Ханты- Мансийский автономный округ
Тюменская область
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 14»
Тема: «Тут не «простая гамма», тут снова – поле тайны и драмы человеческого духа, «тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»(Достоевский). (По произведениях А.С.Пушкина.)
МОУ СОШ № 14 г. Нягань
Учитель русского и литературы
Гавриленко Татьяна Ивановна
Нягань 2011
Тема: «Тут не «простая гамма», тут снова – поле тайны и драмы человеческого духа, «тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»(Достоевский). (По произведениях А.С.Пушкина.)
Цель: проследить особенности мировоззрения поэта, своеобразие его творчества через осознание совести в пушкинском и общечеловеческом понимании.
Задача: формировать способности к саморазвитию и самосовершенствованию
путём сознательного присвоения нравственно-духовного наследия
русской культуры.
Ход урока
Слово учителя.
В своё время Томас Манн, потрясённый духовностью русской литературы назвал её Святой.
Употребляя это слово, немецкий писатель оказался точен: русская классика унаследовала в новых условиях духовность Святой Руси.
Ключевую роль здесь суждено было сыграть Пушкину, положившему начало святой русской литературе. Будучи писателем чисто светским, ярко и исключительно светским, он в то же время по духу унаследовал христианскую систему ценностей допетровской культуры.
Творчество А.С.Пушкина связало «концы русской культурной истории, разрубленной Петром, и воссоединило её в единое целое. В то же время всё лучшее, что пришло из Европы, получило у нас, благодаря Пушкину, своё место, стало работать на Россию. Всё это сделало Пушкина «солнечным центром нашей истории» (И.Ильин), определило его особую связь с судьбами России, его царственное место в национальной культуре и непрекращающуюся жизнь в живом народном сознании, в сердцах людей.
Вопрос:
— Какой путь может предостеречь от душевной глухоты?
Ответ:
— Только «суд совести».
Слово учителя:
Самому поэту был свойственен постоянный и строгий самоанализ, т.е. «суд совести».
Вникните в отчаяние одного из самых драматических стихов, в которых поэт строго судил себя, свои иллюзии, свои заблуждения, — это «Воспоминание» (1828). Что может сравниться с такой обнажённостью душевных терзаний:
…И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю.
И горько жалуюсь, и горько слёзы лью,
Но строк печальных не смываю.
Эти горестные признания — очищение души, уроки, извлекаемые из анализа собственных поступков, жизни, опыт, который нельзя забыть. Потому-то и утверждается: «…строк печальных не смываю».
Наследие культуры.
Вспомним, что уже известно учащимся о совести из Священного писания (Запись в тетради)
Бог уже при самом создании человека начертал в глубине его души свой образ и подобие. Поэтому принято совесть называть голосом Божиим в человеке.
Внутренний закон совести говорит: «…как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть.
Вспомним народные пословицы, относящиеся к совести, поясним их:
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
Без причины нет кручины.
Злая совесть стоит палача.
И конь спотыкается, да поправляется.
Что лживо, то гнило.
Жил грешно и умер смешно.
Грехи любезны доводят до бездны.
Слово учителя.
Пушкин впервые в русской литературе занялся исследованием человека нового, «железного» века.
У Пушкина человек есть тайна, на которую не следует посягать. Пушкин ничего « не хочет сказать». Каждый смотрит в «волшебное зеркальце» по-своему, каждый судит, размышляет, выносит оценки в пределах своих понятий.
Вопрос:
— В чём суть в понимании Пушкиным тайны человека:
Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури;
Но верь мне: дева на скале?
Ответ:
-Прекрасней волн, небес и бури, — говорится в стихотворении «Буря». Необсуждаемая, доступная вере («Но верь мне…») данность, из которой исходит Пушкин, состоит в простой очевидности того, что человек настолько, говоря словами Гамлета, «сходен с Божеством», настолько выше прекрасной, но «равнодушной природы», настолько свободен, что от него самого зависит отказаться от своей свободы, от своего сходства с Божеством.
Размышление над трагедией «Моцарт и Сальери».
Какой тяжкий грех постиг Сальери? (Зависть)
Кому завидует Сальери? Кого считает «праздным гулякой»?
Откуда черпает вдохновение Моцарт?
Каково отношение Сальери к искусству, к музыке? (Он ремесленник, вдохновение чуждо его музыке.)
Какие слова более всего подтверждают гениальность Моцарта? (…гений злодейство – Две вещи несовместные.)
Что доказывает, что Сальери готов к убийству?
— Его первые слова:
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Так что же нужно для преступления (Всего лишь отвергнуть существование правды «на земле» и «выше».)
Как понимает Пушкин преступление? (Как акт грехопадения.
Преступление – это окольный и ложный путь сделать мир лучше, чем он есть, хотя бы для себя.)
Что заставляет Сальери усомниться в правильности совершённого злодейства? (Совесть)
Слово учителя.
«Тут не «простая гамма», тут снова – поле тайны и драмы человеческого духа, «тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».
(Достоевский)
Совесть, её свет, от которого «меркнет месяц», обнажает всё уродство падшего мира и тем самым мешает «тьме низких истин» («Герой») окончательно утвердиться в человеческом сердце.
Размышление по трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь».
Что значат деньги для Барона? (Власть: «как некий демон Отселе править миром я могу…»
Когда же деньги извращают душу? (Когда человек становится рабом своих сокровищ, начинает поклоняться им:
О! Мой отец не слуг и не друзей
В них видит, а господ: и сам им служит.
И как же служит? Как алжирский раб,
Как пёс цепной.)
Можно ли назвать Барона безумцем? (Да. Став рабом своих сокровищ, он утратил любовь к сыну.)
Понимает ли барон, какой ценой накоплены богатства?
(- А сколько человеческих забот,
Обманов, слёз. Молений и проклятий
Оно тяжеловесный представитель!
— Да! если бы все слёзы, кровь и пот,
Пролитые за всё, что здесь хранится
Из недр земных все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп…)
Что же заставляет его осознавать это и не иметь покоя?
(- Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть.
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый, эта ведьма…)
Слово учителя.
Парадокс человека в том, что, имея совесть, человек всё же не хочет расставаться с кошмарным навыворотным миром, в котором живёт, преступив Правду. Несмотря ни на что, этот мир чем-то и хорош. Здесь есть относительная «свобода» делать то, что выгодно и удобно, то, что возможно, ведь там, где «правды нет», что возможно, то и позволительно.
Размышление по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама».
1. Как характеризуют Германна слова о том, что «отроду не брал он карты в руки»? Что же его удерживало от соблазна? (Совесть)
2. Каков девиз Германна, продиктованный совестью? («Нет! расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!»)
3. Что такое независимость? («Независимость» — возможность для человека обрести самоуважение и уважение в обществе.)
4. На что уповал Германн в своих мечтах о независимости? (На труд)
5. Какой страшной социальной болезнью поражён Германн? (Жаждой наживы. Страсть к обогащению оборачивается в нём готовностью на любой поступок, вплоть до преступления.)
6. Может ли первоначальное упование на труд как на средство обретения независимости ужиться со страстью к обогащению? («Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место».
Одна из «неподвижных» идей, которая связана с достижением независимости трудом и бережливостью, оказалась вытесненной другой идеей, полностью завладевшей Германном, — достижение этой же цели с помощью таинственных трёх карт.
7. Какую цену готов заплатить Германн за тайну трёх карт? («Подумайте: вы стары; жить вам уж недолго, — и готов взять грех ваш на свою душу».)
Выводы и обобщения.
Когда преступление совершается пушкинскими героями, с ними происходит нечто, причиняющее им крайнее неудобство, нечто странное и противоестественное.
Что же это нечто, причиняющее им крайнее неудобство, нечто странное и противоестественное? (Суд совести)
Каково наказание для Сальери? (Сальери приходит в ужас от одного лишь предположения, что великий Микеланджело – не убийца. Совесть побеждает. Сальери после ухода Моцарта заново вслушался в его реплику о гении и злодействе – и в ужасе предположил: … или это сказка
Тупой, бессмысленной толпы – и не был
Убийцей создатель Ватикана?)
Как наказан барон? (Совесть свела безумного в могилу.)
Каково наказание для грешной души Германна? («Германн сошёл с ума».)
Пушкин – несравненный знаток человеческой души. Один из заветов поэта, исполненный мудрости и глубины:
Самостоянье человека
Залог величия его.
«Самостоянье человека» — верность избранному пути, выверенному кодексом чести, совести.
На дом: написать сочинение «Тема совести в произведениях А.С.Пушкина».
Литература:
1. Непомнящий В. О Пушкине и его художественном мире. Статья первая. – Литература в школе №1,1996.
2. Непомнящий В. О Пушкине и его художественном мире. Статья вторая. – Литература в школе №2,1996.
3. Непомнящий В. О Пушкине и его художественном мире. Статья третья. – Литература в школе № 3, 1996.
4. Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. Т.1 – М., 1985.
5. Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. Т.2– М., 1986.
6. Пушкин А.С. . Сочинения в трёх томах. Т.3 – М., 1987.
7. Храни сердце твоё. Листки по христианскому чтению. Репринтное воспроизведение миссионерских листков издательства храма Покрова Пресвятой Богородицы Русской Православной Зарубежной Церкви (1989 г.) Под редакцией прот. Александра Милеанта – М.: Совместное советско-американское предприятие «PUICO»