Тема: «Он… высветил равнодушие и жестокость, в которых мы погрязли»( по рассказу А.И. Солженицына «Правая кисть».)

Ханты- Мансийский автономный округ

Тюменская область

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 14»







Тема: «Он… высветил равнодушие и жестокость, в которых мы погрязли»( по рассказу А.И. Солженицына «Правая кисть».)











МОУ СОШ № 14 г. Нягань


Учитель русского и литературы

Гавриленко Татьяна Ивановна












Нягань 2011г.


Тема: «Он… высветил равнодушие и жестокость, в которых мы погрязли»( по рассказу А.И. Солженицына «Правая кисть».)

Цель: обеспечить общекультурное познавательное развитие школьников

Задачи:

— развитие мыслительной деятельности учащихся на нравственно- философском уровне;

— формирование умения анализировать происходящие события цивилизации

в сравнении с культурным наследием народа;

— воспитание гармонически развитой личности.

Ход урока

Слово учителя.

Святоносец – так называла в своё время А. Ахматова А.И.Солженицына. Святоносец – значит носитель совести народной.Совесть – всеобщий естественный закон. Внутренний закон её говорит об одном: «…как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Вспомним « Притчу о милосердном самарянине», которая учит: «Всякая человек, какой бы он ни был религии, особенно если он в горе и страдании, для нас ближний, и ему мы должны охотно и с любовью помогать».

Что есть великая ценность, если не человеческая жизнь! Шестая заповедь Закона Божия гласит: «Не убивай». «Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца». Люди же не всегда осознают истинную духовность. Из «Наставления отца к сыну» (IX в.): «Волк волка не губит, змея змею не ест, а человек человека погубит».

В настоящее время особенно важно, чтобы люди научились думать и верно рассуждать. Русский философ Константин Николаевич Леонтьев в статье «Исповедь мужа» (1867г.) написал: «Не бойся философии, мой друг, она невидимая основа жизни. Каждый из нас, каждый человек, каждый простолюдин – философ, сам того не зная».

Здраво мыслить способен лишь высоконравственный человек, понимающий величие культуры предков. Н. Бердяев в своей работе «Предсмертные мысли Фауста» напоминает нам:

«Культура — религиозна по своей основе, цивилизация – безрелигиозна…

Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна

без священных писаний».


Размышление по рассказу А.Солженицына «Правая кисть».

1.Почему рассказ А. Солженицына называется «Правая кисть»?

( «Я видел его руку, правую кисть – такую маленькую, со вздувшимися бурыми венами, с круглоопухшими суставами, почти не способную вытянуть справку из бумажника. И вспомнил эту моду – как пешего рубили с коня наотмашь наскоком.

Свежие документы:  Контрольная работа по литературе 8 класс «Тема маленького человека в русской литературе»

Странно… На полном размахе руки доворачивала саблю и сносила голову, шею, часть плеча эта правая кисть». Руки даны человеку для созидания. Но эта рука принесла людям много горя,

это – рука убийцы, а ведь правая рука («десница») должна вершить правые дела.

2.Какова идея рассказа? ( Воззвание к покаянию)

3.Раскаивается ли «убийца», этот «нескладный маленький человечек», в содеянном? (« В глазах его просветился смысл, дрогнул голос, и речь стала разборчивее:

— Сынок! Меня кладут потому, что я заслуженный человек. Я ветеран революции. Мне Сергей Миронович Киров под Царицыным лично руку пожал. Мне персональную пенсию должны платить». «…тень гордой улыбки – выразилась на его небритом лице».

-Итак, мы понимаем, что Библия –это наша культура.

Вторая заповедь Закона Божия нарушается многими. Современными кумирами стали богатство, физические удовольствия, преклонение перед вождями и лидерами.

-Безусловно, нет раскаяния в этом несчастном больном человеке.

4. Кому же служил «нескладный маленький человек» Бобров Н.К.? Перед кем преклонялся? ( Сталину и вождям поменьше таким, как Киров С.М..)

5. Способен ли Бобров Н.К. размышлять?

Из «Изречений Исихия и Варнавы»: «Конец каждого дела обдумай перед началом».

— Нет. Не «просветился смысл» его грешной души, когда он с гордостью говорит о рукопожатии своего кумира. С.М. Кирова. За него думают, он же разучился думать.

6. Из сборника афоризмов «Пчела»: «Опасно дать беснующему острый нож, а коварному власть и могущество».Что свидетельствует о власти «беснующихся» в Ташкенте?

а) «Там, где несколько аллей стекались в одну, идущую к главным воротам, — белел большой алебастровый Сталин, с каменной усмешкой в усах. Дальше по пути к воротам, с равномерной разрядкой расставлены были и другие вожди, поменьше».

б) «Дальше шла высокая стена, за ворота больных тоже не выпускали. Через эту стену по два и по три раза на день переливались в медицинский городок оркестровые траурные марши (потому что город миллионный, а кладбище было – тут, рядом)…Удары барабана отбивали отрешённый ритм. На толпу этот ритм не действовал…»

в) «Я рассматривал со вниманием горки урюка, изюма, свежей черешни – и отходил».

г) « В приёмном покое… днём всегда теснились больные и измирали долгие часы, пока

их примут».

Здесь царит бездуховность.

Их сборника афоризмов «Пчела»: «Дурно и огорчительно, когда злые над добрыми властвуют, а глупые над умными». А ведь этот «нескладный маленький человечек» в своё время, пусть и по чужой указке, вершил суд и расправу. Но «копающий яму под ближним своим упадёт в неё» («Пчела»).

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "И.А.КРЫЛОВ. БАСНИ «ЛЯГУШКИ, ПРОСЯЩИЕ ЦАРЯ» и «ОБОЗ»"

7. Как объясняет этот «заслуженный человек» Бобров Н.К. своё плачевное состояние? ( Теперь меня не признают. Какие архивы сгорели, какие потеряны. И свидетелей не собрать. И Сергей Мироновича убили… Сам виноват, справок не скопил…»).

8. Как объясните вы плачевное состояние Боброва Н.К.? ( «у загородки, привалившись к ней, стоял нескладный маленький человек, вроде нищего, и задыхающимся голосом иногда обращался:

— Товарищи… Товарищи…

Пёстрая занятая толпа не слушала его».

— «Товарищи» — это «занятая толпа»( толпа, как мы знаем , понятие неодушевлённое), утратила сострадание и милосердие. Она мертва душой. Люди в этом мире – «мёртвые души».Это явствует из эпизода, где звучит зов о помощи, обращённый к «товарищам».

9) Какое слово способно согреть душу в мире «алебастровых вождей»? («- Что скажешь, браток?» Как «бальзам» для души звучит это «браток» в мире «алебастрового Сталина» и «вождей, поменьше».)

10) Сравните портреты этих людей?

а) «Я был жалок. Исхудалое лицо моё несло на себе пережитое – морщины лагерной вынужденной угрюмости, пепельную мертвизну задубенелой кожи… из тупоносых лагерных кирзовых ботинок вывешивались уголки портянок, коричневых от времени…»

б) «Отёчные глаза его были мутны».

Глаза – зеркало души.

Из «Изречений Исихия Варнавы»: «Лучше слепые глаза, чем слепое сердце».Прежде всего глаза подсказывают, что душа одного, несмотря на все испытания, жива. А у другого тяжело больна душа.

12. Что свидетельствует о том, что страдания, выпавшие на долю рассказчика, укрепили его духовно?

а) «Я уже узнал ту истину, что подлинный вкус жизни постигается не во многом, а в малом. Вот в этом неуверенном переступе ещё слабыми ногами. В осторожном, чтоб не вызвать укола в груди, вздохе. В одной не побитой морозом картофелине, выловленной из супа».

б) «Всё было для меня забыто или не видано, всё интересно».

в) «А что за трава была на газонах! – сочная, давно забытая (в лагерях её велели выпалывать как врага, в ссылке моей не росла никакая). Просто лежать на ней ничком. Мирно вздыхать травяной запах и солнцем нагретые воспарения – было уже блаженство».

-Писатель понимает истинную цену жизни. Он человек культуры.

«Не хорошо быть человеку одному». – сказал Господь, создавая человека. «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будет (два) одна плоть».

Свежие документы:  Проверочная работа для 5 класса к разделу "Древнерусская литература"

13. Почему писатель так часто говорит о девушках, женщинах, которые «льются по асфальтовым дорожкам»? (Они олицетворяют истинное счастье, ради которого и следует жить. Но «беснующиеся» кумиры своими бредовыми идеями загубили бесчисленное количество человеческих жизней.

«Мне было кого-то разрывающее жаль: не то сверстников моих, перемороженных под Демьянском, сожжённых в Освенциме, истравленных в Джезказгане, домирающих в тайге – за то, чего мне им никогда не рассказать, а им не узнать никогда».

14 . В приёмном покое мы встречаемся с медсестрой. Какое чувство вызывает она? -Её «глазки», «нос – туфелька; губы. «выкрашенные» «густо-лиловой помадой», вызывают неприязнь.

15.Чем занимается она во время дежурства? (Она читала «комикс про шпионов»).

16. Как вы оцениваете поведение медсестры? ( «Не знаете порядка? Больных принимаем только с девяти утра!»)

17.На какие мысли наводит вас эпизод, где, чтобы заставить медсестру выслушать, рассказчик, «отвесив криво нижнюю губу и скорчив физиономию гориллы, сказал блатным голосом, пришипячивая:

— Слушай, барышня! Между прочим, я у тебя не в шестёрках»? ( «Она сробела», и тогда состоялось нечто, что можно назвать разговором.)

18. Когда же вновь лицо «милой сестры» приняло «прежнее жестоко-весёлое выражение»? (Как только с ней «перестал говорить с лагерной ухваткой».)

19. Что свидетельствует о жестокосердии «молодой медсестры»? ( Равнодушие к человеческим страданиям.)

20. Кто же воспитал это чудовище? («Регистраторша … читала комикс. На странице вверх ногами я увидел благородного чекиста, прыгнувшего на подоконникс пистолетом».

— Она читала о чекисте в то время, как живой чекист требовал её участия.


Выводы:

1) «Концы лестницы, ведущей в будущее, упираются в прошлое».

В. Шкловский

2) « Прошлое показывает своё истинное лицо только в будущем».

Матерлинк

На дом: написать сочинение-размышление «Жестокость- вот причина жестокости».



Литература:


1. В.Н.Балязин. 1000 занимательных сюжетов из русской истории.

2. Н.Бердяев. Смысл творчества (сборник), Москва, Филио, АСТ, 2002.

3. К.Н. Леонтьев. Исповедь мужа (Ай-Бурун). Москва: Директ – Медиа, 2008

4. А.Солженицын. Правая кисть. – «Дружба народов» №1, 1990.

5. Храни сердце твоё. Листки по христианскому чтению. Репринтное воспроизведение миссионерских листков издательства храма Покрова Пресвятой Богородицы Русской Православной Зарубежной Церкви (1989 г.) Под редакцией прот. Александра Милеанта – М.: Совместное советско-американское предприятие «PUICO».




Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: