ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по литературному чтению 4 класс

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературному чтению 4 класс

п/п

Тема, тип урока


Элементы содержания (базовые понятия)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)


Дата

предметные
результаты

универсальные учебные действия
(УУД)

личностные
результаты

Формы
контроля

по плану

фактически

ВВОДНЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (1 Ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению.


Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника.

Знание и умение называть элементы учебной книги, находить их, быстро в них ориентироваться, отвечать на вопросы: в чём заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения исторических произведений

Р. – самостоятельно формулировать и тему и цели урока; оценивание своей работы на уроке

П. — строить рассуждения, анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли

К. — ставить вопросы к тексту учебника, ответы на вопросы на основе научно-познавательной статьи учебника, доказательство своей точки зрения.


Л. – проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратность в её использовании.

Текущий




ЛЕТОПИСИ. БЫЛИНЫ. ЖИТИЯ (11 Ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»


Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. Сравнение текста летописи и исторических источников.

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знание и умение называть элементы учебной книги, находить их, быстро в них ориентироваться, отвечать на вопросы: в чём заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения исторических произведений










Р. – самостоятельно формулировать и тему и цели урока; оценивание своей работы на уроке

П. — анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли

К. — ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения.


Л. – проявление бережного отношения к художественной книге, уважения к истории своей родины

Текущий



События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников.

Фронтальный опрос



Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего»

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Связь произведений литературы с другими видами искусств

Использование различных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Р.- формулирование учебной задачи урока, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли

К.- ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения.


Л. – формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ

Текущий



Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Текущий



Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины.

Связь произведений литературы с другими видами искусств

Р.- формулирование учебной задачи урока, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ поэтического текста, выделение в нём основной мысли

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения.


Л. – формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ

Текущий



Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов.

Тема, главная мысль, события, последовательность

Использование различных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.




Герой былины – защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри»


Тема, главная мысль, события, последовательность

Использование различных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в их обсуждении, создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Р.- формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материалов учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. – использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификация по родо — видовым признакам, установление причинно — следственных связей, построения рассуждений..

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения.


Л. – формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ

Текущий.




Сергий Радонежский – святой земли русской. В Клыков Памятник Сергию Радонежскому.

Образные языковые средства

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Различение жанров произведений

Текущий.




Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея.

Л. – формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ

Текущий.

Пересказ



Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.

Текущий.




Проект: «Создание календаря исторических событий».

Оценка достижений.

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками, самостоятельно составляя аннотацию

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ поэтического текста, выделение в нём основной мысли

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.


Л. – проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратность в её использовании.

Диагностика навыка
чтения

тест (5 мин)



ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ (22Ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании
произведения.

Участие в диалоге при обсуждении про-
слушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка

Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, умение ориентироваться в художественной и учебной книге.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.


Л. – формирование системы нравственных ценностей.

Тематический. Выразительное чтение



П.П.Ершов «Конёк-

Горбунок». События литературной сказки. Мотивы народной сказки в литературной.

Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.




Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, умение ориентироваться в художественной и учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.


Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества классиков.

Тематический



П.П.Ершов «Конёк-

Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказки. Младший брат Иван – настоящий герой сказки. Характеристика героя.

Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества классиков.

Фронтальный опрос



П.П.Ершов «Конёк-

Горбунок». Сравнение словесного и изобразительного искусства.

Тематический



А.С.Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча»

Авторское отношение к изображаемому.

Герои произведения, восприятие и пони-
мание их эмоционально-нравственных переживаний

Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.


Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, умение ориентироваться в художественной и учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.

Чтение наизусть



А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование..» Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства.

Чтение наизусть



А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Мотивы народной сказки в литературной.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей

Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.



Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, умение ориентироваться в художественной и учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.


Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.

Выразительное чтение



А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношения к ним.

Выразительное чтение



А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Деление сказки на части. Составление плана.

Чтение
наизусть.

Картинный план



А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Пересказ сказки.

Выразительное чтение



М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека» Картины природы в стихотворении.


Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Средства художественной выразительности, язык, прием сравнения, олицетворения в произведениях М. Лермонтова. Характер героя, его поступки и их мотивы. Чтение по ролям. Устное изложение текста по плану. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Прогнозирование содержание произведения, умения перечислять произведения М.Ю. Лермонтова, оценивать поступки героев произведения и собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. – понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в художественной и учебной книге.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.


Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к произведениям М.Ю. Лермонтова.

Выразительное чтение



М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» Выразительное чтение.

Выразительное чтение



М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» «Турецкая сказка». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы



М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним.

Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к произведениям М.Ю. Лермонтова.

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы



М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

Выразительное чтение по ролям



Л.Н. Толстой. «Детство». События рассказа.

Автобиография. Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений.

Осознанное, выразительное чтение текста

Тема, главная мысль, события, последовательность. Характер героя, его поступки и их мотивы

Прогнозирование содержание произведения, умения перечислять произведения Л. Н. Толстого, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе заданного материала.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. – понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в художественной и учебной книге.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к произведениям М.Ю. Толстова.

Тематический. Выразительное чтение



Л.Н. Толстой «Детство» Характер главного героя рассказа Л. Толстого

Выразительное чтение



Басня. Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал» Особенности басни. Главная мысль.

Выразительное чтение



А.П. Чехов. «Мальчики». Смысл названия рассказа.


Понимание основного содержания услышанного. Тема, главная мысль, события, последовательность. Характер героя, его поступки и их мотивы. Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Умение прогнозировать содержание произведения, умения перечислять произведения А.П. Чехова, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. – понимание и осмысление нравственных уроков, которые даёт изучаемое произведение, умение работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебнике и художественной книге.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.


Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к произведениям А.П. Чехова.

Пересказ от лица героев



А.П. Чехов «Мальчики».

Главные герои рассказа – герои своего времени. Характер героев художественного текста.

Темати-
ческий.

Пересказ отрывка Составление плана



Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Оценка достижений.

Тема, главная мысль, события, последовательность. Понимание основного содержания услышанного.

Умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, обсуждение в паре, в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.


Л. – проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность её использования, знание правила выбора книги.

Тематический.

КВН



Контрольная работа № 1 по теме «Чудесный мир классики».


Знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела.

Контроль и учёт знаний



ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (12 Ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.


Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, умение ориентироваться в художественной и учебной книге.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.


Л. – знание и умение оперировать понятиями: красота родной природы, гордость за свою родину, лирические произведения.

Тематический



Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» Отбор средств художественной выразительности для создания картин природы.

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Настроение лирического героя.

Умение прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в художественной и учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.


Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества Ф. И. Тютчева и А.А. Фета.

Чтение наизусть



А.А. Фет. «Весенний дождь» «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения.

Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Выразительное чтение



Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» Е.А. Баратынский

«Где сладкий шепот…» Передача настроения и чувств в стихотворении.

Связь произведений литературы с другими

видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Умение прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в художественной и учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества Е. А. Баратынского и А.Н. Плещеева.

Выразительное чтение



А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

Осознанность и выразительность чтения. Логическое ударение.

Тематический



И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении.

Осознанность и выразительность чтения. Олицетворение

Умение прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в художественной и учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества И.С. Никитина и Н.А. Некрасова

Чтение
наизусть



Н.А. Некрасов «Школьник»

Образные языковые средства. Олицетворение.

Выразительное чтение



Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…»

Чтение
наизусть



И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина.


Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Олицетворение. Лирика.

Умение прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ поэтического текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в художественной и учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина

Выразительное чтение



И.А. Бунин. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.

Выразительное чтение



Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.

Осознанность и выразительность чтения. Кроссворд.

Литературные игры.

Умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, обсуждение в паре, в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.


Л. – проявление бережного отношения к природе, к родному краю.

Тематический



Контрольная работа № 2 по теме «Поэтическая тетрадь»


Знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела.

Контроль и учёт знаний




ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (16 Ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. – размышление над нравственными ценностями литературных сказок русских и зарубежных писателей, знание и умение оперировать понятиями «система нравственных ценностей», «добро побеждает зло», «в чём смысл добра», «почему сказка всегда заканчивается хорошо», «литературная сказка», «авторская сказка», «тексты повествовательного характера».

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.

Л. – формирование системы нравственных ценностей.

Выразительное чтение



В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление сказки на части. Составление плана сказки.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально — нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. – размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских писателей.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.









Л. – проявление интереса к литературной сказке.

Выразительное чтение



В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Подробный пересказ.

Творческий пересказ.



В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ.

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией.

Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в художественной и учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.


Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества В.М. Гаршина

Выразительное чтение



В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст – описание в содержании художественного произведения.

Выразительное чтение



В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. Главная мысль произведения.

Характер героя, его поступки и их мотивы.

Пересказ



П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие.

Участие в диалоге при обсуждении произведения.

Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.








Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в художественной и учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.


Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества П.П. Бажова.

Выразительное чтение



П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения.

Оценка иллюстрации к произведению. Характер героя, его поступки и их мотивы.


Пересказ



П.П. Бажов «Серебряное копытце». Авторское отношение к героям произведения.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста





Выразительное чтение



П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Чтение по ролям



С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте.

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией

Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.








Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в художественной и учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.


Л. – формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т. Аксакова.

Выразительное чтение



С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек». Заглавие.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Фантастические события

Выразительное чтение



С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек». Герои художественного текста.


Участие в диалоге при обсуждении произведения. Характер героя, его поступки и их мотивы

Чтение по ролям



С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек». Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.


Выборочный пересказ



Обобщение по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений.

Осознанность и выразительность чтения. Кроссворд.

Литературные игры.

Умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, обсуждение в паре, в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.


Л. – проявление бережного отношения к природе, к родному краю.

Тематический



Контрольная работа № 3 по теме «Литературные сказки»


Знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела.

Контроль и учёт знаний



ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС (9 Ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени».


Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Умение прогнозировать содержание раздела и произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста, умение ориентироваться в художественной и учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Л. – осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время – потехе час».

Текущий



Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Жанр произведения. Инсценирование произведения.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально — нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ сказки, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.


Л. – осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время – потехе час».

Выразительное чтение



В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста.

Рассказ. Осознанность и выразительность чтения. Средства создания комического эффекта

Создание небольших письменных ответов на поставленный
вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу
текста.

Умение прогнозировать содержание раздела и произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ сказки, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.


Л. – осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время – потехе час».

Выразительное чтение.



В.Ю. Драгунский «Главные реки». Пересказ текста от лица героев.

Чтение по ролям.



В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Выразительное чтение. Чтение по ролям.



В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения.

Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Умение прогнозировать содержание раздела и произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух. исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ сказки, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых слов для создания собственного текста.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.


Л. – осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность».

Выразительное чтение



В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения.

Пересказ. Инсценирование произведения.



Обобщение по разделу «Делу время — потехе час». Оценка достижений.

Умение составлять простейшие задания для викторины


Умения выбирать книгу для самостоятельного чтения. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ прочитанного текста, выделение в нём основной мысли.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, обсуждение в паре, в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.


Л. – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; осмысливать поступки литературных героев, сравнивать их со своими собственными поступками.

Литературная викто-
рина.



Контрольная работа № 4 по теме «Делу время – потехе час»


Знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела.

Контроль и учёт знаний.



СТРАНА ДЕТСТВА (8 Ч) + 1 резервный

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

Понимание содержания литературного произведения. Характер героя, его поступки и их мотивы

Умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст).

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в группе.


Л. – осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь», формирование нравственно – эстетических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Выразительное чтение



Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально — нравственных переживаний.

Пересказ



К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой. Образные языковые средства.

Умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в группе.


Л. – осмысление пословицы «Жизнь дана на добрые дела»; формирование системы нравственно – эстетических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Выразительное чтение



К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения.

Выразительное чтение



К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Последовательность воспроизведения содержание рассказа. Сравнение, олицетворение – средства художественной выразительности

Творческий пересказ



М.М. Зощенко «Елка». Герои произведения.


Участие в диалоге при обсуждении произведения. Участие
в диалоге при обсуждении прослушанного
(прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст).

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. – умение ориентироваться в учебной и художественной, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

К.- ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в группе.


Л. – осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь» (что значит ложь во спасение), формирование нравственно – эстетических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Выразительное чтение



М.М. Зощенко «Елка». Составление плана. Пересказ.


Пересказ.



Обобщение по разделу «Страна детства». Оценка достижений.


Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Умение ориентироваться в содержании раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ художественного текста, поиск необходимой информации в книге.

К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.


Л. – осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность».




Контрольная работа № 5 по теме «Страна детства»


Знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела.

Контроль и учёт знаний.



ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (5 Ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении.

Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге.

К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.


Л. – понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств, умение оперировать понятием «лирическое произведение».

Чтение
наизусть



С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении.

Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией

Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге.

К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.


Л. – понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Выразительное чтение



М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Тема детства в произведениях М.И. Цветаевой.

Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответ-
ствующих смыслу текста

Выразительное



Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений.


Знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела

Выразительное



Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Умение ориентироваться в содержании раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ художественного текста, поиск необходимой информации в книге.

К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Л. – осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность».

Устный журнал.



ПРИРОДА И МЫ (12 Ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д.Н. Мамин — Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Умение прогнозировать содержание раздела и произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге.

К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Л. – осмысление понятий «художественный и познавательный рассказ», «автор — рассказчик», «периодическая литература», привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим)

Выразительное чтение



Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе.

Выразительное чтение. Творческий пересказ.



А.И. Куприн

«Барбос и Жулька». Герои произведения о животных.

Понимание содержания литературного произведения

Умение прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно — познавательное произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Л. – осмысление понятий «автор – рассказчик», «периодическая литература»

Выразительное чтение



А.И. Куприн

«Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Творческий пересказ



М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка.

Понимание содержания литературного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Умение прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно — познавательное произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П.- анализ художественного и научно – познавательного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Л. – привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим)

Выразительное чтение



М.М. Пришвин «Выскочка». Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка.

Выразительное чтение



Е.И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка.

Рассказ о своих впечатлениях о произведении. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Творческий пересказ



В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

Понимание содержания литературного произведения.

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления.

Умение прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно — познавательное произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П.- анализ художественного и научно – познавательного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Л. – привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим)

Выразительное чтение



В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части.

Фронтальный опрос



В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана. Выборочный пересказ.

Пересказ



Обобщение по разделу «Природа и мы»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Умение прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно — познавательное произведение

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П.- анализ художественного и научно – познавательного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Л. – привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим)

Твор-
ческий
пересказ



Проект «Природа и мы». Оценка достижений.

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств.

Тематический. Тест
(8 мин)



ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (8Ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Связь произведений литературы с другими видами искусства.

Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, в произведениях живописи (тема, главная мысль, композиция).

К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Л. – понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Текущий



Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении Б. Пастернака.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух, воспринимать на слух художественное произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведениях живописи (тема, главная мысль, композиция).

К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Л. – понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Чтение
наизусть



А. Клычков «Весна в лесу». Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Картины весны и лета в их произведениях.

Сопоставление произведений художественной литературы
и произведений
живописи

Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведениях живописи (тема, главная мысль, композиция).

К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Л. – понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Выразительное чтение



Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Картины весны и лета в их произведениях.

Декламация произ-
ведений

Чтение
наизусть



Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности.

Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией

Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведениях живописи (тема, главная мысль, композиция).

К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Л. – понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Выразительное чтение



С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении.

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Выразительное чтение



Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.


Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Л. – понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств, умение оперировать понятиями «наблюдение», «настроение», «пейзаж», «средства художественной выразительности»

Урок- конкурс



Контрольная работа № 6 по теме «Поэтическая тетрадь»



Знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела.

Контроль и учёт знаний.



РОДИНА(8 Ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Связь произведений литературы с другими видами искусства.

Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух, воспринимать на слух художественное произведение.

Р.- умение эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока).

П. – умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины.

К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине.

Л. – умение оперировать понятиями «картины родного края», «звуки природы»..

Текущий



И.С. Никитин

«Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям

Умение прогнозировать содержание текста, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Р.- умение эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока).

П. – умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины.

К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине.

Л. – умение оперировать понятиями «любовь к Родине», «гордость за свою страну», «картины родного края».

Выразительное чтение



И.С. Никитин

«Русь». Ритм стихотворения.

Выразительное чтение



С.Д. Дрожжин

«Родине». Авторское отношение к изображаемому.

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Умение прогнозировать содержание текста, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Чтение
наизусть



А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому

Декламация произведений. Связь литературы с другими видами искусства

Умение читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Р.- умение эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока.

П. – умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины.

К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине.

Л. – умение оперировать понятиями «любовь к Родине», «гордость за свою страну», «картины родного края».

Выразительное чтение



Обобщение по разделу «Родина».

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Умение читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Урок- конкурс



Поэтический вечер. Проект: «Они защищали Родину»

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств.

Умение представить свой проект.

Р.- умение эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока.

П. – умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины.

К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине.

Л. – умение оперировать понятиями «любовь к Родине», «гордость за свою страну», «лирические произведения в стихотворной форме».

Тематический



Оценка планируемых достижений.




Знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела.

Контроль и учёт знаний.



СТРАНА ФАНТАЗИЯ (7 Ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

Система событий, составляющих основу художественного произведения. Фантастика.

Прогнозирование содержания раздела и произведения, определение особенностей фантастических рассказов.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла.

К.- ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы.

Л. – проявление бережного отношения к учебной книге, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обоснование мотивов посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.


Тематический.

Выразительное чтение.



Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.

Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Фантастическая повесть. Характер героя, его поступки и их мотивы

Выразительное чтение.



Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа.

Выразительное чтение. Пересказ.



Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Фантастическая повесть.

Прогнозирование содержания раздела и произведения, определение особенностей фантастических рассказов.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла.

К.- ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы.

Л. – проявление бережного отношения к учебной книге, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обоснование мотивов посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.


Выразительное чтение.



Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастического жанра.

Выразительное чтение. Пересказ.



Обобщение по разделу «Страна фантазия». Оценка достижений

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Знание произведений изучаемого раздела, самостоятельное составление фантастических рассказов.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. — анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла.

К.- ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы.

Л. – проявление бережного отношения к учебной книге, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обоснование мотивов посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.


Тематический.

Урок — путешествие.



Контрольная работа № 7 по теме «Страна Фантазии»


Знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела.

Контроль и учёт знаний.



ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (15 Ч) + 1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления. Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных
переживаний.


Знание зарубежной литературы, определение её особенностей, составление пересказов самых интересных эпизодов из произведений от лица героев, самостоятельное составление рассказов о герое с использованием авторского текста.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. – высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книг.

К.- ответы на вопросы учебника на основе зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы.

Л. – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.


Выразительное чтение



Д. Свифт

«Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

Выразительное чтение



Д. Свифт

«Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров.

Пересказ эпизода



Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о Русалочке.

Герои произведения – восприятие и пони-
мание их эмоционально-нравственных
переживаний.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знание зарубежной литературы, определение её особенностей, составление пересказов самых интересных эпизодов из произведений от лица героев, самостоятельное составление рассказов о герое с использованием авторского текста.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. – высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книг.

К.- ответы на вопросы учебника на основе зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы.

Л. – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.


Выразительное чтение



Г.Х. Андерсен «Русалочка».

Выразительное чтение



Г.Х. Андерсен «Русалочка»

Выразительное чтение



Г.Х. Андерсен «Русалочка»

Творческий пересказ



Г.Х. Андерсен «Русалочка»

Выразительное чтение



М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования.

Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знание зарубежной литературы, определение её особенностей, составление пересказов самых интересных эпизодов из произведений от лица героев, самостоятельное составление рассказов о герое с использованием авторского текста.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. – высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книг.

К.- ответы на вопросы учебника на основе зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы.

Л. – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, истории и культуре других народов, умений сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными, осмысливать поступки героев.


Выразительное чтение



М. Твен «Приключения Тома Сойера» Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально — нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и
их мотивы.

Пересказ.



Сельма Лагерлеф. Святая ночь.

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления. Библейские
сказания.

Знание зарубежной литературы, определение её особенностей, составление пересказов самых интересных эпизодов из произведений от лица героев, самостоятельное составление рассказов о герое с использованием авторского текста.

Р.- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. – высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книг.

К.- ответы на вопросы учебника на основе зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы.

Л. – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, истории и культуре других народов, умений сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными, осмысливать поступки героев.


Выразительное чтение



Сельма Лагерлеф. Святая ночь.

Выразительное чтение



Сельма Лагерлеф. В Назарете. Святое семейство.

Выразительное чтение



Сельма Лагерлеф. В Назарете. Иисус и Иуда.

Выразительное чтение



Контрольная работа № 8 по теме «Зарубежная литература»


Знание произведений; умения характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела.

Контроль и учёт знаний.



Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Оценка достижений

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Знание зарубежной литературы, определение её особенностей, знание, какие писатели и поэты создают эти произведения, в чём заключается талант читателя, составлении е пересказов самых интересных эпизодов от лица главных героев.

Р.- формулирование учебной задачи, исходя из анализа материалов учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

П. – высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книг.

К.- ответы на вопросы учебника на основе зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы.

Л. – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, истории и культуре других народов, умений сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными, осмысливать поступки героев.


Конкурс










41


Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса «А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: