Тема: Утро года в природе и в литературе 5 Класс

Урок литературы в 5 классе

Якименко Елена Васильевна,учитель

русского языка и литературы

МКОУ «Крестинская СОШ»

Оконешниковского района

Омской области

.



Тема: Утро года в природе и в литературе.

Цели:

обучающая : формирование умения анализа лирического текста;

развивающая: совершенствование умения работать в группах;

воспитательная: воспитание любви к природе.

Оборудование: муз. пьесой П. Чайковского «Времена года» «Апрель», презентация.

Ход урока:

А весна хороша, хороша!
Охватило всю душу сиренями.
Поднимай же скворешню, душа,
Над твоими садами весенними

Н. Заболоцкий

1.Стадия вызова. Чтение учителем стихотворения Н Заболоцкого

« Уступи мне, скворец, уголок» сопровождается презентацией.

Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом скворешнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники.

И свистит и бормочет весна.
По колено затоплены тополи.
Пробуждаются клены от сна,
Чтоб, как бабочки, листья захлопали.

И такой на полях кавардак,
И такая ручьев околесица,
Что попробуй, покинув чердак,
Сломя голову в рощу не броситься!

А весна хороша, хороша!
Охватило всю душу сиренями.
Поднимай же скворешню, душа,
Над твоими садами весенними.


  • Какая мысль подчеркнута поэтом в стихотворении? Обратите внимание на эпиграф урока.

(Мысль о единстве природы и человека).



2. Мобилизующий этап

1.Как вы думаете, какая тема нашего урока?



Ребята, вы правы. Тема нашего урока: Утро года в природе и литературе.

2.Исходя из темы урока, сформулируйте цели нашего занятия.

  • Определим, с помощью каких приемов поэты и писатели описывают приход весны.

  • Поделимся своими наблюдениями за весенними проявлениями.

3.Лексико-орфографическая работа.

-Ребята, давайте произнесем слово «весна» отчетливо, выразительно, все вместе.

-Что слышится в этом слове?

-Действительно, слово «весна» произошло от слова «веселый»:

-Подберите однокоренные слова к этому слову.

Весна, весной, веснушка, веснянка, весенний, предвесенний, по- весеннему

-Вспомните пословицы, поговорки о весне:

  • Птица рада весне, а младенец- матери.

  • Много снега- много хлеба, много воды- много травы.

  • Ласточки весну начинают, соловей лето кончает.

  • Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.



4.Стадия анализа

  • Чтение подготовленным учеником стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды»

Вопросы для выяснения восприятия:

  • Каким рисует весенний день Тютчев?

  • Какова интонация стихотворения?

(Бодрая, жизнерадостная)

  • Назовите непривычные слова.

  • Попробуйте сами объяснить их значение.

Брег — берег, Гласят — поют.

  • Кто такие гонцы?

(посыльные)

  • Слов какой части речи в стихотворении больше всего? Почему?

(потому что это весна — жизнь, движение)

Задание выполняется в группах: заполните столбцы таблицы и расскажите классу о результатах.



Исследовательская работа по анализу стихотворения Ф.Тютчева

сопровождается муз. пьесой П. Чайковского «Времена года» «Апрель»

Что вижу

Что слышу

Что чувствую

Деревья

Журчание воды

Воодушевление

Кустарники

Щебет птиц

Радость

Вода

Свист ветра

Желание сделать что-либо хорошее.

Солнце


Все-все в природе дает человеку ощущение счастья.

Кое-где снег








  • Чтение учащимися лирической миниатюры М.М. Пришвина «Голубые тени»

Работа с текстом

      • Выскажите свое мнение: о чем будет текст, если исходить из его названия.

Задание: Читаем с остановками. Задаем автору вопросы. Пытаемся найти ответы в тексте.

      • Почему тени голубые?

      • Почему весна стремительная?

      • На каких предметах останавливает свое внимание писатель?

Вопросы учителя:

      • Почему именно эти краски преобладают миниатюре?

      • Найдите средства выразительности, которые использует автор.

      • Какие образы здесь преобладают: звуковые или цветовые?

      • Что вы можете сказать об авторе этих строк?

(Что он человек добрый и любит всё живое на земле. У него даже кустик старого полынника, репейника, былинки, травинки выглядят голубыми и прекрасными)





  • Проверка домашнего задания. Наблюдения за весенними проявлениями.

      • Группа 1. Погода.

      • Резких изменений погодных условий за период наблюдений апрель– середина мая не наблюдалась. 12 – го апреля был гром. В народе говорят, что гром на безлистный лес – к неурожаю. Для нашей местности характерны в этот сезон небольшие заморозки ночью и тёплая солнечная погода днём. С 27 апреля по 3 мая идут небольшие дожди .Очень ветрено. Температура около 13 градусов. Анна Федоровна Борошенко (бабушка ученика) сказала, что дожди нужны, так как прошлое лето было засушливым, и сейчас земля просит влаги.

      • Группа2. Наблюдение за сходом снега. Прорастанием побегов.



Появление участка почвы из- под снега.



4 апреля



Начало весеннего сокодвижения у деревьев




6 апреля



Прорастание побегов травянистых растений



Участки в прошлогодней траве.

Проростки растений

  1. апреля.

Земляника – 2 листа,

Одуванчик- 1 лист,

Костёр- 10 листьев.



Полный сход снега




9 апреля



Начало распускания почек на берёзе.




18 апреля



Вывод. Наблюдая, мы постигаем суть явлений. Чтобы увидеть прекрасное, надо вглядеться в то , что происходит рядом. Вы, ребята, оказались внимательны. Молодцы.

5. Стадия закрепления.

  • Лабораторная работа.

«В творческой мастерской писателя»

Задание: На месте пропусков вставьте эпитеты и сравните с авторским вариантом.

Возобновилась тишина, __________ и _________, ________ пороша лежит по пасту, как пудра, со __________ блестками. Каждый кустарник старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало глядится в эту ______

порошу и видит себя ______ и _______

  • Составление синквейна



Весна

Радостная, веселая.

Пробуждает, оживает, воодушевляет.

Утро года.

Жизнь.

6.Рефлексия.

Какое у вас настроение? Покажите свое настроение в цвете, раскрасив свой синквейн.

7.Домашнее задание на выбор:

    • Напишите сочинение — миниатюру «Весна в природе и литературе»

    • Нарисуйте иллюстрацию по теме нашего урока.







Свежие документы:  Контрольная работа по творчеству А.И. Куприна

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: