Тема урока: «Опера «Иван Сусанин»

Тема урока: «Опера «Иван Сусанин»

Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая — судьба народная. Родина моя! Русская земля»

  1. Организация урока

«…Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти  и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

К.Рылеев

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? У нас сегодня необычный урок музыки. Мы с вами отправляемся в оперный театр. Рассаживайтесь удобно в зрительном зале.

(1 ряд —  «Партер», 2 ряд — «Ложа», 3 ряд — «Бельэтаж»).

Учитель: Наш первый ряд – зрители партера, нижнего этажа зрительного зала, второй ряд – гости ложи (небольшого помещения с отдельным входом, отгороженного от соседних, боковыми перегородками), а третий ряд расположился в бельэтаже (первом ярусе зрительного зала в театре).

  1. Основная часть

Учитель: А кто же написал первую русскую оперу и когда она появилась?

Ученики: М.И. Глинка, в 1836 году. И называлась она «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин». Она рассказывает О событиях, которые происходили 400 лет назад, когда Минин и Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской — войска Польского.

Учитель: Кто главный герой этой оперы?

Ученики: Герой этой оперы — костромской крестьянин Иван Сусанин, который погибает за Отечество.

Учитель: Поляки требуют показать дорогу на Москву.

Иван Сусанин, задумав завести врага в непроходимую чащу, им гордо отвечает

Большая часть оперы была написана прежде слов: я думаю, такой курьезной истории не случалось еще ни с одной оперой. Дело в том, что первая мысль Глинки была написать не оперу, но нечто вроде картины, как говорил он, или симфонической оратории. Все музыкальное создание в главных чертах его было уже в голове; помнится, он хотел ограничиться лишь тремя картинами: сельской сценой, сценой польской и окончательным торжеством. Высокий патриотизм, благородная гражданственность думы Рылеева, герой которой отдает свою жизнь за отчизну, были близки сознанию Глинки. Жуковский стал его советчиком и даже сочинил текст эпилога оперы, а в качестве либреттиста рекомендовал барона Розена, секретаря наследника престола. Текст сочинялся на готовую музыку, вся планировка действия принадлежала композитору. В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнина Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ крестьянина, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показан на широком фоне русской народной жизни и природы.

У. Опера состоит из четырех действий с эпилогом.

Познакомимся с главные действующими лицами оперы: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида (его дочь), Ваня (приемный сын Сусанина), Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды.

Содержание оперы

1612г. Период, известный в истории под названием “смутного времени”. Поляки пытаются поработить Русь. Путь польского войска отмечен грабежами и пожарами. В родном селе Сусанина ждут возвращения из похода своих родных воинов. Женщины с грустью смотрят на реку и поют о красоте родного края. Вдруг с реки доносится та же песня. Это они, долгожданные родные воины! Вся деревня высыпала на берег им навстречу. Сусанин на крыльце своей хаты. Его дочь Антонида ждет своего жениха, предводителя воинского отряда Богдана Собинина. Собинин и воины выходят на берег. Они поют песню о трудной судьбе своей Родины и о стойкости её бойцов. Навстречу им выходят молодые ополченцы деревни. Командир отряда ополченцев поет об их готовности защищать Родину вместе с воинами.Горьки минуты поминания тех, кто не вернулся с поля боя. Но радость встречи и победы перевешивает горе. Вот и девушка с хлебом-солью! Все вспоминают прежних супостатов- и немецких псов-рыцарей, потопленных в Чудовом озере, и татарскую орду, полёгшую на поле Куликовом. Все они уходили с русской земли не солоно хлебавши. Сцена заканчивается весёлой, но и угрожающей песней:”Беда всем незваным злым гостям!”Отрезвляюще звучат слова Сусанина:“ Ликовать еще рано нам…”. Антонида между тем осторожно пытается выспросить, когда же свадьба с Собининым. Свадьбы не будет, пока не прогонят всех врагов с родной земли. Это известие потрясает Собинина- ведь для свадьбы он вырвался домой в перерыве между боями. Звучит одна из лучших страниц оперы – трио “Не томи, родимый…”, которое заканчивается общей – почти молитвой – о мире. Рассказ Собинина о том, что поляки заперты русскими войсками в Кремле и о том, что Минин собирает ополчение для полного разгрома врагов, снова вселяет надежду на радостный победный час, на мир – и весёлую свадьбу. Все расходятся по домам. Зима. В доме Сусанина идут приготовления к свадьбе, но девушки, пришедшие со свадебной песней на девичник, застают в хате одну рыдающую Антониду. Она рассказывает (романс Антониды), что отряд поляков, спешащих в Москву на выручку польскому войску, заставил Сусанина служить им провожатым и Сусанин, тайно послав своего приемного сына Ваню за помощью, ушёл с врагами. Согласившись служить проводником полякам, Сусанин намеренно завел их в лесную глушь и бездорожье, откуда им нет выхода. Усталый отряд спит. Сусанину не спится: он предчувствует свою гибель от рук разъяренных врагов. Звучит потрясающая по музыке ария “Чуют правду”.Тем временем Ваня, загнав коня, уже бегом, прибежал к воротам лесного посада, где ночует ополчение во главе с Мининым. Ваня сообщает ополченцам, что враг близко. Ополчение с Ваней уходит на выручку Сусанину. Но они опоздали. Сусанин погиб, зарубленный саблями разъяренных врагов. Отряд поляков был разгромлен и уничтожен. Сусанин погиб как погибали русские люди, самоотверженно и героически отдававшие свою жизнь за родную землю, за свой народ. И вот — враги изгнаны с родной земли. Русь снова свободна и независима. Победа! На Красной площади в Москве народ славит свою Родину, бойцов, отстоявших её от захватчиков, и поминает героев, отдавших жизнь за Русь.

Действие первое Крестьяне села Домнина, среди которых — Иван Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять отчизну. «Кто на Русь дерзнет, смерть найдете. Все расходятся, остается одна Антонида. Она тоскует о своем женихе Богдане, который ушел сражаться с поляками. Сердце подсказывает девушке, что милый жив и спешит к ней. И в самом деле, вдалеке слышится песня гребцов: это Богдан Собинин со своей дружиной. Собинин привез радостные вести: нижегородский крестьянин Минин собирает ополчение, чтобы освободить захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. Однако Сусанин печален: враги еще хозяйничают на родной земле. На просьбы Собинина и Антониды об их свадьбе он отвечает отказом: «Нынче не до свадеб. Время боевое!»

Действие второе Пышный бал у польского короля Сигизмунда . Опьяненные временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. В разгар веселья появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые вести: русский народ восстал на врагов, польский отряд осажден в Москве, гетманское войско бежит. Танцы прекращаются. Однако хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. Прерванное было веселье возобновляется.

Действие третье Ваня, приемный сын Сусанина, мастерит себе копье, напевая песню о том, как названый отец пожалел и приютил его. Вошедший Сусанин сообщает, что пришел Минин с ополченцами и расположился в бору. Ваня поверяет отцу заветные мечты — поскорее стать воином и пойти защищать отчизну. Между тем в семье Сусанина готовятся к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать добра Антониде. Оставшись одни, Антонида, Собинин, Сусанин и Ваня говорят о своей радости — пришел наконец этот долгожданный день. Затем уходит и Собинин. Внезапно в избу врываются поляки. Угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина и в Москву. Вначале Сусанин отказывается: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь», — гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий план завести врагов в лесную глушь и погубить. Притворно соблазнившись деньгами, Сусанин соглашается провести поляков к стану Минина. Тихо говорит он Ване, чтобы тот скорее бежал в посад собирать народ и предупредить Минина о нашествии врагов. Поляки уводят Сусанина. Горько плачет Антонида. Тем временем приходят со свадебной песней ничего не ведающие подружки Антониды, а затем и Собинин с крестьянами. Антонида рассказывает о случившемся. Крестьяне во главе с Собининым бросаются в погоню за врагами.

Действие четвертое. Ночью к ограде монастырского посада прибегает Ваня. В стане поднимается тревога, воины вооружаются и готовятся к походу. Все дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин. «Туда завел я вас… где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать!» — с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.
Эпилог. Картина первая. У ворот, ведущих на Красную площадь, проходят нарядные толпы народа. Празднично гудят колокола. Все славят царя, великую Русь, русский народ, родную Москву. Здесь же — Антонида, Ваня, Собинин. На вопрос одного из воинов, почему они так грустны, Ваня рассказывает о подвиге и смерти отца. Воины утешают их: «Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин». Картина вторая. Красная площадь в Москве заполнена народом. Мощно звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются воины к детям Сусанина. Появляются Минин и Пожарский. Народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица.

ИТОГ УРОКА:

Учитель: Сегодня мы перелистнули страницы нашей истории.

Опера «Иван Сусанин» воссоздала атмосферу народного подвига в Смутное время в начале XVII века.

Музыка учит нас любить, защищать Россию и гордиться своей Родиной.


Свежие документы:  Сочинение на тему: Мой прадед на войне (3 класс)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: