Лебедева Татьяна Сергеевна
НИУ «БелГУ»
Студентка педагогического факультета
Тема: Изображение фантастических образов в художественных произведениях.
С.Я. Маршак «Дремота и Зевота», Ю.Тувим «Чудеса», Б.В. Заходер «Приятная встреча».
Цель: Создание условий на уроке для знакомства и полноценного усвоения стихотворений С.Я. Маршака «Дремота и Зевота», Ю.Тувим «Чудеса», Б.В. Заходера «Приятная встреча».
Задачи:
— содействовать полноценному восприятию стихотворений, формированию читательских умений по анализу художественного произведения;
— способствовать развитию речевой культуры учащихся;
— формировать умения самостоятельно ставить вопросы к прочитанному; — способствовать развитию интонационной выразительности при чтении и рассказывании;
— способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к действительности, умение передавать личностное отношение к прочитанному.
Оборудование: учебник, хрестоматия, Карточки с заданиями, компьютер, проектор, экран, словарик настроений.
Ход урока
Время | Форма и приемы работы на данном этапе | Примечания | |
Орг. Момент. | 3 мин | Здравствуйте. Садитесь. — Я смотрю на ваши лица и вижу маленькие солнышки, которые озарились лучистыми улыбками. Солнышко Лиза, Ваня, Маша, Дима… Эти улыбки вы дарите мне, друг другу. У нас замечательное настроение. Оно описано в этих словах. — Ваши глазки-лучики засветились хорошим настроением. А всё потому, что слова для нашего приветствия мы подбирали светлые, добрые, ласковые, поднимающие настроение. Давайте сохраним это настроение на протяжении всего урока.
— Сейчас мы как обычно поработаем самостоятельно с карточками. Каждый получает карточку, подписывает ее, выполняет задание и сдает. |
Слова записаны на доске
Работа с карточками с заданиями.
|
2. Речевая разминка | 3 мин | — Теперь, ребята, давайте поднимем голову выше и очень легко подышим. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. — А сейчас, давайте представим, что перед нами очень горячий чай. Вам нужно его остудить. — Что сделаем? (Нужно подуть) — Конечно, нужно подуть на чай. -Давайте подуем. | Дети выполняют упражнения сидя ровно за партами. |
3.Проверка домашнего задания | 7 мин | — А теперь мы поверим. Все ли выполнили домашнее задание. — Какое задание у вас было? (Вставить рифмы в стихотворение Ю.Тувима «Про пана Трулялинского») — Давайте посмотрим, кто же какие рифмы подобрал. — Сейчас будем читать по 4 строчки, кому достанутся строчки с пропусками – тот говорит слова, которые он вставил. — А потом мы все быстро обсудим. — Итак, поехали. | Работа со стихотворением Ю.Тувима «Про пана Трулялинского» (учебник с.53-54) |
4. Актуализация опорных знаний.
Объявление темы и цели урока | 5 мин | — Ребята, сегодня мы начинаем читать следующую главу учебника. А открывает нам её какой-то человечек. Кто же он и откуда? (Это Баба-Яга. Она из сказки) — А откуда она? (Из сказки) — Значит, эта глава тоже будет необычной, волшебной. Она откроет нам новый секрет художественных текстов. Давайте прочитаем хором, как этот секрет называется. ( «…А если я глаза закрываю, Мне видно то, Чего не бывает…») — А как вы понимаете эти слова? Где можно увидеть то, чего не бывает? ( Во сне. В мечтах. В своём воображении. А ещё в сказках, когда читаешь и представляешь эти картины) — А теперь почитаем правило. Оно вводит нас в новую главу и сообщает что-то интересное. (Чтение правила учителем) — Что же вы узнали? (Что авторы могут изобразить не только то, что бывает в жизни, но и то, чего не бывает) — О том, что бывает, мы узнали в предыдущих трёх главах. Мы не только об этом читали, но и наблюдали, как авторы это делают, какие секреты знают, чтобы интересней и достоверней рассказать читателю о жизни людей или о природе. — Сегодня мы будем читать другие тексты, о том, чего не бывает в жизни. Наверное, вам уже приходилось читать самим или вам читали взрослые такие книги, где события или герои вымышленные. А как эти книги называются, знаете? (Сказки! Фантастика!) |
Дети читают хором
(Чтение правила учителем)
|
5. Изучение нового материала | 10 мин | — Значит, авторы нас вводят в чудесный фантастический и сказочный мир. — Сейчас мы будем читать стихотворение детского писателя Самуила Яковлевича Маршака, его портрет вы видите на слайде. — Маршак был великим мастером слова и настоящим другом ребят: он писал для них много произведений, интересных и поучительных. Мы не раз будем читать его стихотворения, и я надеюсь, что вы их полюбите. А сейчас мы прочитаем стихотворение «Дремота и Зевота» и посмотрим, о чём оно. — Сейчас я прочитаю это стихотворение, а вы постарайтесь представить в своём воображении героев этого произведения. — Кто главные герои в этом стихотворении? (Дремота и Зевота) — А как вы их себе представили? Нарисуйте словами. Ученики.- Дремота и Зевота – это феи. Они могут заколдовать детей. Это колдуньи. — Я их представил в чёрной накидке и с закрытыми глазами. — А я Дремоту представил с закрытыми глазами, а Зевоту – с раскрытым ртом и страшными зубами. — А я представила их в образе птиц: Дремота – это голубь, а Зевота – ворона. — А как вы думаете: Дремота и Зевота существуют в жизни? (Нет, не существуют). Ученик. А я думаю, что они есть, только мы их не видим. Они подкрадываются незаметно к нам и заставляют нас дремать и зевать. — Итак, одни из вас говорят, что таких существ нет, другие – что есть, но мы не видим их. Но когда вы слушали стихотворение, вы же смогли их представить в образах, которые существуют на самом деле: людей, птиц? Ученик.- Да, представили. — В этом и заключается авторский секрет. Попробуем его отгадать.
|
Портрет на слайде
Чтение текста учителем |
6. Физминутка | 2 мин | Презентация на экране | На слайде |
7. Изучение нового материала. | 10 мин | — Мы продолжаем читать о том, чего не бывает. — Сейчас мы прочитаем стихотворение , которое называется «Чудеса», и посмотрим, о каких чудесах рассказывает автор и что в этом тексте необычно: герои или события. — Сначала прочитайте стихотворение про себя. — Сейчас будем читать по предложению. — Эрик, начинай. — А теперь скажите, что здесь вымышленное? (- герои, потому что коровы не умеют летать; события, потому что птицы не умеют лаять; автор нарисовал все, чего не бывает). — Давайте разберемся. Для этого поиграем в игру «Веришь – не веришь». — Ваша задача прочитать медленно текст, выбирая события и героев и сказать, верите вы в это или нет. |
Учитель делит доску на две части. В одной записываются герои, а в другой – события. Герои (корова. Бабочки, птицы, собаки), события (взлетела корова, бабочки вили гнезда из прутиков, залаяли птицы, запели собаки, выпал снег в июле, оранжевый снег). |
8. Итог урока. Рефлексия. | 3 мин | — С какими произведениями мы сегодня познакомились? — Чем похожи данные стихотворения? — В чем вы убедились? — Над чем задумались? — Чему научились?
— Сейчас оцените свою работу в течении урока и приклейте стикеры на соответствующие листы.
|
|