, стр. 290-291)
4 урок
Тема: Современники Тургенева о повести «Ася». Образ тургеневской девушки в произведении.
Цели:
1) развивать умение обобщать сказанное о герое;
2) знакомство с отзывами о повести критиков.
Ход урока
I. Учитель говорит об Асе как одной из тургеневских девушек. Что же это за литературный тип?
Выступление учащихся 1 группы, в ходе которого выясняется то, что характерно для тургеневской девушки:
— Душа, которую невозможно не полюбить.
— Нежность, способность на искренние сильные чувства, отсутствие искусственности, фальши, кокетства.
— Самобытность, естественность, непосредственность.
— Устремленность в будущее.
— Сильный характер, готовность к самопожертвованию.
— Грациозность, обаятельность.
II. Противоречивость характеров героев и ситуаций в повести «Ася» вызвала сразу после публикации волну споров среди читателей — современников. Эти споры получили свое отражение и в высказываниях литературных критиков.
1) Высказывание Писарева.
— Какие стороны характера Аси отмечает Писарев?
— Как критик характеризует героя?
Согласитесь или опровергните его мнения (высказывания учащихся 2-ой группы)
2) Что говорит Чернышевский об Н.Н.? В чем вы согласны с ним, в чем — нет? Почему критик говорит не о вине, а о беде главного героя? (высказывания учащихся 3 группы)
3) В чем вы видите нравственное превосходство тургеневской девушки, героини повести, над героем?
(Она устремлена в будущее, а он боится идти вперед, заранее предвидя даже те препятствия, которых нет)
Учитель подводит итог высказываниям учащихся о повести. Отмечает, что за время работы над повестью удалось познакомиться с творческой манерой писателя, разговор о котором будет продолжен в 10 классе.
Таково содержание уроков по повести Тургенева «Ася».Анализ произведения заставил задуматься учащихся над многими нравственными проблемами. В ходе уроков ученики, вчитываясь в текст, вникали в такие особенности творческой манеры писателя, как психологический портрет, символика повествования, значимые имена героев, само название произведения, отмечали роль пейзажа в раскрытии характера героя. Это поможет ребятам глубже понять произведения И.С.Тургенева.
После изучения повести «Ася» многие ребята говорили, что далеко не все им было понятно как в героине, так и в Н.Н.
Уроки помогли учащимся разобраться в поставленных писателем вопросах, научили обращать внимание на способы раскрытия психологии человека в художественном произведении.
Список литературы
1) Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.Н.Гороховская, Е.А.Виноградова «Литература в 8 классе. Урок за уроком» М., «Русское слово», 2000г.
2) О.Н.Харитолнова «Повесть И.С.Тургенева «Ася» на уроках литературы в 8 классе» (ЛШ № 6 — 1994г.)
3) И.В.Калинина «История одной любви» (ЛШ № 6 — 1994г.)
4) И.К.Пашинина «Повесть «Ася» в системе уроков по творчеству Тургенева» (ЛШ № 5 — 1996г.)
5) Н.С.Танкова «Тургеневская девушка» (ЛШ № 5 — 1996г.)
6) Савина Л.Н. «Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы.» Волгоград, издательство «Братья Гринины», 1999г.