Тематическое планирование
Наименование раздела и тем. Содержание. | Характеристика основной деятельности обучающихся | Дата проведения | ||
| I четверть (36 часов) | по плану | фактичес | |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения(1ч) 1. Знакомство с учебником.
Самые интересные книги прочитанные летом.
| Ориентироваться в учебнике; знать и применять систему условных обозначений; предполагать на основе названия содержание главы; пользоваться словарем в конце учебника; составлять связное высказывание по иллюстрациям учебника. |
|
|
2 | Летописи. Былины Жития (11ч) 1. Летопись.«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…».
Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. | Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Понимать значение слова «летопись». Оценивать свои знания и достижения. Правильно, осознанно читать летописи, понимать глубину содержания произведения, отвечать на вопросы. |
|
|
3 | 2. Летопись. «И вспомнил Олег коня своего».
Особый язык летописей. | Понимать, что события летописи – основные события Древней Руси. Сравнивать текст летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения. |
|
|
4 | 3. Былина. «Ильины три поездочки».
Связь произведений литературы с другими видами искусств. | Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения. |
|
|
5 | 4. Былина. «Ильины три поездочки».
Тема, главная мысль, события, последовательность. Развитие сюжета в былине. | Выделять языковые средств выразительности. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Определять своё и авторское отношения к событиям и персонажам. |
|
|
6 | 5. Былина. «Ильины три поездочки».
Победа добра над злом в былине. | Размышлять над содержанием произведения, выражать свое отношение к прослушанному . Определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретённые умения для самостоятельного чтения книг. |
|
|
7 | 6. Былина. «Житие Сергия Радонежского» —.
Памятник древнерусской литературы. Образные языковые средства | Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план. |
|
|
8 | 7. Былина. «Житие Сергия Радонежского».
Характеристика главного героя в былине. | Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста , отвечать на них. |
|
|
9 | 8. Былина. «Житие Сергия Радонежского».
Составление творческого пересказа от имени героя по опорным словам.
| Воспроизводить содержание текста с элементами описания вида героя, особенностью речи, выявлять мотивы поведения. |
|
|
10 | 9. Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Урок-путешествие по земле русской, богатырской.
Различение жанров Произведений, накопление образных обобщений. | Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль. |
|
|
11 | 10.Проект — 1. «Создание календаря исторических событий».
Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя) | Создавать календарь исторических событий . Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника . |
|
|
12 | 11. Контрольная работа №1. по разделу «Летописи. Былины. Жития.» Оценка достижений. Проверять себя и оценивать свои достижения. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом. |
|
|
13 | Чудесной мир классики (22 ч) 1.Знакомство с названием раздела. Сообщение о П.П. Ершове . Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке . | Рассказывать о жизни и творчестве П. Ершова; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. |
|
|
14 | 2. П.П.Ершов. «Конёк-горбунок». Развитие сюжета в сказке. | Знать название и основное содержание изученного произведения. Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. |
|
|
15 | 3.П. П. Ершов. «Конёк- Горбунок».
Поступки героев, их характеристика. Беглое, выразительное чтение. | Оценивать события героев произведения, отвечать на вопросы по тексту. Характеризовать поступки героев. Читать бегло, выразительно. Делить текст на части, озаглавливать каждую часть. Пересказывать большие по объёму произведения. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. |
|
|
16 | 4. П. П. Ершов «Конёк- Горбунок».
Реальные и фантастические события в сказке. | Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова. Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Сравнивать народную и литературную сказки. |
|
|
17 | 5. А.С.Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».
Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств. О пушкинском эпитете. | Рассказывать о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. |
|
|
18 | 6. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь анализировать поведение героев. |
|
|
19 | 7. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Стихотворная форма записи сказки. |
|
|
|
20 | 8. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. | Различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. |
|
|
21 | 9. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Характеристика героев сказки. | Характеризовать героев произведения. Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. Наблюдать за выразительностью литературного языка. |
|
|
22 | 10. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Народная мораль и нравственность в сказке. | Различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. |
|
|
23 | 11.М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове.
Рассказывать о М.Ю. Лермонтове. | Рассказывать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. |
|
|
24 | 12. М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека».
Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении. | Называть изученные произведения М.Ю. Лермонтова. Различать жанры произведений. Понимать прием изображения действительности в стихотворении «олицетворение». |
|
|
25 | 13.М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Чтение по ролям. Хорошие и плохие поступки людей в произведении. | Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план. Иметь представление о классической литературе. |
|
|
26 | 14. М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб»
Устное изложение текста по плану. Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке. | Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. |
|
|
27 | 15. М. Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб».
Характеристика героев и отношение к ним в произведении. | Характеризовать поведение героев, объяснять своё и авторское отношение к событиям и персонажам. |
|
|
28 | 16. Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»
Осознанное, выразительное чтение текста. | Рассказывать о жизни и творчестве Л.Н. Толстого. Создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. |
|
|
29 | 17. Л.Н.Толстой. Басня. «Как мужик убрал камень».
Тема, главная мысль, события, последовательность. | Читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Делить текст на составные части, составлять его простой план. Называть особенности басни. |
|
|
30 | 18. А.П. Чехов. Подготовка сообщения о А.П. Чехове .
Биография А.П.Чехова. | Рассказывать о жизни и творчестве А.П. Чехова. |
|
|
31 | 19. А. П. Чехова «Мальчики».
Понимание основного содержания услышанного. | Рассказывать о жизни и творчестве А.П. Чехова. Отличать рассказ от сказки. Различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев. |
|
|
32 | 20. А. П. Чехова «Мальчики».
Определять тему, главную мысль. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе. | Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. |
|
|
33 | 21. Обобщение по разделу: «Чудесный мир классики». КВН.
Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | Сравнивать произведения разных жанров. Характеризовать героев разных жанров. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. |
|
|
34 | 22. Контрольная работа № 2 по теме: «Чудесный мир классики» Оценка достижений.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Работа в парах. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
|
|
35 | Поэтическая тетрадь 1. (12 ч) 1. Ф.И.Тютчев. «Ещё земли печален вид…». Тоска по родине и красоте родной природы . Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. | Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Отбирать средства художественной выразительности для создания картин природы.
|
|
|
36 | 2. Ф.И.Тютчев. «Как неожиданно и ярко…».
Эмоциональная окраска в произведениях поэта. Связь литературы с музыкой и живописью.
| Определять ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. Читать стихотворные |
|
|
| II четверть (28 часов) |
|
| |
37 | 3. А.А.Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». Построение строк в стихотворении. Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. |
|
|
38 | 4. Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот…».
Сравнение состояния природы в разное время. Связь произведений литературы с другими видами искусств. | Передавать настроение и чувства в стихотворении. Называть лирические произведения о весне. Развивать умения воссоздавать художественные образы. Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения. |
|
|
39 | 5. А.Н.Плещеев. «Дети и птичка».
Картина сельского быта. Осознанность и выразительность чтения. | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения. |
|
|
40 | 6. И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями…».
Тема любви к Родине в стихотворении. Осознанность и выразительность чтения. | Прослеживать изменения картин природы в стихотворении. Называть произведения о Родине. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы, умение находить необычное в обычных предметах. |
|
|
41 | 7. Н.А.Некрасов. «Школьник».
Тема детства. Приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) . | Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства. |
|
|
42 | 8. Н.А.Некрасов . «В зимние сумерки нянины сказки…».
Образные языковые средства. Выразительное чтение стихотворения. | Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. Анализировать средства художественной выразительности . |
|
|
43 | 9. И.А.Бунин. «Листопад».
Неповторимый красочный образ Родины. Образные языковые средства. | Описывать картины осени в стихотворении. Определять слово как средство художественной выразительности. Называть произведения русских поэтов. Рассказывать о листьях, как о живых существах, анализировать поэтическое изображение листьев в стихах, читать выразительно стихотворение. Сочинять маленький рассказ . |
|
|
44 | 10. Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь». Викторина. Иллюстрирование стихотворения. Читать стихи выразительно.
| Называть изученные литературные произведения и их авторов. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение), выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Понимать значение слова «строфа». |
|
|
45 | 11. Контрольная работа № 3 по теме: «Поэтическая тетрадь № 1»
Проверка знаний. | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
|
|
46 | 12.Оценка достижений. (тестовая форма)
Участие в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. | Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
|
|
47 | Литературные сказки (16 ч) 1. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. | Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Читать выразительно и осознанно текст сказки. |
|
|
48 | 2. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Сочетание реальных и фантастических событий. Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки. | Называть особенности данного литературного жанра. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. |
|
|
49 | 3. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Составление плана сказки. Подробный пересказ | Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Рассказывать об эмоционально-нравственных переживаниях героев . |
|
|
50 | 4. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Работа с иллюстрацией. Отражение реальной жизни в сказке . | Работать с иллюстрациями. Называть особенности данного литературного жанра. Определять сказка или рассказ. Находить текс-описание в содержании художественного произведения. |
|
|
51 | 5. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Роль описания в раскрытии характеров главных героев в сказке . | Чувствовать настроение героев произведения, улавливать отношение автора к нему и описанным событиям. |
|
|
52 | 6. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Главная мысль произведения. | Сопоставлять особенности художественных образов, эмоционально- эстетическая оценка изображения героев в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразительном). |
|
|
53 | 7. П.П. Бажов «Серебряное копытце».
Отражение реальной жизни в сказке. | Определять мотивы народных сказок в авторском тексте. Рассказывать об авторском отношении к героям произведения. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях |
|
|
54 | 8. П.П. Бажов «Серебряное копытце».
Особенности речи героев сказки. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения. |
|
|
55 | 9. П.П. Бажов «Серебряное копытце».
Сравнение народной и литературной сказок. Нравственный смысл сказки. | Выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений. |
|
|
56 | 10. П.П. Бажов «Серебряное копытце».
Анализ поступков и характеров героев. | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. |
|
|
57 | 11. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Народная сказка, литературная. Работа с иллюстрацией. | Сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. |
|
|
58 | 12. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке. | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам. Анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, указывать волшебные предметы в сказке, отвечать на вопросы в конце текста. |
|
|
59 | 13. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке. | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. |
|
|
60 | 14. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Герои произведения, восприятие и пони- мание их эмоционально-нравственных переживаний. | Делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями. |
|
|
61 | 15.Обобщение по разделу: «Литературные сказки». Урок – КВН .
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному | Создавать небольшой устный текст на заданную тему.Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценивать свой ответ, участвовать в конкурсе |
|
|
62 | 16.Контрольная работа №4 по теме: «Литературные сказки». Оценка достижений. Работа в парах. | Проверять себя и оценивать свои достижения. |
|
|
63 | Делу время – потехе час (9 ч) 1. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. | Определять особенности данного литературного жанра. Объяснять заглавие и называть главных героев литературной сказки. Различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном. |
|
|
64 | 2. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Читать сказку по ролям. Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.
|
|
|
| III четверть (40 часов) |
|
| |
65 | 3. В.Ю. Драгунский «Главные реки». Определять основную мысль рассказа. Готовить сообщение о писателе. | Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. |
|
|
66 | 4. В.Ю. Драгунский «Главные реки». Осознанность и выразительность чтения. | Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Соотносить название с содержанием произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. |
|
|
67 | 5. В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства. Пересказывать кратко. |
|
|
68 | 6. В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. | Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге. |
|
|
69 | 7. В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» Поступки и характер главных героев. Читать выразительно по ролям | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко. Читать по ролям. |
|
|
70 | 8. Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». Тестовая работа.
Работа в группах. | Называть авторов, которые пишут юмористические рассказы. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию. |
|
|
71 | 9. Контрольная работа №5 по теме: «Делу время – потехе час». Оценка достижений.
Работа в парах. | Проверять себя и оценивать свои достижения. |
|
|
72 | Страна детства (8 ч) 1. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».
Прогнозировать содержание раздела. Знакомство с произведением. | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль . |
|
|
73 | 2. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».
Герои произведения. Творческое продолжение истории. | Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль . |
|
|
74 | 3. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Особенности развития событий. Сравнение и олицетворение в произведении. | Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль . |
|
|
75 | 4. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой | Воспроизводить последовательность содержание рассказа. Анализировать музыкальное сопровождение произведения. Характеризовать героев произведения. |
|
|
76 | 5. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Подготовка произведения к пересказу. | Пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы. |
|
|
77 | 6. М.М. Зощенко «Елка».
Словесное рисование портретов героев. Составление плана. Краткий пересказ. | Составлять план, пересказывать произведение. Последовательно воспроизводить содержание рассказа. |
|
|
78 | 7. Обобщение по разделу «Страна детства». Урок-путешествие «В страну детства». | Подбирать книги по теме. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. |
|
|
79 | 8. Контрольная работа №6 по теме: «Страна детства». Оценка достижений.
Работа в парах. | Проверять себя и оценивать свои достижения. |
|
|
80 | Поэтическая тетрадь 2. (5 ч) 1. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».
Развитие чувства в лирическом стихотворении. | Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности. |
|
|
81 | 2. С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Работа над содержанием и выразительностью. | Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. |
|
|
82 | 3. М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» Работа над содержанием и выразительностью. | Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. |
|
|
83 | 4. М.И. Цветаева «Наши царства» Работа над содержанием и выразительностью. | Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. |
|
|
84 | 5.Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Конкурс чтецов. Оценка достижений.
Работа по группам.
| Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. |
|
|
85 | Природа и мы (12 ч) 1. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Знакомство с произведением. Анализ заголовка. Мир животных и птиц в произведении. | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. |
|
|
86 | 2. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
Роль рассуждений и диалогов в рассказе. Составление плана для подробного пересказа. | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. Пересказывать текст, показывая голосом, интонацией своё отношение к героям. |
|
|
87 | 3. А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Работа над содержанием. | Определять тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения. |
|
|
88 | 4. А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе. | Создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
|
|
89 | 5. М.М. Пришвин «Выскочка». Работа над содержанием. | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. |
|
|
90 | 6. М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка. | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. |
|
|
91 | 7. Е.И. Чарушин «Кабан». Характеристика героя. | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. |
|
|
92 | 8. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Составление характеристик главных героев. Отработка приёмов целостного и точного восприятия слова. | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. |
|
|
93 | 9. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Деление текста на части, составление плана. Выборочный пересказ. | Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, составлять план пересказа, создать устный текст на заданную тему. |
|
|
94 | 10. Проект-2. «Природа и мы». Находить необходимую информацию в разных источниках .
| Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря. |
|
|
95 | 11. Обобщение по разделу «Природа и мы».
Викторина по прочитанным произведениям. | Называть изученные литературные произведения и их авторов. Анализировать содержание изученных литературных произведений о природе. |
|
|
96 | 12. Контрольная работа № 7 по теме: «Природа и мы». Оценка достижений. Работа в парах. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения .
|
|
|
97 | Поэтическая тетрадь 3. (8 ч) 1. Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени. Средства художественной выразительности. | Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. |
|
|
98 | 2. С.А. Клычков «Весна в лесу». Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах. | Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение). |
|
|
99 | 3. Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Настроение, выраженное в стихах. | Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения. |
|
|
100 | 4. Н.М. Рубцов «Сентябрь». Тема природы и Родины в стихах. | Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения. |
|
|
101 | 5. С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества. | Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. |
|
|
102 | 6. С.А. Есенин «Лебедушка». Иллюстрировать стихотворение. | Читать стихотворения выразительно. |
|
|
103 | 7. Путешествие в мир поэзии. Урок – исследование.
Мои любимые стихи. | Называть произведения русских поэтов. Наизусть и выразительно читать текст, использовать интонацию. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. |
|
|
104 | 8. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. Работа в парах. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
|
| IV четверть (32 часа) |
|
| |
105 | Родина (8 часов) 1. И.С. Никитин. «Русь». Тема любви к Родине в стихах. | Определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст . |
|
|
106 | 2. И.С. Никитин. «Русь». Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям. | Осознанно и выразительно читать текст литературного произведения. Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста. |
|
|
107 | 3. С.Д. Дрожжин. «Родине». Патриотическое звучание строк в стихотворении. | Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение. |
|
|
108 | 4. А.В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске» .
Красота и величие природы в стихотворении. | Называть произведения русских поэтов. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста. |
|
|
109 | Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Тема войны в произведении. | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. |
|
|
110 | 6. Поэтический вечер. Конкурс стихов «О, Родина…».
