Тематическое планирование по литературе 4 Класс

Тематическое планирование


п/п

Наименование раздела и тем. Содержание.

Характеристика основной деятельности обучающихся

Дата проведения


I четверть (36 часов)

по плану

фактичес

1

Вводный урок по курсу литературного чтения(1ч)

1. Знакомство с учебником.



Самые интересные книги прочитанные летом.

Ориентироваться в учебнике; знать и применять систему условных обозначений;

предполагать на основе названия содержание главы; пользоваться словарем в конце учебника; составлять связное высказывание по иллюстрациям учебника.



2

Летописи. Былины Жития (11ч)

1. Летопись.«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…».



Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений.

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Понимать значение слова «летопись».

Оценивать свои знания и достижения.

Правильно, осознанно читать летописи, понимать глубину содержания произведения, отвечать на вопросы.



3

2. Летопись. «И вспомнил Олег коня своего».



Особый язык летописей.

Понимать, что события летописи – основные события Древней Руси.

Сравнивать текст летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения.



4

3. Былина. «Ильины три поездочки».



Связь произведений литературы с другими видами искусств.

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения.



5

4. Былина. «Ильины три поездочки».





Тема, главная мысль, события, последовательность. Развитие сюжета в былине.

Выделять языковые средств выразительности.

Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Определять своё и авторское отношения к событиям и персонажам.



6

5. Былина. «Ильины три поездочки».



Победа добра над злом в былине.
Установление взаимосвязи смысловых частей текста.

Размышлять над содержанием произведения, выражать свое отношение к прослушанному .

Определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретённые умения для самостоятельного чтения книг.



7

6. Былина. «Житие Сергия Радонежского» —.







Памятник древнерусской литературы.

Образные языковые средства

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.



8

7. Былина. «Житие Сергия Радонежского».



Характеристика главного героя в былине.

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников.

Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста , отвечать на них.



9

8. Былина. «Житие Сергия Радонежского».



Составление творческого пересказа от имени героя по опорным словам.


Воспроизводить содержание текста с элементами описания вида героя, особенностью речи, выявлять мотивы поведения.



10

9. Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».

Урок-путешествие по земле русской, богатырской.



Различение жанров

Произведений, накопление образных обобщений.

Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль.



11

10.Проект — 1. «Создание календаря исторических событий».



Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя)

Создавать календарь исторических событий .

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника .



12

11. Контрольная работа №1.

по разделу «Летописи. Былины. Жития.»

Оценка достижений.

Проверять себя и оценивать свои достижения.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом.



13

Чудесной мир классики (22 ч)

1.Знакомство с названием раздела. Сообщение о П.П. Ершове .



Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке .

Рассказывать о жизни и творчестве П. Ершова;

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.



14

2. П.П.Ершов. «Конёк-горбунок».

Развитие сюжета в сказке.

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.



15

3.П. П. Ершов. «Конёк- Горбунок».



Поступки героев, их характеристика. Беглое, выразительное чтение.

Оценивать события героев произведения, отвечать на вопросы по тексту.

Характеризовать поступки героев. Читать бегло, выразительно.

Делить текст на части, озаглавливать каждую часть.

Пересказывать большие по объёму произведения.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.



16

4. П. П. Ершов «Конёк- Горбунок».



Реальные и фантастические события в сказке.

Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова.

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Сравнивать народную и литературную сказки.



17

5. А.С.Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».



Декламация произведений.

Связь произведений

литературы с другими

видами искусств. О пушкинском эпитете.

Рассказывать о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять

средства выразительности.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.



18

6. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».



Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Знать название и

основное содержание

изученного произведения.

Уметь анализировать

поведение героев.



19

7. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».



Стихотворная форма записи сказки.




20

8. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»



Поступки и действия как основное средство изображения персонажей.

Различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях.
Устанавливать взаимосвязи смысловых частей текста.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.



21

9. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».





Характеристика героев сказки.

Характеризовать героев произведения.

Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.

Наблюдать за выразительностью литературного языка.



22

10. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».



Народная мораль и нравственность в сказке.

Различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях.
Устанавливать взаимосвязи смысловых частей текста.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.



23

11.М.Ю. Лермонтов.

Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове.



Рассказывать о М.Ю. Лермонтове.

Рассказывать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.



24

12. М. Ю. Лермонтов.

«Дары Терека».



Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении.

Называть изученные произведения М.Ю. Лермонтова.

Различать жанры произведений.

Понимать прием изображения действительности в стихотворении «олицетворение».



25

13.М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка).



Чтение по ролям. Хорошие и плохие поступки людей в произведении.

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе.



26

14. М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб»



Устное изложение текста по плану. Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке.

Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.



27

15. М. Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб».



Характеристика героев и отношение к ним в произведении.
Анализ поступков героев.

Характеризовать поведение героев, объяснять своё и авторское отношение к событиям и персонажам.



28

16. Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»



Осознанное, выразительное чтение текста.

Рассказывать о жизни и творчестве Л.Н. Толстого.

Создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.



29

17. Л.Н.Толстой. Басня. «Как мужик убрал камень».



Тема, главная мысль,

события, последовательность.

Читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Делить текст на составные части, составлять его простой план.

Называть особенности басни.



30

18. А.П. Чехов.

Подготовка сообщения о А.П. Чехове .



Биография А.П.Чехова.

Рассказывать о жизни и творчестве А.П. Чехова.



31

19. А. П. Чехова «Мальчики».



Понимание основного

содержания услышанного.
Умение характеризовать героев произведения.

Рассказывать о жизни и творчестве А.П. Чехова.

Отличать рассказ от сказки.

Различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев.



32

20. А. П. Чехова «Мальчики».



Определять тему, главную мысль. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе.

Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном.

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.



33

21. Обобщение по разделу: «Чудесный мир классики». КВН.



Безошибочное чтение

незнакомого текста

с соблюдением норм

литературного произношения.

Сравнивать произведения разных жанров.

Характеризовать героев разных жанров.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.



34

22. Контрольная работа № 2

по теме: «Чудесный мир классики»

Оценка достижений.



Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.



Работа в парах.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.



35

Поэтическая тетрадь 1. (12 ч)

1. Ф.И.Тютчев. «Ещё земли печален вид…».



Тоска по родине и красоте родной природы .

Различение жанров

произведений на основе сравнения персонажей.

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.

Отбирать средства художественной выразительности для создания картин природы.




36

2. Ф.И.Тютчев. «Как неожиданно и ярко…».



Эмоциональная окраска в произведениях поэта.

Связь литературы с музыкой и живописью.


Определять ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте.

Читать стихотворные
произведе
ния наизусть (по выбору), рисовать словесные картины.




II четверть (28 часов)



37

3. А.А.Фет. «Весенний дождь», «Бабочка».



Построение строк в стихотворении.

Образные языковые

средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.



38

4. Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот…».



Сравнение состояния природы в разное время. Связь произведений литературы с другими видами искусств.

Передавать настроение и чувства в стихотворении.

Называть лирические произведения о весне.

Развивать умения воссоздавать художественные образы.

Называть произведения русских поэтов.

Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения.



39

5. А.Н.Плещеев. «Дети и птичка».



Картина сельского быта. Осознанность и выразительность чтения.

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Использовать приёмы интонационного чтения.



40

6. И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями…».



Тема любви к Родине в стихотворении. Осознанность и выразительность чтения.

Прослеживать изменения картин природы в стихотворении.

Называть произведения

о Родине.

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы, умение находить необычное в обычных предметах.



41

7. Н.А.Некрасов. «Школьник».



Тема детства. Приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) .

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства.



42

8. Н.А.Некрасов . «В зимние сумерки нянины сказки…».



Образные языковые средства. Выразительное чтение стихотворения.

Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть.

Анализировать средства художественной выразительности .



43

9. И.А.Бунин. «Листопад».



Неповторимый красочный образ Родины. Образные языковые средства.

Описывать картины осени в стихотворении.

Определять слово как средство художественной выразительности.

Называть произведения русских поэтов. Рассказывать о листьях, как о живых существах, анализировать поэтическое изображение листьев в стихах, читать выразительно стихотворение. Сочинять маленький рассказ .



44

10. Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь».

Викторина.

Иллюстрирование стихотворения. Читать стихи выразительно.


Называть изученные литературные произведения и их авторов.

Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение), выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Понимать значение слова «строфа».



45

11. Контрольная работа № 3 по теме: «Поэтическая тетрадь № 1»



Проверка знаний.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.



46

12.Оценка достижений. (тестовая форма)



Участие в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.



47

Литературные сказки (16 ч)

1. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»



Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.

Читать выразительно и осознанно текст сказки.



48

2. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»



Сочетание реальных и фантастических событий.

Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки.

Называть особенности данного литературного жанра.

Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Прогнозировать жанр произведения, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.



49

3. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»



Составление плана сказки.

Подробный пересказ

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события. Рассказывать об эмоционально-нравственных переживаниях героев .



50

4. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»



Работа с иллюстрацией. Отражение реальной жизни в сказке .

Работать с иллюстрациями.

Называть особенности данного литературного жанра. Определять сказка или рассказ. Находить текс-описание в содержании художественного произведения.



51

5. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»



Роль описания в раскрытии характеров главных героев в сказке .

Чувствовать настроение героев произведения, улавливать отношение автора к нему и описанным событиям.



52

6. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»



Главная мысль произведения.

Сопоставлять особенности художественных образов, эмоционально- эстетическая оценка изображения героев в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразительном).



53

7. П.П. Бажов «Серебряное копытце».



Отражение реальной жизни в сказке.

Определять мотивы народных сказок в авторском тексте.

Рассказывать об авторском отношении к героям произведения.

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях



54

8. П.П. Бажов «Серебряное копытце».



Особенности речи героев сказки.

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения.



55

9. П.П. Бажов «Серебряное копытце».



Сравнение народной и литературной сказок. Нравственный смысл сказки.

Выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений.



56

10. П.П. Бажов «Серебряное копытце».



Анализ поступков и характеров героев.

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.



57

11. С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек»



Народная сказка, литературная. Работа с иллюстрацией.

Сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.



58

12. С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек»



Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке.

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам. Анализировать характер, мотивы поведения героев;

выделять фантастические события, указывать волшебные предметы в сказке, отвечать на вопросы в конце текста.



59

13. С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек»



Борьба добра и зла, торжество

справедливости в сказке.

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.



60

14. С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек»



Герои произведения,

восприятие и пони-

мание их эмоционально-нравственных переживаний.

Делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями.



61

15.Обобщение по разделу: «Литературные сказки».

Урок – КВН .



Участие в диалоге при

обсуждении произведения. Выражение личного

отношения к прочитанному

Создавать небольшой устный текст на заданную тему.Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценивать свой ответ, участвовать в конкурсе



62

16.Контрольная работа №4

по теме: «Литературные сказки».

Оценка достижений.

Работа в парах.

Проверять себя и оценивать свои достижения.



63

Делу время – потехе час (9 ч)

1. Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени».



Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Определять особенности данного литературного жанра. Объяснять заглавие и называть главных героев литературной сказки.

Различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном.



64

2. Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени».



Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Читать сказку по ролям.

Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.





III четверть (40 часов)



65

3. В.Ю. Драгунский

«Главные реки».



Определять основную мысль рассказа.

Готовить сообщение о писателе.

Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.



66

4. В.Ю. Драгунский

«Главные реки».



Осознанность

и выразительность

чтения.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Соотносить название с содержанием произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.



67

5. В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».



Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства. Пересказывать кратко.



68

6. В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»



Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.

Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге.



69

7. В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»



Поступки и характер главных героев.

Читать выразительно по ролям

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко. Читать по ролям.



70

8. Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

Тестовая работа.



Работа в группах.

Называть авторов, которые пишут юмористические рассказы. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию.



71

9. Контрольная работа №5 по теме: «Делу время – потехе час».

Оценка достижений.

Работа в парах.

Проверять себя и оценивать свои достижения.



72

Страна детства (8 ч)

1. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».



Прогнозировать содержание раздела.

Знакомство с произведением.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль .



73

2. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».



Герои произведения. Творческое продолжение истории.

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль .



74

3. К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками».



Особенности развития событий.

Сравнение и олицетворение в произведении.

Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль .



75

4. К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками».



Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой

Воспроизводить последовательность содержание рассказа.

Анализировать музыкальное сопровождение произведения. Характеризовать героев произведения.



76

5. К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»



Подготовка произведения к пересказу.

Пересказывать текст, различать жанры литературных

произведений, отвечать на вопросы.



77

6. М.М. Зощенко «Елка».



Словесное рисование портретов героев. Составление плана. Краткий пересказ.

Составлять план, пересказывать произведение. Последовательно воспроизводить содержание рассказа.



78

7. Обобщение по разделу «Страна детства».

Урок-путешествие «В страну детства».

Подбирать книги по теме.

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.



79

8. Контрольная работа №6

по теме: «Страна детства».

Оценка достижений.



Работа в парах.

Проверять себя и оценивать свои достижения.



80

Поэтическая тетрадь 2. (5 ч)

1. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».



Развитие чувства в лирическом стихотворении.

Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности.



81

2. С.А. Есенин «Бабушкины сказки».



Работа над содержанием и выразительностью.

Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию.



82

3. М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»



Работа над содержанием и выразительностью.

Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию.



83

4. М.И. Цветаева «Наши царства»



Работа над содержанием и выразительностью.

Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию.



84

5.Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Конкурс чтецов.

Оценка достижений.



Работа по группам.


Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.



85

Природа и мы (12 ч)

1. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».



Знакомство с произведением. Анализ заголовка. Мир животных и птиц в произведении.

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.



86

2. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».





Роль рассуждений и диалогов в рассказе. Составление плана для подробного пересказа.

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.

Пересказывать текст, показывая голосом, интонацией своё отношение к героям.



87

3. А.И. Куприн «Барбос и Жулька».





Работа над содержанием.

Определять тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения.



88

4. А.И. Куприн «Барбос и Жулька».



Характеристики и портреты животных в рассказе.

Создавать небольшой устный текст на заданную тему.



89

5. М.М. Пришвин «Выскочка».





Работа над содержанием.

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.



90

6. М.М. Пришвин «Выскочка».







Характеристика героя на основе поступка.

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки.



91

7. Е.И. Чарушин «Кабан».







Характеристика героя.

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.



92

8. В.П. Астафьев

«Стрижонок Скрип»





Составление характеристик главных героев. Отработка приёмов целостного и точного восприятия слова.

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки.



93

9. В.П. Астафьев

«Стрижонок Скрип»





Деление текста на части, составление плана. Выборочный пересказ.

Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, составлять план пересказа, создать устный текст на заданную тему.



94

10. Проект-2. «Природа и мы».





Находить необходимую информацию в разных источниках .


Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря.



95

11. Обобщение по разделу «Природа и мы».







Викторина по прочитанным произведениям.

Называть изученные литературные произведения и их авторов.

Анализировать содержание изученных литературных произведений о природе.



96

12. Контрольная работа № 7

по теме: «Природа и мы».

Оценка достижений.



Работа в парах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения .




97

Поэтическая тетрадь 3. (8 ч)

1. Б.Л. Пастернак «Золотая осень».



Картины осени.

Средства художественной выразительности.

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.



98

2. С.А. Клычков «Весна в лесу».







Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах.

Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение).



99

3. Д.Б. Кедрин «Бабье лето».









Настроение, выраженное в стихах.

Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения.



100

4. Н.М. Рубцов «Сентябрь».







Тема природы и Родины в стихах.

Называть произведения русских поэтов. Определять эмоциональность характера текста (представить картину, изображённую поэтом); читать осознанно текст художественного произведения.



101

5. С.А. Есенин «Лебедушка».









Мотивы народного творчества.

Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.



102

6. С.А. Есенин «Лебедушка».



Иллюстрировать стихотворение.

Читать стихотворения выразительно.



103

7. Путешествие в мир поэзии.

Урок – исследование.





Мои любимые стихи.

Называть произведения русских поэтов.

Наизусть и выразительно читать текст, использовать интонацию.

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.



104

8. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Оценка достижений.



Работа в парах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.




IV четверть (32 часа)



105

Родина (8 часов)

1. И.С. Никитин. «Русь».









Тема любви к Родине в стихах.

Определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст .



106

2. И.С. Никитин. «Русь».









Передача при помощи

интонации своего отношения к персонажам и событиям.

Осознанно и выразительно читать текст литературного произведения.

Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста.



107

3. С.Д. Дрожжин. «Родине».





Патриотическое звучание строк в стихотворении.

Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение.



108

4. А.В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске» .





Красота и величие природы в стихотворении.

Называть произведения русских поэтов. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста.



109

Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане».







Тема войны в произведении.

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.



110

6. Поэтический вечер. Конкурс стихов «О, Родина…».



Читать стихотворение, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.

Заучивать стихи наизусть.

Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение.



111

7.Проект- 3. «Они защищали Родину».







Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой.

Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста.

Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения.



112

8. Обобщение по разделу «Родина».

Оценка достижений.



Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения .

Называть авторов, которые пишут о Родине. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию.



113

Страна Фантазия (7 ч)

1. Е. С. Велтисто.в «Приключения Электроника».









Знакомство с произведением. Особенности фантастического жанра.

Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Определять особенности фантастического жанра.

Прогнозировать содержание текста по заголовку.



114

2. Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника».







Необычные герои фантастического рассказа. Анализ поступков героев.

Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения. Участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.



115

3. Кир Булычёв. «Путешествие Алисы».











Знакомство с произведением. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Определять особенности фантастического жанра.

Прогнозировать содержание текста по заголовку.



116

4. Кир Булычёв. «Путешествие Алисы»



Сравнение сказки и фантастического рассказа.

Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения, находить сравнения.



117

5. Кир Булычёв. «Путешествие Алисы».



Необычные герои фантастического рассказа. Анализ поступков героев.

Составлять

небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.



118

6. Обобщение по разделу «Страна Фантазия».



Придумывать фантастические истории . Развивать технику чтения.


Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному, сочинять фантастические истории.



119

7. Контрольная работа №8

по теме: «Страна фантазия».

Оценка достижений.



Работа в парах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.




120

Зарубежная литература (15 ч)

1. Д. Свифт.

«Путешествие Гулливера».





Жизнь и творчество Дж.Свифта.

Знакомство с произведением.

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику.



121

Итоговая комплексная работа.

2. Д. Свифт.

«Путешествие Гулливера».









Особенности героев сказки.

Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.



122

3. Д. Свифт.

«Путешествие Гулливера».







Пересказ по составленному плану.

Составлять простой план текста; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героя.



123

4. Г.Х. Андерсен. «Русалочка».







Жизнь и творчество Г.Х.Андерсена.

Знакомство с произведением.

Называть произведения Г.Х. Андерсена. Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения.



124

5. Г.Х. Андерсен. «Русалочка».







Авторская сказка. Работа над содержанием.

Определять эмоциональный характер читаемого произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), выразительно; высказываться о чтении товарища.



125

6. Г.Х. Андерсен. «Русалочка».







Деление текста на части. Составление плана.

Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, оценивать события, героев произведения.



126

7. Г.Х. Андерсен. «Русалочка».





Творческий пересказ.

Составлять простой план текста; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.



127

8. М. Твен.

«Приключения Тома Сойера».





Жизнь и творчество М.Твена.

Знакомство с произведением.

Понимать текст художественных произведений; осознавать отношение автора к тому, о чём ведётся речь, и собственное отношение к тому, что и как написано.



128

9. Твен.

«Приключения Тома Сойера».





Сравнение героев и их поступков.

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.



129

10. Твен.

«Приключения Тома Сойера».







Пересказ от первого лица.

Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста.



130

11.С. Лагерлеф. «Святая ночь».





Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя). Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение.



131

12. С. Лагерлеф. «Святая ночь».



Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.



132

13. С. Лагерлеф. «В Назарете».







Святое семейство. Иисус и Иуда.


Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения.



133

14. С. Лагерлеф. «В Назарете».



Иллюстрация и её значение при работе с текстом.

Выразительно читать, прогнозировать содержание по названию, анализировать произведение.



134

15. Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

Оценка достижений.









Работа в группах. Игра «Литературные тайны».

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

Участвовать в работе группы. Самостоятельно оценивать свои достижения .



135

Проект – 4. «В стране литературных героев»







Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой.

Определять смысл произведения, поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста.

Рассказывать о героях, используя прочитанные произведения.



136

Обобщающий урок за курс 4 класса.

«Путешествие по дорогам любимых книг».



Книги, рекомендуемые для прочтения летом.

Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведений.



Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по Литературе «Пять звезд» 5 класс



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: