Тест по лирике Н.А. Некрасова и поэме «Кому на Руси жить хорошо»
B1 Кого в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…» Н. А. Некрасов с читает родной сестрой молодой крестьянки, избиваемой кнутом на площади?
Ответ:
B2 Кому из героев стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и Гражданин» принадлежат приведенные строки?
Нет, ты не Пушкин. Но покуда
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…
Ответ:
ВЗ Какой классической для русской литературы теме посвящено стихотворение Н. А. Некрасова «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»)?
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!.. Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет Муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..
Ответ:
B4 В каком произведении Н. А. Некрасова звучит «гимн» в честь «царя-голода»?
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Ответ:
B5 Как определяют исследователи жанр «Кому на Руси жить хорошо?» Н. А. Некрасова?
Ответ:
B6 Кто в прологе поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» подарил семерым мужикам странникам волшебную скатерть-самобранку?
Ответ:
B7 Черты какого жанра использует Н. А. Некрасов в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить…»?
В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова —
Неурожайка тож,
Сошлися — и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Ответ:
B8 Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в прошлом был каторжником («Клейменый, да не раб!»)?
Ответ:
B9 Что, по представлениям героини поэмы Н. А. Некрасова Матрены Тимофеевны, случилось с «ключами от счастья женского»?
Ответ:
С3. Образ дороги в эпической поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Тест 2
Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим,-
Нам рано предаваться ей!
Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!
И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска…
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны…
Н.А. Некрасов
B8 Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией в стихотворении?
Ответ:
B9
Какое средство иносказательной выразительности помогает Н.А. Некрасову передать чувства лирического героя:
«Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты…»?
Ответ:
В10 Какое художественное средство использовал Н.А. Некрасов для создания образов-настроений: «тайный холод», «бушующие волны», «ревнивые тревоги»?
Ответ:
B11 Определите тематическую принадлежность этого стихотворения.
Ответ:
B12 Какой тип рифмовки использовал поэт в 1-й строфе стихотворения «Я не люблю иронии твоей»?
C3. В чем, по-вашему, драматизм звучания любовной темы в данном стихотворении?
Ответ:
C4. Кто из русских поэтов близок Некрасову в изображении сложных отношений между мужчиной и женщиной?
Так же, как и Н.А.Некрасов, сложные отношения между мужчиной и женщиной в своих стихотворениях изображали С.А.Есенин и А.С.Пушкин. В произведении «Я вас любил» А.С.Пушкин показал неразделённую любовь и чувства лирического героя, который испытывает и радость, и мучение. Трёхкратное повторение слов «Я вас любил» играет большую роль в создании эмоциональной напряжённости. Такой же тип отношений изображает в своём стихотворении «Письмо к женщине» С.А.Есенин. Строки «Готов идти хоть до Ла-Манша. Простите мне.. Я знаю: вы не та — живёте вы с серьёзным, умным мужем; что не нужна вам наша маета, и сам я вам ни капельки не нужен»- передают всю трагичность неразделённой любви. Эти стихотворения А.С.Пушкина и С.А.Есенина можно соотнести с произведением Н.А.Некрасова, всех их объединяют эмоции лирического героя и одинаковый сюжет- грустная развязка сложных отношений между мужчиной и женщиной.
Ну кто ж из нас на палубе большой Не падал, не блевал и не ругался? Их мало, с опытной душой, Кто крепким в качке оставался.
Тогда и я Под дикий шум, Но зрело знающий работу, Спустился в корабельный трюм, Чтоб не смотреть людскую рвоту. Тот трюм был — Русским кабаком. И я склонился над стаканом, Чтоб, не страдая ни о ком, Себя сгубить В угаре пьяном.
Любимая! Я мучил вас, У вас была тоска В глазах усталых: Что я пред вами напоказ Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали, Что в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, Что не пойму, Куда несет нас рок событий… . . . . . . . . . . . . . . .
Теперь года прошли, Я в возрасте ином. И чувствую и мыслю по-иному. И говорю за праздничным вином: Хвала и слава рулевому!
Сегодня я В ударе нежных чувств. Я вспомнил вашу грустную усталость. И вот теперь Я сообщить вам мчусь, Каков я был И что со мною сталось!
Любимая! Сказать приятно мне: Я избежал паденья с кручи. Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем, Кем был тогда. Не мучил бы я вас, Как это было раньше. За знамя вольности И светлого труда Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне… Я знаю: вы не та — Живете вы С серьезным, умным мужем; Что не нужна вам наша маета, И сам я вам Ни капельки не нужен.
Живите так, Как вас ведет звезда, Под кущей обновленной сени. С приветствием, Вас помнящий всегда Знакомый ваш Сергей Есенин.
1924
|
Вы помните, Вы все, конечно, помните, Как я стоял, Приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое В лицо бросали мне.
Вы говорили: Нам пора расстаться, Что вас измучила Моя шальная жизнь, Что вам пора за дело приниматься, А мой удел — Катиться дальше, вниз.
Любимая! Меня вы не любили. Не знали вы, что в сонмище людском Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы, Что я в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму — Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу Лица не увидать. Большое видится на расстоянье. Когда кипит морская гладь, Корабль в плачевном состоянье.
Земля — корабль! Но кто-то вдруг За новой жизнью, новой славой В прямую гущу бурь и вьюг Ее направил величаво.
|
Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей…». «Мы с тобой бестолковые люди»
Эти стихотворения, написанные соответственно в 1850 и 1851 годах, а также ряд других стихотворений, написанных в конце 1840-х — в начале 1850-х («Ты всегда хороша несравненно…», «Поражена потерей невозвратной», «Так это шутка…» и др.), посвящены теме любви и образуют как бы единый лирический дневник, условно называемый «панаевским циклом». Красавица А. Я. Панаева, жена соредактора «Современника» И. И. Панаева, в течение нескольких лет была гражданской женой Н. А. Некрасова. Отношениями с А. Я. Панаевой — незаконной любовью и сопровождавшими ее спорами, раздорами, ревностью — навеяны эти стихотворения. В них обида, боль, но и жажда любви и прощения: «Мы с тобой бестолковые люди: / Что минута, то вспышка готова! / Облегченье взволнованной груди, / Неразумное, резкое слово… / Если проза в любви неизбежна, / Так возьмем и с нее долю счастья: / После ссоры так полно, так нежно / Возвращенье любви и участья…» Н. А. Некрасов поэтизирует бытовую сторону любви (как и Ф. И. Тютчев), его стихотворения «панаевского цикла» — это проза любви в поэзии. Сила этих стихов — в реалистической конкретности переживания, в стремлении правдиво и точно передать сложный процесс душевной жизни, отталкиваясь от традиционной морали. Отсюда — напряженный драматизм этой бурной лирической исповеди, свежесть и выразительность поэтической речи, свободное использование богатых возможностей прозаизированного стиха.
В стихотворении «Я не люблю иронии твоей…» мы видим роман, приближающийся к развязке. Он заканчивается не из-за ссор, не из-за «прозы», а просто любовь уходит, и признак смерти любви — ирония.
Передает всю суть и противоречие своих мыслей “Нам рано предаваться ей!” Лирический герой в последний, как ему кажется, раз разговаривает и призывает свою любимую его услышать. Он понимает, что ирония уже разбудила совершенно другие чувства в ее душе, и былое никогда не вернуть. Именно против слова “ирония” и бунтует герой, поскольку настоящей любви это слово и понятие не может быть известно. Не может быть иронии между двумя любящими людьми. О
Кульминация наступает в последней строфе, где лирический герой понимает, что от чувств осталось одно только постепенно потухающее “кипение”, а в сердце — “только холод и тоска”.
Стихотворение “Я не люблю иронии твоей…” написано в форме пятистопного ямба, с использованием и женских, и мужских окончаний. Э
Тест 1
B1 Муза 0
B2 Гражданин 0
B3 ПоэтаиПоэзии 0
B4 железнаядорога 0
B5 поэма-эпопея 0
B6 птичкапеночка 0
B7 сказ 0
B8 Савелий 0
B9 пропализаброшеныпотеряны 0
B10 1
тест 2
B8 строфа 0
B9 метафора 0
B10 эпитет 0
B11 любовная 0
B12 кольцевая
7