ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературному чтению 4 класс
Тема, тип урока
| Элементы содержания (базовые понятия) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
| Дата | ||||
предметные | универсальные учебные действия | личностные | Формы | по плану | фактически | |||
ВВОДНЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (1 Ч) | ||||||||
| Знакомство с учебником по литературному чтению.
| Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника. | Знание и умение называть элементы учебной книги, находить их, быстро в них ориентироваться, отвечать на вопросы: в чём заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения исторических произведений | Р. – самостоятельно формулировать и тему и цели урока; оценивание своей работы на уроке П. — строить рассуждения, анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли К. — ставить вопросы к тексту учебника, ответы на вопросы на основе научно-познавательной статьи учебника, доказательство своей точки зрения.
| Л. – проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратность в её использовании. | Текущий |
|
|
ЛЕТОПИСИ. БЫЛИНЫ. ЖИТИЯ (11 Ч) | ||||||||
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
| Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. Сравнение текста летописи и исторических источников. Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Знание и умение называть элементы учебной книги, находить их, быстро в них ориентироваться, отвечать на вопросы: в чём заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения исторических произведений
| Р. – самостоятельно формулировать и тему и цели урока; оценивание своей работы на уроке П. — анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли К. — ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения.
| Л. – проявление бережного отношения к художественной книге, уважения к истории своей родины | Текущий |
|
|
| События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. | Фронтальный опрос |
|
| ||||
| Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего» | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Связь произведений литературы с другими видами искусств | Использование различных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. | Р.- формулирование учебной задачи урока, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли К.- ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения.
| Л. – формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ | Текущий |
|
|
| Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | Текущий |
|
| ||||
| Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. | Связь произведений литературы с другими видами искусств | Р.- формулирование учебной задачи урока, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ поэтического текста, выделение в нём основной мысли К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения.
| Л. – формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ | Текущий |
|
| |
| Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. | Тема, главная мысль, события, последовательность | Использование различных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. |
|
|
| ||
| Герой былины – защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри»
| Тема, главная мысль, события, последовательность | Использование различных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в их обсуждении, создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. | Р.- формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материалов учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. – использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификация по родо — видовым признакам, установление причинно — следственных связей, построения рассуждений.. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения.
| Л. – формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ | Текущий.
|
|
|
| Сергий Радонежский – святой земли русской. В Клыков Памятник Сергию Радонежскому. | Образные языковые средства Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Различение жанров произведений | Текущий.
|
|
| |||
| Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. | Л. – формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ | Текущий. Пересказ |
|
| |||
| Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. | Текущий.
|
|
| ||||
| Проект: «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений. | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками, самостоятельно составляя аннотацию | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ поэтического текста, выделение в нём основной мысли К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.
| Л. – проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратность в её использовании. | Диагностика навыка тест (5 мин) |
|
|
ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ (22Ч) | ||||||||
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании Участие в диалоге при обсуждении про- Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка | Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, умение ориентироваться в художественной и учебной книге. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
| Л. – формирование системы нравственных ценностей. | Тематический. Выразительное чтение |
|
|
| П.П.Ершов «Конёк- Горбунок». События литературной сказки. Мотивы народной сказки в литературной. | Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
| Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, умение ориентироваться в художественной и учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
| Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества классиков. | Тематический |
|
| |
| П.П.Ершов «Конёк- Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказки. Младший брат Иван – настоящий герой сказки. Характеристика героя. | Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества классиков. | Фронтальный опрос |
|
| |||
| П.П.Ершов «Конёк- Горбунок». Сравнение словесного и изобразительного искусства. | Тематический |
|
| ||||
| А.С.Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча» Авторское отношение к изображаемому. | Герои произведения, восприятие и пони- | Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
| Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, умение ориентироваться в художественной и учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе. | Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина. | Чтение наизусть |
|
|
| А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование..» Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства. | Чтение наизусть |
|
| ||||
| А.С. Пушкин. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей | Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
| Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, умение ориентироваться в художественной и учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
| Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина. | Выразительное чтение |
|
|
| А.С. Пушкин. | Выразительное чтение |
|
| ||||
| А.С. Пушкин. | Чтение Картинный план |
|
| ||||
| А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Пересказ сказки. | Выразительное чтение |
|
| ||||
| М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека» Картины природы в стихотворении.
| Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Средства художественной выразительности, язык, прием сравнения, олицетворения в произведениях М. Лермонтова. Характер героя, его поступки и их мотивы. Чтение по ролям. Устное изложение текста по плану. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Прогнозирование содержание произведения, умения перечислять произведения М.Ю. Лермонтова, оценивать поступки героев произведения и собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. – понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в художественной и учебной книге. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
| Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к произведениям М.Ю. Лермонтова. | Выразительное чтение |
|
|
| М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» Выразительное чтение. | Выразительное чтение |
|
| ||||
| М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» «Турецкая сказка». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. | Выразительное чтение. Ответы на вопросы |
|
| ||||
| М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. | Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к произведениям М.Ю. Лермонтова. | Выразительное чтение. Ответы на вопросы |
|
| |||
| М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | Выразительное чтение по ролям |
|
| ||||
| Л.Н. Толстой. «Детство». События рассказа. | Автобиография. Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений. Осознанное, выразительное чтение текста Тема, главная мысль, события, последовательность. Характер героя, его поступки и их мотивы | Прогнозирование содержание произведения, умения перечислять произведения Л. Н. Толстого, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе заданного материала. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. – понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в художественной и учебной книге. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе. | Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к произведениям М.Ю. Толстова. | Тематический. Выразительное чтение |
|
|
| Л.Н. Толстой «Детство» Характер главного героя рассказа Л. Толстого | Выразительное чтение |
|
| ||||
| Басня. Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал» Особенности басни. Главная мысль. | Выразительное чтение |
|
| ||||
| А.П. Чехов. «Мальчики». Смысл названия рассказа.
| Понимание основного содержания услышанного. Тема, главная мысль, события, последовательность. Характер героя, его поступки и их мотивы. Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Умение прогнозировать содержание произведения, умения перечислять произведения А.П. Чехова, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. – понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебнике и художественной книге. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
| Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к произведениям А.П. Чехова. | Пересказ от лица героев |
|
|
| А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. Характер героев художественного текста. | Темати- Пересказ отрывка Составление плана |
|
| ||||
| Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Оценка достижений. | Тема, главная мысль, события, последовательность. Понимание основного содержания услышанного. | Умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, обсуждение в паре, в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.
| Л. – проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность её использования, знание правила выбора книги. | Тематический. КВН |
|
|
| Контрольная работа № 1 по теме «Чудесный мир классики». |
| Знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела. | Контроль и учёт знаний |
|
| ||
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (12 Ч) | ||||||||
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. |
| Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, умение ориентироваться в художественной и учебной книге. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
| Л. – знание и умение оперировать понятиями: красота родной природы, гордость за свою родину, лирические произведения. | Тематический |
|
|
| Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» Отбор средств художественной выразительности для создания картин природы. | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Настроение лирического героя. | Умение прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в художественной и учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
| Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества Ф. И. Тютчева и А.А. Фета. | Чтение наизусть |
|
|
| А.А. Фет. «Весенний дождь» «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения. | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Выразительное чтение |
|
| |||
| Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот…» Передача настроения и чувств в стихотворении. | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Умение прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в художественной и учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе. | Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества Е. А. Баратынского и А.Н. Плещеева. | Выразительное чтение |
|
|
| А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. | Осознанность и выразительность чтения. Логическое ударение. | Тематический |
|
| |||
| И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении. | Осознанность и выразительность чтения. Олицетворение | Умение прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в художественной и учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе. | Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества И.С. Никитина и Н.А. Некрасова | Чтение |
|
|
| Н.А. Некрасов «Школьник» | Образные языковые средства. Олицетворение. | Выразительное чтение |
|
| |||
| Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…» | Чтение |
|
| ||||
| И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина.
| Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Олицетворение. Лирика. | Умение прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ поэтического текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в художественной и учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе. | Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина | Выразительное чтение |
|
|
| И.А. Бунин. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. | Выразительное чтение |
|
| ||||
| Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. | Осознанность и выразительность чтения. Кроссворд. Литературные игры. | Умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, обсуждение в паре, в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.
| Л. – проявление бережного отношения к природе, к родному краю. | Тематический |
|
|
| Контрольная работа № 2 по теме «Поэтическая тетрадь» |
| Знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела. | Контроль и учёт знаний |
|
| ||
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (16 Ч) | ||||||||
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. – размышление над нравственными ценностями литературных сказок русских и зарубежных писателей, знание и умение оперировать понятиями «система нравственных ценностей», «добро побеждает зло», «в чём смысл добра», «почему сказка всегда заканчивается хорошо», «литературная сказка», «авторская сказка», «тексты повествовательного характера». К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения. | Л. – формирование системы нравственных ценностей. | Выразительное чтение |
|
|
| В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление сказки на части. Составление плана сказки. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально — нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы | Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. – размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских писателей. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.
| Л. – проявление интереса к литературной сказке. | Выразительное чтение |
|
|
| В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Подробный пересказ. | Творческий пересказ. |
|
| ||||
| В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. | Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в художественной и учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
| Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества В.М. Гаршина | Выразительное чтение |
|
|
| В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст – описание в содержании художественного произведения. | Выразительное чтение |
|
| ||||
| В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. Главная мысль произведения. | Характер героя, его поступки и их мотивы. | Пересказ |
|
| |||
| П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. | Участие в диалоге при обсуждении произведения. | Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
| Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в художественной и учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
| Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества П.П. Бажова. | Выразительное чтение |
|
|
| П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. | Оценка иллюстрации к произведению. Характер героя, его поступки и их мотивы.
| Пересказ |
|
| |||
| П.П. Бажов «Серебряное копытце». Авторское отношение к героям произведения. | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста
| Выразительное чтение |
|
| |||
| П.П. Бажов «Серебряное копытце» | Чтение по ролям |
|
| ||||
| С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией | Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
| Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в художественной и учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
| Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т. Аксакова. | Выразительное чтение |
|
|
| С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Заглавие. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Фантастические события | Выразительное чтение |
|
| |||
| С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста.
| Участие в диалоге при обсуждении произведения. Характер героя, его поступки и их мотивы | Чтение по ролям |
|
| |||
| С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.
| Выборочный пересказ |
|
| ||||
| Обобщение по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений. | Осознанность и выразительность чтения. Кроссворд. Литературные игры. | Умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, обсуждение в паре, в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.
| Л. – проявление бережного отношения к природе, к родному краю. | Тематический |
|
|
| Контрольная работа № 3 по теме «Литературные сказки» |
| Знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела. | Контроль и учёт знаний |
|
| ||
ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС (9 Ч) | ||||||||
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
| Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | Умение прогнозировать содержание раздела и произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, умение ориентироваться в художественной и учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе. | Л. – осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время – потехе час». | Текущий |
|
|
| Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Жанр произведения. Инсценирование произведения. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально — нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ сказки, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
| Л. – осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время – потехе час». | Выразительное чтение |
|
| |
| В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. | Рассказ. Осознанность и выразительность чтения. Средства создания комического эффекта Создание небольших письменных ответов на поставленный | Умение прогнозировать содержание раздела и произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ сказки, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
| Л. – осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время – потехе час». | Выразительное чтение. |
|
|
| В.Ю. Драгунский «Главные реки». Пересказ текста от лица героев. | Чтение по ролям. |
|
| ||||
| В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | Выразительное чтение. Чтение по ролям. |
|
| ||||
| В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. | Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Умение прогнозировать содержание раздела и произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ сказки, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
| Л. – осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность». | Выразительное чтение |
|
|
| В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения. | Пересказ. Инсценирование произведения. |
|
| ||||
| Обобщение по разделу «Делу время — потехе час». Оценка достижений. | Умение составлять простейшие задания для викторины
| Умения выбирать книгу для самостоятельного чтения. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, обсуждение в паре, в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.
| Л. – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; осмысливать поступки литературных героев, сравнивать их со своими собственными поступками. | Литературная викто- |
|
|
| Контрольная работа № 4 по теме «Делу время – потехе час» |
| Знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела. | Контроль и учёт знаний. |
|
| ||
СТРАНА ДЕТСТВА (8 Ч) + 1 резервный | ||||||||
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». | Понимание содержания литературного произведения. Характер героя, его поступки и их мотивы | Умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст). | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в группе.
| Л. – осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь», формирование нравственно – эстетических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях. | Выразительное чтение |
|
|
| Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально — нравственных переживаний. | Пересказ |
|
| |||
| К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой. Образные языковые средства. | Умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в группе.
| Л. – осмысление пословицы «Жизнь дана на добрые дела»; формирование системы нравственно – эстетических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях. | Выразительное чтение |
|
|
| К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения. | Выразительное чтение |
|
| ||||
| К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | Последовательность воспроизведения содержание рассказа. Сравнение, олицетворение – средства художественной выразительности | Творческий пересказ |
|
| |||
| М.М. Зощенко «Елка». Герои произведения.
| Участие в диалоге при обсуждении произведения. Участие | Умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст). | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. – умение ориентироваться в учебной и художественной, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в группе.
| Л. – осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь» (что значит ложь во спасение), формирование нравственно – эстетических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях. | Выразительное чтение |
|
|
| М.М. Зощенко «Елка». Составление плана. Пересказ.
| Пересказ. |
|
| ||||
| Обобщение по разделу «Страна детства». Оценка достижений.
| Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Умение ориентироваться в содержании раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ художественного текста, поиск необходимой информации в книге. К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
| Л. – осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность». |
|
|
|
| Контрольная работа № 5 по теме «Страна детства» |
| Знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела. | Контроль и учёт знаний. |
|
| ||
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (5 Ч) | ||||||||
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. | Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге. К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
| Л. – понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств, умение оперировать понятием «лирическое произведение». | Чтение |
|
|
| С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией | Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге. К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
| Л. – понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств. | Выразительное чтение |
|
|
| М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Тема детства в произведениях М.И. Цветаевой. | Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответ- | Выразительное |
|
| |||
| Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений. |
| Знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела | Выразительное |
|
| ||
| Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Умение ориентироваться в содержании раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ художественного текста, поиск необходимой информации в книге. К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе. | Л. – осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность». | Устный журнал. |
|
|
ПРИРОДА И МЫ (12 Ч) | ||||||||
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д.Н. Мамин — Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Умение прогнозировать содержание раздела и произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге. К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе. | Л. – осмысление понятий «художественный и познавательный рассказ», «автор — рассказчик», «периодическая литература», привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим) | Выразительное чтение |
|
|
| Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе. | Выразительное чтение. Творческий пересказ. |
|
| ||||
| А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. | Понимание содержания литературного произведения | Умение прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно — познавательное произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе. | Л. – осмысление понятий «автор – рассказчик», «периодическая литература» | Выразительное чтение |
|
|
| А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Творческий пересказ |
|
| |||
| М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. | Понимание содержания литературного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Умение прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно — познавательное произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П.- анализ художественного и научно – познавательного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе. | Л. – привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим) | Выразительное чтение |
|
|
| М.М. Пришвин «Выскочка». Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка. | Выразительное чтение |
|
| ||||
| Е.И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка. | Рассказ о своих впечатлениях о произведении. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Творческий пересказ |
|
| |||
| В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. | Понимание содержания литературного произведения. Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. | Умение прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно — познавательное произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П.- анализ художественного и научно – познавательного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе. | Л. – привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим) | Выразительное чтение |
|
|
| В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. | Фронтальный опрос |
|
| ||||
| В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана. Выборочный пересказ. | Пересказ |
|
| ||||
| Обобщение по разделу «Природа и мы» | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Умение прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно — познавательное произведение | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П.- анализ художественного и научно – познавательного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе. | Л. – привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим) | Твор- |
|
|
| Проект «Природа и мы». Оценка достижений. | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств. | Тематический. Тест |
|
| |||
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (8Ч) | ||||||||
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Связь произведений литературы с другими видами искусства. | Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, в произведениях живописи (тема, главная мысль, композиция). К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе. | Л. – понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств. | Текущий |
|
|
| Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении Б. Пастернака. | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух, воспринимать на слух художественное произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведениях живописи (тема, главная мысль, композиция). К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе. | Л. – понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств. | Чтение |
|
|
| А. Клычков «Весна в лесу». Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Картины весны и лета в их произведениях. | Сопоставление произведений художественной литературы | Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведениях живописи (тема, главная мысль, композиция). К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе. | Л. – понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств. | Выразительное чтение |
|
|
| Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Картины весны и лета в их произведениях. | Декламация произ- | Чтение |
|
| |||
| Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности. | Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией | Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведениях живописи (тема, главная мысль, композиция). К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе. | Л. – понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств. | Выразительное чтение |
|
|
| С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Выразительное чтение |
|
| |||
| Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.
| Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе. | Л. – понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств, умение оперировать понятиями «наблюдение», «настроение», «пейзаж», «средства художественной выразительности» | Урок- конкурс |
|
|
| Контрольная работа № 6 по теме «Поэтическая тетрадь»
|
| Знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела. | Контроль и учёт знаний. |
|
| ||
РОДИНА(8 Ч) | ||||||||
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Связь произведений литературы с другими видами искусства. | Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух, воспринимать на слух художественное произведение. | Р.- умение эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока). П. – умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины. К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине. | Л. – умение оперировать понятиями «картины родного края», «звуки природы».. | Текущий |
|
|
| И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям | Умение прогнозировать содержание текста, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение. | Р.- умение эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока). П. – умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины. К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине. | Л. – умение оперировать понятиями «любовь к Родине», «гордость за свою страну», «картины родного края». | Выразительное чтение |
|
|
| И.С. Никитин «Русь». Ритм стихотворения. | Выразительное чтение |
|
| ||||
| С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Умение прогнозировать содержание текста, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение. | Чтение |
|
| ||
| А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому | Декламация произведений. Связь литературы с другими видами искусства | Умение читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение. | Р.- умение эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока. П. – умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины. К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине. | Л. – умение оперировать понятиями «любовь к Родине», «гордость за свою страну», «картины родного края». | Выразительное чтение |
|
|
| Обобщение по разделу «Родина». | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Умение читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение. | Урок- конкурс |
|
| ||
| Поэтический вечер. Проект: «Они защищали Родину» | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств. | Умение представить свой проект. | Р.- умение эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока. П. – умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины. К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине. | Л. – умение оперировать понятиями «любовь к Родине», «гордость за свою страну», «лирические произведения в стихотворной форме». | Тематический |
|
|
| Оценка планируемых достижений.
|
| Знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела. | Контроль и учёт знаний. |
|
| ||
СТРАНА ФАНТАЗИЯ (7 Ч) | ||||||||
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». | Система событий, составляющих основу художественного произведения. Фантастика. | Прогнозирование содержания раздела и произведения, определение особенностей фантастических рассказов. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла. К.- ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы. | Л. – проявление бережного отношения к учебной книге, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обоснование мотивов посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.
| Тематический. Выразительное чтение. |
|
|
| Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. | Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Фантастическая повесть. Характер героя, его поступки и их мотивы | Выразительное чтение. |
|
| |||
| Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа. | Выразительное чтение. Пересказ. |
|
| ||||
| Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Фантастическая повесть. | Прогнозирование содержания раздела и произведения, определение особенностей фантастических рассказов. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла. К.- ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы. | Л. – проявление бережного отношения к учебной книге, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обоснование мотивов посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.
| Выразительное чтение. |
|
|
| Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастического жанра. | Выразительное чтение. Пересказ. |
|
| ||||
| Обобщение по разделу «Страна фантазия». Оценка достижений | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Знание произведений изучаемого раздела, самостоятельное составление фантастических рассказов. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. — анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла. К.- ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы. | Л. – проявление бережного отношения к учебной книге, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обоснование мотивов посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.
| Тематический. Урок — путешествие. |
|
|
| Контрольная работа № 7 по теме «Страна Фантазии» |
| Знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела. | Контроль и учёт знаний. |
|
| ||
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (15 Ч) + 1 | ||||||||
| Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания Д. Свифт «Путешествие Гулливера». | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления. Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных
| Знание зарубежной литературы, определение её особенностей, составление пересказов самых интересных эпизодов из произведений от лица героев, самостоятельное составление рассказов о герое с использованием авторского текста. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. – высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книг. К.- ответы на вопросы учебника на основе зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы. | Л. – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
| Выразительное чтение |
|
|
| Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | Выразительное чтение |
|
| ||||
| Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. | Пересказ эпизода |
|
| ||||
| Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о Русалочке. | Герои произведения – восприятие и пони- Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Знание зарубежной литературы, определение её особенностей, составление пересказов самых интересных эпизодов из произведений от лица героев, самостоятельное составление рассказов о герое с использованием авторского текста. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. – высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книг. К.- ответы на вопросы учебника на основе зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы. | Л. – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
| Выразительное чтение |
|
|
| Г.Х. Андерсен «Русалочка». | Выразительное чтение |
|
| ||||
| Г.Х. Андерсен «Русалочка» | Выразительное чтение |
|
| ||||
| Г.Х. Андерсен «Русалочка» | Творческий пересказ |
|
| ||||
| Г.Х. Андерсен «Русалочка» | Выразительное чтение |
|
| ||||
| М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. | Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Знание зарубежной литературы, определение её особенностей, составление пересказов самых интересных эпизодов из произведений от лица героев, самостоятельное составление рассказов о герое с использованием авторского текста. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. – высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книг. К.- ответы на вопросы учебника на основе зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы. | Л. – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, истории и культуре других народов, умений сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными, осмысливать поступки героев.
| Выразительное чтение |
|
|
| М. Твен «Приключения Тома Сойера» Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально — нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и | Пересказ. |
|
| |||
| Сельма Лагерлеф. Святая ночь. | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления. Библейские | Знание зарубежной литературы, определение её особенностей, составление пересказов самых интересных эпизодов из произведений от лица героев, самостоятельное составление рассказов о герое с использованием авторского текста. | Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. – высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книг. К.- ответы на вопросы учебника на основе зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы. | Л. – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, истории и культуре других народов, умений сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными, осмысливать поступки героев.
| Выразительное чтение |
|
|
| Сельма Лагерлеф. Святая ночь. | Выразительное чтение |
|
| ||||
| Сельма Лагерлеф. В Назарете. Святое семейство. | Выразительное чтение |
|
| ||||
| Сельма Лагерлеф. В Назарете. Иисус и Иуда. | Выразительное чтение |
|
| ||||
| Контрольная работа № 8 по теме «Зарубежная литература» |
| Знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела. | Контроль и учёт знаний. |
|
| ||
| Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Оценка достижений | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Знание зарубежной литературы, определение её особенностей, знание, какие писатели и поэты создают эти произведения, в чём заключается талант читателя, составлении е пересказов самых интересных эпизодов от лица главных героев. | Р.- формулирование учебной задачи, исходя из анализа материалов учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. П. – высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книг. К.- ответы на вопросы учебника на основе зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы. | Л. – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, истории и культуре других народов, умений сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными, осмысливать поступки героев.
| Конкурс |
|
|
41