Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия
Тесты по творчеству А.А.Ахматовой
11 класс
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Печказова Светлана Петровна
Чамзинка
2013
Пояснительная записка
Тесты по творчеству А.А.Ахматовой содержат вопросы о жизни и творчестве поэта.
К каждому вопросу даётся несколько вариантов ответа.
Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству поэта в 11 классе.
Критерии оценивания:
«5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,
«4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,
«3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,
«2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок,
Вариант I. Жизнь и творчество А.А.Ахматовой
1. К какому литературному течению принадлежала Ахматова:
А. акмеизм, Б. футуризм, В. символизм
2. Анна Андреевна Ахматова – это псевдоним. Назовите настоящие имя и фамилию поэтессы: А.Анна Гумилёва, Б. Анна Горенко, В. Анна Суворова
3. Совпадает ли лирическая героиня А. Ахматовой с личностью автора:
А. да, Б. нет
4. В чем видит А. Ахматова предназначение поэта: А. сохранить трагическую национальную память, Б. быть «голосом» совести своего народа, В. быть «глашатаем», «главарем» своего времени
5. Лирика А. Ахматовой, особенно в ее первых книгах, почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее): А. «Четки», Б. «Вечер», В. «Лебединый стан», Г. «Белая стая»
6. Лирическая героиня Ахматовой: А. женщина, окруженная бытом, заботами сердца, Б. боец-революционер, В. женщина, погруженная в чувства, интимные переживания персональной судьбы
7. В стихотворении «Мне голос был» (1917 г.) А. Ахматова выступила:
А. как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной, Б. как поэт, понявший и принявший революцию, В. как поэт, не понявший и не принявший революцию
8. В поэме «Реквием», исполненной отчаяния и горя, А. А. Ахматова писала: «Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне…». Какой мотив творчества поэта наиболее ярко выразился в поэме: А. гражданские мотивы, Б. библейские мотивы, В. мотив Родины
9. В каком году поэма Анны Ахматовой «Реквием» была впервые опубликована в России: А. 1937 г., Б. 1952 г., В. 1988 г.
10. А. А. Ахматова скончалась:
А. 5 марта 1965 г., Б. 5 марта 1966 г., В. 5 марта 1967 г.
КЛЮЧ
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 1 | |
А | Б | А | Б | В | В | А | А | В | Б | А |
Вариант II. Тест по стихотворению А.А.Ахматовой «Песня последней встречи» (1911 г.)
Я обманут моей унылой, Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой…» Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем. |
В какой сборник вошло стихотворение А.А.Ахматовой «Песня последней встречи»:
2) «Четки», | 3) «Подорожник», | 4) «Белая стая» |
Ведущей темой стихотворения является тема:
2) родины, | 3) природы, | 4) свободы |
Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях «шёпот осенний», «равнодушно-желтым огнем»:
2) метонимия, | 3) сравнение, | 4) эпитет |
Какое чувство, владеющее лирической героиней передано в строке «Я на правую руку надела Перчатку с левой руки»:
2) грусть, | 3) переживание, | 4) непонимание |
Лирическая героиня стихотворения:
3) равнодушна к жизни, | |
2) переживает уход возлюбленного, | 4) верит в бессмертие души |
В строке «Только в спальне горели свечи / Равнодушно-желтым огнем» использован синтаксический прием. Назовите этот прием. ________________
Каким словом из первой строфы характеризуется состояние лирической героини? _________________
Как называется фонетическое средство, основанное на повторении однородных согласных, использованное в строках «Это песня последней встречи. / Я взглянула на темный дом. / Только в спальне горели свечи»: _________
Какой вид тропа активно использует автор в предложенном фрагменте («злой судьбой», «темный дом»)? _________________
Определите размер, которым написано стихотворение. ___________
КЛЮЧ:
2 | 6 | инверсия | |
2 | 1 | 7 | беспомощно |
3 | 4 | 8 | аллитерация |
4 | 3 | 9 | эпитет |
5 | 2 | 10 | ямб |
Вариант III. Тест по стихотворению А.А.Ахматовой «Уединение» (1914 г.)
Здесь солнца луч последний торжествует. И часто в окна комнаты моей Влетают ветры северных морей, И голубь ест из рук моих пшеницу… А не дописанную мной страницу — Божественно спокойна и легка, Допишет Музы смуглая рука. |
В какой сборник вошло стихотворение А.А.Ахматовой «Уединение»:
2) «Четки», | 3) «Подорожник», | 4) «Тростник» |
Ведущей темой стихотворения является тема:
2) родины и природы, | 3) города и деревни, | 4) любви и дружбы |
Как называется изобразительное средство, использованное в строке «Влетают ветры северных морей»?
2) метафора, | 3) сравнение, | 4) эпитет |
О ком идёт речь в строке «Божественно спокойна и легка, / Допишет Музы смуглая рука»:
2) Лермонтов, | 3) Овидий, | 4) Данте |
Лирическая героиня стихотворения:
3) всегда находится в центре событий, | |
2) ощущает себя отшельницей, | 4) мечтает о славе |
Как называется фонетическое средство, основанное на повторении однородных согласных, использованное в строках «Что ни один из них уже не страшен, / И стройной башней стала западня»: _________
Какой эпитет, использованный в финальных строках, характеризует отношение автора к поэзии? ______________
Какой вид метафоры использует автор в предложенном фрагменте «Здесь солнца луч последний торжествует»? _________________
Какой вид тропа использует автор в сочетаниях «стройной башней», «смуглая рука»? _________________
Определите размер, которым написано стихотворение. ___________
КЛЮЧ:
4 | 6 | аллитерация | |
2 | 1 | 7 | божественно |
3 | 2 | 8 | олицетворение |
4 | 1 | 9 | эпитет |
5 | 2 | 10 | ямб |
Вариант IV. Тест по стихотворению А.А.Ахматовой «Родная земля»
И в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас. 1922 г.
Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно — своею. 1961 г., Ленинград |
В какой сборник вошло стихотворение А.А.Ахматовой «Родная земля»:
2) «Четки», | 3) «Подорожник», | 4) «Белая стая» |
Ведущей темой стихотворения является тема:
2) родины, | 3) природы, | 4) свободы |
Как называется фонетическое средство, использованное в строках «Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах»:
2) анафора, | 3) эпифора, | 4) аллитерация |
Лирическая героиня стихотворения:
3) не связывает свою судьбу с родиной, | |
2) боится страшного суда и решает остаться, | 4) ассоциирует себя с родной землёй |
Как называются строки, предваряющие основной текст стихотворения?________________
На каком стилистическом приёме строится первая часть стихотворения? _________________
В какой части стихотворения (по счёту) Ахматова говорит о том, что такое для неё – родная земля? (в им. п., ж.р.)______________
Назовите часть речи, активно используемую автором во второй части стихотворения для придания тексту определённого ритма и динамики. _________________
Какой вид тропа активно использует автор в предложенном фрагменте («горький сон», «заветных ладанках»)? _________________
Что, по мнению поэта, мы не носим в «заветных ладанках» на груди? (в им.п.)
КЛЮЧ:
3 | 5 | эпиграф | |
2 | 2 | 6 | отрицание |
3 | 2 | 7 | вторая |
4 | 4 | 8 | глагол |
|
| 9 | эпитет |
|
| 10 | родная земля |
Использованная литература:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Литература. 11 класс. Между завтра и вчера. Вечный диалог» в 2-х кн. – М.: Баллас, 2012 г.
Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.
Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. — М.: Экзамен, 2008.