Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия
Тесты по творчеству Б.Л.Пастернака
11 класс
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Печказова Светлана Петровна
Чамзинка
2013
Пояснительная записка
Тесты по творчеству Б.Л.Пастернака содержат вопросы о жизни и творчестве поэта.
К каждому вопросу даётся несколько вариантов ответа.
Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству поэта в 11 классе.
Критерии оценивания:
«5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,
«4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,
«3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,
«2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок,
Вариант I. Тест. Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака
Свое понимание природы искусства Б.Пастернак сформулировал так: А. «Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести – и больше ничего», Б. «Книга – источник знаний», В. «Искусство для искусства»
Книгой, по-настоящему открывшей поэта читателю, стала:
А. «Близнец в тучах», Б. «Поверх барьеров», В. «Сестра моя – жизнь»
Стихи Пастернака порождены:
А. разочарованием в Советской власти, в революции, Б. неистребимой верой в жизнь, радостным удивлением перед ее красотой, В. поисками смыла жизни и творчества
Высшей мерой проявления жизни, носительницей ее смысла была для поэта:
А. природа, Б. судьба, В. вечность
В основе лирического сюжета в книге стихов «Сестра моя – жизнь» лежит:
А. семейная драма, Б. разлука героев, В. любовный роман
Одна из важнейших тем в творчестве Пастернака:
А. человек и история, Б. место человека в истории, В. роль личности в истории
Для Пастернака поэзия:
А. органическая функция счастья человека, Б. необозримое пространство, В. гармония души и тела
Программным стихотворением Пастернака по праву считают:
А. «Гамлет», Б.»Зимняя ночь», В. «Всё сбылось»
По Пастернаку, «цель творчества» – это:
А. успех, Б.шумиха, В. самоотдача
От какой премии отказался Б.Л.Пастернак:
А. Ленинской, Б.Нобелевской, В. Сталинской
КЛЮЧ:
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
А | В | Б | А | В | Б | А | А | В | Б |
Вариант II. Тест по стихотворению Б.Л. Пастернака «Рассвет»
Везде встают, огни, уют, Пьют чай, торопятся к трамваям. В теченье нескольких минут Вид города неузнаваем. В воротах вьюга вяжет сеть Из густо падающих хлопьев, И чтобы вовремя поспеть, Все мчатся недоев-недопив. Я чувствую за них за всех, Как будто побывал в их шкуре, Я таю сам, как тает снег, Я сам, как утро, брови хмурю. Со мною люди без имен, Деревья, дети, домоседы. Я ими всеми побежден, И только в том моя победа. |
В какое произведение вошло стихотворение «Рассвет»:
2) «Близнец в тучах», | 3) «Детство Люверс» |
Ведущей темой стихотворения является тема:
победы над обстоятельствами жизни,
приятия жизни как чуда Воскресения,
тема слияния прошлого и настоящего, общего и личного, минутного и вечного, разума и чувства.
Героя стихотворения можно соотнести с библейским героем из притчи:
2) о воскресении Лазаря, | 3) о сеятеле |
Лирический герой стихотворения:
равнодушен к жизни,
ищет путь к обновлению жизни,
верит в бессмертие души
Из первой строфы выпишите фразеологизм: ________________
Из второй строфы выпишите слово, обозначающее «наставление, совет потомкам»: ________________
Какое средство художественной выразительности использует автор в 7 строфе: ________________
Укажите название изобразительного средства, которое поэт использует в «деревья, дети, домоседы»: ________________
Определите вид рифмы, использованной в стихотворении: ________________
Определите стихотворный размер: ________________
КЛЮЧ:
1 | 6 | завет | |
2 | 2 | 7 | анафора и сравнение |
3 | 2 | 8 | аллитерация |
4 | 2 | 9 | перекрестная |
5 | ни слуху ни духу | 10 | ямб |
Вариант III. Тест по лирике Б.Л. Пастернака
1. Какой награды был удостоен Б.Л.Пастернак за лирическую поэзию и «выдающиеся достижения на традиционном поприще великой русской прозы»? А) Ленинской премии в области литературы; Б) международной премии «Этна Таормина»; В) Нобелевской премии.
2. Назовите черты, отличающие лирику Б.Л.Пастернака от поэзии его современников, делающие его произведения оригинальными, неповторимыми: А) пафосность, гражданственность; Б) ассоциативные ряды символических образов, динамичная метафоричность и философичность; В) публицистичность, идеологическая направленность; Г) музыкальность стиха, неожиданность словоупотребления.
3. Какие мотивы преобладали в лирике Б.Л.Пастернака? А) гражданственная лирика; Б) урбанистические мотивы; В) сочетание, переплетение мотивов; Г) любовная лирика; Д) назначение поэзии; Е) христианские, евангельские мотивы.
4. Прочитайте стихотворение «Мне хочется домой, в огромность» из книги «Второе рождение». Какие темы и мотивы сочетаются, переплетаются в стихотворении? А) тема любви и страсти; Б) урбанистические мотивы; В) мотивы творчества; Г) мотив природы.
5. Проанализируйте стихотворение «Во всем мне хочется дойти…», открывающее сборник «Когда разгуляется». С помощью каких художественных средств автору удается передать ощущение напряженности переживания, взволнованную, словно задыхающуюся интонацию? А) метафоричность; Б) гипербола; В) повторы и перечисления явлений и понятий; Г) анафора; Д) метонимии.
6. В чём заключается своеобразие стихотворения «Зимняя ночь»? А) специфика понимания образа креста; Б) философичность; В) использование рефрена; Г) использование символики.
7. Русские поэты и писатели начала XX века по-разному отнеслись к революционным событиям. Соотнесите фамилию писателя и его отношение к «революционным бурям»: 1) «Моя революция»; 2) «По-своему, с крестьянским уклоном»; 3) революция – народное возмездие, социальное и духовное; 4) решительно и резко осудил — А) А.А.Блок; Б) И.А.Бунин; В) В.В.Маяковский; Г) С.А.Есенин.
КЛЮЧ:
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
В | Б, Г | А | Б, В | В, Г | А, В | В,Г,А,Б |
Вариант IV. Б.Л.Пастернак. «Доктор Живаго»
Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:
Когда из приволжского захолустья Николай Николаевич переехал в Петербург, он привез Юру в Москву в родственный круг Веденяпиных, Остромысленских, Селявиных, Михаелисов, Свентицких и Громеко. Для начала Юру водворили к безалаберному старику и пустомеле Остромысленскому, которого родня запросто величала Федькой. Федька негласно сожительствовал со своей воспитанницей Мотей и потому считал себя потрясателем основ, поборником идеи. Он не оправдал возложенного доверия и даже оказался нечистым на руку, тратя в свою пользу деньги, назначенные на Юрино содержание. Юру перевели в профессорскую семью Громеко, где он и по сей день находился.
У Громеко Юру окружала завидно благоприятная атмосфера.
— У них там такой триумвират, — думал Николай Николаевич:
Юра, его товарищ и одноклассник гимназист Гордон и дочь хозяев Тоня Громеко. Этот тройственный союз начитался «Смысла любви» и «Крейцеровой сонаты» и помешан на проповеди целомудрия.
Отрочество должно пройти через все неистовства чистоты. Но они пересаливают, у них заходит ум за разум.
Они страшные чудаки и дети. Область чувственного, которая их так волнует, они почему-то называют «пошлостью» и употребляют это выражение кстати и некстати. Очень неудачный выбор слова! «Пошлость» — это у них и голос инстинкта, и порнографическая литература, и эксплуатация женщины, и чуть ли не весь мир физического. Они краснеют и бледнеют, когда произносят это слово!
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:
А) роман, Б) повесть, В) быль, Г) роман-эпопея.
А2. Какое место занимает фрагмент в произведении?
А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжета, Г) является одним из этапов развития сюжетного действия.
А3. Главной темой данного фрагмента является:
А) глупость Николая Николаевича, Б) Юра в семье Громеко, В) Любовь Юры к Тоне, Г) особенности жизни в предреволюционную эпоху.
А4. Кто является автором «Крейцеровой сонаты», читаемой героями произведения:
А) А.С.Пушкин, Б) Ф.М.Достоевский, В) И.А.Бунин, Г) Л.Н.Толстой.
А5. С какой целью в данном фрагменте приводятся перемещения Юрия Живаго по Москве:
А) запутать читателя, Б) показать нравы Москвы, В) показать, в какой среде происходило становление героя, Г) охарактеризовать психологическое состояние героя.
Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:
В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору показать, в какой среде происходило становление героя: «в родственный круг Веденяпиных, Остромысленских, Селявиных, Михаелисов, Свентицких и Громеко»?
В2. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «Отрочество должно пройти через все неистовства чистоты»?
В3. Назовите фразеологизм, характеризующий Федькино отношение к деньгам.
В4. Назовите имя героини, в которую влюблён Юра.
В5. Каким эпитетом характеризуется атмосфера семьи Громеко?
КЛЮЧ:
А2 | А3 | А4 | А5 | |
А | Г | Б | Г | В |
В2 | В3 | В4 | В5 | |
ряд однородных членов | метафора | нечист на руку | Тоня | благоприятная |
Использованная литература:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Литература. 11 класс. Между завтра и вчера. Вечный диалог» в 2-х кн. – М.: Баллас, 2012 г.
Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.
Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. — М.: Экзамен, 2008.