Читать стихотворение, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Заучивать стихи наизусть. | Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение. |
|
|
111 | 7.Проект- 3. «Они защищали Родину».
Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой. | Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. |
|
|
112 | 8. Обобщение по разделу «Родина». Оценка достижений.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения . | Называть авторов, которые пишут о Родине. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию. |
|
|
113 | Страна Фантазия (7 ч) 1. Е. С. Велтисто.в «Приключения Электроника».
Знакомство с произведением. Особенности фантастического жанра. | Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Определять особенности фантастического жанра. Прогнозировать содержание текста по заголовку. |
|
|
114 | 2. Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника».
Необычные герои фантастического рассказа. Анализ поступков героев. | Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения. Участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения. |
|
|
115 | 3. Кир Булычёв. «Путешествие Алисы».
Знакомство с произведением. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Определять особенности фантастического жанра. Прогнозировать содержание текста по заголовку. |
|
|
116 | 4. Кир Булычёв. «Путешествие Алисы»
Сравнение сказки и фантастического рассказа. | Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения, находить сравнения. |
|
|
117 | 5. Кир Булычёв. «Путешествие Алисы».
Необычные герои фантастического рассказа. Анализ поступков героев. | Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. |
|
|
118 | 6. Обобщение по разделу «Страна Фантазия».
Придумывать фантастические истории . Развивать технику чтения.
| Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному, сочинять фантастические истории. |
|
|
119 | 7. Контрольная работа №8 по теме: «Страна фантазия». Оценка достижений.
Работа в парах. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
|
|
120 | Зарубежная литература (15 ч) 1. Д. Свифт. «Путешествие Гулливера». Жизнь и творчество Дж.Свифта. Знакомство с произведением. | Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику. |
|
|
121 | Итоговая комплексная работа. 2. Д. Свифт. «Путешествие Гулливера».
Особенности героев сказки. | Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. |
|
|
122 | 3. Д. Свифт. «Путешествие Гулливера».
Пересказ по составленному плану. | Составлять простой план текста; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героя. |
|
|
123 | 4. Г.Х. Андерсен. «Русалочка».
Жизнь и творчество Г.Х.Андерсена. Знакомство с произведением. | Называть произведения Г.Х. Андерсена. Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения. |
|
|
124 | 5. Г.Х. Андерсен. «Русалочка».
Авторская сказка. Работа над содержанием. | Определять эмоциональный характер читаемого произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), выразительно; высказываться о чтении товарища. |
|
|
125 | 6. Г.Х. Андерсен. «Русалочка».
Деление текста на части. Составление плана. | Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, оценивать события, героев произведения. |
|
|
126 | 7. Г.Х. Андерсен. «Русалочка».
Творческий пересказ. | Составлять простой план текста; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. |
|
|
127 | 8. М. Твен. «Приключения Тома Сойера».
Жизнь и творчество М.Твена. Знакомство с произведением. | Понимать текст художественных произведений; осознавать отношение автора к тому, о чём ведётся речь, и собственное отношение к тому, что и как написано. |
|
|
128 | 9. Твен. «Приключения Тома Сойера».
Сравнение героев и их поступков. | Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. |
|
|
129 | 10. Твен. «Приключения Тома Сойера».
Пересказ от первого лица. | Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста. |
|
|
130 | 11.С. Лагерлеф. «Святая ночь».
Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя). Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. | Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение. |
|
|
131 | 12. С. Лагерлеф. «Святая ночь».
Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. | Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. |
|
|
132 | 13. С. Лагерлеф. «В Назарете».
Святое семейство. Иисус и Иуда.
| Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. |
|
|
133 | 14. С. Лагерлеф. «В Назарете».
Иллюстрация и её значение при работе с текстом. | Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение. |
|
|
134 | 15. Обобщение по разделу «Зарубежная литература» Оценка достижений.
Работа в группах. Игра «Литературные тайны». | Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Участвовать в работе группы. Самостоятельно оценивать свои достижения . |
|
|
135 | Проект – 4. «В стране литературных героев»
Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой. | Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста. Рассказывать о героях, используя прочитанные произведения. |
|
|
136 | Обобщающий урок за курс 4 класса. «Путешествие по дорогам любимых книг».
Книги, рекомендуемые для прочтения летом. | Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведений. |
|
|