Тесты по творчеству Б.Л.Пастернака, 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия








Тесты по творчеству Б.Л.Пастернака

11 класс




Подготовила учитель

русского языка и литературы

Печказова Светлана Петровна










Чамзинка

2013

Пояснительная записка


Тесты по творчеству Б.Л.Пастернака содержат вопросы о жизни и творчестве поэта.

К каждому вопросу даётся несколько вариантов ответа.

Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству поэта в 11 классе.

Критерии оценивания:

«5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,

«4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,

«3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,

«2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок,






















Вариант I. Тест. Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака


  1. Свое понимание природы искусства Б.Пастернак сформулировал так: А. «Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести – и больше ничего», Б. «Книга – источник знаний», В. «Искусство для искусства»

  2. Книгой, по-настоящему открывшей поэта читателю, стала:

А. «Близнец в тучах», Б. «Поверх барьеров», В. «Сестра моя – жизнь»

  1. Стихи Пастернака порождены:

А. разочарованием в Советской власти, в революции, Б. неистребимой верой в жизнь, радостным удивлением перед ее красотой, В. поисками смыла жизни и творчества

  1. Высшей мерой проявления жизни, носительницей ее смысла была для поэта:

А. природа, Б. судьба, В. вечность

  1. В основе лирического сюжета в книге стихов «Сестра моя – жизнь» лежит:

А. семейная драма, Б. разлука героев, В. любовный роман

  1. Одна из важнейших тем в творчестве Пастернака:

А. человек и история, Б. место человека в истории, В. роль личности в истории

  1. Для Пастернака поэзия:

А. органическая функция счастья человека, Б. необозримое пространство, В. гармония души и тела

  1. Программным стихотворением Пастернака по праву считают:

А. «Гамлет», Б.»Зимняя ночь», В. «Всё сбылось»

  1. По Пастернаку, «цель творчества» – это:

А. успех, Б.шумиха, В. самоотдача

  1. От какой премии отказался Б.Л.Пастернак:

А. Ленинской, Б.Нобелевской, В. Сталинской



КЛЮЧ:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

В

Б

А

В

Б

А

А

В

Б









Вариант II. Тест по стихотворению Б.Л. Пастернака «Рассвет»

Ты значил все в моей судьбе.

Потом пришла война, разруха,

И долго-долго о тебе

Ни слуху не было, ни духу.


И через много-много лет

Твой голос вновь меня встревожил.

Всю ночь читал я твой завет

И как от обморока ожил.


Мне к людям хочется, в толпу,

В их утреннее оживленье.

Я все готов разнесть в щепу

И всех поставить на колени.


И я по лестнице бегу,

Как будто выхожу впервые

На эти улицы в снегу

И вымершие мостовые.

Везде встают, огни, уют,

Пьют чай, торопятся к трамваям.

В теченье нескольких минут

Вид города неузнаваем.


В воротах вьюга вяжет сеть

Из густо падающих хлопьев,

И чтобы вовремя поспеть,

Все мчатся недоев-недопив.


Я чувствую за них за всех,

Как будто побывал в их шкуре,

Я таю сам, как тает снег,

Я сам, как утро, брови хмурю.


Со мною люди без имен,

Деревья, дети, домоседы.

Я ими всеми побежден,

И только в том моя победа.


  1. В какое произведение вошло стихотворение «Рассвет»:

    1) «Доктор Живаго»,

    2) «Близнец в тучах»,

    3) «Детство Люверс»

  2. Ведущей темой стихотворения является тема:

    1. победы над обстоятельствами жизни,

    2. приятия жизни как чуда Воскресения,

    3. тема слияния прошлого и настоящего, общего и личного, минутного и вечного, разума и чувства.

  3. Героя стихотворения можно соотнести с библейским героем из притчи:

    1) о блудном сыне,

    2) о воскресении Лазаря,

    3) о сеятеле

  4. Лирический герой стихотворения:

    1. равнодушен к жизни,

    2. ищет путь к обновлению жизни,

    3. верит в бессмертие души

  5. Из первой строфы выпишите фразеологизм: ________________

  6. Из второй строфы выпишите слово, обозначающее «наставление, совет потомкам»: ________________

  7. Какое средство художественной выразительности использует автор в 7 строфе: ________________

  8. Укажите название изобразительного средства, которое поэт использует в «деревья, дети, домоседы»: ________________

  9. Определите вид рифмы, использованной в стихотворении: ________________

  10. Определите стихотворный размер: ________________

КЛЮЧ:

1

1

6

завет

2

2

7

анафора и сравнение

3

2

8

аллитерация

4

2

9

перекрестная

5

ни слуху ни духу

10

ямб


Вариант III. Тест по лирике Б.Л. Пастернака

1. Какой награды был удостоен Б.Л.Пастернак за лирическую поэзию и «выдающиеся достижения на традиционном поприще великой русской прозы»? А) Ленинской премии в области литературы; Б) международной премии «Этна Таормина»; В) Нобелевской премии.

2. Назовите черты, отличающие лирику Б.Л.Пас­тернака от поэзии его современников, делающие его произведения оригинальными, неповторимыми: А) пафосность, гражданственность; Б) ассоциативные ряды символических образов, дина­мичная метафоричность и философичность; В) публицистичность, идеологическая направленность; Г) музыкальность стиха, неожиданность словоупотреб­ления.

3. Какие мотивы преобладали в лирике Б.Л.Пас­тернака? А) гражданственная лирика; Б) урбанистические мотивы; В) сочетание, переплетение мотивов; Г) любовная лирика; Д) назначение поэзии; Е) христианские, евангельские мотивы.

4. Прочитайте стихотворение «Мне хочется домой, в огромность» из книги «Второе рождение». Какие темы и мотивы сочетаются, переплетаются в стихотворе­нии? А) тема любви и страсти; Б) урбанистические мотивы; В) мотивы творчества; Г) мотив природы.

5. Проанализируйте стихотворение «Во всем мне хо­чется дойти…», открывающее сборник «Когда разгу­ляется». С помощью каких художественных средств автору удается передать ощущение напряженности переживания, взволнованную, словно задыхающу­юся интонацию? А) метафоричность; Б) гипербола; В) повторы и перечисления явлений и понятий; Г) анафора; Д) метонимии.

6. В чём заключается своеобразие стихотворения «Зимняя ночь»? А) специфика понимания образа креста; Б) философичность; В) использование рефрена; Г) использование символики.

7. Русские поэты и писатели начала XX века по-разному отнеслись к революционным событиям. Со­отнесите фамилию писателя и его отношение к «революционным бурям»: 1) «Моя революция»; 2) «По-своему, с крестьянским уклоном»; 3) революция – народное возмездие, социальное и духовное; 4) решительно и резко осудил — А) А.А.Блок; Б) И.А.Бунин; В) В.В.Маяковский; Г) С.А.Есенин.

КЛЮЧ:

1

2

3

4

5

6

7

В

Б, Г

А

Б, В

В, Г

А, В

В,Г,А,Б



Вариант IV. Б.Л.Пастернак. «Доктор Живаго»


Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:

Когда   из   приволжского   захолустья   Николай   Николаевич   переехал  в Петербург, он привез Юру  в   Москву  в родственный круг Веденяпиных, Остромысленских, Селявиных, Михаелисов, Свентицких и Громеко. Для начала Юру водворили к безалаберному старику и пустомеле Остромысленскому, которого родня запросто величала Федькой. Федька негласно сожительствовал со своей воспитанницей Мотей и потому считал себя потрясателем основ, поборником идеи. Он не оправдал возложенного доверия и даже оказался нечистым на руку, тратя в свою пользу деньги, назначенные на Юрино содержание. Юру перевели в профессорскую семью Громеко, где он и по сей день находился.

У Громеко Юру окружала завидно благоприятная атмосфера.

— У них там такой триумвират, — думал Николай Николаевич:

Юра, его товарищ и одноклассник гимназист Гордон и дочь хозяев Тоня Громеко. Этот тройственный союз начитался «Смысла любви» и «Крейцеровой сонаты» и помешан на проповеди целомудрия.

Отрочество должно пройти через все неистовства чистоты. Но они пересаливают, у них заходит ум за разум.

Они страшные чудаки и дети. Область чувственного, которая их так волнует, они почему-то называют «пошлостью» и употребляют это выражение кстати и некстати. Очень неудачный выбор слова! «Пошлость» — это у них и голос инстинкта, и порнографическая литература, и эксплуатация женщины, и чуть ли не весь мир физического. Они краснеют и бледнеют, когда произносят это слово!


А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:

А) роман, Б) повесть, В) быль, Г) роман-эпопея.

А2. Какое место занимает фрагмент в произведении?

А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжета, Г) является одним из этапов развития сюжетного действия.

А3. Главной темой данного фрагмента является:

А) глупость Николая Николаевича, Б) Юра в семье Громеко, В) Любовь Юры к Тоне, Г) особенности жизни в предреволюционную эпоху.

А4. Кто является автором «Крейцеровой сонаты», читаемой героями произведения:

А) А.С.Пушкин, Б) Ф.М.Достоевский, В) И.А.Бунин, Г) Л.Н.Толстой.

А5. С какой целью в данном фрагменте приводятся перемещения Юрия Живаго по Москве:

А) запутать читателя, Б) показать нравы Москвы, В) показать, в какой среде происходило становление героя, Г) охарактеризовать психологическое состояние героя.

Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:

В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору показать, в какой среде происходило становление героя: «в родственный круг Веденяпиных, Остромысленских, Селявиных, Михаелисов, Свентицких и Громеко»?

В2. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «Отрочество должно пройти через все неистовства чистоты»?

В3. Назовите фразеологизм, характеризующий Федькино отношение к деньгам.

В4. Назовите имя героини, в которую влюблён Юра.

В5. Каким эпитетом характеризуется атмосфера семьи Громеко?



КЛЮЧ:


А1

А2

А3

А4

А5

А

Г

Б

Г

В


В1

В2

В3

В4

В5

ряд однородных членов

метафора

нечист на руку

Тоня

благоприятная


Использованная литература:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Литература. 11 класс. Между завтра и вчера. Вечный диалог» в 2-х кн. – М.: Баллас, 2012 г.

  2. Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.

  3. Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

  4. Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

  5. Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. — М.: Экзамен, 2008.

Свежие документы:  Конспект урока по МХК «Авторская песня» 11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: