Тематическое планирование уроков по литературе 7 класс



МБОУ «Лукашевская средняя общеобразовательная школа»




Утверждаю.


И.о.директора школы: И.А.Монахова


«______» ______________ 2013г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ЛИТЕРАТУРЕ в 7 классе

на 2013 – 2014 уч.г.



Составлена на основе «Програмы по литературе для основной общеобразовательной школы» под ред.А.Г.Кутузова



УЧЕБНИК: Кутузов А.Г. «В мире литературы. 7 класс», М: ДРОФА, 2004



Учитель Ковалевская Н.А.,

педагог высшей категории




«РАССМОТРЕНО»:


на заседании ШМО

Протокол № _ от «__» _____20_г.

Руководитель ________________

(подпись, расшифровка)

«СОГЛАСОВАНО»:


Зам. директора по УВР _________________________

(подпись, расшифровка)

«___» ______________20 __г.






п.Лукаши

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


На освоение учебной программы по литературе учащимися 7 класса в учебном плане школы отведено всего 68 часов, по 2 часа в неделю.

«Программа по литературе для основной общеобразовательной школы» под ред.А.Г.Кутузова реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. Помимо обязательной части учебного курса программа имеет вариативную составляющую содержания образования. Появление профильного уровня в данной программе обусловлено не только расширением круга авторов и произведений, но и освоением учащимися разнообразных форм и приемов работы с художественными текстами, видов творческой деятельности.

Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.

В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:

— освоение текстов художественных произведений;

— формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

— осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

— формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

— формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

— формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

— формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

— формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;

— освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие:

5 класс — жанры;

6 класс — роды и жанры,

7 класс — характер — герой — образ,

8 класс — литература и традиция,

9 класс — автор — образ — читатель,

10-11 классы — художественный мир писателя.

Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в каждом из классов, не противоречат традиционной системе. Разница заключается в том, что при ранее сложившейся системе, соответствуя логике развития подростка и юноши, формирование Теоретико-.литературных понятий идет вслед за школьником. Предлагаемая же в данной программе система направлена на формирование читательской квалификации, она не исключает логику возрастного литературного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова.

Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентацию

— на читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.

Свежие документы:  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ в 4 классе "Литературный портрет героя в повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома»( глава"

Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:

У класс — переход от литературного чтения к изучению литературы;

УI—IХ классы — изучение литературы как искусства слова;

Х—ХI классы — изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.

Названия курсов У—IХ классов (например, «Фольклор и литература», «Миф — фольклор — литература») определяют размещение авторов и произведений по годам обучения, направленность изучения произведений, включенных в курс каждого класса; обеспечивают в целом последовательное формирование читателя-школьника, его включение в эстетическую деятельность.

В Х—ХI классах происходит освоение художественного мира писателя, В программе последовательно реализован принцип историзма в изучении предмета, который предполагает не только историко-генетическое, но и историко-функциональное рассмотрение художественного произведения.

Учебные цели изучения предмета более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития:

У—УIII классы — обучение эстетическому анализу в различных аспектах

IХ класс — интерпретация текстов;

Х—ХI классы — освоение художественного мира писателя в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.

Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «издержки» историко-генетического изучения художественного произведения, размыкает рамки «малого времени бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателями (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается отчужденность, закрытость классического произведения от современного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.

Необходимо отметить, что в программе помимо произведений русской классики достаточно широко представлены произведения мировой литературы, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.

Значительное место в программе занимают разделы «Мифы» и «Фольклор», без которых невозможно увидеть генезис культурных и ментальных традициий. Введен сквозной курс «Духовная литература», представляющий одну из важнейших пограничных областей искусства слова.

В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в таких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы», созданных авторами программы.

Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество — сотворчество — знания и умения, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, реализованную в учебниках.

Руководство самостоятельным чтением учащихся осуществляется через систему «Библиотечных уроков», списки самостоятельного чтения можно найти в разделах «Советы библиотеки». В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

— владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

— владение умениями выразительного чтения;

— восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях;

— умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям ли событиям, к читателю;

— умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;

— умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;

— умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

— умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее (интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);

Свежие документы:  Конспект открытого урока по теме "Мир русского крестьянства в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

—умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

— умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;

— умение выполнять элементарные исследовательские работы, грамотно презентовать и оформлять исследовательские результаты (профильный уровень).

Последовательное формирование умений идет на протяжении всех лет обучения.

На освоение содержания программы федеральным базисным учебным планом отведено:

У-VIII классы — 2 часа в неделю, т. е. 70 часов в год;

IХ класс — З часа в неделю, т. е. 105 часов в год;

Х—ХI классы (базовый уровень) — З часа в неделю, т. е. 105 часов в год

Х—XI классы (профильный уровень) — 5 часов в неделю, т. е. 175 часов в год.

Программа составлена таким образом, что она задает лишь последовательность изучения тем и разделов курса, их распределение по годам обучения. Количество часов, отводимых на изучение каждого раздела, учитель определяет сам, ориентируясь на специфику конкретного класса, его образовательных потребностей и возможностей.






КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата

№ и вид

урока

Тема

Стр.

Контроль знаний

1четв.


ГЕРОЙ-ХАРАКТЕР-ОБРАЗ – 8 час.




03.09

1

Введение. Художественный образ и образность в литературе

7

Умение писать конспект

06.09.

2

Н.В.Гоголь. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба»

10

Умение найти дополнительную информацию

10.09.

3

Система образов в повести «Тарас Бульба». Приёмы создания героического характера.

12

Умение внимательно читать произведение. Тест

13.09.

4

План характеристики литературного героя.


Знание теории литературы

17.09.

5

Характеристика Тараса Бульбы.


Умение использовать данный план характеристики героя

20.09.

6

Роль автора. Художественные особенности повести. Роль пейзажа.

123

Умение находить ИЗО-средства

24.09. 27.09.

7, 8

р.р.

Сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия»


Умение отбирать материал к сочинению по плану



ГЕРОЙ ДРЕВНЕГО ЭПОСА – 4 час.




01.10.

9

Образ человека в русском героическом эпосе. Былина.

131

Самостоятельность домашнего чтения

04.10.

10

Традиционная система образов в русском героическом эпосе

134

Умение аргументировать ответ

08.10.

11

Сага «Угон быка из Куалиге». Кухулин-герой ирландского героического эпоса.

145

Умение составить викторину по тексту произведения

11.10.

12

Образ героя в ирландской и русской былине

151

Умение использовать данный план характеристики героя



ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 1 час




15.10

13

«Житие Сергия Радонежского». Идеальный герой русской литературы

155

Умение использовать данный план характеристики героя



ГЕРОЙ В ДРЕВНЕРУССКОЙ

ЛИТЕРАТУРЕ – 6 час., в т.ч. р.р. -1




17.10.

14

Человек в древнерусской литературе

171

Умение писать конспект

22.10.

15

Основа нравственной оценки и способы изображения человека

183

Умение составить развёрнутый ответ по данным вопросам

25.10.

16

Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских»

173

Умение внимательно читать произведение. Тест

29.10.

17

Литературное и сказочное начало в повести


Умение аргументировать ответ

01.11.

18

Изображение человека в фольклоре и древней литературе.


Умение вести дискуссию по проблемным вопросам

2четв.

12.11.

19 р.р.

Сочинение по выбору «Образ Февронии», «Образ Петра»





ГЕРОЙ

ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

30 час., в т.ч. р.р. — 7



15.11.

20

Развитие понятия об эпосе

187

Умение писать конспект. Умение найти дополнительную информацию

19.11.

21

А.А.Бестужев-Марлинский «Мореход Никитин»

190

Умение использовать данный план характеристики героя

22.11.

22 р.р.

Художественные особенности повести

191

Умение находить ИЗО-средства

26.11.

23

В.Ф.Одоевский «Игоша»

226

Умение использовать данный план характеристики героя

29.11.

24

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Образность как основа художественного текста

232

Умение сравнивать литературное произведение и его основу

03.12.

25

Тема судьбы в повести А.С.Пушкина «Выстрел»

238

Умение аргументировать ответ

06.12.

26

Литературная игра-конкурс по повестям Пушкина «Выстрел» и «Барышня-крестьянка»

251

Умение внимательно читать произведение.

10.12.

27

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

251

Умение составить тезисный план произведения

13.12.

28 р.р.

Внутренний мир и поступки героев «Песни…». Сочинение-миниатюра «Кто в «Песне…» настоящий герой?»

265

Умение аргументировать ответ, писать сочинение-рассуждение

17.12.

29

П.Мериме «Маттео Фальконе»

267

Умение использовать данный план характеристики героя

20.12.

30

Н.С.Лесков «Левша». Начальное понятие о сказе

280

313

Умение составить проблемные вопросы по произведению

24.12.

31 р.р.

Герои сказа. Работа над характеристиками героев по группам

281

Умение обобщать и анализировать

27.12.

32 р.р.

Характеристика Левши


Умение использовать данный план характеристики героя

3четв.

14.01.

33

Национальный характер и особенности его изображения

315

Умение найти дополнительную информацию

17.01.

34

Контрольная работа по сказу Лескова


Понимание и знание текста

21.01.

35

Творческая биография И.С.Тургенева. «Хорь и Калиныч»

316

Умение составить сообщение на заданную тему

24.01.

36

История рассказа «Бежин луг» и его герои

319

Умение составить сообщение на заданную тему

28.01.

37

Урок-практикум «Человек и природа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

337

Умение находить ИЗО-средства, аргументировать ответ

31.01.

38

М.Е.Салтыков и его сказки

340

Самостоятельность домашнего чтения

04.02.

39

Особенности жанра «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил»

349

Умение оценить достоверность иллюстрации к произведению

07.02.

40 р.р.

Характеристика героев «Повести…»

348

Умение использовать данный план характеристики героя

11.02.

41

Приёмы создания характера сатирического персонажа

350

Умение писать конспект

14.02.

42 р.р.

Анализ эпизодов. Сочинение-размышление «Над кем смеётся автор?»


Умение аргументировать ответ, писать сочинение-рассуждение

18.02.

43

Снимаем кино по сказке «Дикий помещик»

351

Умение творчески подходить к заданию

21.02.

44

А.П.Чехов «Хамелеон». Картина нравов в рассказе

352

Умение использовать данный план характеристики героя

25.02.

45

А.П.Чехов. Средства юмористической характеристики

357

Умение находить ИЗО-средства, аргументировать ответ

28.02.

46

Рассказы «Злоумышленник», «Тоска»

358

Умение составить викторину

04.03.

47

Анализ рассказа О.Генри «Дары волхвов»

359

Умение внимательно читать произведение. Тест

07.03.

48

Истинные и ложные ценности

365

Умение вести дискуссию по проблемным вопросам

4четв.

14.03.

49 р.р.

Сочинение по мотивам рассказа «Дары волхвов»


Умение аргументировать ответ, писать сочинение-рассуждение



ГЕРОЙ

ДРАМАТИЧЕСКОГО

ПРОИЗВЕДЕНИЯ – 7 час., р.р. -4



18.03.

50

Развитие понятия о драме как литературном жанре

369

Умение писать конспект. Умение найти дополнительную информацию

21.03.

51

Е.Шварц «Тень». Средства создания характера героя в драматическом произведении

370

Умение составить сообщение на заданную тему

25.03. 28.03.

52р.р., 53р.р.

Характеристика героев пьесы «Тень»

441

Умение использовать данный план характеристики героя

01.04.

54

Авторская позиция в пьесе

443

Умение найти дополнительную информацию

04.04.

08.04.

55 р.р., 56 р.р.

Написание инсценировки рассказа


Умение творчески подходить к заданию



ГЕРОЙ

ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

12 час., р.р. — 2




11.04.

57

Особенности лирики А.К.Толстого

447

Умение составить сообщение на заданную тему

15.04.

58

Лирический герой А.К.Толстого

454

Умение найти дополнительную информацию

18.04.

59

Образ Москвы в стихотворении Ф.Глинки.

454

Умение подбирать иллюстрации к прочитанному

22.04.

60 р.р.

Сочинение в лирическом (или эпическом) жанре «Моя Родина»

456

Умение применять полученные знания по теории литературы

25.04.

61 р.р.

Анализ и редактирование сочинений


Умение исправить собственные ошибки в письменном творчестве

29.04.

62

Образность творчества С.Есенина

463

Самостоятельность домашнего чтения. Умение находить ИЗО-средства

06.05.

63

Анализ стихотворения «Песнь о собаке»


Умение вести дискуссию по проблемным вопросам

13.05.

64р.р.

Н.С.Гумилёв «Капитаны». Изобразительные средства

465

Умение внимательно читать произведение. Тест

16.05.

65

Тема добра и гуманизма в лирике Есенина и Гумилёва


Умение составить план ответа

20.05.

66

Итоговая контрольная работа.


Знание творческого и практического материала курса

23.05.

67, 68

Читательская конференция «Человек в литературе». Рекомендации по летнему чтению.

471

Самостоятельность домашнего чтения

Свежие документы:  Сочинение на тему: Нравственные искания в романе Ю. Трифонова НЕТЕРПЕНИЕ


Всего: 68 час., в т.ч. р.р. – 14


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: