Тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса на 2014 — 2015 учебный год (Л.Ф.Климанова 3 часа в неделю)













тематическое планирование



по литературному чтению



для 4 « А » класса



на 2014 — 2015 учебный год





Учитель

Крючек Елена Викторовна













1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. ( УМК «Школа России»)

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в 4 классе).


2. Содержание учебного предмета.


Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Развитие навыков чтения. Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Углубленное понимание прочитанного. Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте. Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Осознанное чте­ние про себя лю­бого по объему и жанру текста. Темп чтения — не меньше 100 слов в минуту. Самостоятель­ная подготовка к выразительно­му чтению(4 класс).


Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения

Соблюдение при пересказе логи­ческой последо­вательности и точности изло­жения. Воспроизведе­ние содержания текста с эле­ментами описа­ния (природы, внешнего вида героя, обстанов­ки) и рассужде­ния, с заменой диалога повествованием. Выявление осо­бенностей речи действующих лиц рассказа, сопо­ставление их по­ступков, отно­шения к окру­жающим (по од­ному или ряду произведений), выявление мо­тивов поведения героев и опре­деление своего и авторского от­ношения к со­бытиям и пер­сонажам. Различение от­тенков значения слов в тексте, использование их в речи, на­хождение в про­изведении и ос­мысление зна­чения слов и вы­ражений, ярко изображающих события, геро­ев, окружающую природу (срав­нений, эпитетов, метафор, фразе­ологических обо­ротов). Составление творческих пересказов от имени одного из героев, с вымышленным продолжением рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с элементами описания или рассуждения. Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, её содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности. Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сносками. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.


Умение говорить (культура речевого общения)

Умение построить монологическое речевое высказывание не­большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.


Круг детского чтения

Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами.

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Расширяется круг произведений современной отечественной (с учётом многона­ционального характера России) и зарубежной литературы, до­ступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад­ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.


Творческая деятельность обучающихся

Интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.


Планируемые результаты.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.




Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.






4.Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе.



Сроки



уроков


Тема урока

Планируемые результаты




Возможные виды деятельности учащихся/возможные формы контроля/форма урока



Примечания





Освоение предметных знаний

УУД

(личностные и метапредметные

результаты)


1 четверть. 10 нед.*3 часа= 30 часов


Летописи. 6 часов


1

Летописи.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Познакомить с отрывками из летописей, помочь им понять необходимость знания истории.

Уметь отличать былину от других литературных жанров по отличительным признакам.

Контролировать свои действия по результату.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.. Планирование учебного сотрудничества

Различать жанр «летопись».

читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении



2

«И вспомнил Олег коня своего»

Познакомить с отрывками из летописей, помочь им понять необходимость знания истории.

Учить находить в былине аналогии с реальными историческими событиями.

Формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

Различать жанр «летопись».

читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Учить находить в былине аналогии с реальными историческими событиями.



3

«Ильины три поездочки».

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух. Самостоятельно давать характеристику героя.


Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

Жанр устного народного творчества «былина». определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст. Учить находить в былине аналогии с реальными историческими событиями.



4

«Ильины три поездочки».

Составлять план текста. Относить прочитанное произведение к определённому периоду.

Формирование действий контроля и самоконтроля. Перечитывание текста с разными задачами. Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения

Искать и выделять необходимую информацию.

Осуществлять взаимный контроль,



5

«Житие Сергия Радонежского»

Составлять план текста. Относить прочитанное произведение к определённому периоду.

Контролировать свои действия по результату. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Планирование учебного сотрудничества

Составить план статьи.

Нахождение главного. Пользоваться справочной литературой. Познакомить с отрывками из летописей, помочь им понять необходимость знания истории.



6

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития


Уметь выполнять творческие

задания,определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов.

Составлять историю книги Обобщить знания полученные при изучении раздела

Контролировать свои действия по результату.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Планирование учебного сотрудничества

Пользоваться справочной литературой. Высказывать и обосновывать свою точку зрения


Чудесный мир классики. 28 часа



7

Знакомство с разделом. Пётр Петрович Ершов

Знать автобиографическую литературу

(автобиографические книги писателей о себе)

Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности. Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма.

Принимать образ «хорошего ученика».

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков

Узнают творчество П.Ершова. смогут составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту



8

П. П. Ершов «Конёк — горбунок»

Понимание идеи произведения. самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

Контролировать свои действия по результату.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Планирование учебного сотрудничества

Научатся читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией



9

П. П. Ершов «Конёк — горбунок»

Понимание идеи произведения. самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

Контролировать свои действия по результату. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Планирование учебного сотрудничества

Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения.

Комбинированный урок.



10

П. П. Ершов «Конёк — горбунок»

Понимание идеи произведения. самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

Формирование действий контроля и самоконтроля. Перечитывание текста с разными задачами. Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения

Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов



11

А. С. Пушкин «Няне», Внеклассное чтение Летописи, былины, сказания

Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков

Запоминать название и основное содержание изученного произведения. анализировать поведение героев



12

А. С. Пушкин «Туча»,

Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, способность избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Определяют границы частей, составляют план.



13

А. С. Пушкин «Унылая пора»

Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи

Рразвитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, способность избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Устанавливать смысловые связи частей текста; составлять сложный план

с помощью учителя



14

А.С.Пушкин. Стихи

Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Работать в заданном темпе.

Характер героя, его поступки и их мотивы



15

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Знать биографию автора и его произведения;

Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи.

Уметь пересказывать текст,делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Контролировать свои действия по результату. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Планирование учебного сотрудничества

Пользоваться справочной литературой;

находить ответы на вопросы в тексте.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.



16

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

Поиск и выделение необходимой информации.

Составление характеристики героев.

Составление плана произведения.

Групповая работа.

Комбинированный урок.



22

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи

Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах. Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения.

Связно отвечать по плану



23

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи

Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения.

Связно отвечать по плану



24

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения.

Связно отвечать по плану



26

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»,определять тему и главную мысль произведения;пересказывать текст,делить текст на смысловые части, составлять его простой план,

читать стихотворные произведения наизусть,

различать жанры художественной литературы

Л: Принимать образ «хорошего ученика».

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков

Р: Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников


Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией



27

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»Внеклассное чтение по произведениям М. Ю. Лермонтова

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»,определять тему и главную мысль произведения;пересказывать текст,делить текст на смысловые части, составлять его простой план,

читать стихотворные произведения наизусть,

различать жанры художественной литературы

Контролировать свои действия по результату.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного

сотрудничества


Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией



28

Творчество Л. Н. Толстого

Соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы.

Контролировать свои действия по результату.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного

сотрудничества

Составлять небольшое монологическое высказывание. Искать и выделять необходимую информацию.

Комбинированный урок.



29

Л. Н. Толстой

«Детство»

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»,определять тему и главную мысль произведения;пересказывать текст,делить текст на смысловые части, составлять его простой план,

читать стихотворные произведения наизусть,

различать жанры художественной литературы

Принимать образ «хорошего ученика».

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников


Искать и выделять необходимую информацию.

Составлять характеристики героев.

Составлять план произведения.

Групповая работа.

Комбинированный урок.



30

Л. Н. Толстой

«Как мужик убрал камень»Внеклассное чтение по басням Л. Н. Толстого

Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

формулировать основную мысль текста

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,

Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников


Искать и выделять необходимую информацию.

Составлять характеристики героев.

Составлять план произведения.

Групповая работа.

Комбинированный урок.


2 четверь 21 час








31

Творчество А. П. Чехова

Соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Определять границы частей, составлять план.



32

А. П. Чехов «Мальчики»

Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией



33

А. П. Чехов «Мальчики»Внеклассное чтение по произведениям А. П Чехова.

Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям.

Научатся выразительно читать по ролям, находить особенности юмористических рассказов, выявлять характер героев. Находить смысловые связи в произведении и жизни

Искать и выделять необходимую информацию.

Составлять характеристики героев.

Составлять план произведения.

Групповая работа.



34

Обобщение изученного материала по разделу «Чудесный мир классики»

Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,

Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

Составлять небольшое монологическое высказывание. Искать и выделять необходимую информацию.



Поэтическая тетрадь. 7 часов.



35

Знакомство с разделом.

Ф. И. Тютчев. Стихи о природе

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть;

различать жанры художественной литературы

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.



36

А. А. Фет « Весенний дождь». «Бабочка».

Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение.

Видеть языковые средства, использованные автором.

Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учител. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.



37

Е. А. Баратынский. «Весна». «Где сладкий шепот»

Обеспечить целостное восприятие поэтического текста.

Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение.


Принимать образ «хорошего ученика».

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.



38

Н. А. Некрасов «Школьники».

наизусть

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть.

Контролировать свои действия по результату. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного

сотрудничества

Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.



39

Н. А. Некрасов «В зимние сумерки…».

Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение.

Видеть языковые средства, использованные автором

Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя

Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.



40

И. С. Бунин «Листопад» наизустьВнеклассное чтение «Краски осени в произведениях русских поэтов»

Обеспечить целостное восприятие поэтического текста.

Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение.


Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя

Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.



41

Обобщение изученного материала по разделу «Поэтическая тетрадь»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть;

различать жанры художественной литературы

Контролировать свои действия по результату. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного сотрудничества

Составлять небольшое монологическое высказывание. Искать и выделять необходимую информацию.



Литературные сказки.11 часов.



42

Знакомство с разделом. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста,составлять простой и сложный план текста.

Уметь делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией



43

Знакомство с разделом. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Уметь выделять ключевые фразы,мысли при чтении,комментировать прочитанное. Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль;

Намечать в коллективной и парной работе простой план действий. Уметь делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Научатся понимать нравственный смысл рассказа

Искать и выделять необходимую информацию.

Составлять характеристики героев.

Составлять план произведения.

Групповая работа.



44

Внеклассное чтение по сказке Одоевского «Черная курица»

Уметь характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку.

Структурирование знаний.

Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. Умение слушать собеседника.

Просмотр мультфильма «Черная курица»;




45

В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль

Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Поиск и выделение необходимой информации. . Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Планирование учебного сотрудничества

Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения.

Составить план для пересказа. Находить в тексте пословицы, соотносить пословицы и содержание произведения.



46

В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе»Внеклассное чтение по сказкам Гаршина

Аанализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы; делить текст на части

Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Поиск и выделение необходимой информации. . Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного сотрудничества

Находить ответы на вопросы в тексте.



47

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения.

Составить план для пересказа. Находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведения.



48

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль.

Использовать статьи литературных

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Учиться кратко передавать прочитанное. Кратко передавать прочитанное. Сравнение художественного произведения и мультфильма



49

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста.

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Учиться кратко передавать прочитанное. Кратко передавать прочитанное.



50

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль.

Использовать статьи литературных критиков,


Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Учиться кратко передавать прочитанное. Кратко передавать прочитанное. Сравнение художественного произведения и мультфильма



51

Обобщение изученного по разделу «Литературные сказки»

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся

Контролировать свои действия по результату.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Планирование учебного сотрудничества



3 четверть-30 часовДелу-время, потехе-час. 5 часов.



52

Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени»

Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией



53

Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени»

Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль.

Использовать статьи литературных

Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. Адекватно воспринимать оценку учителя. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения.

Составить план для пересказа. Находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведения.



54

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль

Принимать образ «хорошего ученика».

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.



55

В. Ю. Драгунский

«Что любит Мишка»

Знать названия, основное содержание изученных произведений, биографию автора.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль

Контролировать свои действия по результату. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Планирование учебного

сотрудничества

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Составлять небольшое монологическое высказывание



56

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»Внеклассное чтение

Детская приключенческая книга

Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).Чтение по ролям.

Принимать образ «хорошего ученика».

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков

Учиться связно отвечать по плану.Кратко передавать прочитанное.Пользоваться монологической и диалогической речью


Страна детства. 7 часов.


Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Иметь собственные читательские приоритеты.



57

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста.

Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Учиться работать в паре, группе. Выполнять различные роли (лидера исполнителя

Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией



58

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»Б.С.Житков Рассказы

Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).

Уметь делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Научатся понимать нравственный смысл рассказа.

Находить ответы на вопросы в тексте.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.


3 четверть. 10 нед. * 3 часа = 30 часов



59

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Формулировать основную мысль текста;составлять простой и сложный план текста

Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Учиться работать в паре, группе. Выполнять различные роли (лидера исполнителя

Находить ответы на вопросы в тексте

участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения



60

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Научатся составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Учиться работать в паре, группе. Выполнять различные роли (лидера исполнителя

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.



61

М. М. Зощенко «Ёлка»

Научатся высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, анализировать образные языковые средства

Умение прогнозировать содержание.

Составлять небольшое монологическое высказывание. Работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя



62

М. М. Зощенко «Ёлка»

М.М.Зощенко. Рассказы

Научатся высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, анализировать образные языковые средства

Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Поиск и выделение необходимой информации.

Связно отвечать по плану.



63

Обобщающий урок по разделу «Страна детства»

Внеклассное чтение

«В путь, друзья!»

Называть изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Расширить круг чтения.

Структурирование знаний.

Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. Умение слушать собеседника.

Находить смысловые связи в произведении и жизни

Находить ответы на вопросы в тексте. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.


Поэтическая тетрадь. 4 часов.



64

В. Я Брюсов «Опять сон»

«Детская»

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором

Научатся понимать поэтическую речь, сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности. Умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Находить смысловые связи в произведении и жизни.

Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.




65

С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором

Научатся понимать поэтическую речь, сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности. Умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.

Находить ответы на вопросы в тексте

участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.



66

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

«Наши царства»Внеклассное чтение

«Лес не школа, а всему учит» (урок – конкурс по рассказам Н.И. Сладкова)

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором

Научатся понимать поэтическую речь, сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности. Умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.




67

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

Научатся: читать стихотворные произведения наизусть

Рефлексия способов и условий действий.


Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).



Природа и мы. 8 часов.



68

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Узнают творчество писателя. Смогут определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Уметь воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.

Намечать в коллективной и парной работе простой план действий.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.



69

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

Узнают творчество писателя. Смогут определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Уметь воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому.

Намечать в коллективной и парной работе простой план действий.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.



70

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

Научатся составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Находить смысловые связи в произведении и жизни.

Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Составлять небольшое монологическое высказывание. Работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя



71

М. Пришвин «Выскочка»

Узнают творчество М.М.Пришвина. Научатся определять тему и главную мысль произведения

Находить смысловые связи в произведении и жизни.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Подведение под понятие. Выдвижение гипотез и их обоснование.

Находить ответы на вопросы в тексте

участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.



72

Е. В. Чарушин «Кабан»

Смогут определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Выбор вида чтения в зависимости от цели.

Извлечение необходимой информации из текста.

Находить ответы на вопросы в тексте

участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.



73

В. П. «Стрижонок Скрип»

Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения, находить ключевые слова, формулировать основную мысль текста;составлять план текста, пересказывать текст.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Выбор вида чтения в зависимости от цели.

Извлечение необходимой информации из текста.

Связно отвечать по плану.



74

В. П. «Стрижонок Скрип»

Научатся определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного

Уметь делить текст на части, выделять главную часть, озаглавливать каждую часть.

Научатся понимать нравственный смысл рассказа.

Составлять небольшое монологическое высказывание. Работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя



75

Обобщающий урок по разделу «Природа и мы»

Внеклассное чтение

Стихи русских поэтов о природе

Называть изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе

Выбор вида чтения в зависимости от цели.

Извлечение необходимой информации из текста

Составлять небольшое монологическое высказывание. Работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя


Поэтическая тетрадь. 6 часов.



76

С. А. Клычков «Весна в лесу» (наизусть)

Научатся читать стихотворные произведения наизусть, отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения

Совершенствовать речь. Научатся выразительно читать стихотворения. Находить смысловые связи в произведении и жизни.

Читать выразительно стихи, передавая настроения автора произведения. Читать стихотворные произведения наизусть



77

Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид» (наизусть)

Научатся читать стихотворные произведения наизусть, отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения

Научатся находить рифму в произведении, оценивать события, героев произведения; Научатся выразительно читать стихотворения.

Читать выразительно стихи, передавая настроения автора произведения. Читать стихотворные произведения наизусть



78

Ф. И. Тютчев Как неожиданно и ярко» (наизусть)

Научатся определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства

Научатся находить рифму в произведении, оценивать события, героев произведения; Научатся выразительно читать стихотворения. Умение воспринимать красоту природы.


Читать выразительно стихи, передавая настроения автора произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Читать стихотворные произведения наизусть



79

А. А. Фет «Весенний дождь»

А. А. Фет «Бабочка»

Научатся читать стихотворные произведения наизусть, отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения

Совершенствовать речь. Научатся выразительно читать стихотворения. Чувствовать красоту художественного слова,

стремиться к совершенствованию собственной речи;


Читать выразительно стихи, передавая настроения автора произведения . Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.



80

Е. А. Баратынский «Весна! Как воздух чист»

Научатся читать стихотворные произведения наизусть, отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения

Научатся находить рифму в произведении, оценивать события, героев произведения; Научатся выразительно читать стихотворения.

Читать выразительно стихи, передавая настроения автора произведения



81

Е. А. Баратынский

«Где сладкий шепот»

С. А. Есенин «Лебедушка»

(наизусть)

Научатся читать стихотворные произведения наизусть, отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения

Научатся находить рифму в произведении, оценивать события, героев произведения; Научатся выразительно читать стихотворения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

Читать выразительно стихи, передавая настроения автора произведения


4 четверть 24 часа Родина. 3 часа.



82

И. С. Никитин «Русь»С. С. Дрожжин «Родине»

(наизусть)

Определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений

Поиск и выделение необходимой информации.

Структурирование знаний.

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Находить в тексте пословицы,объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведения.



83

А. В. Жигулин» О, Родина!» (наизусть)

Определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений

Научатся понимать поэтическую речь, сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности. Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Находить в тексте пословицы,объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведения.



84

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»Внеклассное чтение Стихи русских поэтов о природе

Определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.

Научатся определять различные средства выразительности.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.



Страна Фантазия. 6 часов.



85

Е. С. Велистов «Приключения Электроника»

Определять тему и главную мысль произведения; различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.

Анализ объектов

с целью выделения признаков.

Формирование познавательных мотивов –интереса к новому.

Ориентация на позицию других людей

Определять тему и основную мысль произведения. Составление плана произведения



86

Е. С. Велистов «Приключения Электроника»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь определять тему и основную мысль произведения, пересказывать текст.

Поиск и выделение необходимой информации.

Свободная ориентация и восприятие текста.

Умение слушать и вступать в диалог.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.




87

К. Булычев «Путешествие Алисы»

Знать названия ,основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Поиск и выделение необходимой информации.

Свободная ориентация и восприятие текста.

Умение слушать и вступать в диалог.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Поиск и выделение необходимой информации.

Составление характеристики героев;

Пересказ по плану;

Групповая работа;



88

К. Булычев «Путешествие Алисы»

Научатся определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы

Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Устанавливать причинно-следственные связи

Строить рассуждения.

Поиск и выделение необходимой информации.

Составление характеристики героев;

Пересказ по плану;

Групповая работа;



89

К. Булычев «Путешествие Алисы»Внеклассное чтение по произведениям К Булычева


Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь определять тему и основную мысль произведения, пересказывать текст.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью. Корректировать свою деятельность.


Поиск и выделение необходимой информации.

Составление характеристики героев;

Пересказ по плану;

Групповая работа;



90

Внеклассное чтение по произведениям К Булычева


Расширить круг чтения. Уметь

выполнять творческие задания


Поиск и выделение необходимой информации.

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля

Умение слушать и вступать в диалог.

уважение иной точки зрения, отличной от собственной

Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность.

Использовать эти параметры при создании собственных текстов.


Зарубежная литература. 15 часов.



91

Д. Свивт «Путешествие Гулливера»

Научатся определять тему и главную мысль произведения; различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев

Л: Принимать образ «хорошего ученика».

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков

Р: Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

Определять тему и главную мысль произведения; различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев



92

Д. Свивт «Путешествие Гулливера»

Научатся определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы

Р: Контролировать свои действия по результату.

П. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К. Планирование учебного

сотрудничества

Научатся пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы



93

Д. Свивт «Путешествие Гулливера»

Научатся определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного

Р: Контролировать свои действия по результату.

П. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К. Планирование учебного

сотрудничества

Научатся пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы



94

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Формулировать основную мысль текста;составлять простой и сложный план текста, понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, способность избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Узнают творчество Г.Х.Андерсена.

Научатся определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациям, отвечать на вопросы



95

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Работать по предложенному учителем плану.

Выделение морального содержания ситуации.

Оценка действий с точки зрения соблюдения моральной нормы.

Научатся составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения



96

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Умение обосновать собственное мнение.

Выделение морального содержания ситуации.

Оценка действий с точки зрения соблюдения моральной нормы

Научатся пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы



97

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Научатся пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы

Поиск и выделение необходимой информации. Выбор оснований для классификации.

Умение слушать собеседника. самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Научатся составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения




98

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Читать осознанно текст худ. произведения «про себя»;

Определять тему и главную мысль произведения;

Работать по плану, сверяя свои действия с целью. Корректировать свою деятельность.


Научатся составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения



99

М. Твен Приключения Тома Сойера»

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь выполнять творческие

задания


Работать по плану, сверяя свои действия с целью. Корректировать свою деятельность.


Научатся составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения



100

М. Твен Приключения Тома Сойера»

Научатся пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы

Учиться понимать предложенную проблемную ситуацию.

Просмотр отрывка из художественного фильма



101

М. Твен Приключения Тома Сойера»

Научатся пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы

Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.


Научатся составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения




102

С. Лагерлеф Святая ночь».

«В Назарете»

Научатся определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

Самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Выбор вида чтения в зависимости от цели.

Извлечение необходимой информации из текста.

Научатся определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями



103

С. Лагерлеф Святая ночь».

«В Назарете»

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

Определять тему и главную мысль произведения;

Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Научатся составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения




104

Внеклассное чтение по произведениям зарубежных автров. Литературная игра


Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

Определять тему и главную мысль произведения;

Структурирование знаний.

Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме.

Определение основной и второстепенной информации

Называть литературные изученные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений



105

Обобщение и систематизация знаний по разделу и за год

Научатся проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

Определять тему и главную мысль произведения;

Структурирование знаний.

Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме.

Определение основной и второстепенной информации

Называть изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений


5.Материально-техническое, учебно-методическое и информационное

обеспечение образовательного процесса.



Литература для учителя

Начальная школа. Методический журнал;

Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю.Шведовой, -М., Рус. Язык, 2000;

Примерная программа образовательных учреждений «Начальные классы»

Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение» (Концепция и программы для начальных классов «Школа России»,-М., Просвещение, 2013);

Учебник для 4 класса. Литературное чтение. Климанова Л.Ф. Голованова М.В., Горецкий В.Г., М., Просвещение. 2013

Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования

Энциклопедия для детей. Т.9 Русская литература/ М.Д.Аксёнова, -М., Аванта, 2001.

Литература для учащихся


Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю.Шведовой, -М., Рус. Язык, 2000;

Учебник для 4 класса. Литературное чтение. Климанова Л.Ф. Голованова М.В., Горецкий В.Г., М., Просвещение. 2010;

Энциклопедия для детей. Т.9 Русская литература/ М.Д.Аксёнова, -М., Аванта, 2001.



Свежие документы:  Тестовые задания к рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: