Тема урока: Г.Куликов «Как я влиял на Севку»
Цели:
· образовательные
подвести итог работы над произведением
· развивающие
продолжать работу над формированием умения высказывать свою точку зрения, свои суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному, работать над развитием воображения, творческого мышления.
· воспитательные
акцентировать внимание учащихся на понятиях «трудолюбие» и «дружеские отношения в совместной работе», и их значения в жизни общества.
Ход урока:
I. Организационный момент:
На классной доске: «Ни пуха ни пера» В. Орлов
— Когда люди желают друг другу «ни пуха ни пера» ?
Рано утром Мама — квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: — Не дерись,
Не дразнись, не петушись.
Поспеши, уже пора, ну, ни пуха ни пера!
Через час едва живой Петушок идёт домой.
Ковыляет еле – еле он со школьного двора,
А на нём и в самом деле нет ни пуха ни пера!
Что пожелала мама — квочка сыночку?
Чем является в речи это выражение?
Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха ни пера»?
Где эти слова употреблены в переносном значении? Как называется такое устойчивое сочетание слов? ( фразеологический оборот)
Я желаю вам на уроке «ни пуха ни пера»!
II. Актуализация знаний учащихся:
Над каким произведением работаем?
К какому жанру литературы относится?
Сегодня на уроке завершаем работу над произведением и подведём итоги этой работы.
— Приведите примеры фразеологических оборотов, крылатые слова, которые вы встречали в повести:
ломал голову
голыми руками
что он за птица
— Для чего использовал автор эти выражения, фразеологические
обороты?
— Представьте, что все фразеологизмы из текста вычеркнули и заменили на близкие по значению выражения. Изменится ли текст? А ваше отношение к тесту?
IV. Характеристика героев повести:
(работа в группах)
Назовите главных героев этого произведения. Кто они?
В начале работы над повестью вы не знали о них ничего, как они выглядят, какой характер у каждого. А вот теперь вы можете рассказать о мальчиках много интересного. Вы представляли себя в роли учителей этих мальчиков и от их имени составляли (писали) характеристику на каждого из своих учеников.
— Итак, используя домашние заготовки, каждая группа составит характеристику на одного главного героя.
(На обсуждение в группе даётся 5 минут)
1 группа – Костя Горохов
2 группа – Севка Мымриков
3 группа – обсудят вопрос: «Смогут ли подружиться Севка и Костя? Почему?»
V. Защита проектов:
1. Каждая группа зачитывает характеристику и показывает рисунки своего героя.
2. Сравнение рисунков и характеристики.
— Соответствует ли словесная характеристика и рисунки изображённого героя?
— А как увидела другая группа этого героя?
3. Отвечает третья группа на свой вопрос.
Вывод:
Оба мальчика интересные люди.
VI. Автор и его произведение.
— Чем особенно понравилась повесть?
— Могут ли подобные события происходить в реальной жизни?
— Над чем можно задуматься, читая повесть? (главная мысль повести)
— Какие проблемы поднимает Г. Куликов в своём произведении?
— Автор верит, что школа – место, где взрослеют, набираются сил и ума, учатся дружить, помогать и понимать других людей.
— Попробуйте предположить какие события могли бы произойти дальше…
VII. Итог работы:
— Итак, творческая работа: письменно ответить на вопросы:
1. Понравилось ли произведение? Почему?
2. Чему оно тебя научило?
VIII. Рефлексия:
— А сейчас оцените свою работу на уроке.
— Если всё было понятно, с заданиями справлялись уверенно, ощущали себя комфортно, положите свою фишку весёлому человечку.
— Если затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, не комфортно – грустному человечку.
— Если было неинтересно, трудно и непонятно положите фишку третьему человечку.