Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 – А9, В1 – В14.
(1)На свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. (2) Я думаю: зачем бередить прошлое? (3)Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? (4)Все ушло навсегда – хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернешь. (5)Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.
(6)Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю ее в угол. (7)Бегу по лестнице. (8)В заулке озираюсь по сторонам. (9)Никого нет. (10)Мама ушла за морошкой, все на покосе.
(11)Дом выдался из посада вниз, к реке. (12)Как во сне подхожу к нашей березе. (13)Здравствуй. (14) Не узнала меня? (15)Высокая стала. (16)Кора лопнула во многих местах. (17)Муравьи бегают по стволу. (18)Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. (19)Вершина стала выше трубы. (20) Не бели, пожалуйста, пиджак. (21)Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. (22)Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. (23)Оборвали мы тогда у тебя два больших корня. (24)Несли через лавы, а брат предположил, что ты, вероятно, засохнешь, не приживешься под зимним окном. (25)Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. (26)Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. (27)А где ты взяла эту силу под зимним окном? (28)Надо же так вымахать! (29)Уже выше отцовского дома.
(30)Надо быть современным. (31)И я отталкиваюсь от березы, как от ядовитого дерева.
(32)Скоро надо уезжать из Тимонихи. (33)А так хорош этот неоглядный зеленый мир моей родины!
(34)Почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире.
(По В.И. Белов)
А1. Какова основная мысль текста?
Пока человек живет, он не чувствует своей собственной жизни.
Плохое не жалко, а хорошего не вернешь.
Нет на свете места лучше родного края.
Надо быть современным.
А2. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?
1) 4 2)5 3)30 4)33
А3. Почему автор решил «вытравить из сердца воспоминания» (предложение № 5)?
с воспоминаниями связаны неприятные события
хорошего не вернешь, все ушло навсегда
нечего вспоминать
пора уезжать из деревни
А4. Какое из предложений связано с предыдущим при помощи синонимов?
1) 3 2)5 3)22 4)27
А5. Какое значение имеет слово мир в прочитанном тексте (предложение №33)?
отдельная область Вселенной, планета
объединенное по каким-нибудь признакам человеческое общество, общественная среда, строй
отдельная область жизни, явлений, предметов
согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны
А6. В каком слове буква Е обозначает звук [Э ] (предложение №34)
почему – то
совсем
исчезали
меняющемся
А7. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 2 – 12?
эпитет, параллелизм
риторический вопрос, сравнение
фразеологизм, риторический вопрос
парцелляция, олицетворение
А8. К каком стилю и типу речи относится текст?
художественный стиль; повествование с элементами рассуждения и описания
разговорный стиль; повествование с элементами рассуждения и описания
публицистический стиль; рассуждение
художественный стиль; описание с элементами рассуждения
В1. Из предложений 22 – 25 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В2. Из предложений 30 – 34 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».
В3. Каков способ образования слова ядовитый (предложение №31)?
суффиксальный
бессуфиксный
сложение целых слов
сложение основ
В4. Из приведенного ниже предложения 24 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие вводное слово.
Несли через лавы,(1) а брат предположил,(2) что ты,(3) вероятно,(4) засохнешь, (5)не приживешься под зимним окном.
В5. В составе какого сложного предложения есть придаточное времени?
1) 18 2) 24 3) 26 4) 34
В6. Из приведенного ниже предложения 24 выпишите цифру, при помощи которой пронумерована запятая, разделяющая части сложносочиненного предложения.
Несли через лавы,(1) а брат предположил,(2) что ты,(3) вероятно,(4) засохнешь, (5)не приживешься под зимним окном.
В7. Какая характеристика предложения №5 является верной?
сложносочиненное предложение
сложноподчиненное предложение
сложное бессоюзное предложение
простое предложение
В8. Из предложения 19 выпишите грамматическую основу.
В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 21.
В10. Среди предложений 6 – 10 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
В11. Среди предложений 8 –12 найдите предложение с уточняющим членом предложения. Напишите номер этого предложения.
В12. Среди предложений 1 – 3 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
В13. Среди предложений 31 – 34 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
В14. Переделайте и запишите предложение №6 так, чтобы один из глаголов – сказуемых стал деепричастием.
Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 – А7, В1 – В14.
(1)А в чем самая большая цель жизни? (2) Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (3) А добро – это прежде всего счастье всех людей. (4) Оно слагается из много, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. (5) Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. (6) Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
(7)Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом.(8)Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну.(9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. (10)Надо быть патриотом, а не националистом. (11)Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. (12)Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. (13)Между патриотизмом и национализмом глубокое различие.(14) В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
(15)Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
(16)Это как круги на воде. (17) Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. (18) Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.
(Д. Лихачев)
А1. Какова основная мысль текста?
Любовь маленького ребенка к матери, отцу, бабушке, дедушке, если она не одухотворена творением добра, превращается в эгоистическое чувство.
В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.
Надо любить в человеке человека.
Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас.
