Тема: Русская народная сказка «Царевна лягушка»
Цель: Создание условий на уроке для знакомства с русской народной сказкой «Царевна-лягушка»
Задачи:
1. Содействовать полноценному восприятию сказки, формированию читательских умений по анализу художественного произведения; продолжать работу по формированию навыка белого чтения целыми словами; познакомить учащихся с ролью изобразительно-выразительных средств языка в тексте автора.
2. Способствовать развитию речевой культуры учащихся; формировать умения самостоятельно ставить вопросы к прочитанному; способствовать развитию интонационной выразительности при чтении и рассказывании.
3. Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к действительности, умение передавать личностное отношение к прочитанному.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг писателя, иллюстрации в учебнике.
Ход урока
Время | Форма и приемы работы на данном этапе | Примечания | |
1.Речевая разминка | 3 мин | Здравствуйте. — А теперь, давайте проверим, все ли у вас на месте: — учебник, тетрадь, дневник. — Садитесь. — Проверь, правильно ли ты сидишь?
— Теперь мы с вами выполним несколько несложных упражнений: первое: будем длительно произносить согласные. Молодцы! — Второе упражнение. На доске записано предложение. Его нужно произнести с разными интонациями.
| Длительное произношение согласных Б, Д, Н, М, Ж, Ц.
2. Упражнение для развития интонационной выразительности речи. (работа в группе) Произнести с разной интонацией предложение: Добрый день. ( холодно, дружелюбно, с обидой) |
2.Проверка домашнего задания | 12 мин | — А теперь мы поверим. Все ли выполнили домашнее задание. — В рабочих тетрадях вам необходимо было сделать упражнения. Все справились? | Работа с тетрадью на печатной основе |
3. Подготовительная работа перед чтение текста | 5 мин | — Ребята, подскажите, а чем сказки отличаются от всех остальных жанров? (имеются волшебные элементы; в сказках происходит то, что не может произойти в действительности; у сказок нет авторов) — А какими бывают сказки? ( о животных, о людях, бытовые, волшебные) |
|
4. Первичное чтение текста | 3 мин | — Откройте хрестоматию 2 на стр. — Как называется произведение, которое мы сегодня будем изучать? — Правильно. Сейчас я вам прочитаю, а вы внимательно слушайте.
Физкультминутка Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь – богатыри! Мы ладони к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво; И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И, направо, и еще Поглядеть через плечо Наклонились влево, вправо. Получается на славу! | Чтение текста учителем |
5. Беседа после первичного чтения | 3 мин | — Вам понравилось произведение? (да/нет) — Что вам понравилось? — Какое настроение после прочтения? — Каков жанр произведения? (Сказка) — Какова тема? (о Царевне-лягушке) — Давайте рассмотрим иллюстрации. — Что на них изображено? — Как начинается сказка, с каких слов?( В старые годы у одного царя было три сына) — А какими словами заканчивается? (Иван-царевич с Василисой Премудрой вернулись домой и жили долго и счастливо до глубокой старости) — Как относились сыновья к отцу? Почтительно, с уважением, грубо или с любовью? | Работа с учебником |
6. Анализ произведения | 10 мин | — Давайте составим план «Три задания царя-батюшки»: — Какое задание было 1м? ( сшить рубаху) — Какое вторым? ( испечь хлеб) — А третьим? ( показать себя на балу) — Кто главные герои сказки? — Понравился ли вам герой рассказа? — Каким был Иван-царевич? — Правильно ли он поступал ( не всегда) — Почему? — мы вчера с вами читали сказку « У страха глаза велики». — Похожи эти сказки? Докажите. |
Работа над характеристикой героев.
|
8. Обобщающая беседа | 3 мин | — Какова идея произведения? ( автор показал важность знаний) — С каким произведением мы сегодня познакомились? — В чем вы убедились? — Над чем задумались? — Чему научились? Домашним заданием для вас будет выполнение задания 5 в хрестоматии 2 на стр.40. |
|
Б
Д
Н
М
Ж
Ц
Хитра – колдунья
Ширинка – полотенце
Насурьмлённые – накрашенные
Лытаешь – отлыниваешь, бездельничаешь