Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 81
Калининского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта урока
Тема урока:
Образ «маленького человека» в повести А. С. Пушкина
«Станционный смотритель»
Урок литературы в 7 классе
Учитель русского языка и литературы
Коваленко Н. В
Санкт-Петербург
2013 г
Технологическая карта урока
Тема урока: Образ «маленького человека» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Задачи урока: совершенствовать умение самостоятельно формулировать познавательную цель урока;
сформулировать признаки «маленького человека»;
совершенствовать навыки исследовательской деятельности;
совершенствовать умение оформлять результаты исследовательской деятельности в таблице;
совершенствовать коммуникативные умения, навыки речевого взаимодействия, умение работать в группе.
Опорные понятия: портрет, речевая характеристика, социальное положение, притча, блудный сын, ирония
Новые понятия: «маленький человек», смиренный
Межпредметные связи:
Цели урока для учителя | Цели урока для ученика | Планируемые предметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов
| Планируемые метапредметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов
| Планируемые личностные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов
| |||
Формирование понятия о «маленьком человеке» как традиционном образе русской классической литературы. | Понять, кто такой «маленький человек». | ||||||
Ресурсы урока для учителя | Ресурсы урока для ученика | ||||||
1. Литература. 7 кл. под ред. Коровиной 2. Гиппиус В. В. Повести Белкина. В кн.: Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока. 3. Петрушина Н. Н.О повести «Станцион- ный смотритель». В кн.:Пушкин.Исследова- ния и материалы, М.; Л, 1986. 4. Селезнёв Ю. Проза Пушкина и развитие литературы. В кн.:В мире Пушкина, И., 1974г. 5. В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусско- го языка. 6. С. И . Ожегов. Сло- варь русского языка.
| 1.Литература. 7 кл. под ред. Коровиной. 2. В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. 3. С. И.Ожегов.Словарь русского языка. 4. Учительская презен- тация. 5. «Табель о рангах» (распечатан для каждой группы). 6. Задания для групп (распечатаны) 7. Рабочие листы с таблицей. 8. Листы самооценки.. | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Ход урока | |||||||
Этап: актуализация необходимых знаний. Технология: | Предлагает вопросы для повторения. 1. В какой цикл входит повесть «Станционный смотритель»? 2. Кто рассказывает эту историю? Как вы думаете, почему не автор?
3. Кто главный герой повести? 4 Кто такой станцион- ный смотритель?
5. На что обращает внимание рассказчик, говоря о станционных смотрителях?
| Отвечают на вопросы учителя. 1.Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» 2. История, услышанная от Белкина, рассказана титулярным советником А.Г.Н. Ученики предпо- лагают, что Пушкин скрывется за рассказчи- ком, чтобы выразить своё отношение к происходящему не прямо, а опосредованно 3. Главный герой станционный смотри- тель. 4. Толкователь слов, используя словарь В. И. Даля объясняет лексиче- ское значение слов. Ученики просматривают «Табель о рангах» (изучающее чтение), назыавют класс и чин станционного смотрите- ля. 5.Пересказ отрывка из повести о станционных смотрителях (подготов- ленный ученик). Класс слушает, делает вывод о безрадостной, полной забот жизни станцион- ных смотрителей, именно таков Самсон Вырин
|
Сформировано умение строить логически обос- нованные рассуждения, владеть смысловым чтением, обобщать изученное, находить необходимую информа- цию в словарях, учебнике и других исто- чниках, определять понятия.
|
Регулятивные: приобретают умение выдвигать версию. Коммуникативные: приобретают умение создавать высказывания (устные), излагать своё мнение; владеть речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. |
| ||
Этап: Мотивация познавательной деятельности. Технология: | Предлагает подумать над вопросами: 1. Не кажется ли вам странным, что такой незначительный чело- век становится глав- ным героем повести? 2. Какие герои были главными в изученных произведениях писателей XVIII- начала XIX?
3. Ставит проблемный вопрос, на который в ходе урока нужно постараться ответить. П. в. Какой новый тип героя вводит Пушкин в русскую литературу образом Самсона Вырина?
4. Предлагает сформулировать познавательную цель урока. | 1. Вспоминают изученные произведения: оды Ломоносова, Державина, посвящённые историче- ским деятелям и собы- тиям, повести Пушкина «Дубровский», «Метель», где главными героями являются дворя- не. В повести «Станционный смотри- тель» героем является простой человек, занимающий незначи- тельный пост, так называемый «малень- кий человек».
2.Формулируют цель урока: понять, кто такой «маленький человек», почему Пушкин делает его главным героем. | Сформировано умение сравнивать, группиро- вать, устанавливать иерархию по заданным основаниям, обобщать, делать вывод. | Регулятивные: сформировано умение определять цель деятельности в учебной практике . Коммуникативные: сформировано умение излагать своё мнение. |
Сформировано умение осознавать свои познавательные цели.
| ||
Этап: Организация познавательной деятельности. Технология: | 1.Предлагает обратиться к эпиграфу, вспомнить функцию эпиграфа вообще и роль эпиграфа в повести Пушкина.
2. Чтобы понять, что сформировало харак- тер героя, предлагает восстановить историю его жизни до встречи с ним на страницах по- вести. В ходе сообщения предлагает выписать ключевые слова и ответить на вопрос: Как прошлое помогает понять характер героя?
3. Предлагает провести исследовательскую работу в группах (4 группы) , сравнив две встречи рассказчика с Самсоном Выриным и оформив результаты исследования в табли- це, которая распечатана для каждого ученика, а затем представить результаты сравнения. 4. Предлагает ознакомиться с параметрами сравнения, отражён- ными в таблице. 5. В ходе выступления групп появляются на слайде отдельные части таблицы, а затем вся таблица.
| 1.Дают определение эпиграфа и рассуждают о роли эпиграфа в пове- сти «Станционный смотритель», сравнивая его со строками Вязем- ского. 2. Объясняют значение слова «диктатор», предполагают, что здесь звучит ирония автора. Объясняют значение слова «ирония». 3.Сообщение ученика об истории жизни Самсона Вырина.(своя версия). 4. Записывают ключевые слова: низкое происхож- дение (предположитель- но крестьянское), сол- дат, смирение, малогра- мотный, храбрость, сообразительность, практичность. 5. Делают вывод, что жизнь приучила его довольствоваться малым, подчиняться вышестоящим, не перечить им, молча сносить оскорбления, т.е. к смирению. 6. Толкователь слов находит в словаре лексическое значение слова «смирение». 7. Делают вывод, что на бунт Самсон Вырин не способен. Однако храбрость и сообразительность, проявленные во время солдатской службы, помогли дослужиться до чина коллежского реги- стратора.
8.Называют параметры сравнения: портрет, социальное положение, черты характера, речевая характеристика, поступ- ки, взаимоотношения с другими персонажами. 9. Работают а группах 8-10 минут, распределив задания между членами группы. Руководители групп назначают выступающих. 10. После проведённого исследования группы представляют результа- ты, делают выводы, которые записывают. 11. В ходе выступления одной группы другие группы заполняют соответствующие части таблицы. 12. Сверяют свои записи с таблицей на слайде.
| Сформировано умение искать нужную инфор- мацию (работа со слова- рём), определять поня- тия, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Сформировано умение самостоятельно вычитывать подтексто- вую информацию, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, определять понятия.
Сформировано умение самостоятельно нахо –дить в учебнике инфор- мацию, необходимую для решения учебной задачи; вычитывать фактуальную, подтекстовую, концеп- туальную информацию, выбирать разные виды чтения (изучающее), выделять главное, сравнивать по задан- ным критериям, делать выводы, структуриро- вать информацию (пред- ставлять в виде табли- цы). | Регулятивные: сформировано умение вы- двигать версию, выбирать аргументы для её доказа- тельства. Коммуникативные: сформировано умение излагать своё мнение, аргументируя его.
Регулятивные: сформировано умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели. Коммуникативные: сформировано умение излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей..
Регулятивные: сформировано умение планировать деятельность в группе, выдвигать версии в группе, работать по плану, сверяясь с целью, оценивать степень дости- жения цели в учебной ситуации. Коммуникативные: сформировано умение из- лагать своё мнение в полилоге, монологе,аргументируя его, понимать позицию другого, корректировать своё мнение, достойно признавать его ошибоч- ность; организовать работу в группе, определять роли, вырабатывать решения.
|
Сформировано умение оценивать черты характера литературного героя, опираясь на обще- человеческие нравствен- ные ценности.
Сформировано умение аргументированно оцени- вать поступки героев, опираясь на нравственные ценности; осознавать своё эмоции, адекватно выражать их и контролировать; осознавать свою позицию, свой выбор, отвечать за него; критически оценивать поведение героев и своё, понимать эмоциональное состояние других людей, аргументировано оцени- вать свои высказывания
| ||
Этап: Подведение итогов. Технология: | Предлагает обобщить материал, ответив на вопросы. 1. Из чего складывает- ся образ «маленького человека» у Пушкина? 2. Из предложенного списка выберите определения, характеризующие «маленького человека». Запишите. Даёт список определе- ний (на слайде): бедный, талантливый, беззащитный, лживый, бесправный, унижен- ный, забитый, жалкий, бессердечный, роман- тичный, ограниченный, не способный на про- тест, добрый, смирен- ный, незлобивый, влас- тный, сребролюбивый. 3. Почему повесть названа «Станционный смотритель», а не по имени главного героя? 4 Предлагает ответить на проблемный вопрос: Какой новый тип героя вводит Пушкин в русскую литературу? 5.Дополняет выводы. Автор анализирует психологию героя и подводит читателя к выводу о том, что «маленький человек» — это не только социальное положение, но это ещё и состояние души, которое характе- рно для таких людей Этот тип, созданный Пушкиным, стал первым в русской классической литерату- ре.Вслед за Пушкиным к нему обратятся и другие русские писатели XIX – XX в.в.: Гоголь, Достоев- ский, Чехов, Платонов. Каждый из них по-сво- ему раскроет этот образ. 5. Как вы думаете, актуальна ли эта тема сегодня?
6. Предлагает сформу- лировать определение «маленького челове- ка». Предлагает записать определение (показы- вает на слайде) 7. Рефлексия. Дайте письменный ответ на вопрос: Что понимает- ся в литературе под образом «маленького человека»? (Работы сдают).
Предлагает записать домашнее задание (на выбор). 1 Какие открытия. русской литературе сделал А. С. Пушкин, создав образ Самсона Вырина? 2. Повесть «Станционный смотритель» проиллюстрирована рисунками художников М. Добужинского и Д. Шмаринова. Какие из них кажутся вам ближе к пушкинскому тексту?(см. в учебнике).
Предлагает заполнить лист самооценки и сдать.
| 1.Делают вывод, что образ многогранный, складывается из разных характеристик: из характеристики социального и ма- териального состояния героя, из характеристики внутреннего состояния, из оценки героя другими персонажами. 2. Из списка выбирают определения, характеризующие «мале- нького человека».
3. Предполагают, что автор хочет привлечь внимание читателя не к отдельному человеку, а к проблеме «униженных и оскорблённых», выводит на первый план социаль- ный статус героя, хочет показать, что «малень- кий человек»- явление социальное. 4. Автор ввёл в русскую литературу тип «малень- кого человека»
Говорят об актуальности темы в наши дни, приводят примеры из жизни, отмечают, что этот образ изменился по сравнению с XIX веком, что часто беззащитные, наивные, добрые, незаметные люди делают своё небольшое, но очень нужное дело.
Формулируют определе- ние.
Записывают определе- ние «маленького человека»
Записывают ответ на вопрос.
Записывают домашнее задание.
Заполняют листы самооценки и сдают | Сформировано умение делать выводы, устанав- ливать причинно-следс- твенные связи, классифицировать.
Сформировано умение устанавливать аналогии, понимать закономернос- ти, сравнивать, строить логически обоснован- ные рассуждения.
Формируется умение определять понятие.
Сформировано умение строить логически обос- нованное рассуждение.
Сформировано понимание того, что в литературе понимается под образом «малень- кого человека». Диагностика планируе- мых результатов осу- ществляется через письменную работу.
| Регулятивные: сформировано умение выдвигать версии, выбирать материал для их доказательства, умение правильно высттраивать свою речь в устной и письменной форме. Коммуникативные: сформировано умение излагать своё мнение, подтверждая фактами, корректировать своё мнение, достойно признавать его ошибоч- ность.
Регулятивные: строить обоснованное рассуждение. Коммуникативные: создавать письменное высказывание в соответствии с задачей.
Регулятивные: сформировано умение осуществлять самостояте- льнвй выбор задания, анализировать, обобщать, сравнивать, планировать деятельность в учебной ситуации . Коммуникативные: излагать своё мнение
|
Формируется умение вырабатывать свою позицию, уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя
Сформировано умение осознавать свой мировоззренческий выбор | ||
Дополнительный материал (творческие задания и т.п.) | 1. Презентация к уроку 2. Раздаточный материал: 1) рабочие листы с незаполненной таблицей; 2) «Табель о рангах»; 3) задания группам; 4) листы самооценки. Задания группам. I гр. 1. Какова внешность Самсона Вырина в 1-ой и во 2-ой встрече рассказчика с ним? 2. Каково социальное положение героя, в какой обстановке он живёт? IIгр. 1. Какие черты харак- тера Самсона Вырина проявились в 1-ой и во 2-ой встрече рассказчика с ним? 2. Каковы особенности речи Самсона Вырина? На что обратил внима- ние рассказчик, встре- тившись с ним через 3-4 года? IIIгр. 1. На какие поступки Самсона Вырина обращает внимание рассказчик во время 1-ой и 2-ой встречи с ним? 2. Какие взаимоотно- шения складывались у Самсона Вырина с другими персонажами? IVгр. 1. Каково отношение автора к Самсону Вырину? Почему исто- рию его жизни поведал не автор, а рассказчик? 2. Как история блудного сына связана с Самсоном Выриным? Как эпиграф помогает это понять? Лист самооценки. 1. Я знаю, что обозначает понятие «маленький человек»? (да, нет, частично) 2. Мне понятно, как создаётся этот образ в повести А. С. Пушкина? (да, нет, час- тично) 3 Мне понятно, как распознать этот образ в других произведениях русской литературы? (да, нет, частично). 4.Мне комфортно было общаться с товарища- ми? (да, нет, частично) с учителем? (да, нет, частично) 5. Я оцениваю свою работу на уроке отлично, хорошо, удовлетворительно. |
|
|
|
| ||
Самоанализ | |||||||
Достижения В уроке делается упор на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Планирование урока осуществляется исходя из этого. Задания предлагаютя такие, чтобы ученики большую часть времени работали самостоятельно, планировали свою деятельность, анализировали её, в том числе и в области личностных результатов. Достижением считаю организацию исследовательской работы с текстом художественного произведения, в процессе которой ученики выбирали виды чтения, выдвигали разные версии, выражали различные точки зрения, но всё же приходили к единому мнению, учились слушать друг друга. | Затруднения
| Предложения
|