Муниципальное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа № 9 поселка Чульман, Нерюнгринского района
Конспект урока по литературе
в 11 классе
««Тема любви в творчестве А.И.Куприна»»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Меженина Елена Поликарповна
п. Чульман
2012
Аннотация: Урок – исследование по русской литературе 20 века. Дан материал по теме любви в творчестве А.И.Куприна. На уроке ведется наблюдение за тем, как рассматривается писателем вопрос о любви, отрабатываются навыки сопоставительного анализа, систематизации и выделения главного в работе с художественным текстом.
Для мотивации учащихся, продуктивного усвоения ими предлагаемого материала использован исследовательский подход: сформулированы вопросы на выявление личного восприятия предложенных произведений, ученики самостоятельно анализируют текст с разных точек зрения.
Цель: развивать у учащихся способность понимания художественного текста, коммуникативность; учить работе с текстом, используя исследовательский метод; воспитывать языковое чутье.
Задачи:
Обратиться к значимым для учащихся темам любви, культуры.
Создать условия для освоения учащимися различных способов понимания текста: понимание логической основы текста, символической основы текста, авторской позиции; углубление версии понимания за счет коммуникации со сверстниками; развитие умения построить выход из ситуации непонимания.
Способствовать привлечению личного опыта учащихся для анализа и интерпретации текста, обогащению мировоззрения, углублению эстетического переживания текста.
Работая в группах, определить силы коллектива в решении ряда обсуждаемых вопросов, обобщить и сделать выводы на основе читательского и личного опыта учащихся.
Содержательный компонент:
Изучение биографии и творчества А.И.Куприна (1870-1938). Аналитическое чтение и обсуждение рассказов «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь».
Масса жизненных наблюдений, впечатлений и переживания стала основой его творчества. «Ты – репортер жизни… Суйся решительно всюду…влезь в самую гущу жизни»,- так определил Куприн свое призвание. Куприн – темпераментная, широкая натура, человек стихии и интуиции. Его любимые герои обладают теми же качествами. Колоритен и сочен язык его прозы (лирики он не писал).
Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, «зоологических» проявлений инстинктов, писатель создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков
( «Суламифь»), забираясь в лесную глушь волынской губернии («Олеся»), заглядывая в каморку влюбленного отшельника, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире («Гранатовый браслет»).
2. Анализ и интерпретация повестей «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь».
3.Применение знаний и умений анализа и интерпретации художественного текста, дискуссия, рефлексия, обобщение и систематизация знаний, интегрирование знаний по истории, культуре.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок – исследование (в группах)
Оборудование: фотопортрет А И Куприна, раздаточный материал (вопросы для обсуждения в группах), тексты указанных повестей.
Комментарии:
Материал рассчитан на два урока; учащимся рекомендовано заранее определиться в группы по интересам (читают одно из предложенных для анализа произведений А.И.Куприна), по личным контактам;
В начале урока учащиеся объединяются в 3 группы.
Вопросы, предлагаемые для предварительного обдумывания:
-Что такое любовь? Как решается этот вопрос в прочитанной вами повести?
-Как А.И.Куприн выражает свое отношение к событиям и героям повести?
-Меняется ли понятие «любовь» со временем (в веках)?
Сообщив тему и цель урока, учитель проводит беседу с классом по эпиграфам.
Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте…, не в творчестве выражается индивидуальность, но в любви.
А.И.Куприн
Любовь, движимая солнцем и прочими звездами…
Данте Алигьери «Божественная комедия»
Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть…
…А.П.Чехов
Один из учащихся делает сообщение «Факты биографии А.И.Куприна (1870-1938)».
После прослушивания учащиеся фиксируют основную информацию в рабочих тетрадях.
Запись в тетрадях:
Александр Иванович Куприн родился в разночинской семье. Рано осиротел. Трудное сиротское детство и уязвили, и закалило будущего писателя. Во время русско-турецкой войны 1877г. был захвачен патриотическими настроениями. Следствием этого стало поступление в кадетский корпус, затем военное образование было продолжено в Московском Александровском училище.
Куприн служит в армии. В 1894 г. выходит в отставку е чине поручика. Пять лет странствует по России, меняет множество занятий, знакомится с великим множеством людей, погружается в море житейское и одновременно начинает литературную работу.
Первое крупное произведение – повесть «Молох» (1896) проникнуто пафосом отрицания машинной цивилизации, которая требует жертв от людей и порождает вражду и ненависть. Уродующей человека цивилизации писатель противопоставляет в своей следующей повести «Олеся» (1897) естественную жизнь на лоне природы, естественные человеческие чувства. Этой же теме посвящены повести «Гранатовый браслет» и «Суламифь».
Анализ и интерпретация повестей А.И.Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь»
( учащиеся используют материалы книги В.Эпова «Четыре урока Куприна», В.Афанасьева «Александр Иванович Куприн», тексты произведений)
Задания для 1-й группы: аналитическое чтение повести «Гранатовый браслет»
Задание для 2-й группы: аналитическое чтение повести «Олеся».
Задание для 3-й группы: аналитическое чтение повести «Суламифь».
Выступления представителей групп, обсуждение выступлений
( учащиеся фиксируют в тетрадях наиболее интересные высказывания).
1-я группа: Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу «высшего общества». Восемь лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств членов семейного клана князей Шеиных и Булат — Тугановских
Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений.
Присланный неизвестным влюбленным подарок – гранатовый браслет — вызывает бурю негодования брата княгини, товарища прокурора Булат – Тугановского. Он готов растоптать, уничтожить «плебея», осмелившегося оказывать знаки внимания потомственной дворянке. Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста ненормальным, маньяком. И только старый генерал Аносов, с которым любит откровенничать княгиня, догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного: «А почем знать? Может быть твой жизненный путь, Верочка. Пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
Другие члены рабочей группы, высказывают свое мнение о прочитанном, опираясь на свой читательский опыт:
* Стихотворение австрийского поэта первой половины 19 века Николая Линау будто отражает содержание повести «Гранатовый браслет»:
Молчать и гибнуть.. Но милей,
Чем жизнь, волшебные оковы!
Свой лучший сон в очах у ней
Искать, не проронив ни слова!-
Как свет застенчивый лампад
Трепещет пред лицом Мадонны
И, умирая, ловит взгляд,
Небесный взгляд ее бездонный!..
«Молчать и гибнуть» — вот духовный обет влюбленного телеграфиста.
И все – таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне.
* Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви.
Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала это прекрасное чувство в его сердце, возвысила его, «маленького человека» над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое»
* Могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» — чистый вымысел, или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?
В основу повести положены факты из семейной хроники князей Туган – Барановских. В октябре 1910 года Куприн сообщил об этом своему другу, критику и историку литературы Ф.Д.Батюшкову: «Это – помнишь?- печальная история маленького телеграфного чиновника К.П.Желтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д.Н. теперь губернатор в Вильне).
* В повести Куприна старик – генерал Аносов ратует за любовь, которая «заключает весь смысл жизни – всю вселенную»
Любовь и вселенная – это же абстракция!
* Не совсем так! Любовь не может быть изолированной. Она проявляется во всем спектре человеческой жизнедеятельности. Истинная любовь по мысли Куприна является основой всего земного. И не только земного. Возможно, поэтому влюбленные часто обращают свои взоры к звездному небу.
* Великий итальянский поэт Данте Алигьери не случайно заключительным стихом каждой из трех частей «Божественной комедии» сделал слова: «Любовь, движущая солнцем и прочими звездами».
Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно – психологическое чувство. Устами генерала Аносова он утверждает. Что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни тем более основываться на выгоде и корысти. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».
* Любовь по Куприну должна основываться на возвышенных чувствах. На взаимном уважении, симпатии, доверии, верности, искренности, честности и правдивости, Она должна стремиться к идеалу.
«Вы видели когда- нибудь такую любовь, дедушка?» – тихо спросила Вера. Ответ старика был отрицательным.
* : Мы говорим о любви, которую надо нести в себе всю жизнь, следовать ей, не предаваясь мимолетным страстям и увлечениям, о которых, кстати, и вспоминал генерал.
Вывод.
* Автор показал. Как буржуазный «Молох» врывается в «святая святых» человеческих чувств, разрушая и извращая их красоту и естественность.
Повесть «Гранатовый браслет» — подтверждение того, что Куприн ищет в реальной жизни людей, «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен. Он воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии и равнодушию.
В письме к Ф.Д.Батюшкову он утверждает: «Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте…, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви».
2-я группа.
Написана повесть сразу после знаменитого «Молоха», в котором Куприн показал жестокий мир капитала со всеми его пороками. События происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья, куда, казалось бы, не должны были проникнуть злоба и обман, от которых бежит герой повести Иван Тимофеевич- русский дворянин и интеллигент. Здесь, в лесной глуши происходит его знакомство с « дочерью природы»– полесской девушкой Олесей.
Красота «больших блестящих темных глаз, которым тонкие надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности», «первобытное и яркое воображение», «гибкий подвижный ум» Олеси покорили сердце Ивана Тимофеевича.
* Невежество, стяжательство, ложь успели свить гнездо и в этой полесской девушке. Свободная, смелая Олеся не по нраву суеверным поселянам, считающим ее колдуньей. Они ненавидят ее и преследуют. Противостояние очевидно. В полярных отношениях, несмотря на взаимную любовь, находятся, кроме всего, Олеся и Иван Тимофеевич.
* Его характеристику писатель дает устами героини повести. Во время гадания Олеся говорит Ивану Тимофеевичу: «Человек вы хотя и добрый, но только слабый…Доброта ваша не хорошая, не сердечная…Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, а подчиняетесь».
* Выросший в царстве жестокого Молоха, Иван Тимофеевич отравлен его порочным дыханием. Он не в состоянии разрушить стену, разделяющую духовный мир «дочери природы» и его собственный. Он понимает невозможность совместного счастья. Догадывается об этом и Олеся.
«Наивная, очаровательная сказка любви» заканчивается разлукой. И виной тому не только невежественные поселяне, но и Иван Тимофеевич.
* Что же хотел сказать Куприн, что предложить, от чего предостеречь?
Только вдали от цивилизации. От экономических отношений, связанных с капиталом, можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной красоты и благородства.
Вывод. Завершается повесть удивительно характерной художественной деталью.
Иван Тимофеевич после поспешного исчезновения Олеси и ее бабки находит в опустевшей хате оставленную ему на память о «нежной великодушной любви» Олеси нитку красных бус.
Этот бесхитростный подарок не столько память, сколько символ ее чистого естественного чувства, символ ее негаснущей любви. Есть что – то общее между Олесиными «кораллами» и гранатовым браслетом, подаренным телеграфистом Желтковым графине Вере.
3-я группа. Естественное чувство любви воспето Куприным еще в одной повести «Суламифь», 1908г., созданной по мотивам библейской книги «Песнь песен».
В ней рассказывается о взаимной любви Суламифи и царя Соломона. Суламифь – воплощение чистой и жертвенной любви — противопоставлена злой и завистливой царице Асис, отвергнутой Соломоном.
Царь – мудрец покорен чистотой любви безродной девушки. Но всего семь дней было отпущено Соломону и Суламифи. Она была обречена с того момента, как встретилась с царем Соломоном в винограднике и они полюбили друг друга Что еще могло ждать ее в царском дворце?
* Впрочем, это только внешняя сторона проблемы: царская власть, социальное положение людей. Ничего не изменилось бы, если б речь шла о крестьянине и крестьянке, принцессе и нищем. Любовь, родившись, обречена на смерть. Смерть не только прекращение физического существования, но и момент перехода из одного состояния в другое. Любовь Суламифи умирает, как благоуханный цветок, превращается в «Песнь песней» — вечно живой памятник женственности, красоте и любви.
* Горячие и нежные чувства не принесли счастья возлюбленным. Любовь заканчивается трагически. Меч убийцы лишает жизни Суламифь. Но даже смерть не может победить ее любовь. Пораженная мечом Элиава, которого подослала коварная Асис, Суламифь говорит своему возлюбленному: «Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою любовь, за твою красоту, за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами. Как к сладкому источнику…Никогда не было и не будет женщины счастливее меня…»
Эти слова напоминают сказанное чиновником Желтковым: «Да святится имя твое!»
Вывод. Все эти повести – гимн женской красоте и любви, гимн женщине духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству. Любовь торжествует над миром. Она вне возраста и времени.
Беседа с классом по итогам .
-Какие особенности творчества А.И.Куприна удалось выявить с помощью анализа и интерпретации повестей «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь»?
-Что вы думаете о писателе А.И.Куприне как о личности и мастере художественного слова?
Итоги урока.
Рефлексия
-Что мы сегодня делали на уроке?
-Достигли ли мы поставленной цели?
-Как вы оцениваете свою работу?
Заключительное слово учителя
-На уроке мы пытались понять одного из удивительных русских писателей 20-го века, осознать общечеловеческое значение его творчеств а; развивали умения и навыки анализа и интерпретации художественного текста.
Домашнее задание
Сочинение – размышление на тему: «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть» А. Чехов (по произведениям А.И.Куприна)
…
Приложение
Правила работы в группе
1.Группа работает над заданием строго определенное время (желательно распределить обязанности после получения задания)
2.Обсудив версию ответа, выбираем того, кто будет выступать от лица всей группы. Его ответ должен быть развернутым, аргументированным, содержащим основную мысль высказывания.
3.Во время ответа другой группы все внимательно слушают своих товарищей, по желанию делают записи.
4.После ответа всех групп можно задавать вопросы на понимание и высказать свое согласие или несогласие, предъявив доказательства.
5. Выводы записывают в тетрадь
Литература
1.А.И.Куприн. Избранные сочинения. М.. Худ. лит-ра, 1985
2.О.Михайлов. Настоящий художник, громадный талант. Библиотека классики.
М.. Худ. лит-ра. 1985
3. Русская лит-ра 20 века. Очерки, портреты, эссе. Книга для учащихся 11 класса
Под ред.Ф.Ф.Кузнецова. М., Просвещение,1991
4.Н.В.Егорова, И.В.золотарева. Поурочные разработки по русской литературе
20 века М.. Вако,2002