А2. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?
1) 2 2) 3 3) 5 4) 15
А3. К какому стилю и типу речи относится текст?
художественный стиль; рассуждение
публицистический стиль; рассуждение
художественный стиль; описание с элементами рассуждения
публицистический стиль; описание с элементами рассуждения
А4. Какое из предложений связано с предыдущим при помощи вводного предложения?
1) 4 2) 6 3) 14 4) 17
А5. Какое значение имеет слово задача в прочитанном тексте (предложение №4)?
упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления
сложный вопрос, проблема, требующие исследования
что-то трудновыполнимое, сложное
то, что требует исполнения, разрешения
А6. В каком слове количество звуков и букв совпадает (предложение №18)?
любовь
распространяясь
многое
обретают
А7. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 10 — 15?
параллелизм
риторическое обращение
метафора
плеоназм
В1. Выпишите из предложения 14 антонимы.
В2. Из предложений 1 –5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В3. Из предложений 16 – 18 выпишите слово(-а), правописание приставки в котором(-ых) определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».
В4. Из предложений 7 – 9 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: « В наречиях на –о (-е) пишется столько же н, сколько в прилагательных, от которых они образованы».
В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.
Ребенок любит свою мать и своего отца,(1) братьев и сестер,(2) свою семью,(3) свой дом. Постепенно расширяясь,(4) его привязанности распространяются на школу,(5) село,(6) город,(7) всю страну.
В6. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Любовь же и дружба,(1) разрастаясь и распространяясь на многое,(2) обретают новые силы,(3) становятся все выше,(4) а человек,(5) их центр,(6) мудрее.
В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Оно слагается из много,(1) и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу,(2) которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку,(3) можно и о крупном думать,(4) но мелочь и крупное нельзя разделять.
В8. Укажите количество словосочетаний в приведенном ниже предложении.
Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу.
В9. Выпишите грамматическую основу из предложения 8.
В 10. Среди предложений 11 – 13 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
В11. Среди предложений 15 – 18 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 18.
В13. В составе какого сложного предложения есть определенно-личное?
1) 4 2) 9 3) 11 4) 12
В14. Какая характеристика предложения № 15 является верной?
сложносочиненное предложение
сложноподчиненное предложение
сложное бессоюзное предложение
сложное предложение с различными видами связи
Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 – А7, В1 – В14.
(1)Зима. (2) Из канализационного колодца валит пар. (3) Вокруг оттаявшая земля. (4) Подхожу ближе: земля шевелится. (5) Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их – горе и страх.
(6)Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит – дохода. (7) Что же получается: деньги вместо души?
(8)Почему дефицит милосердия сегодня так велик? (9) Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? (10) Не покинет ли нас доброта навсегда? (11) Ведь уже сегодня ее недостает нам всем!
(12)Горе у товарища – мы не спешим ему на помощь. (13) Ребенок с интересом смотрит, как голубь с отрезанными лапками мучается, не может приземлиться, — мы снова проходим мимо.
(14)Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! (15)Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим нашим братьям. (16) Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология – сферы, в которых собаки совершают подвиг во имя человека. (17) Где же наша человеческая благодарность, милосердие?
(По Е. Лайковой)
А1. Какова основная мысль текста?
Милосердие свойственно всему живому сообществу.
Нравственность состоит из определенных чувств и понятий.
В нашей современной жизни очень велик дефицит милосердия.
Мы перестали испытывать чувство благодарности и милосердия к нашим четвероногим друзьям.
А2. В каком предложении поставлена проблема прочитанного текста?
1) 7 2) 8 3) 14 4) 15
А3. К какому стилю и типу речи относится прочитанный текст?
публицистический стиль; рассуждение
публицистический стиль; рассуждение с элементами повествования
художественный; повествование
публицистический; описание
А4. В каком абзаце предложения связаны друг с другом при помощи синонимов (слов и описательных оборотов)?
1) 2 2) 3 3) 4 4) 5
А5. В каком значении употреблено слово сердце в предложении № 9?
орган кровообращения
орган как символ переживаний и чувств человека
важнейшее место чего-нибудь
орган как символ гнева, раздражения
А6. Почему автор возмущен безнравственным отношением человека к собакам?
в нашей жизни много жестокости
собаки совершают подвиг во имя человека, они наши друзья
он очень любит собак
переживает за наше будущее
А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Подхожу ближе: земля шевелится.»
олицетворение
эпитет
метафора
литота
В1. Замените слово ВАЛИТ из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
В2. Из предложений 8 – 11 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне слова.
В3. Из предложений 12 – 15 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква И».
В4. Из предложений 1 – 5 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: « В суффиксах полных причастий пишутся две буквы н, если к ним относятся зависимые слова».
В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, которая указывает на перечисление однородных членов предложения.
Ребенок с интересом смотрит,(1) как голубь с отрезанными лапками мучается,(2) не может приземлиться,(3) — мы снова проходим мимо.
В6. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.
Да это брошенные людьми собаки,(1) и в глазах их – горе и страх. Я знаю людей,(2) которые выставляли на улицу свою собаку за то,(3) что она не могла больше приносить потомства.
В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Космос,(1) пограничная и милицейская службы,(2) медицина,(3) геология – сферы,(4) в которых собаки совершают подвиг во имя человека. Где же наша человеческая благодарность,(5) милосердие?
В8. Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ (предложение 17), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 15.
В10. Среди предложений 14 – 17 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
В11. Среди предложений 1 – 7 найдите предложения с необособленными определениями. Напишите номера этих предложений.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 6.
В13. Среди предложений 8 – 12 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
В14. Какое предложение (или одна из его частей) является односоставным?
1) 5 2) 11 3) 12 4) 17
Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 – А7, В1 – В14.
Прости меня, мама…
(1)Мамы давно уже нет… (2)А я все еще мысленно говорю: (3) «Прости меня, мама…». (4) Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у нее сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтоб уважали меня. (5)Я и в самом деле старался спасти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить ее нечастые просьбы. (6)А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. (7)Многое мы, увы, осознаем запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. (8)Случалось, забывал позвонить в назначенный час. (9) «Я понимаю, как ты занят!» (10)Иногда раздражался по пустякам…(11) «Я понимаю, как ты устал!» (12)Она все стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для нее подчас выше истины. (13)Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! (14)Поздно.
(15) «Берегите матерей!» — провозгласил в поэме один маститый поэт. (16)Хорошо было бы добавить: (17) «Берегите матерей так, как они берегут нас!» (18)Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. (19)Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. (20)Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: (21) «Не отдает ли нам мать последнее? (22)Не отдает ли то, без чего не может выжить на земле человек?»
(23)Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.
(24)«В муках мы мать вспоминаем»,- писал Н.А. Некрасов. (25)И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. (26) «Ничего страшного: я с тобой. (27)Все пройдет…» — шепчет мама. (28)И болезнь отступает, потому что рядом Она. (29) «Ах, если б навеки так было!»
(30)Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. (31)То в реальности, а то мысленно… (32)Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать, и сделать для них все доброе, что можем сделать. (33)Прости меня, мама…
( По А. Алексину)
А1. В каком предложении выражена основная мысль текста?
1) 6 2) 23 3) 25 4) 32
А2. Какое утверждение противоречит позиции автора?
Жертвенность материнского чувства естественна.
Очень часто мы бываем невнимательны к своим матерям.
Дети должны бездумно принимать жертвы матерей своих.
Мы должны попросить прощение у своих матерей при их жизни, а не после смерти.
А3. Какой стиль и тип речи представлен в тексте?
разговорный стиль; рассуждение
художественный стиль; описание с элементами рассуждения
публицистический стиль; повествование и рассуждение
художественный стиль; повествование
А4. С каким значением используется слово МАСТИТЫЙ в предложении 15?
умный
заслуженный, почетный
талантливый
преклонных лет
А5. Какое предложение связано с предыдущим при помощи местоимения и лексического повтора?
1) 6 2) 15 3) 20 4) 26
А6. Ниже даны предложения из прочитанного текста. В каком из них содержатся контекстуальные антонимы?
(5)Я и в самом деле старался спасти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить ее нечастые просьбы.
(12)Она все стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для нее подчас выше истины.
(23)Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.
(31)То в реальности, а то мысленно…
А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 13:
сравнительный оборот
метафора
публицистическая лексика
градация
В1. Замените слово НЕЧАСТЫЕ из предложения 5 синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложения 5 выпишите слово(-а) с проверяемым согласным в корне слова.
В3. Из предложений 4 — 6 выпишите слово(-а), правописание приставки в котором(-ых) определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».
В4. Из предложений 18 – 22 выпишите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «В наречиях на –о (-е) пишется столько же Н, сколько и в прилагательных, от которых они образованы».
В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Многое мы,(1) увы,(2) осознаем запоздало,(3) когда исправить уже ничего нельзя. Случалось,(4) забывал позвонить в назначенный час.
В6. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.
Я и в самом деле старался спасти ее от болезней,(1) от житейских невзгод,(2) торопился выполнить ее нечастые просьбы. Сейчас я думаю,(3) что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Жертвенность материнского чувства естественна(4), но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.
В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Она все стремилась понять,(1) исходя из интересов сына,(2) которые были для нее подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить,(3) прибежать,(4) высказать!
В8. Укажите способ подчинительной связи в словосочетании ГОТОВНОСТЬ ПРОТИВОСТОЯТЬ (предложение 23).
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 30.
В10. Среди предложений 5 — 8 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
В11. Среди предложений 8 – 14 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В12. Найдите в тексте предложения с обращением и укажите их номера.
В13. Среди предложений 24 – 33 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
В14. Среди предложений 5 – 14 найдите предложение с последовательным подчинение. Напишите номер этого предложения.