Тема: «Тут не «простая гамма», тут снова – поле тайны и драмы человеческого духа, «тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»(Достоевский). (По произведениях А.С.Пушкина.)



Ханты- Мансийский автономный округ

Тюменская область

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 14»








Тема: «Тут не «простая гамма», тут снова – поле тайны и драмы человеческого духа, «тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»(Достоевский). (По произведениях А.С.Пушкина.)










МОУ СОШ № 14 г. Нягань


Учитель русского и литературы

Гавриленко Татьяна Ивановна









Нягань 2011



Тема: «Тут не «простая гамма», тут снова – поле тайны и драмы человеческого духа, «тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»(Достоевский). (По произведениях А.С.Пушкина.)


Цель: проследить особенности мировоззрения поэта, своеобразие его творчества через осознание совести в пушкинском и общечеловеческом понимании.

Задача: формировать способности к саморазвитию и самосовершенствованию

путём сознательного присвоения нравственно-духовного наследия

русской культуры.


Ход урока

Слово учителя.

В своё время Томас Манн, потрясённый духовностью русской литературы назвал её Святой.

Употребляя это слово, немецкий писатель оказался точен: русская классика унаследовала в новых условиях духовность Святой Руси.

Ключевую роль здесь суждено было сыграть Пушкину, положившему начало святой русской литературе. Будучи писателем чисто светским, ярко и исключительно светским, он в то же время по духу унаследовал христианскую систему ценностей допетровской культуры.

Творчество А.С.Пушкина связало «концы русской культурной истории, разрубленной Петром, и воссоединило её в единое целое. В то же время всё лучшее, что пришло из Европы, получило у нас, благодаря Пушкину, своё место, стало работать на Россию. Всё это сделало Пушкина «солнечным центром нашей истории» (И.Ильин), определило его особую связь с судьбами России, его царственное место в национальной культуре и непрекращающуюся жизнь в живом народном сознании, в сердцах людей.


Вопрос:

— Какой путь может предостеречь от душевной глухоты?

Ответ:

— Только «суд совести».


Слово учителя:

Самому поэту был свойственен постоянный и строгий самоанализ, т.е. «суд совести».

Вникните в отчаяние одного из самых драматических стихов, в которых поэт строго судил себя, свои иллюзии, свои заблуждения, — это «Воспоминание» (1828). Что может сравниться с такой обнажённостью душевных терзаний:

…И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю.

И горько жалуюсь, и горько слёзы лью,

Но строк печальных не смываю.

Эти горестные признания — очищение души, уроки, извлекаемые из анализа собственных поступков, жизни, опыт, который нельзя забыть. Потому-то и утверждается: «…строк печальных не смываю».

Наследие культуры.

Вспомним, что уже известно учащимся о совести из Священного писания (Запись в тетради)

Свежие документы:  Конспект урока музыки "Ярмарка" 4 класс
  1. Бог уже при самом создании человека начертал в глубине его души свой образ и подобие. Поэтому принято совесть называть голосом Божиим в человеке.

  2. Внутренний закон совести говорит: «…как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

  3. Нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть.


Вспомним народные пословицы, относящиеся к совести, поясним их:

  1. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

  2. Без причины нет кручины.

  3. Злая совесть стоит палача.

  4. И конь спотыкается, да поправляется.

  5. Что лживо, то гнило.

  6. Жил грешно и умер смешно.

  7. Грехи любезны доводят до бездны.


Слово учителя.

Пушкин впервые в русской литературе занялся исследованием человека нового, «железного» века.

У Пушкина человек есть тайна, на которую не следует посягать. Пушкин ничего « не хочет сказать». Каждый смотрит в «волшебное зеркальце» по-своему, каждый судит, размышляет, выносит оценки в пределах своих понятий.

Вопрос:

— В чём суть в понимании Пушкиным тайны человека:

Прекрасно море в бурной мгле

И небо в блесках без лазури;

Но верь мне: дева на скале?

Ответ:

-Прекрасней волн, небес и бури, — говорится в стихотворении «Буря». Необсуждаемая, доступная вере («Но верь мне…») данность, из которой исходит Пушкин, состоит в простой очевидности того, что человек настолько, говоря словами Гамлета, «сходен с Божеством», настолько выше прекрасной, но «равнодушной природы», настолько свободен, что от него самого зависит отказаться от своей свободы, от своего сходства с Божеством.


Размышление над трагедией «Моцарт и Сальери».

  1. Какой тяжкий грех постиг Сальери? (Зависть)

  2. Кому завидует Сальери? Кого считает «праздным гулякой»?

  3. Откуда черпает вдохновение Моцарт?

  4. Каково отношение Сальери к искусству, к музыке? (Он ремесленник, вдохновение чуждо его музыке.)

  5. Какие слова более всего подтверждают гениальность Моцарта? (…гений злодейство – Две вещи несовместные.)

  6. Что доказывает, что Сальери готов к убийству?

— Его первые слова:

Все говорят: нет правды на земле.

Но правды нет – и выше. Для меня

Так это ясно, как простая гамма.

  1. Так что же нужно для преступления (Всего лишь отвергнуть существование правды «на земле» и «выше».)

  2. Как понимает Пушкин преступление? (Как акт грехопадения.

Преступление – это окольный и ложный путь сделать мир лучше, чем он есть, хотя бы для себя.)

  1. Что заставляет Сальери усомниться в правильности совершённого злодейства? (Совесть)




Слово учителя.

«Тут не «простая гамма», тут снова – поле тайны и драмы человеческого духа, «тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».

(Достоевский)

Совесть, её свет, от которого «меркнет месяц», обнажает всё уродство падшего мира и тем самым мешает «тьме низких истин» («Герой») окончательно утвердиться в человеческом сердце.

Размышление по трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь».

  1. Что значат деньги для Барона? (Власть: «как некий демон Отселе править миром я могу…»

  2. Когда же деньги извращают душу? (Когда человек становится рабом своих сокровищ, начинает поклоняться им:

О! Мой отец не слуг и не друзей

В них видит, а господ: и сам им служит.

И как же служит? Как алжирский раб,

Как пёс цепной.)

  1. Можно ли назвать Барона безумцем? (Да. Став рабом своих сокровищ, он утратил любовь к сыну.)

  2. Понимает ли барон, какой ценой накоплены богатства?

(- А сколько человеческих забот,

Обманов, слёз. Молений и проклятий

Оно тяжеловесный представитель!

— Да! если бы все слёзы, кровь и пот,

Пролитые за всё, что здесь хранится

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь потоп…)

  1. Что же заставляет его осознавать это и не иметь покоя?

(- Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть.

Незваный гость, докучный собеседник,

Заимодавец грубый, эта ведьма…)


Слово учителя.

Парадокс человека в том, что, имея совесть, человек всё же не хочет расставаться с кошмарным навыворотным миром, в котором живёт, преступив Правду. Несмотря ни на что, этот мир чем-то и хорош. Здесь есть относительная «свобода» делать то, что выгодно и удобно, то, что возможно, ведь там, где «правды нет», что возможно, то и позволительно.


Размышление по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама».

1. Как характеризуют Германна слова о том, что «отроду не брал он карты в руки»? Что же его удерживало от соблазна? (Совесть)

2. Каков девиз Германна, продиктованный совестью? («Нет! расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!»)

3. Что такое независимость? («Независимость» — возможность для человека обрести самоуважение и уважение в обществе.)

4. На что уповал Германн в своих мечтах о независимости? (На труд)

5. Какой страшной социальной болезнью поражён Германн? (Жаждой наживы. Страсть к обогащению оборачивается в нём готовностью на любой поступок, вплоть до преступления.)

6. Может ли первоначальное упование на труд как на средство обретения независимости ужиться со страстью к обогащению? («Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место».

Одна из «неподвижных» идей, которая связана с достижением независимости трудом и бережливостью, оказалась вытесненной другой идеей, полностью завладевшей Германном, — достижение этой же цели с помощью таинственных трёх карт.

7. Какую цену готов заплатить Германн за тайну трёх карт? («Подумайте: вы стары; жить вам уж недолго, — и готов взять грех ваш на свою душу».)









Выводы и обобщения.

Когда преступление совершается пушкинскими героями, с ними происходит нечто, причиняющее им крайнее неудобство, нечто странное и противоестественное.

  1. Что же это нечто, причиняющее им крайнее неудобство, нечто странное и противоестественное? (Суд совести)

  2. Каково наказание для Сальери? (Сальери приходит в ужас от одного лишь предположения, что великий Микеланджело – не убийца. Совесть побеждает. Сальери после ухода Моцарта заново вслушался в его реплику о гении и злодействе – и в ужасе предположил: … или это сказка

Тупой, бессмысленной толпы – и не был

Убийцей создатель Ватикана?)

  1. Как наказан барон? (Совесть свела безумного в могилу.)

  2. Каково наказание для грешной души Германна? («Германн сошёл с ума».)


Пушкин – несравненный знаток человеческой души. Один из заветов поэта, исполненный мудрости и глубины:

Самостоянье человека

Залог величия его.

«Самостоянье человека» — верность избранному пути, выверенному кодексом чести, совести.


На дом: написать сочинение «Тема совести в произведениях А.С.Пушкина».




















Литература:

1. Непомнящий В. О Пушкине и его художественном мире. Статья первая. – Литература в школе №1,1996.

2. Непомнящий В. О Пушкине и его художественном мире. Статья вторая. – Литература в школе №2,1996.

3. Непомнящий В. О Пушкине и его художественном мире. Статья третья. – Литература в школе № 3, 1996.

4. Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. Т.1 – М., 1985.

5. Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. Т.2– М., 1986.

6. Пушкин А.С. . Сочинения в трёх томах. Т.3 – М., 1987.

7. Храни сердце твоё. Листки по христианскому чтению. Репринтное воспроизведение миссионерских листков издательства храма Покрова Пресвятой Богородицы Русской Православной Зарубежной Церкви (1989 г.) Под редакцией прот. Александра Милеанта – М.: Совместное советско-американское предприятие «PUICO»


Свежие документы:  Итоговая контрольная работа по литературе для учащихся 6 классов

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: