Тема: М. Пришвин «Деревья в лесу» 2 Класс

Тема: М. Пришвин «Деревья в лесу»

Цель и задачи: формировать умения работать с текстом, выделять заголовок произведения; развивать умения подробно пересказывать по картинному плану; обогащать словарь детей словами по теме чтения; наблюдать за выразительными средствами языка; создать условия для развития элементов творческой деятельности как качеств мышления и развития эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

Форма проведения: заочное путешествие в зимний лес.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник 2 класс (Часть 1), тетрадь по литературному
чтению (Часть 1), портрет М.Пришвина, грамзапись рассказа
М. Пришвина «Деревья в лесу»,
«Времена года» П.И. Чайковского (грамзапись), интерактивная доска.











































Ход урока

I. Организация начала урока

Чтение стихотворения учителем.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз!

Приветствие.

— Доброе утро, ребята! Мне очень приятно снова с вами встретиться. Давайте пожелаем друг другу доброго дня, улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

П. Работа с произведениями и книгами по теме

  • Ребята, с какой темой мы сегодня работаем? (Идет волшебница — зима.)

  • Почему зиму называют волшебницей?

  • Какие произведения о зимней природе вы уже читали?

( К. Ушинский «Мороз не страшен», И. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С, Иванов «Каким бывает снег»)

— Назовите произведения, которые соответствуют данной модели (слайд).

Что их объединяет?

(Рассказы о природе)

Да, зима — это чудесное, сказочное время года. И часто зима —

вдохновляет поэтов и писателей на создание произведений.

красавица

III. Речевая разминка

  • Прежде, чем мы познакомимся с новым произведением, давайте поучимся красиво говорить!

  • Прочитайте чистоговорку (слайд).

В январе, в январе все деревья в серебре.

  • Прочитаем вслух!

  • О чем говорится в чистоговорке?

  • Прочитаем чистоговорку хором! Первый ряд читает медленно, второй ряд — быстрее, третий ряд — ещё быстрее!

  • Теперь немного поиграем!

— Тишина. Ночь. Скажите так, чтобы вас никто не услышал!

  • Светает. Говорите чуть громче!

  • Солнце взошло. Скажите громко!

  • День. Очень громко!

IV. Поэтическая минутка

— Теперь проведем поэтическую минутку. Посвящена она будет волшебнице-зиме. Прочитаем стихотворения о зиме. (Чтение учащимися стихотворений о зиме: А. Фет «Берёза», С. Есенин «Берёза», И. Суриков «Белый снег пушистый» и др.)

— Понравились ли вам прочитанные стихотворения?

— Какие картины вы себе представили, когда слушали стихотворения?

V. Проверка домашнего задания

— Дома вы читали произведение о зиме. Как оно называется?

— Кто его написал?

— На доске вы видите модели к разным произведениям. Вам необходимо подобрать модель, которая соответствует произведению, прочитанного вами дома.

(Учитель предлагает три модели на слайде: рассказ о природе, стихотворение о природе, сказка о природе)

— Какая модель подходит? Почему?

— Как бы вы озаглавили первую часть этого рассказа? Вторую? Третью?

( Зайцы зимой. Следы зверей. Мишка в берлоге — на слайде)

— Расскажите, какую картину вы бы нарисовали к первой части?

— А зима — художница нарисовала такую картину! (учитель показывает иллюстрацию к первой части на слайде)

— Какую картину можно нарисовать ко второй части? (вызванный к доске ученик открывает вторую иллюстрацию на слайде)

— Какую картинку нарисуем к третьей части?

-А зима нарисовала вот какую! (показ иллюстрации к третьей части рассказа на слайде)

— Перескажите, ребята, текст по картинному плану.

— Сумели ли ребята передать содержание рассказа?

VI. Сообщение задач урока. Подготовка к чтению рассказа и первичная ориентация в нем

— Сегодня у вас новая встреча с писателем и его произведением. Посмотрите на доску. Вот его портрет. (М. М. Пришвин)

— Прочитаем фамилию.

— Посмотрите на модель обложки (слайд). Где расположена фамилия автора?

— Прочитайте заголовок.

— Прочитайте название произведения. (М. Пришвин «Деревья в лесу»)

— Как вы думаете, о чем это рассказ?

-Видели ли вы зимний лес? Красив ли он? Что вы там заметили интересного?

— Писатель М. Пришвин по-своему увидел зимний лес, и его тоже поразила эта картина!

VII. Первичное чтение рассказа М. Пришвина «Деревья в лесу»

— Послушайте, ребята, рассказ М. Пришвина «Деревья в лесу» и постарайтесь ответить на вопрос « Что же поразило писателя в зимнем лесу? На что он обратил внимание?»

( чтение текста на фоне музыки П. Чайковского «Времена года»)

VIII. Эмоционально — оценочная беседа

— Так что же поразило автора в лесу?

— На что он обратил внимание?

— Понравилось ли вам это произведение?

IX. Повторное чтение произведения, работа над содержанием, языком рассказа

— Сейчас мы вместе будем читать рассказ о зимнем лесе.

В процессе чтения будем наблюдательными. Итак, представьте: мы входим в зимний лес. Читаем первые два предложения. (Чтение по вызову)

— Что мы заметили в лесу?

( Немного летит снег. Тихо и совсем тепло.)

— Как вы понимаете значение слова «пороша»?

-Откройте тетради на печатной основе на с. 18 и подберите соответствующее определение к этому слову.

— Идем дальше. Читаем абзац до конца.

— Среди каких же деревьев мы оказались вместе с писателем?

— Ребята, ели какие?

— Посмотрите, как описывает их автор.

(Они « повесили громадные, тяжелые лапы».)

— Посмотрите в тексте, как они стоят?

(Они совсем прямые. Вот стоят они огромные, прямые, темно-зеленые, а лапы повисли вниз от тяжести снега.)

— Давайте остановимся у березок. Какие они?

(Березы совсем согнулись. Макушки внизу. Получились кружевные арки.)

— Что такое арка? (определение на слайде)

(Дуговое покрытие проема в стене или пространства между двумя столбами, колоннами)

— Посмотрите, вот арка. (слайд).

— Где вы видели арку в нашем городе?

-Ребята, как вы думаете, почему писатель, говоря о березах под шапками снега, сравнивает их с кружевными арками?

— Прочитайте, что пишет автор о березах и елях и обратите внимание на то, что они ведут себя по-разному.

( Ель, как царица, стоит такая гордая, а береза вся согнулась и как будто плачет)

— Очень хорошо. Молодцы!

— Вот такими разными и красивыми увидел их писатель, и мы вместе с ним среди снежной тишины. А теперь немножко пройдем дальше и оглядимся внимательно. Читаем рассказ до конца.

— Чего же мы сразу не заметили? Ведь ели и березы отвлекли нас. (Разные фигуры из снега.)

— Что про них сказал автор?

( Они как живые, хотят говорить, но стесняются.)

-Но вот в тишине леса что-то зашептало. Что же это?

(Это снежинки полетели, снег пошел. Кажется, что фигурки зашептали).

-Стоим мы вместе с писателем среди снежного царства, и не хочется нам уходить из сказочного леса. Так там хорошо и красиво.

— Давайте пройдем на полянку и отдохнем.

X. Физкультминутка

Разыграйтесь метели, гнитесь ниже сосны, ели

Все, что есть в моем лесу — все засыплю, занесу!

Я Мороза не боюсь, с ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне Мороз, тронет щечки, тронет нос…

Значит надо не зевать — прыгать, бегать и играть.(слайд)

XI. Подготовка к словесному рисованию

— Теперь снова посмотрим на сказочный зимний лес М. Пришвина. Все, что мы увидели, ребята, в волшебном лесу, надо ясно себе представить и запомнить, потому что мы будем рисовать словесную картину. Но мы сначала еще раз просмотрим текст.

( Самостоятельное чтение текста учащимися.)

— Прочитайте первую часть рассказа.

— Скажите, что мы будем изображать? (Учитель на доске, а дети в тетрадях рисуют ели с опущенными лапами, согнутые березы с верхушками в снегу.)

— Обратите внимание, ребята, как расположен ствол, ветки (уточняется еще раз по тексту)

— В каком положении будем рисовать березки?

— Какие будем использовать краски? (белые, зеленые, черные)

— Как будем рисовать разные белые фигурки и падающие снежинки?

— Перечитаем текст рассказа еще раз.

— Закройте глаза и мысленно представьте картину зимнего леса. А теперь вы должны изобразить зимний лес словами.

— Помните, ребята, нам ведь надо не забыть в своих рисунках отразить настроение наших новых знакомых. Автор так описал, что они, как живые, у них есть чувства, характер, они даже могут разговаривать. И свое отношение к ним надо выразить. Вспомните, какие они? (гордые, прямые, стоят и смотрят сверху на весь лес, им снег не страшен, они не гнутся и не ломаются). Как говорит писатель? (царствует)

— А березы? (Они бедные согнулись, плачут им грустно.)

— Про фигурки что скажем? ( Они как будто разговаривают)

— Автор говорит — выразительные. Наверное, у каждой фигуры своя поза, они похожи бывают на зверей, предметы.


XII. Словесное рисование. Работа по творческим группам

(Ребята делятся на две творческие группы. В первой группе сильные учащиеся, а во второй – средние и слабые учащиеся. Учитель для второй творческой группы дает опорные вопросы для составления словесной картины)

-Чему поражаюсь при входе в лес?

-Какие деревья стоят вокруг?

-Какими вижу ели?

-Какими вижу березки?

-Что образуют собой березки?

-Что вижу на полянке?

-Какое впечатление вызвал зимний лес? (вопросы на слайде)

XIII. Проверка работы учащихся по творческим группам.

Примерная словесная картина по рассказу М Пришвина «Деревья в лесу» (слайд).

-Вхожу в лес и поражаюсь: кругом тишина, тепло. А деревья стоят завороженные, заколдованные в этом белом безмолвии. Гордо смотрят на прямые царственные ели. Их лапы повисли под тяжестью снега. Лапы круглые, снег красиво улегся на них шапками. А вот рядом березки. Они согнулись, и верхушки касаются снега. Образовались кружевные ворота арки. Красивые березы, но им грустно и хочется плакать: тяжело под снегом.

Но что это за существо? Дальше на небольшой поляне я увидела странные снежные фигурки, похожие на разных зверей. Они такие выразительные, как будто живые. А когда посыпались снежинки, то показалось, что они шепчутся. Так было красиво в лесу, что не хотелось уходить.


XIV. Творческая работа: рисование картины « Зима в лесу»

— А теперь нарисуйте зимний лес красками.

(Учащиеся выполняют рисунки. Звучит музыка П. Чайковского «Времена года»)


XV. Работа в группах, взаимоконтроль

— Прочитайте текст еще раз и проверьте, соответствуют ли ваши иллюстрации картине зимнего леса автора.

— Обсудите свои рисунки с соседом по парте и дайте друг другу советы, рекомендации как улучшить работу.


XVI. Итог урока. Выставка творческих работ и защита своих работ школьниками

— Что пытались показать?

— Докажи, что твоя картина соответствует рассказу М. Пришвина «Деревья в

лесу»

XVII. Домашнее задание

— Дома каждый учащийся будет выполнять свое задание

I группа: составить рассказ «Краски зимнего леса»

II группа: выучить наизусть рассказ М. Пришвина «Деревья в лесу»

III группа: прочитать любой рассказ М Пришвина о природе.


XVIII. Рефлексия

— А сейчас, ребята, кому понравилось наше путешествие в зимнее царство, радостно, с улыбкой, скажите: «Здравствуй, зимушка-зима!». А кому не понравилось, тот с недовольством повторит эти же слова.

— Мне очень приятно, ребята, было с вами работать. Вы умные, наблюдательные дети. А наблюдательность — ценное качество человека, который желает познать тайны природы.













































Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: