Тесты для 9 класса по теме «Творчество М. Ю. Лермонтова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 104

Ворошиловского района города Ростова-на-Дону











Тесты для 9 класса по теме «Творчество М. Ю. Лермонтова»










подготовила Смирнова Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы






г. Ростов-на-Дону

2012

Тест по теме «Творчество М. Ю. Лермонтова»

9 класс

I вариант

  1. Последовательно назовите два периода творчества М. Ю. Лермонтова.

  1. Сентиментальный

  2. Романтический

  3. Реалистический

  4. Классицистический

  5. Модернистский


  1. Найдите соответствия.

  1. Произведения, которые повествуют о событиях.

  2. Произведения, которые отражают жизнь, передавая чувства и мысли автора.

  3. Произведения, которые предназначены для постановки на сцене.

  4. Произведения, в которых есть и описание событий, и выражение чувств автора.

эпические

лиро-эпические

драматические

лирические


  1. Лирика М. Ю. Лермонтова составляет важнейшую часть его литературного наследия. Соотнесите указанные произведения и темы.

  1. «Поэт» (1828), «Нет, я не Байрон…» (1832), «Смерть Поэта» (1837), «Кинжал» (1838), «Пророк» (1841).

  2. «Жалобы турка» (1829), «Предсказание» (1830), «Два великана» (1832), «Бородино» (1837), «Родина» (1841), «Прощай, немытая Россия…» (1841).

  3. «Молитва» (1829) , «Одиночество» (1830), «Парус» (1832), «Дума» (1838), «Как часто, пёстрою толпою окружён…» (1840), «И скучно и грустно» (1840), «Завещание» (1840), «Тучи» (1840), «Листок» (1841), «Сон» (1841), «Утёс» (1841), «Листок» (1841), «На севере диком стоит одиноко…» (1841).

  4. «Кавказ» (1830), «Люблю я цепи синих гор…» (1832).

  5. «Монолог» (1829), «Нищий» (1830), «Ангел» (1831), «Чаша жизни» (1831), «Я не унижусь пред тобою…» (1832), «Молитва» (1837), «Валерик» (1840).

  6. «Сосед» (1837), «Узник» (1837), «Соседка» (1840).

тема любви

тема поэта и поэзии

тема Родины

тема одиночества

тема узничества

тема природы


  1. Героическим началом борьбы М. Ю. Лермонтова со «светом» было стихотворение

  1. «Как часто, пёстрою толпою окружён…».

  2. «Смерть Поэта».

  3. «Прощай, немытая Россия…».

  4. «Жалобы турка».

  5. «Предсказание».


  1. Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова –

  1. влюблённая личность.

  2. одинокая личность.

  3. самодовольная личность.


  1. Стихотворение М. Ю. Лермонтова-романтика «Парус» —

  1. пейзажная зарисовка.

  2. противоборство паруса и моря.

  3. символ конфликта между человеком и жизнью.


  1. В каком стихотворении М. Ю. Лермонтов назвал жизнь «такой пустой и глупой шуткой»?

  1. «Листок»

  2. «Жалобы турка»

  3. «Как часто, пёстрою толпою окружён…»

  4. «И скучно и грустно»

  5. «Дума»


  1. Из какого произведения отрывок?


Но я люблю – за что, не знаю сам –

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям;

Просёлочным путём люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

  1. «Выхожу один я на дорогу…»

  2. «Сон»

  3. «И скучно и грустно»

  4. «Родина»

  5. «Дума»


  1. Стихотворение «Бородино» М. Ю. Лермонтов написал через

  1. пять лет после Бородинской битвы.

  2. десять лет после Бородинской битвы.

  3. пятнадцать лет после Бородинской битвы.

  4. двадцать лет после Бородинской битвы.

  5. двадцать пять лет после Бородинской битвы.


  1. О ком «старцы детям говорят с улыбкою самолюбивой»?


Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!


Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!

  1. О бродяге

  2. О поэте

  3. Об учёном

  4. О философе

  5. О Лермонтове


  1. Определите средства художественной выразительности, которые использует М. Ю. Лермонтов.


  1. Умы и хладные, и твёрдые, как камень.

  2. Мы пьём из чаши бытия.

  3. И звёзды слушают меня, лучами радостно играя.

  4. Гляжу назад – прошедшее ужасно;

Гляжу вперёд – там нет души родной!

  1. Когда с тобой, о дева рая, я провожу небесный час.

метафора

сравнение

олицетворение

анафора

эпитет(-ы)

антонимы

обращение

инверсия


  1. Что такое роман?

  1. Жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений.

  2. Жанр повествовательной литературы, в котором представлена чаще всего история одной человеческой жизни, соприкасающаяся неизбежно с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя.

  3. Жанр повествовательной литературы, в котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя.

  4. Жанр повествовательной литературы, в основе которого лежит фантастический сюжет.


  1. Когда «вышел» роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

  1. В 1839 году

  2. В 1840 году

  3. В 1841 году


  1. Что побудило М. Ю. Лермонтова создать предисловие к роману «Герой нашего времени»?

  1. Слова Николая I, который назвал произведение «жалкой книгой, показывающей большую испорченность автора»

  2. Желание М. Ю. Лермонтова продолжить работу над произведением

  3. Многочисленные просьбы читателей

  4. Восторженные отклики русских офицеров

  5. Статья В. Г. Белинского «Стихотворения М. Лермонтова»

  6. Статья В. Г. Белинского «Герой нашего времени»

  7. Статья С. П. Шевырева в журнале «Москвитянин»


  1. Определите персонаж по характеристике.

  1. «Простая и цельная натура», «чудесная душа, золотое сердце», «чисто русский».

  2. «Хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные», простая, женственная, жертвенно любящая, «полудикая дочь вольных ущелий», «бесхитростная натура».

  3. «Апофеоз мелочного самолюбия и слабости характера», «эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», хвастливо-самолюбивый, завистливый, «драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».

Грушницкий

княжна Мери

Максим Максимыч

доктор Вернер

Бэла

Печорин


  1. Кто увидел в герое романа М. Ю. Лермонтова правдивое художественное обобщение: Печорин – «это Онегин нашего времени, герой нашего времени»?

  1. С. П. Шевырев

  2. О. И. Сенковский

  3. Н. А. Полевой

  4. В. Г. Белинский

  5. П. В. Анненков


  1. К какому направлению в литературе принадлежит роман «Герой нашего времени»?

  1. Сентиментализм

  2. Классицизм

  3. Романтизм

  4. Реализм


Тест по теме «Творчество М. Ю. Лермонтова»

9 класс

II вариант

  1. Когда расцвёл талант М. Ю. Лермонтова?

  1. Перед дворянской революцией

  2. Во время дворянской революции

  3. После разгрома дворянской революции


  1. Что озаряет весь творческий путь поэта?

  1. Тема ненависти к самодержавию

  2. Любовь к родителям

  3. Любовь к родным местам

  4. Тема поэта и поэзии

  5. Любовь к женщине


  1. Какова центральная тема лирики М. Ю. Лермонтова?

  1. Тема одиночества

  2. Тема любви

  3. Тема поэта и поэзии

  4. Тема природы


  1. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» –

  1. философское размышление о жизни и смерти.

  2. философское размышление о добре и зле.

  3. философское размышление о любви и ненависти.


  1. Из какого стихотворения строки?


Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдём без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

  1. «Поэт»

  2. «Дума»

  3. «Не верь себе»

  4. «Молитва»

  5. «И скучно и грустно»


  1. Лермонтовский пейзаж откуда?


Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и жёлтые листы

Шумят под робкими шагами.

  1. «Родина»

  2. «Выхожу один я на дорогу…»

  3. «Как часто, пёстрою толпою окружён…»

  4. «Дума»

  5. «Прощай, немытая Россия…»


  1. В каком лирическом произведении М. Ю. Лермонтова «истину скрывает ложь»?

  1. «И скучно и грустно»

  2. «Родина»

  3. «Жалобы турка»

  4. «Листок»

  5. «Дума»


  1. Какое стихотворение М. Ю. Лермонтова, по словам В. Г. Белинского, изумило всех «алмазною крепостию стиха, громовою силою бурного одушевления, исполинскою энергиею благородного негодования и глубокой грусти»?

  1. «Бородино»

  2. «Дума»

  3. «Родина»

  4. «Как часто, пёстрою толпою окружён…»

  5. «И скучно и грустно»


  1. Какие стихотворения М. Ю. Лермонтова посвящены Отечественной войне 1812 года?

  1. «Два великана»

  2. «Бородино»

  3. «Родина»

  4. «Узник»

  5. «Смерть Поэта»


  1. Определите средства художественной выразительности, которые использует М. Ю. Лермонтов.


  1. Что б я не вспомнил этот свет,

Где носит всё печать проклятья,

Где полны ядом все объятья,

Где счастья без обмана нет.

  1. Престолы природы, с которых улетают громовые тучи.

  2. Над ним луч солнца золотой.

  3. В тумане моря голубом.

  4. Угас, как светоч, дивный гений.

  5. И вы не смоете всей вашей чёрной кровью Поэта праведную кровь!

метафора

анафора

эпитет(-ы)

инверсия

сравнение

лексический повтор

олицетворение


  1. К эпическим жанрам относятся

  1. комедия

  2. трагедия

  3. драма

  4. послание

  5. эпиграмма

  6. песня

  7. рассказ

  8. повесть

  9. роман


  1. Когда «вышел» роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

  1. В 1839 году

  2. В 1840 году

  3. В 1841 году


  1. Предисловие ко всему роману «Герой нашего времени» было написано автором

  1. в первом издании произведения.

  2. во втором издании произведения.

  3. в третьем издании произведения.


  1. Композиция романа «Герой нашего времени» подчинена, по словам В. Г. Белинского, «внутренней необходимости». Фабула, соответствующая этапам жизни главного героя, должна была продиктовать Лермонтову совсем другое расположение повестей. Восстановите хронологическую последовательность событий.

1 — …

2 — …

3 — …

4 — …

5 — …

6 — …


«Бэла»

«Максим Максимыч»

«Журнал Печорина. Предисловие»

«Тамань»

«Княжна Мери»

«Фаталист»


  1. Определите персонаж по характеристике.

  1. «Замечательный», «скептик и материалист», «изучал все живые струны сердца человеческого», «мал ростом, худ, слаб, как ребёнок», благородная душа, честный и прямой.

  2. «Девушка неглупая», начитанная, благородная, нравственно чистая.

  3. «Славный был малый», «немного странен», «что задумает, подавай», «среднего роста», «в его улыбке было что-то детское», «глаза не смеялись, когда он смеялся», «непродолжительный, но проницательный и тяжёлый взгляд», «недурен», «ни в чём не видит для себя закона, кроме самого себя», не раз задумывается об основных проблемах бытия: о добре и зле, о предназначении человека и свободе воли, о смерти и религии, о любви и дружбе.

Грушницкий

княжна Мери

Максим Максимыч

доктор Вернер

Бэла

Печорин

  1. Кто подчеркнул, что «Печорин выше Онегина по идее»?

  1. С. П. Шевырев

  2. О. И. Сенковский

  3. Н. А. Полевой

  4. В. Г. Белинский

  5. П. В. Анненков


  1. «Герой нашего времени» — гениальное воплощение «веления времени», новый этап в развитии романного жанра. В чём специфика этого произведения М. Ю. Лермонтова?

  1. Это первый «личный» роман в русской литературе (Б. Эйхенбаум).

  2. Это нравовоспитальный роман.

  3. Это авантюрный роман.

  4. Это роман в стихах.

  5. Это новый тип романа: социально-психологическая насыщенность сочетается с острой сюжетностью и новеллистической динамикой повествования.


Использованная литература

  1. Программа для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2009.

  2. Курдюмова Т. Ф., Леонов С. А., Марьина О. Б., Колокольцев Е. Н. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях «Литература. 9 класс». – М.: Дрофа, 2009.

  3. Михайлова И. М. Учебно-методическое пособие для учителя «Литература: Тесты. 9-11 классы». — М.: Дрофа. 1998.

  4. Книга для учащихся «Литература. Справочные материалы» под общей редакцией С. В. Тураева. – М.: Просвещение, 1988.

  5. Белинский В. Г. Избранные статьи. – М.: «Детская литература», 1980.

  6. Лермонтов М. Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени. – М.: «Художественная литература», 1984.

  7. Лермонтовская Энциклопедия под редакцией В. А. Мануйлова. – М.: «Советская энциклопедия», 1981.


Ответы к тестам для 9 класса по теме «Творчество М. Ю. Лермонтова»

I вариант

II вариант

2,3

3

  1. Эпические.

  2. Лирические.

  3. Драматические.

  4. Лиро-эпические.

1

  1. Тема поэта и поэзии.

  2. Тема Родины.

  3. Тема одиночества.

  4. Тема природы.

  5. Тема любви.

  6. Тема узничества.

1

2

1

2

2

3

3

4

3

4

2

5

1,2

2

  1. Анафора, метафоры, инверсия

  2. Метафора, инверсия, эпитет

  3. Инверсия, эпитет

  4. Инверсия

  5. Сравнение, эпитет

  6. Лексический повтор, эпитеты

  1. Эпитеты, сравнение.

  2. Метафора.

  3. Олицетворение.

  4. Анафора, антонимы, инверсия

7,8,9

1

2

2

2

1,7

  1. «Тамань»

  2. «Княжна Мери»

  3. «Бэла»

  4. «Фаталист»

  5. «Максим Максимыч»

  6. «Журнал Печорина. Предисловие»

  1. Максим Максимыч

  2. Бэла

  3. Грушницкий

  1. Доктор Вернер

  2. Княжна Мери

  3. Печорин

4

4

4

5





Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «Валентин Берестов «Хитрые грибы»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: