Теоретическое описание упражнений по теме «говорение»
Для обучения говорению на начальном этапе необходимо разработать комплекс упражнений разных типов, ориентированных на обучение различным навыкам, используемых в диалогической и монологической речи. За содержательную основу упражнений предлагается взять английскую народную сказку «Том — мальчик с пальчик» («The History of Tom Thumb»)
Первый тип упражнений (см. Приложение 1)
Цель: отработка механизмов отбора лексики
Задачи:
1. Расширение лексического материала, посредством актуализации лексики;
2. Работа с лексикой (группировка, лексико-грамматические трансформации и т.д.).
Основные принципы упражнения:
По словам исследователей, «отработка механизмов оформления сообщения проводится на знакомом, известном материале», а также «должна проводиться последовательно, с учетом градуировки психологической трудности их выполнения»1.
Упражнения заполняются лексикой, которую учащийся актуализирует из памяти.
Второй тип упражнений (см. Приложение 2)
Цель: отработка операции оформления модели
Задачи:
1. выбор лексики;
2. подстановка слов по заданной модели.
Основные принципы при создании упражнения:
Исходя из того, что обе операции происходят одновременно, отработка операции по оформлению сообщения должна производится одновременно.
Задачи урока по данным упражнениям: сформировать лексический навык, научить учеников выбирать и использовать подходящую лексику в разных видах упражнений, уметь правильно подставить слова в заданную модель.
Воспитательная цель: привить ученикам интерес к фольклору страны изучаемого языка, показать различие сказок стран родного и изучаемого языков.
Анализ учебного пособия для младших школьников К. Остапенко «Английский через сказку»
Данное пособие предназначено для обучения чтению, говорению, аудированию и письму на английском языке детей младшего школьного возраста и организовано на сюжетной основе.
В его основу положено адаптированное художественное произведение – повесть-сказка Джейн Пилгрим «Ежевичная ферма» (Jane Pilgrim “Blackberry Farm”).
Отличительная особенность данного учебного пособия состоит в том, что с его помощью учитель может не только привить учащимся любовь к чтению художественных произведений на иностранном языке, но и повторить и закрепить лексический материал начальной школы по английскому языку, так как пособие соответствует требованиям программы по иностранным языкам для начальной школы.
Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста позволяют организовать обучение английскому языку на сюжетной основе, которая предполагает использование литературного аутентичного произведения в качестве основы обучения.
Использование произведений художественной литературы страны изучаемого языка имеет ряд преимуществ:
Служит сильным мотивационным фактором для развития как устной, так и письменной речи;
Позволяет легче привлекать внимание детей и дольше его удерживать, стимулирует творческие возможности детей, развивает воображение, способствует установлению связей между миром фантазии и реальным миром ребенка, расширяет его социальный опыт;
В художественное произведение может быть достаточно легко включено любое лингвистическое произведение
В связи с тем, что дети любят слушать одни и те же рассказы и истории по нескольку раз подряд, такое частое повторение дает хорошую возможность закрепить полученные знания;
Изучение иностранного языка через художественную литературу закладывает фундамент для последующего, более глубокого изучения языка в средней школе;
Использование сюжета литературного произведения в качестве основы обучения, постоянный и достаточно широкий перечень героев позволяет использовать большее по сравнению с другими учебными пособиями количество упражнений с игровой формулировкой задания при обучении аспектам и видам речевой деятельности. Все упражнения выполняются по заданию.
Основным видом упражнений в данном пособии являются упражнения на предугадывание, приводящие к полилогическому высказыванию группы и игры-драматизации в конце каждого микросюжета, а также в конце учебного курса (макросюжета).
1 И. А. Зимняя Лингвопсихология речевой деятельности. — Москва – Воронеж, НПО «МОДЭК», 2001, С 248