Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
ТЕСТ
по творчеству И.С.Тургенева для 10 класса
Составила учитель
русского языка и литературы
Шестакова Татьяна Петровна
г.Артёмовский
2014г
Пояснительная записка
Организация контроля за знаниями и умениями учащихся в процессе обучения является важнейшим условием успешности образовательного процесса. Какой бы педагогической концепции ни придерживался учитель, контроль остается обязательным элементом в методической структуре урока.
Тест как одна из форм контроля позволяет учителю своевременно устранить пробелы в знаниях учащихся, побудить юных читателей к кропотливой и вдумчивой работе с текстами художественных произведений, а также:
— проверить степень знания текста художественного произведения; глубину понимания проблем, поставленных автором; знание учащимися теоретико-литературного и историко-литературного материала;
— выяснить, насколько широк кругозор учащихся по той или иной литературной эпохе;
— выявить степень владения умением работать со справочной литературой; с текстом художественного произведения (находить средства выразительности, анализировать эпизоды прозаического текста, лирического произведения, художественные образы); выявить способность учащихся к творчеству.
Представленный тест по творчеству И.С.Тургенева соответствует программе 10 класса и составлен с учетом возрастных особенностей учащихся, рассчитан на 2 урока. Даются ключи к заданиям.
ТЕСТ
по творчеству И. С. Тургенева для 10 класса
Задание 1.
И. С. Тургенев написал:
1. «Записки врача».
2. «Записки на манжетах».
3. «Записки охотника».
4. «Записки из мертвого дома».
Задание 2.
«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями». Кому симпатизирует И. С. Тургенев?
1. Революционерам-демократам.
2. Разночинцам.
3. Либералам.
4. Монархистам.
Задание 3.
Роман — это:
1. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.
2. Жанр эпоса, на основе иносказания и на простых жизненных примерах объясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая проблема.
3. Жанр эпоса, в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого завершенного события и его авторская оценка.
Задание 4.
Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»?
1. А. И. Герцену.
2. В. Г. Белинскому.
3. Н. А. Некрасову.
4. Другому лицу.
Задание 5.
Эпилог — это:
1. Относительно самостоятельная часть литературного произведения, в котором происходит какое-либо событие, одна из единиц художественного членения текста.
2. Дополнительный элемент композиции, часть литературного произведения, отделенная от основного повествования и следующая после его завершения для сообщения читателю дополнительных сведений.
3. Относительно короткий текст, помещенный автором перед произведением и призванный кратко выразить основное содержание или идейный смысл следующего за ним текста.
Задание 6.
Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее.
1. Об отношении к культурному дворянскому наследию.
2. Об искусстве, науке.
3. О системе поведения человека, о нравственных принципах.
4. О положении рабочего класса.
5. Об общественном долге, о воспитании.
Задание 7.
Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей», И. С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против…» (выберите правильное).
1. Пролетариата как передового класса.
2. Дворянства как передового класса.
3. Крестьянства как передового класса.
4. Революционных демократов как передового класса.
Задание 8.
Кому из героев романа «Отцы и дети» соответствуют приведенные характеристики:
1. Представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика, духовная ограниченность и слабоволие, поверхностность демократических увлечений, склонность к краснобайству, барские замашки и лень.
2. Противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и к сожалению об уходящем прошлом, эстет.
3. Бесполезность и неприспособленность к жизни, к новым её условиям, тип «уходящего барства».
4. Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист.
• Евгений Базаров.
• Аркадий Кирсанов.
• Павел Петрович.
• Николай Петрович.
Задание 9.
Кому из героев романа принадлежат слова:
«Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания… от безобразного состояния общества, одним словом, исправьте общество, и болезней не будет».
1. Аркадий Кирсанов.
2. Н. П. Кирсанов.
3. Е. В. Базаров.
4. П. П. Кирсанов.
Задание 10.
Типизация — это:
1. Изображение общего через единичное, т. е. соединение характерного и индивидуального в едином художественном образе.
2. Часто повторяющийся характер или ситуация, имеющая большое распространение.
3. Литературный опыт создания художественного мира, накопленный многими поколениями авторов.
Задание 11.
Критическую статью «Базаров» написал:
1. И. С. Тургенев.
2. В. Г. Белинский.
3. А. И. Герцен.
4. Д. И. Писарев.
Задание 12.
На какие круги русского общества возлагает надежды Е. Базаров:
1. Крестьянство.
2. Дворянскую аристократию.
3. Русское патриархальное дворянство.
4. Интеллигенцию.
Задание 13.
Чем Е. Базаров был особенно далек автору романа?
1. Непониманием роли народа в освободительном движении.
2. Нигилистическим отношением к культурному наследию России.
3. Преувеличением роли интеллигенции в освободительном движении.
4. Отрывом от какой-либо практической деятельности.
Задание 14.
Найдите соответствие героев романа социальному положению:
1. «Эмансипе». Е. Базаров.
2. Русский аристократ. Кукшина.
3. Полковой лекарь В. И. Базаров.
4. Студент-барич. А. Н. Кирсанов.
5. Студент-демократ. П. П. Кирсанов.
Задание 15.
Людей, близких Евгению Базарову по духу, называют:
1. Шестидесятники.
2. Пятидесятники.
3. Декабристы.
4. Восьмидесятники.
Задание 16
Какой момент в биографии Евгения Базарова стал переломным в осознании им своей личности:
1. Любовь к Одинцовой.
2. Разрыв с Аркадием.
3. Спор с П. П. Кирсановым.
4. Посещение родителей.
Задание 17.
Найдите соответствие героев романа их портретным описаниям.
1. «Всё было ещё молодо-зелено: и голос, и пушок на всём лице, и розовые руки… и чуть-чуть сжатые плечи», она беспрестанно краснела и быстро переводила дух».
2. «Длинное и худое (лицо), с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось неловкой улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
3. «На вид ему было лет 45, его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной».
• Воронцова.
• Катя.
• Павел Петрович.
• Евгений Базаров.
• Николай Петрович.
• Аркадий Кирсанов.
Ключ.
1) 3.
2) 3.
3) 1.
4) 2.
7) 2.
8) 1 — Аркадий, 2 — П. П. Кирсанов, 3. — Н. П. Кирсанов, 4 — Е. Базаров.
9) 3.
10) 1.
11) 4.
14) 1 — Кукшина, 2 — П. П. Кирсанов, 3 — В. И. Базаров, 4 — А. Н. Кирсанов, 5 — Е. Базаров.
15) 1.
16) 1.
17) 1 — Катя, 2— Е. Базаров, 3 — П. П. Кирсанов.
Использованная литература
Безносов, Э. Л. Литература: большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Э. Л. Безносов, Е. Л. Ерохина, А. Б. Есин и др. — М.: Дрофа, 2000.
Кадашникова Н. Ю., Л. М. Савина Л. М. Организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5—11 классы , — Волгоград: Учитель, 2009.
Книгин Н.А. Словарь литературоведческих терминов .Н. А. Книгин. — Саратов: Лицей, 2006.