«Утверждаю» «Согласовано»
Директор школы:………Пьянова Л.В. Зам. директора по УВР:……
«_______»__________ 20….г. Батуева О.А.
приказ №_______ от _______20 г. «……»……………….2010 г.
Тематическое планирование
по литературе в 9 классе
(учебник под редакцией В.Я. Коровиной)
2011 – 2012 учебный год
Учитель Житникова Г.А.
Пояснительная записка
Количество часов в году: 102
Количество часов в неделю: 3
Контрольных уроков: 4
По развитию речи: 5
Внеклассного чтения: 8
Планирование составлено на основе программы В.Я.Коровиной, Москва, «Просвещение», 2010 г.
Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
Планирование соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года и Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.
Учебник—хрестоматия, 9 класс, в двух частях, авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Москва, «Просвещение», 2010.
Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ.
Дополнительная литература:
«Поурочные разработки по литературе», авторы: И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова, Москва, «Вако», 2007.
«Литература для школьников», авторы: П.Э.Лион, Н.М.Лохова, Москва, «Дрофа», 2008.
«Хрестоматия», пособие по литературе для средней школы, 5-9 классы, составитель Е.В.Абрамовских, Челябинск, «Урал LTD», 2005.
«Тесты по литературе. 5-11 классы», Н.Н.Оглобина, Москва, «Олимп», 2007.
«Поурочные планы по литературе. 8 класс», составитель Н.М.Скоркина, заслуженный учитель России, Волгоград, «Учитель-АСТ», 2007.
«Литература. 9 класс. Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной, И.С. Збарского, В.И. Коровина. Авт.-сост. С.Б. Шадрина. – Волгоград, 2008.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения литературы:
-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенциями.
Таким образом, компетентностный подход к созданию календарно-тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 6 классов.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Согласно действующему в школе учебному плану, календарно-тематический план предусматривает обучение программному материалу за 102 часа в объёме 3 часа в неделю.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов (базовый уровень):
должны знать:
основные историко-культурные сведения, необходимые для адекватного понимания текста художественного произведения;
теоретико-литературные понятия; образную природу словесного искусства;
биографические сведения о писателях;
содержание изученных литературных произведений;
должны уметь:
ориентироваться в историко-литературном пространстве изучаемых произведений (соотносить эпоху, автора, литературное направление);
выразительно читать (в том числе и наизусть) фрагменты текста;
владеть различными видами пересказа (выборочный, сжатый, подробный);
владеть навыками анализа художественного текста;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
составлять план прочитанного;
выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику герою;
характеризовать художественные особенности текстов литературных произведений;
выражать своё отношение к прочитанному;
писать отзывы и другие виды творческих работ по прочитанным произведениям;
владеть компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, культуроведческой, рефлексивной;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
Примечание: в тематическом планировании 9 класса нет часов по литературе Древней Руси и по зарубежной литературе, так как эти произведения включены в программу мировой художественной культуры.
Результаты обучения
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Тема урока | Основное содержание урока | Основные термины и понятия | Формы контроля усвоения нового материала | Домашнее задание | |
1. | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. | Беседа, работа с учебником. Обзор курса литературы 9 класса | Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм | Тест | Чтение статьи «Русская литература 18 века» |
2. | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. | Беседа по статье о классицизме, слово учителя, составление опорной таблицы. | Классицизм. Особенности русского классицизма. | Вопросы и задания стр. 40-41 | Вопросы и задания стр. 40-41 (по новому учебнику 2010 года) |
3. | М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление…» | Фонохрестоматия. Беседа, рассказ учителя. Составление конспекта, схем. | Жанро-стилевая реформа, реформа стихосложения, ода | Пересказ вступительной статьи о Ломоносове, выразительное чтение | Учить конспект, читать «Оду на день..»; наизусть отрывок из «Вечернего размышления…» |
4. | М.В. Ломоносов «Ода на день…» | Анализ оды, составление плана произведения, выразительное чтение наизусть, беседа. | Ода, классицизм. | Выразительное чтение наизусть | Индивидуально: сообщение о судьбе и личности Державина; |
5. | Урок внеклассного чтения. Г.Р. Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям» | Фонохрестоматия. Слово учителя, беседа, сообщение учащегося, анализ стихотворения | Идеи просвещения и гуманизма. Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. | Пересказ вступительной статьи о Державине, вопросы и задания 1-6 стр. 67 | Выучить одно из стихотворений Державина |
6. | Г.Р. Державин. «Памятник» | Фонохрестоматия. Выразительное чтение стихотворений, анализ стихотворений | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. Мысль о бессмертии поэта. | Выразительное чтение наизусть, вопросы 1-5 стр. 74 | Прочитать главы из книги Радищева «Путешествие…», индивидуальные сообщения |
7. | А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» | Беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся, анализ глав произведения | Изображение российской действительности, критика крепостничества. | Выборочный пересказ, анализ текста | Вопросы и задания стр. 74 |
8. | А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» | Беседа, анализ глав | Обличительный пафос произведения | Вопросы и задания 6-9 стр. 74 | Ответить письменно на вопрос «В чем заключается подвиг Радищева?»; прочитать повесть «Бедная Лиза» |
9. | Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» | Фонохрестоматия. Беседа по содержанию повести. Рассказ о писателе. | Понятие сентиментализм, утверждение общечеловеческих ценностей. | Вопросы и задания 1-2 стр.85, 1,5,7 стр.103-104 | Вопросы и задания стр. 103-104 |
10. | Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» | Беседа по содержанию повести. | Новые черты русской литературы | Выразительное чтение, анализ текста | Развивайте дар слова стр. 104 |
11. | Урок развития речи. Подготовка к сочинению по литературе 18 века | Обобщение знаний по произведениям 18 века. Беседа, составление плана сочинения | Все изученные термины и понятия по литературе 18 века | Обсуждение тем сочинений, составление плана, подбор материалов | Написать сочинение «Литература 18 века в восприятии современного читателя» |
12. | Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. | Лекция. Работа с учебником. | Понятие о романтизме и реализме. | Вопросы и задания 1-7 стр. 112, 1-3 стр. 113 | Учить конспект, вопросы и задания стр. 112-113 |
13. | Романтическая лирика начала 19 века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое» | Беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся. Обучение анализу лирического стихотворения. | Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. | Вопросы и задания 1,7 стр. 140 | Читать балладу «Светлана» |
14. | В.А. Жуковский. «Светлана» | Фонохрестоматия. Выразительное чтение и анализ баллады | Жанр баллады. Особенности поэтического языка | Выразительное чтение, анализ текста | Вопросы и задания стр. 140; индивидуальные задания |
15. | А. С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга. | Беседа, рассказ учителя | Комедия. | Сообщения | Дочитать пьесу, начать составлять таблицу |
16. | А. С. Грибоедов. «Горе от ума» | Беседа, составление таблицы, анализ произведения | Особенности композиции комедии | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1-2, 8-10 стр.164 | Выучить монолог Чацкого или один из монологов Фамусова |
17. | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | Фонохрестоматия. Чтение наизусть отрывков из комедии. Работа с текстом. | «Век нынешний и век минувший» | Выразительное чтение наизусть, характеристика Фамусова и фамусовского общества | Перечитать 2 действие |
18. | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | Чтение наизусть отрывков из комедии. Работа с текстом. | «Век нынешний и век минувший» | Вопросы и задания 3,5 стр. 164 | Перечитать 3 действие |
19. | Чацкий в системе образов комедии. | Чтение наизусть отрывков из комедии. Работа с текстом. | Общечеловеческое звучание образов комедии | Вопросы и задания 4,6,12,13 стр. 164-166 | Перечитать 4 действие |
20. | Чацкий в системе образов комедии. | Чтение наизусть отрывков из комедии. Работа с текстом. | Общечеловеческое звучание образов комедии | Выразительное чтение, анализ текста | 1. Выписать из текста 10 крылатых выражений; 2.обратить внимание на язык персонажей |
21. | Урок развития речи. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | Обучение анализу эпизода драматического произведения. | Преодоление канонов классицизма в комедии | Мини-тест по содержанию всей комедии | Сбор материалов к сочинению |
22. | Урок развития речи. И.А. Гончаров «Мильон терзаний». | Анализ критического этюда | Комедия в русской критике | Обсуждение критического этюда | Написать сочинение по комедии |
23. | А.С. Пушкин: жизнь и творчество. | Лекция, беседа. Презентация. | Лицейская лирика, дружба и друзья в творчестве Пушкина | Вопросы и задания 1-5 стр. 175 | Подобрать стихи петербургского периода |
24. | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар» | Фонохрестоматия. Чтение и анализ стихов. | Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти. | Мини-тест по лицейской лирике | Подготовить материал об адресатах любовной лирики |
25. | Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии…», «Я вас любил» и другие стихи | Фонохрестоматия. Чтение и анализ стихов. Сообщения учащихся. | Любовь как гармония душ в интимной лирике. | Выразительное чтение, вопросы и задания 1-3 стр. 188 | Наизусть любое стихотворение |
26. | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина «Пророк» | Фонохрестоматия. Обучение анализу одного из стихотворений. | Раздумья о смысле жизни, о поэзии | Выразительное чтение наизусть, анализ стихотворений | Подготовиться к контрольной работе |
26. | Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С. Пушкина. | Выполнение письменных заданий | Все изученные термины и понятия по лирике 19 века | Контрольная работа | Читать поэму «Цыганы» |
28. | Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. | Обзор поэмы. | Герои поэмы. Индивидуалистический характер Алеко | Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-4 стр. 214 | Вопросы и задания стр. 198-199 |
29. | Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | Фонохрестоматия. Знакомство с историей создания. Лекция. Работа с учебником и текстом романа. | Замысел и композиция. Сюжет, жанр романа в стихах. Система образов. | Конспект лекции | Чтение романа; прочитать статью о реализме в учебнике |
30. | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | Фонохрестоматия. Работа над характеристикой героев. | Трагические итоги жизненного пути. | Сравнительная характеристика Онегина и Ленского, вопросы и задания 1-3, 7, 12-13 стр. 247-248 | Наизусть отрывки из писем Онегина или Татьяны; чтение романа |
31. | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | Работа над характеристикой героев. Составление опорных схем. | Трагические итоги жизненного пути | Выразительное чтение наизусть | Наизусть отрывки из писем Онегина или Татьяны; чтение романа |
32. | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | Работа над характеристикой героев. Составление опорных схем. Выразительное чтение наизусть. | «Татьяны милый идеал». Трагизм образа Татьяны. | Выразительное чтение наизусть, характеристика Татьяны и Ольги | Чтение романа |
33. | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | Фонохрестоматия. Выразительное чтение наизусть. Анализ текста. Работа с учебником стр. 232-236 | Трагизм образа Татьяны. Психологический реализм романа. | Анализ эпизодов, вопросы и задания 8, 5 стр. 248 | Чтение романа |
34. | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | Выразительное чтение наизусть. Анализ текста. Работа с учебником стр.226-232 | Онегин – проблемный герой, герой времени, лишний человек. | Вопросы и задания стр. 248-249 | Найти эпизоды в тексте, связанные с образом повествователя |
35. | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. | Работа с текстом романа. Работа с учебником стр. 236-237 | Образ повествователя Образ автора. | Характеристика образа автора | Вопрос 10 стр. 248 |
36. | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. | Работа с текстом романа. | Историческая эпоха. Энциклопедизм романа. | Характеристика реалий, изображенных в романе | Подготовиться к тесту по роману |
37. | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. | Работа с текстом романа. Тест. Подготовка к сочинению | Историческая эпоха. Энциклопедизм романа. | Итоговый тест по роману | Индивидуальные задания |
38. | Урок развития речи. Пушкинский роман в зеркале русской критики. | Сообщения учащихся, работа с учебником стр. 240-247 | Русская критика о пушкинском романе | Выступления по теме дискуссии, вопросы и задания | Чтение трагедии «Моцарт и Сальери» |
39. | Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери» | Фонохрестоматия. Беседа, работа над содержанием трагедии. | Проблема «гения и злодейства» Два типа мировосприятия персонажей трагедии. | Анализ эпизодов | Индивидуальные задания; чтение страниц учебника 250-252. Сочинение |
40. | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. «Молитва», «Парус» | Фонохрестоматия. Слово о писателе. Сообщения учащихся. Презентация. | Мотивы вольности и одиночества. Романтический герой. | Сообщения, вопросы и задания 1-3 стр. 252, 4, 13, 16 стр. 287 | Наизусть на выбор одно из стихотворений |
41. | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Есть речи…» | Фонохрестоматия. Чтение и анализ стихотворений. Работа с учебником. | Судьба поэта в обществе и в мире | Выразительное чтение наизусть, анализ текста | Наизусть на выбор одно из стихотворений |
42. | Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. | Фонохрестоматия Чтение и анализ стихотворений. Работа с учебником. | Интимная лирика поэта | Выразительное чтение наизусть, анализ текста | Наизусть на выбор одно из стихотворений |
43. | Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание» | Чтение и анализ стихотворений. Работа с учебником. | Тема России и ее своеобразие. | Выразительное чтение наизусть, анализ текста | Чтение романа «Герой нашего времени» |
44. | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе. | Лекция. Беседа. Выборочный пересказ главы «Бэла» | Фабула. Сюжет. Композиция романа. Обзор содержания. | Конспект лекции | Чтение главы «Максим Максимыч» |
45. | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». | Беседа. Анализ главы «Максим Максимыч» | Загадки образа Печорина. | Проверочная работа по двум частям | Чтение романа до конца |
46. | Журнал Печорина как средство самораскрытия его характера. | Анализ глав «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | Изображение характера Печорина | Выборочный пересказ, анализ текста, вопросы 6,11 стр.317 | Чтение романа до конца |
47. | Журнал Печорина как средство самораскрытия его характера. | Анализ глав «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | Изображение характера Печорина | Выразительное чтение записей Печорина, выборочный пересказ | Проследить отношения героя с другими мужскими образами |
48. | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | Анализ текста. | Дружба в жизни Печорина. | Характеристика Грушницкого и Вернера, вопросы и задания | Проследить отношения героя с женскими образами |
49. | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. | Анализ текста. | Любовь в жизни Печорина. | Характеристика женских образов романа, анализ записей Печорина, вопросы и задания | Чтение стр. 297-298 учебника |
50. | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». | Беседа. | Романтизм и реализм романа | Задания 8,16 стр. 317-318 | Вопросы стр. 317-318 |
51. | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». | Беседа. Подготовка к сочинению. | Романтизм и реализм романа | Вопросы и задания 13, 19 стр. 317-318 | Подготовка к контрольной работе. Сочинение |
52. | Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | Контроль знаний | Все изученные термины и понятия по творчеству Лермонтова | Тестовая контрольная работа | Индивидуальные задания |
53. | Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе…», «Миргород» | Беседа. Сообщения учащихся. Работа с учебником. Презентация. | Проблематика и поэтика первых сборников. | Сообщения, пересказ вступительной статьи о Гоголе, вопросы и задания стр.323 | Чтение поэмы «Мертвые души» |
54. | Система образов поэмы «Мертвые души» | Беседа. Обучение анализу эпизода. | Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. | Выборочный пересказ, характеристика героев | Образ города в поэме |
55. | Образ города в поэме «Мертвые души» | Беседа. | Художественная деталь | Характеристика чиновников и дам города, вопросы и задания | Характеристика главного героя |
56. | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. | Фонохрестоматия Беседа. Работа с текстом. | Эволюция героя в замысле поэмы | Характеристика Чичикова | Характеристика других героев по плану |
57. | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. | Беседа. Работа с текстом. Составление биографии героя с цитированием | Эволюция героя в замысле поэмы | Вопросы и задания стр. 366 | Характеристика других героев по плану |
58. | «Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души. | Беседа. Работа с текстом. | Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического. | Вопросы и задания | Подготовка к зачету |
59. | «Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души. | Беседа. Работа с текстом. Зачет. | Все изученные термины и понятия по творчеству Гоголя | Зачетная работа | Чтение пьесы «Бедность не порок», сообщения |
60. | А.Н. Островский. Биография писателя. «Бедность не порок» | Слово учителя о писателе. Конспект. Беседа. | Эпиграф. Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе. | Сообщения, вопросы и задания | Дочитать пьесу |
61. | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы. «Бедность не порок» | Беседа. Работа с текстом. Анализ пьесы. | Комедия как жанр драматургии. | Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания стр. 396 | Читать «Бедные люди» |
62. | Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества. «Бедные люди» | Слово учителя о писателе. Конспект. Беседа. Презентация. | Тип «петербургского мечтателя» в повести. | Выборочный пересказ, характеристика героев | Составить рассказ «Мое представление о герое повести» |
63. | Ф.М. Достоевский. «Бедные люди» | Беседа. Работа в группах. Работа с текстом. | Черты внутреннего мира главного героя. | Анализ эпизодов произведения | Дочитать роман |
64. | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи» | Беседа. Работа с текстом. | Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. | Тест по тексту | Читать «Юность»; индивидуальные задания |
65. | Урок внеклассного чтения. Л.Н. Толстой. Очерк жизни и творчества. «Юность» | Сообщения о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. Работа с текстом. Презентация. | Формирование личности героя. Особенности поэтики Толстого, психологизм | Сообщения, выборочный пересказ, элементы анализа текста | Читать «Смерть чиновника»; индивидуальные задания; вопросы и задания стр. 13-14 ( 2 часть учебника литературы) |
66. | А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. «Смерть чиновника» | Фонохрестоматия. Сообщения о писателе. Работа с текстом. Презентация. | Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века. | Сообщения, конспект лекции, выборочный пересказ, инсценированное чтение | Читать рассказ «Тоска» |
67. | А.П. Чехов «Тоска» | Фонохрестоматия. Беседа. Работа с текстом. | Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе | Тест по рассказам Чехова, выразительное чтение, анализ текста | Вопросы и задания стр. 38-40 |
68. | Урок развития речи. Подготовка к сочинению по произведениям 19 века. | Беседа, обобщение. «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?» | Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века. | Обсуждение темы сочинения, составление плана, подбор материалов | Сочинение на примере одного произведения по выбору учащихся |
69. | Урок внеклассного чтения. Стихи Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. | Беседа о стихах, лекция | Стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии | Вопросы и задания | Прочитать статью учебника стр. 41-43 |
70. | Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений. | Беседа, конспект, лекция. Обзор литературы 20 века. | Понятие социалистический реализм, цензура, эмиграция. | Конспект лекции, вопросы и задание стр. 43 | Прочитать статью о Бунине стр. 44-50, «Темные аллеи», сообщения |
71. | И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества. «Темные аллеи» | Слово учителя о писателе, беседа, конспект. Анализ рассказа. Презентация. | Новелла. История любви Надежды и Николая Алексеевича | Конспект лекции, сообщения. Вопросы и задания стр. 59-60 | Вопросы и задания стр. 59-60 |
72. | Мастерство Бунина в рассказе «Темные аллеи». | Фонохрестоматия. Анализ рассказа. Беседа. Сопоставительный анализ произведения с повестью Тургенева «Ася» | История любви Надежды и Николая Алексеевича. Мастерство писателя. | Выразительное чтение, анализ текста | Читать «Собачье сердце»; индивидуальные задания; |
73. | М.А. Булгаков. Очерк жизни и творчества. «Собачье сердце» | Сообщения о писателе. Работа с текстом. Беседа. | Социально-философская сатира на современное общество | Конспект лекции, вопросы и задания 1-6 стр. 117-118 | Ответить письменно на вопросы |
74. | Поэтика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» | Работа с текстом. Беседа. Работа по группам. | Художественные особенности повести. | Выборочный пересказ, анализ текста |
|
75. | Поэтика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» | Работа с текстом. Беседа. | Система образов повести. Шариковы и Швондеры. | Тест. Характеристика героев, вопросы и задания | Читать «Судьба человека»; индивидуальные задания; |
76. | М.А. Шолохов. Очерк жизни и творчества. «Судьба человека» | Фонохрестоматия. Сообщения о писателе. Работа с текстом. Беседа. Презентация. | Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Реализм Шолохова. | Выборочный пересказ, характеристика героев, вопросы и задания | Вопросы и задания стр. 193 |
77. | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека» | Фонохрестоматия. Работа с текстом. Беседа. | Образ главного героя. Композиция рассказа Особенности авторского повествования | Выборочный пересказ, анализ текста | Написать мини-сочинение «Война в судьбе ребенка» |
78. | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека» | Работа с текстом. Беседа. | Особенности авторского повествования Автор и рассказчик. Роль пейзажа. | Тест | Читать «Матренин двор»; индивидуальные задания; |
79. | А.И. Солженицын. Очерк жизни и творчества. «Матренин двор» | Сообщения о писателе. Работа с текстом. Беседа. Анализ 1 главы. | Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. | Конспект лекции. Сообщения, выборочный пересказ, анализ текста | Пересказ 2 главы |
80. | А.И. Солженицын. «Матренин двор» | Фонохрестоматия. Работа с текстом. Беседа. | Тема праведничества в рассказе. | Выборочный пересказ, характеристика героев, вопросы и задания | Пересказ 3 главы |
81. | Образ праведницы в рассказе Матренин двор. Трагизм ее судьбы. | Фонохрестоматия. Работа с текстом. Беседа. | Образ праведницы в рассказе. Трагизм ее судьбы. | Письменная проверочная работа по содержанию | Вопросы и задания стр.280-281 |
82. | Образ праведницы в рассказе Матренин двор. Трагизм ее судьбы. | Работа с текстом. Беседа. Обобщение, выводы по прочитанному. | Нравственный смысл рассказа-притчи. | Вопросы и задания, анализ глав | Подготовка к контрольной работе |
83. | Контрольная работа или зачетное занятие по произведениям 19 и 20 веков. | Контрольная работа | Все изученные термины и понятия по произведениям 19 и 20 веков | Контрольная работа | Прочитать стр. 61-72 в учебнике, подготовить сообщения |
84. | Русская поэзия Серебряного века. | Лекция, конспект, беседа. Составление таблицы. Презентация. | Особенности Серебряного века русской поэзии. Поэтические направления. | Конспект лекции, сообщения, вопросы и задания стр. 74-75 | Индивидуальные задания |
85. | А.А. Блок. Очерк жизни и творчества. «Ветер принес издалека…», «О, весна, без конца…» | Фонохрестоматия. Сообщения о поэте. Знакомство со стихами. Презентация. | Высокие идеалы и предчувствие перемен. Человек-мистик. | Конспект лекции, сообщения, вопросы и задания | Наизусть одно стихотворение на выбор учащихся |
86. | С.А. Есенин. Очерк жизни и творчества. «Вот уж вечер…», «Край ты мой заброшенный…» | Фонохрестоматия. Слово о поэте. Презентация. Чтение стихов и анализ. | Тема Родины в лирике поэта | Сообщения, выразительное чтение наизусть, вопросы и задания | Наизусть одно стихотворение на выбор учащихся |
87. | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. | Фонохрестоматия. Выразительное чтение наизусть, анализ стихов. | Народно-песенная основа лирики Есенина | Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания стр.96 | Вопросы и задания стр.95-96 Индивидуальные задания
|
88. | В.В. Маяковский. Очерк жизни и творчества. «Послушайте!», «А вы могли бы?» | Фонохрестоматия Сообщения о поэте. Знакомство со стихами. Презентация. Работа с учебником. | Новаторство поэзии Маяковского. Словотворчество. | Конспект лекции, сообщения, вопросы и задания стр.110 | Вопросы и задания стр. 110 |
89. | В.В. Маяковский «Люблю» | Фонохрестоматия. Выразительное чтение и анализ стихов. Работа с учебником. | Своеобразие стиха, ритма, интонаций | Выразительное чтение, вопросы и задания | Индивидуальные задания. Чтение стр. 119-124 учебника |
90. | М.И. Цветаева. Очерк жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. | Фонохрестоматия. Сообщения о поэте. Знакомство со стихами. | Стихи о любви, о жизни, о смерти. Особенности поэтики Цветаевой | Конспект лекции, сообщения, вопросы и задания стр. 129 | Наизусть одно стихотворение на выбор учащихся |
91. | М.И. Цветаева. Образ родины в лирическом цикле «Стихи о Москве» | Фонохрестоматия. Выразительное чтение и анализ стихов. | Образ Родины. | Вопросы и задания стр. 129 | Вопросы и задания стр. 128-129 |
92. | Н.А. Заболоцкий. Очерк жизни и творчества. Темам гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. | Фонохрестоматия. Слово учителя о поэте, беседа. Знакомство со стихами. | Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики. | Выразительное чтение, анализ стихотворений. Вопросы и задания стр. 165-166 | Вопросы и задания стр. 165-166 |
93. | А.А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Трагические интонации в любовной лирике. | Фонохрестоматия. Слово учителя о поэте, беседа. Знакомство со стихами. | Трагические интонации в любовной лирике. | Конспект лекции, выразительное чтение, анализ стихотворений | Чтение стр. 130-141 |
94. | Стихи А.А. Ахматовой о поэте и поэзии. | Фонохрестоматия. Выразительное чтение и анализ стихов. Беседа. | Особенности поэтики. | Выразительное чтение, анализ стихотворений | Индивидуальные задания. Чтение стр. 194-201 учебника |
95. | Б.Л. Пастернак. Очерк жизни и творчества. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. | Фонохрестоматия. Сообщения учащихся, беседа, анализ стихов. | Вечность и современность в стихах о природе и о любви. | Сообщения, выразительное чтение, анализ стихотворений | Индивидуальные задания. Чтение стр. 208-220 учебника |
96. | А. Т. Твардовский. Очерк жизни и творчества. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. | Сообщения учащихся, беседа, анализ стихов. Презентация. | Интонация и стиль стихотворений | Сообщения, выразительное чтение, анализ стихотворений, вопросы и задания стр. 230 | Наизусть одно стихотворение на выбор учащихся |
97. | А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом» | Фонохрестоматия. Анализ стихотворения. Беседа. | Проблемы и интонации стихов о войне | Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания | Индивидуальные задания. Чтение стр. 282-302 учебника |
98. | Урок внеклассного чтения. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков | Фонохрестоматия. Сообщения учащихся, беседа, анализ стихов. | Романс и песня. | Анализ текстов, вопросы и задания, сообщения | Чтение стр. 282-302 учебника |
99. | Урок внеклассного чтения. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков | Фонохрестоматия. Беседа. | Романс и песня. | Анализ текстов, вопросы и задания | Чтение стр. 282-302 учебника |
100. | Урок внеклассного чтения. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков | Фонохрестоматия. Беседа. | Романс и песня. | Анализ текстов, вопросы и задания | Подготовка к зачету |
101. | Зачетное занятие по русской литературе 20 века. | Письменные контрольные вопросы | Все изученные термины и понятия по произведениям 20 века | Контрольная работа |
|
102. | Обзор литературы для прочтения летом. | Итоги года и задания для летнего чтения |
|
| Литература для чтения летом |