Тема: М. Пришвин «Деревья в лесу»
Цель и задачи: формировать умения работать с текстом, выделять заголовок произведения; развивать умения подробно пересказывать по картинному плану; обогащать словарь детей словами по теме чтения; наблюдать за выразительными средствами языка; создать условия для развития элементов творческой деятельности как качеств мышления и развития эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
Форма проведения: заочное путешествие в зимний лес.
Тип урока: комбинированный.
Средства обучения: учебник 2 класс (Часть 1), тетрадь по литературному
чтению (Часть 1), портрет М.Пришвина, грамзапись рассказа
М. Пришвина «Деревья в лесу», «Времена года» П.И. Чайковского (грамзапись), интерактивная доска.
Ход урока
I. Организация начала урока
Чтение стихотворения учителем.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз!
Приветствие.
— Доброе утро, ребята! Мне очень приятно снова с вами встретиться. Давайте пожелаем друг другу доброго дня, улыбнемся друг другу и начнем наш урок.
П. Работа с произведениями и книгами по теме
Ребята, с какой темой мы сегодня работаем? (Идет волшебница — зима.)
Почему зиму называют волшебницей?
Какие произведения о зимней природе вы уже читали?
( К. Ушинский «Мороз не страшен», И. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С, Иванов «Каким бывает снег»)
— Назовите произведения, которые соответствуют данной модели (слайд).
Что их объединяет?
(Рассказы о природе)
Да, зима — это чудесное, сказочное время года. И часто зима —
вдохновляет поэтов и писателей на создание произведений.
красавица
III. Речевая разминка
Прежде, чем мы познакомимся с новым произведением, давайте поучимся красиво говорить!
Прочитайте чистоговорку (слайд).
В январе, в январе все деревья в серебре.
Прочитаем вслух!
О чем говорится в чистоговорке?
Прочитаем чистоговорку хором! Первый ряд читает медленно, второй ряд — быстрее, третий ряд — ещё быстрее!
Теперь немного поиграем!
— Тишина. Ночь. Скажите так, чтобы вас никто не услышал!
Светает. Говорите чуть громче!
Солнце взошло. Скажите громко!
День. Очень громко!
IV. Поэтическая минутка
— Теперь проведем поэтическую минутку. Посвящена она будет волшебнице-зиме. Прочитаем стихотворения о зиме. (Чтение учащимися стихотворений о зиме: А. Фет «Берёза», С. Есенин «Берёза», И. Суриков «Белый снег пушистый» и др.)
— Понравились ли вам прочитанные стихотворения?
— Какие картины вы себе представили, когда слушали стихотворения?
V. Проверка домашнего задания
— Дома вы читали произведение о зиме. Как оно называется?
— Кто его написал?
— На доске вы видите модели к разным произведениям. Вам необходимо подобрать модель, которая соответствует произведению, прочитанного вами дома.
(Учитель предлагает три модели на слайде: рассказ о природе, стихотворение о природе, сказка о природе)
— Какая модель подходит? Почему?
— Как бы вы озаглавили первую часть этого рассказа? Вторую? Третью?
( Зайцы зимой. Следы зверей. Мишка в берлоге — на слайде)
— Расскажите, какую картину вы бы нарисовали к первой части?
— А зима — художница нарисовала такую картину! (учитель показывает иллюстрацию к первой части на слайде)
— Какую картину можно нарисовать ко второй части? (вызванный к доске ученик открывает вторую иллюстрацию на слайде)
— Какую картинку нарисуем к третьей части?
-А зима нарисовала вот какую! (показ иллюстрации к третьей части рассказа на слайде)
— Перескажите, ребята, текст по картинному плану.
— Сумели ли ребята передать содержание рассказа?
VI. Сообщение задач урока. Подготовка к чтению рассказа и первичная ориентация в нем
— Сегодня у вас новая встреча с писателем и его произведением. Посмотрите на доску. Вот его портрет. (М. М. Пришвин)
— Прочитаем фамилию.
— Посмотрите на модель обложки (слайд). Где расположена фамилия автора?
— Прочитайте заголовок.
— Прочитайте название произведения. (М. Пришвин «Деревья в лесу»)
— Как вы думаете, о чем это рассказ?
-Видели ли вы зимний лес? Красив ли он? Что вы там заметили интересного?
— Писатель М. Пришвин по-своему увидел зимний лес, и его тоже поразила эта картина!
VII. Первичное чтение рассказа М. Пришвина «Деревья в лесу»
— Послушайте, ребята, рассказ М. Пришвина «Деревья в лесу» и постарайтесь ответить на вопрос « Что же поразило писателя в зимнем лесу? На что он обратил внимание?»
( чтение текста на фоне музыки П. Чайковского «Времена года»)
VIII. Эмоционально — оценочная беседа
— Так что же поразило автора в лесу?
— На что он обратил внимание?
— Понравилось ли вам это произведение?
IX. Повторное чтение произведения, работа над содержанием, языком рассказа
— Сейчас мы вместе будем читать рассказ о зимнем лесе.
В процессе чтения будем наблюдательными. Итак, представьте: мы входим в зимний лес. Читаем первые два предложения. (Чтение по вызову)
— Что мы заметили в лесу?
( Немного летит снег. Тихо и совсем тепло.)
— Как вы понимаете значение слова «пороша»?
-Откройте тетради на печатной основе на с. 18 и подберите соответствующее определение к этому слову.
— Идем дальше. Читаем абзац до конца.
— Среди каких же деревьев мы оказались вместе с писателем?
— Ребята, ели какие?
— Посмотрите, как описывает их автор.
(Они « повесили громадные, тяжелые лапы».)
— Посмотрите в тексте, как они стоят?
(Они совсем прямые. Вот стоят они огромные, прямые, темно-зеленые, а лапы повисли вниз от тяжести снега.)
— Давайте остановимся у березок. Какие они?
(Березы совсем согнулись. Макушки внизу. Получились кружевные арки.)
— Что такое арка? (определение на слайде)
(Дуговое покрытие проема в стене или пространства между двумя столбами, колоннами)
— Посмотрите, вот арка. (слайд).
— Где вы видели арку в нашем городе?
-Ребята, как вы думаете, почему писатель, говоря о березах под шапками снега, сравнивает их с кружевными арками?
— Прочитайте, что пишет автор о березах и елях и обратите внимание на то, что они ведут себя по-разному.
( Ель, как царица, стоит такая гордая, а береза вся согнулась и как будто плачет)
— Очень хорошо. Молодцы!
— Вот такими разными и красивыми увидел их писатель, и мы вместе с ним среди снежной тишины. А теперь немножко пройдем дальше и оглядимся внимательно. Читаем рассказ до конца.
— Чего же мы сразу не заметили? Ведь ели и березы отвлекли нас. (Разные фигуры из снега.)
— Что про них сказал автор?
( Они как живые, хотят говорить, но стесняются.)
-Но вот в тишине леса что-то зашептало. Что же это?
(Это снежинки полетели, снег пошел. Кажется, что фигурки зашептали).
-Стоим мы вместе с писателем среди снежного царства, и не хочется нам уходить из сказочного леса. Так там хорошо и красиво.
— Давайте пройдем на полянку и отдохнем.
X. Физкультминутка
Разыграйтесь метели, гнитесь ниже сосны, ели
Все, что есть в моем лесу — все засыплю, занесу!
Я Мороза не боюсь, с ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне Мороз, тронет щечки, тронет нос…
Значит надо не зевать — прыгать, бегать и играть.(слайд)
XI. Подготовка к словесному рисованию
— Теперь снова посмотрим на сказочный зимний лес М. Пришвина. Все, что мы увидели, ребята, в волшебном лесу, надо ясно себе представить и запомнить, потому что мы будем рисовать словесную картину. Но мы сначала еще раз просмотрим текст.
( Самостоятельное чтение текста учащимися.)
— Прочитайте первую часть рассказа.
— Скажите, что мы будем изображать? (Учитель на доске, а дети в тетрадях рисуют ели с опущенными лапами, согнутые березы с верхушками в снегу.)
— Обратите внимание, ребята, как расположен ствол, ветки (уточняется еще раз по тексту)
— В каком положении будем рисовать березки?
— Какие будем использовать краски? (белые, зеленые, черные)
— Как будем рисовать разные белые фигурки и падающие снежинки?
— Перечитаем текст рассказа еще раз.
— Закройте глаза и мысленно представьте картину зимнего леса. А теперь вы должны изобразить зимний лес словами.
— Помните, ребята, нам ведь надо не забыть в своих рисунках отразить настроение наших новых знакомых. Автор так описал, что они, как живые, у них есть чувства, характер, они даже могут разговаривать. И свое отношение к ним надо выразить. Вспомните, какие они? (гордые, прямые, стоят и смотрят сверху на весь лес, им снег не страшен, они не гнутся и не ломаются). Как говорит писатель? (царствует)
— А березы? (Они бедные согнулись, плачут им грустно.)
— Про фигурки что скажем? ( Они как будто разговаривают)
— Автор говорит — выразительные. Наверное, у каждой фигуры своя поза, они похожи бывают на зверей, предметы.
XII. Словесное рисование. Работа по творческим группам
(Ребята делятся на две творческие группы. В первой группе сильные учащиеся, а во второй – средние и слабые учащиеся. Учитель для второй творческой группы дает опорные вопросы для составления словесной картины)
-Чему поражаюсь при входе в лес?
-Какие деревья стоят вокруг?
-Какими вижу ели?
-Какими вижу березки?
-Что образуют собой березки?
-Что вижу на полянке?
-Какое впечатление вызвал зимний лес? (вопросы на слайде)
XIII. Проверка работы учащихся по творческим группам.
Примерная словесная картина по рассказу М Пришвина «Деревья в лесу» (слайд).
-Вхожу в лес и поражаюсь: кругом тишина, тепло. А деревья стоят завороженные, заколдованные в этом белом безмолвии. Гордо смотрят на прямые царственные ели. Их лапы повисли под тяжестью снега. Лапы круглые, снег красиво улегся на них шапками. А вот рядом березки. Они согнулись, и верхушки касаются снега. Образовались кружевные ворота — арки. Красивые березы, но им грустно и хочется плакать: тяжело под снегом.
Но что это за существо? Дальше на небольшой поляне я увидела странные снежные фигурки, похожие на разных зверей. Они такие выразительные, как будто живые. А когда посыпались снежинки, то показалось, что они шепчутся. Так было красиво в лесу, что не хотелось уходить.
XIV. Творческая работа: рисование картины « Зима в лесу»
— А теперь нарисуйте зимний лес красками.
(Учащиеся выполняют рисунки. Звучит музыка П. Чайковского «Времена года»)
XV. Работа в группах, взаимоконтроль
— Прочитайте текст еще раз и проверьте, соответствуют ли ваши иллюстрации картине зимнего леса автора.
— Обсудите свои рисунки с соседом по парте и дайте друг другу советы, рекомендации как улучшить работу.
XVI. Итог урока. Выставка творческих работ и защита своих работ школьниками
— Что пытались показать?
— Докажи, что твоя картина соответствует рассказу М. Пришвина «Деревья в
лесу»
XVII. Домашнее задание
— Дома каждый учащийся будет выполнять свое задание
I группа: составить рассказ «Краски зимнего леса»
II группа: выучить наизусть рассказ М. Пришвина «Деревья в лесу»
III группа: прочитать любой рассказ М Пришвина о природе.
XVIII. Рефлексия
— А сейчас, ребята, кому понравилось наше путешествие в зимнее царство, радостно, с улыбкой, скажите: «Здравствуй, зимушка-зима!». А кому не понравилось, тот с недовольством повторит эти же слова.
— Мне очень приятно, ребята, было с вами работать. Вы умные, наблюдательные дети. А наблюдательность — ценное качество человека, который желает познать тайны природы.