МБОУ «Лукашевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю.
И.о.директора школы: И.А.Монахова
«______» ______________ 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ЛИТЕРАТУРЕ в 7 классе
на 2013 – 2014 уч.г.
Составлена на основе «Програмы по литературе для основной общеобразовательной школы» под ред.А.Г.Кутузова
УЧЕБНИК: Кутузов А.Г. «В мире литературы. 7 класс», М: ДРОФА, 2004
Учитель Ковалевская Н.А.,
педагог высшей категории
«СОГЛАСОВАНО»:
Зам. директора по УВР _________________________ (подпись, расшифровка) «___» ______________20 __г. |
п.Лукаши
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На освоение учебной программы по литературе учащимися 7 класса в учебном плане школы отведено всего 68 часов, по 2 часа в неделю.
«Программа по литературе для основной общеобразовательной школы» под ред.А.Г.Кутузова реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. Помимо обязательной части учебного курса программа имеет вариативную составляющую содержания образования. Появление профильного уровня в данной программе обусловлено не только расширением круга авторов и произведений, но и освоением учащимися разнообразных форм и приемов работы с художественными текстами, видов творческой деятельности.
Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.
В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:
— освоение текстов художественных произведений;
— формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
— осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
— формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
— формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
— формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
— формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
— формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;
— освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие:
5 класс — жанры;
6 класс — роды и жанры,
7 класс — характер — герой — образ,
8 класс — литература и традиция,
9 класс — автор — образ — читатель,
10-11 классы — художественный мир писателя.
Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в каждом из классов, не противоречат традиционной системе. Разница заключается в том, что при ранее сложившейся системе, соответствуя логике развития подростка и юноши, формирование Теоретико-.литературных понятий идет вслед за школьником. Предлагаемая же в данной программе система направлена на формирование читательской квалификации, она не исключает логику возрастного литературного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова.
Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентацию
— на читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.
Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:
У класс — переход от литературного чтения к изучению литературы;
УI—IХ классы — изучение литературы как искусства слова;
Х—ХI классы — изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.
Названия курсов У—IХ классов (например, «Фольклор и литература», «Миф — фольклор — литература») определяют размещение авторов и произведений по годам обучения, направленность изучения произведений, включенных в курс каждого класса; обеспечивают в целом последовательное формирование читателя-школьника, его включение в эстетическую деятельность.
В Х—ХI классах происходит освоение художественного мира писателя, В программе последовательно реализован принцип историзма в изучении предмета, который предполагает не только историко-генетическое, но и историко-функциональное рассмотрение художественного произведения.
Учебные цели изучения предмета более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития:
У—УIII классы — обучение эстетическому анализу в различных аспектах
IХ класс — интерпретация текстов;
Х—ХI классы — освоение художественного мира писателя в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.
Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «издержки» историко-генетического изучения художественного произведения, размыкает рамки «малого времени бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателями (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается отчужденность, закрытость классического произведения от современного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.
Необходимо отметить, что в программе помимо произведений русской классики достаточно широко представлены произведения мировой литературы, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.
Значительное место в программе занимают разделы «Мифы» и «Фольклор», без которых невозможно увидеть генезис культурных и ментальных традициий. Введен сквозной курс «Духовная литература», представляющий одну из важнейших пограничных областей искусства слова.
В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.
Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в таких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы», созданных авторами программы.
Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество — сотворчество — знания и умения, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, реализованную в учебниках.
Руководство самостоятельным чтением учащихся осуществляется через систему «Библиотечных уроков», списки самостоятельного чтения можно найти в разделах «Советы библиотеки». В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:
— владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
— владение умениями выразительного чтения;
— восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях;
— умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям ли событиям, к читателю;
— умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;
— умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;
— умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
— умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее (интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);
—умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
— умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;
— умение выполнять элементарные исследовательские работы, грамотно презентовать и оформлять исследовательские результаты (профильный уровень).
Последовательное формирование умений идет на протяжении всех лет обучения.
На освоение содержания программы федеральным базисным учебным планом отведено:
У-VIII классы — 2 часа в неделю, т. е. 70 часов в год;
IХ класс — З часа в неделю, т. е. 105 часов в год;
Х—ХI классы (базовый уровень) — З часа в неделю, т. е. 105 часов в год
Х—XI классы (профильный уровень) — 5 часов в неделю, т. е. 175 часов в год.
Программа составлена таким образом, что она задает лишь последовательность изучения тем и разделов курса, их распределение по годам обучения. Количество часов, отводимых на изучение каждого раздела, учитель определяет сам, ориентируясь на специфику конкретного класса, его образовательных потребностей и возможностей.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ и вид урока | Тема | Стр. | Контроль знаний | |
1четв. |
| ГЕРОЙ-ХАРАКТЕР-ОБРАЗ – 8 час.
|
|
|
03.09 | 1 | Введение. Художественный образ и образность в литературе | 7 | Умение писать конспект |
06.09. | 2 | Н.В.Гоголь. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба» | 10 | Умение найти дополнительную информацию |
10.09. | 3 | Система образов в повести «Тарас Бульба». Приёмы создания героического характера. | 12 | Умение внимательно читать произведение. Тест |
13.09. | 4 | План характеристики литературного героя. |
| Знание теории литературы |
17.09. | 5 | Характеристика Тараса Бульбы. |
| Умение использовать данный план характеристики героя |
20.09. | 6 | Роль автора. Художественные особенности повести. Роль пейзажа. | 123 | Умение находить ИЗО-средства |
24.09. 27.09. | 7, 8 р.р. | Сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия» |
| Умение отбирать материал к сочинению по плану |
|
| ГЕРОЙ ДРЕВНЕГО ЭПОСА – 4 час.
|
|
|
01.10. | 9 | Образ человека в русском героическом эпосе. Былина. | 131 | Самостоятельность домашнего чтения |
04.10. | 10 | Традиционная система образов в русском героическом эпосе | 134 | Умение аргументировать ответ |
08.10. | 11 | Сага «Угон быка из Куалиге». Кухулин-герой ирландского героического эпоса. | 145 | Умение составить викторину по тексту произведения |
11.10. | 12 | Образ героя в ирландской и русской былине | 151 | Умение использовать данный план характеристики героя |
|
| ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 1 час
|
|
|
15.10 | 13 | «Житие Сергия Радонежского». Идеальный герой русской литературы | 155 | Умение использовать данный план характеристики героя |
|
| ГЕРОЙ В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ – 6 час., в т.ч. р.р. -1
|
|
|
17.10. | 14 | Человек в древнерусской литературе | 171 | Умение писать конспект |
22.10. | 15 | Основа нравственной оценки и способы изображения человека | 183 | Умение составить развёрнутый ответ по данным вопросам |
25.10. | 16 | Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских» | 173 | Умение внимательно читать произведение. Тест |
29.10. | 17 | Литературное и сказочное начало в повести |
| Умение аргументировать ответ |
01.11. | 18 | Изображение человека в фольклоре и древней литературе. |
| Умение вести дискуссию по проблемным вопросам |
2четв. 12.11. | 19 р.р. | Сочинение по выбору «Образ Февронии», «Образ Петра» |
|
|
|
| ГЕРОЙ ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 30 час., в т.ч. р.р. — 7 |
|
|
15.11. | 20 | Развитие понятия об эпосе | 187 | Умение писать конспект. Умение найти дополнительную информацию |
19.11. | 21 | А.А.Бестужев-Марлинский «Мореход Никитин» | 190 | Умение использовать данный план характеристики героя |
22.11. | 22 р.р. | Художественные особенности повести | 191 | Умение находить ИЗО-средства |
26.11. | 23 | В.Ф.Одоевский «Игоша» | 226 | Умение использовать данный план характеристики героя |
29.11. | 24 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Образность как основа художественного текста | 232 | Умение сравнивать литературное произведение и его основу |
03.12. | 25 | Тема судьбы в повести А.С.Пушкина «Выстрел» | 238 | Умение аргументировать ответ |
06.12. | 26 | Литературная игра-конкурс по повестям Пушкина «Выстрел» и «Барышня-крестьянка» | 251 | Умение внимательно читать произведение. |
10.12. | 27 | М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | 251 | Умение составить тезисный план произведения |
13.12. | 28 р.р. | Внутренний мир и поступки героев «Песни…». Сочинение-миниатюра «Кто в «Песне…» настоящий герой?» | 265 | Умение аргументировать ответ, писать сочинение-рассуждение |
17.12. | 29 | П.Мериме «Маттео Фальконе» | 267 | Умение использовать данный план характеристики героя |
20.12. | 30 | Н.С.Лесков «Левша». Начальное понятие о сказе | 280 313 | Умение составить проблемные вопросы по произведению |
24.12. | 31 р.р. | Герои сказа. Работа над характеристиками героев по группам | 281 | Умение обобщать и анализировать |
27.12. | 32 р.р. | Характеристика Левши |
| Умение использовать данный план характеристики героя |
3четв. 14.01. | 33 | Национальный характер и особенности его изображения | 315 | Умение найти дополнительную информацию |
17.01. | 34 | Контрольная работа по сказу Лескова |
| Понимание и знание текста |
21.01. | 35 | Творческая биография И.С.Тургенева. «Хорь и Калиныч» | 316 | Умение составить сообщение на заданную тему |
24.01. | 36 | История рассказа «Бежин луг» и его герои | 319 | Умение составить сообщение на заданную тему |
28.01. | 37 | Урок-практикум «Человек и природа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» | 337 | Умение находить ИЗО-средства, аргументировать ответ |
31.01. | 38 | М.Е.Салтыков и его сказки | 340 | Самостоятельность домашнего чтения |
04.02. | 39 | Особенности жанра «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил» | 349 | Умение оценить достоверность иллюстрации к произведению |
07.02. | 40 р.р. | Характеристика героев «Повести…» | 348 | Умение использовать данный план характеристики героя |
11.02. | 41 | Приёмы создания характера сатирического персонажа | 350 | Умение писать конспект |
14.02. | 42 р.р. | Анализ эпизодов. Сочинение-размышление «Над кем смеётся автор?» |
| Умение аргументировать ответ, писать сочинение-рассуждение |
18.02. | 43 | Снимаем кино по сказке «Дикий помещик» | 351 | Умение творчески подходить к заданию |
21.02. | 44 | А.П.Чехов «Хамелеон». Картина нравов в рассказе | 352 | Умение использовать данный план характеристики героя |
25.02. | 45 | А.П.Чехов. Средства юмористической характеристики | 357 | Умение находить ИЗО-средства, аргументировать ответ |
28.02. | 46 | Рассказы «Злоумышленник», «Тоска» | 358 | Умение составить викторину |
04.03. | 47 | Анализ рассказа О.Генри «Дары волхвов» | 359 | Умение внимательно читать произведение. Тест |
07.03. | 48 | Истинные и ложные ценности | 365 | Умение вести дискуссию по проблемным вопросам |
4четв. 14.03. | 49 р.р. | Сочинение по мотивам рассказа «Дары волхвов» |
| Умение аргументировать ответ, писать сочинение-рассуждение |
|
| ГЕРОЙ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ – 7 час., р.р. -4 |
|
|
18.03. | 50 | Развитие понятия о драме как литературном жанре | 369 | Умение писать конспект. Умение найти дополнительную информацию |
21.03. | 51 | Е.Шварц «Тень». Средства создания характера героя в драматическом произведении | 370 | Умение составить сообщение на заданную тему |
25.03. 28.03. | 52р.р., 53р.р. | Характеристика героев пьесы «Тень» | 441 | Умение использовать данный план характеристики героя |
01.04. | 54 | Авторская позиция в пьесе | 443 | Умение найти дополнительную информацию |
04.04. 08.04. | 55 р.р., 56 р.р. | Написание инсценировки рассказа |
| Умение творчески подходить к заданию |
|
| ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 12 час., р.р. — 2
|
|
|
11.04. | 57 | Особенности лирики А.К.Толстого | 447 | Умение составить сообщение на заданную тему |
15.04. | 58 | Лирический герой А.К.Толстого | 454 | Умение найти дополнительную информацию |
18.04. | 59 | Образ Москвы в стихотворении Ф.Глинки. | 454 | Умение подбирать иллюстрации к прочитанному |
22.04. | 60 р.р. | Сочинение в лирическом (или эпическом) жанре «Моя Родина» | 456 | Умение применять полученные знания по теории литературы |
25.04. | 61 р.р. | Анализ и редактирование сочинений |
| Умение исправить собственные ошибки в письменном творчестве |
29.04. | 62 | Образность творчества С.Есенина | 463 | Самостоятельность домашнего чтения. Умение находить ИЗО-средства |
06.05. | 63 | Анализ стихотворения «Песнь о собаке» |
| Умение вести дискуссию по проблемным вопросам |
13.05. | 64р.р. | Н.С.Гумилёв «Капитаны». Изобразительные средства | 465 | Умение внимательно читать произведение. Тест |
16.05. | 65 | Тема добра и гуманизма в лирике Есенина и Гумилёва |
| Умение составить план ответа |
20.05. | 66 | Итоговая контрольная работа. |
| Знание творческого и практического материала курса |
23.05. | 67, 68 | Читательская конференция «Человек в литературе». Рекомендации по летнему чтению. | 471 | Самостоятельность домашнего чтения |
Всего: 68 час., в т.ч. р.р. – 14