Тема урока: С.Маршак «Курочка Ряба и десять утят». Сравнение авторской и народной сказок»

Тема урока: С.Маршак «Курочка Ряба и десять утят». Сравнение авторской и народной сказок»



Цели: познакомить учащихся с литературной сказкой С. Маршака « Курочка Ряба и десять утят», сравнивать литературную и авторскую сказки, обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста, развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно начало и конец предложения, объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание, описывать характер героев, определять главную мысль текста и соотносить её с содержанием произведения, изображать героев с помощью жестов, мимики, отличать авторскую сказку от народной.

Оборудование: проектор, доска, цветной картон, пластилин, ватные диски, книги по теме урока.



Орг. момент.

Вот и прозвенел звонок,

начинается урок.

Повернитесь все назад

Гости там у нас сидят.

Мило улыбнитесь,

Обратно повернитесь

И тихонечко садитесь.

Итак, у нас урок литературного чтения.

Актуализация знаний.

-Разгадайте фразу. Что в ней зашифровано? Как вы поняли, что здесь написано? В каких произведениях можно встретить такие слова?( жили- были….)

-Да, верно. Такие слова можно встретить в сказках. Поэтому сегодня мы будем говорить о сказках. О двух сказках.

-Как вы думаете, чему мы научимся на уроке?

(Отвечать на вопросы, задавать вопросы, выразительно читать, пересказывать, находить в тексте нужные строки, делать выводы, подводить итоги.)

Вы правы, но это мы уже делали на предыдущих уроках. Давайте выделим главную цель нашего урока – не забудьте, будем говорить о двух сказках…

( мы научимся сравнивать и делать выводы).

Молодцы. Это будет цель нашего урока.

Речевая разминка.

Но сначала – речевая разминка.

Солнце, дождик, приходите,

Детям сказку приводите.

А из тучи — гром, гром

Загоняет в дом, в дом.

Покажись из тучи, солнце,

Загляни скорей в оконце,

Освети скорей светлицу,

Расскажи нам небылицу.

-Прочитайте: 1 четверостишие — тихо, 2 – громко.

1 четверостишие — сердито, 2 – весело.

Все стихотворение — выразительно.

Молодцы!

О чем – то скрипит половица,

А спице опять не сидится.

Присев на кровати, подушки,

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят сказки.

-А вы, ребята , любите сказки? За что вы любите сказки?( в них происходят чудеса, волшебство)

Свежие документы:  Конспект урока литературы в 6 классе «Мой первый друг, мой друг бесценный…»

-Прочитайте название сказки.

Есть ли у нее автор? Почему?….(эту сказку сочинил народ)

Эту сказку называют народной, потому, что сочинил ее ни один автор, а народ, который бережно хранил, передавал ее своим детям и внукам.

Самым первым творцом сказок во все времена был народ . Люди жили трудно. Пахали землю , сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли, ткали, ловили рыбу и надеялись на лучшую долю. И в сказках они изображали то же.

Кто же главные герои сказки « Курочка Ряба»?( дед, баба, курочка Ряба, мышка.)

Вспомните эту сказку … Расскажите по рисункам.

Пересказ сказки детьми.

-Какое волшебство происходит в сказке?( курочка разговаривает, несет золотые яйца)

А вы знаете, что слова тоже бывают « волшебные»? назовите их.



Физкультминутка.

Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я произнесу «волшебные» слова вежливости.

Встаньте, пожалуйста.

Поднимите руки.

Будьте добры, похлопайте.

Потопайте.

Пожалуйста, попрыгайте.

Тихонько сядьте.

Тихо сядьте, пожалуйста.

-Спасибо, ребята, вы были внимательны и хорошо справились с заданием.

-А как вы думаете, кто бы вылупился из яйца, если бы курочка Ряба снесла не золотое, а простое яичко?(цыпленок). Сейчас мы пофантазируем.

Перед вами – конверты .Вам предстоит групповая работа. Аппликация.

-А какое главное правило работы в группах вы знаете?(Работать дружно)

Звучит песня «Дружба — это не работа»(гр. Барбарики)

Выполнение аппликации детьми в группах.

После выполнения, аппликации вешаются на доску.

-Откройте учебник на с. 63.

Прочитайте название.

Есть ли что-то знакомое в названии? (курочка Ряба)

Подумайте, о чем может в ней рассказываться.

Можно ли эту сказку назвать народной ? ( нет, у нее есть автор)

Верно, у нее есть автор — С. Маршак . Написал он эту сказку в 1968 году.

Как же мы тогда ее назовем?

(авторской)… .или литературной.

Сейчас вы услышите отрывок. Во время прослушивания, вам встретится незнакомое слово.

Наседка. Как вы понимаете смысл этого слова? ( курица, которая высиживает или уже высидела цыплят.)

Чтение отрывка учителем.

-Заинтересовал вас отрывок?

-Предположите, как будут развиваться события дальше? (ответы детей). Продолжение сказки вы можете прочитать дома, на каникулах.

Выборочное чтение.

-Кто же герои этой сказки? Найдите в тексте, прочитайте.

-Что сделала курочка?

-Что было дальше?

Какой изображена курочка Ряба в сказке Маршака?( доброй , заботливой)



-Что общего в этих сказках ? (герои, мышка бежала…, яичко разбилось…)

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "«Человек необыкно¬венный» (А. С. Пуш¬кин). Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова" 9 класс

В чем различия?( 1 сказка – народная, 2 –авторская, 1 сказка – яичко золотое, 2 сказка- простое, 1 сказка- плачут дед и баба, 2 сказка – плачет курочка Ряба, окончание сказок.

Работа в парах.

Я назову вам несколько утверждений. Если вы согласны, то ставьте знак +, если не согласны, то знак -.

Народные сказки сочинил народ. (+ )

Народные сказки сочинил автор.(- )

Народная сказка создается в устной форме.(+ )

Авторская сказка создается в письменной форме.( + )

Время создания авторской сказки — неизвестно.(- )

Время создания народной сказки – неизвестно.( + )

Проверка:

+ , — , + , + , — , +.

Рефлексия.

-Поднимите руки, кто может сказать о себе:

Я — молодец! Я отлично работал на уроке!

Вручение медалек.

Заключение.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла Весна!

Я хочу поблагодарить вас за урок и пожелать хорошего отдыха на весенних каникулах.





Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: