Тест «Ионыч»

Прочитайте приведенный фрагмент текста и выполните задания A1 – A5; B1 – B4; C1.

Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным: «Прррава держи!», то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог. У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее, и когда ему в «Обществе взаимного кредита» говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемонии идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит:

Это кабинет? Это спальня? А тут что?

И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот.

У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. «Куда это Ионыч едет?» или: «Не пригласить ли на консилиум Ионыча?»

Вероятно, оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о пол и кричит своим неприятным голосом:

Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать!

Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует.

За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. По вечерам он играет в клубе в винт и потом сидит один за большим столом и ужинает. Ему прислуживает лакей Иван, самый старый и почтенный, подают ему лафит №17 , и уже все – и старшины клуба, и повар, и лакей – знают, что он любит и чего не любит, стараются изо всех сил угодить ему, а то, чего доброго, рассердится вдруг и станет стучать палкой о пол.

Ужиная, он изредка оборачивается и вмешивается в какой-нибудь разговор:

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792)" 9 класс

Это вы про что? А? Кого?

И когда, случается, по соседству за каким-нибудь столом заходит речь о Туркиных, то он спрашивает:

Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?

Вот и все, что можно сказать про него.

А Туркины? Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре. Она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым. Провожая их на вокзале, Иван Петрович, когда трогается поезд, утирает слезы и кричит:

Прощайте пожалуйста!

И машет платком. (А. П. Чехов «Ионыч»)

При выполнении заданий А1 – А5 запишите номер, которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

A1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент. 1) роман; б) притча; 3) очерк; 4) рассказ.

A2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении? 1) открывает повествование; 2) завершает повествование; 3) является кульминацией любовного сюжета; 4) играет роль вставного эпизода.

A3. Главной темой данного фрагмента является 1) тема внутреннего раскрепощения личности; 2) вызов «маленького человека» обывательскому миру; 3) тема духовной деградации человека; 4) тема оскудения «дворянских гнёзд».

A4. Что определяет образ жизни и поведение главного героя на данном этапе развития сюжета? 1) желание вытравить из памяти драму несостоявшейся любви; 2) стремление к новым профессиональным достижениям; 3) забота о бедных и нуждающихся; 4) потеря духовных ориентиров и стремление к обогащению.

A5. С какой целью автор сравнивает героя с языческим богом? 1) выявляет отсутствие в герое человеческого начала; 2) наделяет его героическими чертами; 3) отмечает его внешнюю привлекательность; 4) подчёркивает масштабность личности героя.

При выполнении заданий В1-В4 ответ необходимо дать в виде слова, словосочетания или цифр.

B1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («тонкий», «резкий», «тяжелый», «раздражительный», «неприятный»).


Ответ: ____________________.

B2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (1 – 6 строки фрагмента).


Ответ: ____________________.

B3. Из абзаца, начинающегося со слов «У него много хлопот…» выпишите сочетание слов, в котором открыто выражена авторская позиция по отношению к герою.


Ответ: ____________________.

B4. В абзаце, начинающемся со слов «А Туркины?..» найдите слово, повтор которого указывает на неподвижность застойного быта семейства Туркиных.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Зимовье"


Ответ: ____________________.

Для выполнения задания С1 дайте связный ответ на вопрос в объеме, не превышающем 4-6 предложений.

C1. О чем предупреждает Чехов в своем произведении и какие герои русской классики напоминают чеховского Ионыча?


————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Ключи ответов на вопросы заданий А


задания

Ответ

А1

4

А2

2

А3

3

А4

4

А5

1


Ключи ответов на вопросы заданий В


задания

Ответ

В1

эпитет

В2

портрет

В3

жадность одолела

В4

по-прежнему



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: