Тема: Поэты 19 века о природе.
Цель: показать мастерство русских поэтов XIX века в создании образа Родины;
Задачи урока:
— формировать навык анализа стихотворения;
— расширить круг чтения учащихся;
— воспитывать чувство любви к природе родного края и его поэтам.
Оборудование: учебник, тексты стихотворений, интерактивная доска, компьютер, видео на стихотворение А.К.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…», портреты поэтов, картины весны.
Ход урока.
1.Вступительное слово
(читаю слова Ралфа Эмерсона, звучит музыка)
Русская природа издавна вдохновляла своей красотой поэтов, писателей, художников-пейзажистов. Рисуя природу, они выражали своё отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле.
«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» Это слова писателя К.Г.Паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе. Кто может не согласится с ним? Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. И сегодня мы с вами на уроке познакомимся с произведениями русских поэтов о природе.
2. Объявление темы урока.
— Тема нашего урока «Поэты 19 века о природе.» (Слайд 1.)
3. Актуализация знаний.
— А в начале, вспомним поэтов, о которых мы говорили совсем недавно, назовите их имена. ( А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов)
— Какие произведения этих поэтов вам запомнились?
— А что интересного из их жизни вы узнали? (о поэтическом состязании между А.С.Пушкиным и В.А.Жуковском)
— Как закончилось это состязание? (Были созданы две литературные сказки «Сказка о Царе Салтане…» А.С. Пушкина и «Спящая царевна» В.А.Жуковского)
— Давайте вспомним сказки А.С.Пушкина и В.А.Жуковского (слайд 3)
— А знакомы ли с творчеством М.Ю.Лермонтова? (стихотворение «Бородино»)
— Какому событию оно было посвящено? (Отечественной войне 1812года )
— М.Ю.Лермонтов служил на Кавказе. Много стихотворений он посвятил описанию красоте природы Кавказа.
4. Работа с текстами до чтения.
1) Обсуждение темы урока.
— А теперь посмотрите на эти портреты. Знакомы ли вам имена этих поэтов?
— Послушаем сообщение об Алексее Константиновиче Толстом.
— Какое стихотворение А.К.Толстого вы учили наизусть? (Колокольчики мои цветики степные. Что глядите на меня тёмно-голубые…)
— Знаете ли вы стихи А.Плещеева? (сообщение об Алексее Плещееве.)
— Как вы думаете, почему стихи этих двух поэтов в учебнике помещены рядом? Что их объединяет? (они о весне)
5. Работа с первым текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение текста стихотворения А.К.Толстого.
Выявление первичного восприятия.
— Какая строка вам показалась самой красивой?
— С помощью какой части речи автор передаёт изменения в природе?
2) Аналитическое чтение стихотворения.
— О чём это стихотворение? Какое название можно придумать к нему?
(Приход весны. Ожидание весны. Торжество весны.)
Чтение первой строфы.
— Слышите ли восклицание в начале стихотворения? (Вот уж…, то есть наконец-то.)
— Почему столько действия в четырёх строчках? ( Весна уже в разгаре, всё меняется очень быстро.)
— Каким чувством пронизаны строки? (Любви и радости – кувшинчик, зовут друг друга журавли, тёплый пар восходит)
Чтение второй строфы.
— Какой лес можно назвать юным? (В этом слове – и описание леса, только что проснувшегося, одетого ещё не в листву, а в «зелёный дым» и уподобление леса всему молодому, юному – «нетерпеливо ждёт»)
— Какой эпитет второй раз употребляется в стихотворении? (тёплый)
— Чувствуете ли общую теплоту стихотворения? Где? В каких строчках? (Всё весны дыханием согрето, всё кругом и любит, и поёт.)
— Кто, что подразумевается под словом «всё»? (И снег, и поле, и земля, и кувшинчик, и журавли, и лес, и все, кто это видит, понимает и принимает. «Всё» — это полная гармония природы и человека.)
3) Выразительное чтение стихотворения. (Задача – передать радость, любовь, доброту, которыми пронизано всё стихотворение.)
— Спасибо, вы очень старались. А сейчас мы с вами посмотрим видео и послушаем, как читает это стихотворение артист.
4) Просмотр видео.
Физминутка.
6. Работа со вторым текстом во время чтения.
1) Чтение стихотворения учителем.
— Похожа ли весна Плещеева на весну Толстого? Чем?
— Какова весна в изображении Плещеева? С каким чувством её ждут?
2) Аналитическое чтение стихотворения.
Чтение первой и второй строфы.
— Как пересекаются реальность и ожидание в стихах?
— Прочитайте строчки, рисующие весну. (1-2, 5-6)
— Каким настроением пронизаны эти строки?
Чтение третьей и четвёртой строфы.
— О ком третья строфа?
— Только ли в природе бывает весна?
— Что бывает с людьми при наступлении весны?
— Что противопоставлено счастью и веселью? (забота, тяжкий труд, горе)
— О ком идёт речь в этих строках, кому автор явно сострадает? (крестьянам)
— Почему весна для них праздник? (Весной в душе каждого просыпаются мечты и надежды)
Чтение пятой строфы.
— Кто более всего счастлив в дни «природы обновленья»? (дети и птички)
— Почему именно дети и птички? (Они беззаботны, для них не существует забот, зла, тяжкого труда, горя.)
3) Выразительное чтение стихотворения. (по желанию детей)
— Какие же два настроения соседствуют в стихотворении?
— Постарайтесь это отобразить при чтении.
6. Итог урока. Беседа с учащимися.
— Что объединяет стихи Толстого и Плещеева? (Общая тема, настроение радости, общие картины весны…)
— Что поэты видят, чувствуют по-разному?
— Какое из стихотворений вам ближе по настроению?
— Понравился ли вам урок?
— Спасибо за работу! (смайлик)
7. Домашнее задание.
1) Подготовить выразительное чтение этих стихотворений (по желанию можно выучить).
2)Нарисовать иллюстрацию к одному из них.