Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия
Тесты по творчеству И.С.Тургенева
(5 – 10 классы)
подготовила учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна
Чамзинка
2012
Пояснительная записка
Тесты по творчеству И.С.Тургенева позволяют определить уровень знаний учащихся произведения писателя. Ресурс содержит вопросы об идейном содержании его произведений, особенностях жанра, изобразительно-выразительных средствах языка, вопросы на знание текста.
К каждому вопросу даётся три варианта ответа.
Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству И.С.Тургенева в 5-10 классах.
Критерии оценивания:
«5» (отлично) — работа выполнена безошибочно,
«4» (хорошо) — правильные ответы составляют 80 % от общего количества вопросов,
«3» (удовлетворительно) — правильные ответы составляют 50 -70 % от общего количества вопросов
5 класс И.С.Тургенев. «Муму»
1. Тема повести: а) осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей;
б) противопоставление крепостников и крепостных; в) размышления о необходимости отмены крепостного права.
2. В Основе повести «Муму» лежит: а) художественный вымысел; б) историческая реальность; в) нереальное событие.
3. Действие происходит в: а) Петербурге; б) Москве; в) Орле.
4. Немота Герасима имеет символический смысл и означает, что:
а) в своей стране он не может открыто высказываться; б) ему не о чем говорить с людьми;
в) для тяжелой работы речь не нужна.
5. По характеру Герасим был: а) общительным; б) добродушным; в) замкнутым.
6. Говоря, что Герасим «вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле», автор использовал: а) гиперболу; б) антитезу; в) сравнение.
7. Герасим, желал жениться на Татьяне, потому что ему:
а) было одиноко жить в его каморке; б) полюбилась Татьяна; в) было трудно справляться с домашними делами.
8. Появление Муму в жизни Герасима: а) скрасило его одинокую жизнь; б) отдалило его от людей; в) позволило ему отдать собаке всю свою невостребованную любовь.
9. В фразе: «Этот лекарь, которого искусство состояло в том, что он носил сапоги с мягкими подошвами, умел деликатно браться за пульс, спал четырнадцать часов в сутки» — используется: а) гипербола; б) ирония; в) антитеза.
10. В фразе: «Герасим глядел на всех этих людишек в немецких кафтанах сверху, слегка уперши руки в бока; в своей красной крестьянской рубашке он казался каким-то великаном перед ними» — автор использовал: а) антитезу; б) сравнение; в) метафору.
11. В предложении «Он шел … с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью» — выделенные слова являются:
а) эпитетами; б) аллегорией; в) сравнением.
12. Слова «решимость» и «отвага» (см. задание 11) объединяет явление:
а) антонимии; б) синонимии; в) омонимии.
13. Старосты у барыни была: а) веселая и щедрая; б) грустная и одинокая; в) скупая и скучающая.
14. Герасим ушел из Москвы, потому что: а) лишился единственного друга; б) устал от городской жизни; в) соскучился по крестьянскому труду.
Ключ:
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
а | б | б | а | в | в | б | в | б | а | а | б | в | а |
7 класс И.С.Тургенев. «Бирюк»
1. «Вы … тот самый…» Оба сняли шапки и поклонились мне в пояс. «Кланяемся вам, — сказал один из них, — в знак уважения и благодарности от лица всего русского народа». Это — воспоминания: а) Н.А.Некрасова; б) М.Е.Салтыкова-Щедрина; в) И.С.Тургенева.
2. Тема произведения: а) жизнь Бирюка; б) взаимоотношения отца и дочери; в) тяжелая жизнь русских крепостных людей.
3. Главным героем произведения является: а) сам автор; б) лесник; в) пойманный крестьянин.
4. При описании грозы («… ракиты тревожно шевелились и лепетали», «облака неслись») автор использует: а) сравнение; б) антитезу; в) олицетворение.
5. Кульминационная сцена произведения — это: а) описание избы лесника;
б) рассказ пойманного мужика о своей жизни; в) неожиданный гнев крестьянина.
6. Бирюк отпустил провинившегося мужика, так как:
а) понял, что нищета и отчаяние крестьянина достигли своего предела; б) испугался мести крестьян; в) ему стало стыдно перед барином за свою жестокость.
7. Суровый и нелюдимый характер Бирюка объясняется:
а) отношением к нему окружающих; б) обманом жены; в) пониманием истинных мотивов, заставляющих мужиков воровать.
8. В отношении автора к Бирюку проявляется:
а) сочувствие; б) осуждение; в) безразличие.
9. Жанр произведения: а) легенда; б) рассказ; в) повесть.
10. Пейзаж в рассказах Тургенева: а) соотносится с душевным состоянием автора и героев; б) противопоставляется этому состоянию; в) только фон, на котором происходит действие.
Ключ:
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
в | в | б | в | в | а | в | а | б | в |
8 класс И.С.Тургенев. «Ася»
Жанр произведения: а) рассказ; б) повесть; в) очерк.
История, положенная писателем в основу произведения: а) выдумана Тургеневым; б) взята из жизни; в) произошла с Тургеневым.
Произведение впервые опубликовано в журнале: а) «Современник» в 1858 г.; б) «Отечественные записки» в 1860 г.; в) «Русский вестник» в 1861 г.
Главная тема произведения: а) одиночество человека, вспоминающего свою молодость; б) первая любовь; в) воспоминания о неразделённых чувствах.
«У счастья нет завтрашнего дня; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье». Автор этих слов: а) А.С.Пушкин; б) М.Ю.Лермонтов; в) И.С.Тургенев.
Причина несостоявшейся любви Аси и господина N: а) душевная слабость, малодушие героя; б) характер героини; в) несогласие Гагина.
В судьбе рассказчика, обречённого на одиночество, виноват: а) господин N; б) Ася; в) Гагин.
Лирическая грусть героя произведения проникнута: а) мечтой о будущем; б) горьким самоосуждением; в) чувством удовлетворения оттого, что Ася не стала его женой.
«По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость, и с досады насильственно старалась быть развязной и смелой, что ей всегда удавалось». Эти слова принадлежат: а) г-ну N; б) Гагину; в) фрау Луизе.
«Её надо хорошенько знать, чтобы о ней судить, у ней сердце доброе, но голова бедовая». Эти слова принадлежат: а) г-ну N; б) Гагину; в) фрау Луизе.
Основное представление о героине создают: а) рассказ о ней Гагина; б) её поступки, поведение в различных ситуациях; в) рассказ о ней фрау Луизы.
Особое очарование героини – в её: а) характере; б) поведении; в) романтической таинственности.
Прототипом Аси является: а) внебрачная дочь знакомого Тургенева; б) внебрачная дочь самого Тургенева; в) внебрачная дочь знакомого Полины Виардо.
Соотнесите элементы композиции и элементы развития сюжета:
а) знакомство господина N с Гагиными на студенческом празднике; | |
завязка | б) свидание Аси и господина N в доме фрау Луизы; |
кульминация | в) рассказ господина N о его пребывании в немецком городе З.; |
развязка | г) итог жизни рассказчика; |
эпилог | д) отъезд Гагиных и бесплодные поиски их господином N. |
Ключ:
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
б | б | а | а | в | а | а | б | а | б | б | в | б | вабдг |
10 класс И.С.Тургенев. «Отцы и дети»
1. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными». Кому симпатизирует И.С.Тургенев?
2. разночинцам | 3. либералам | 4.монархистам |
2. Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»?
2. Белинскому | 3. Некрасову | 4. Писареву |
3.Основой конфликта романа является:
3. борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов |
2. конфликт между Базаровым и Н.П.Кирсановым |
4. ссора между Базаровым и П.П.Кирсановым |
4. Найдите лишнее в системе идейных споров в романе.
2. об искусстве | 3. о народе | 4. о рабочем классе |
5. И.С.Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против … как передового класса»:
2. крестьянства | 3. дворянства | 4.демократов |
6. Базаров был отрицательно принят и прогрессивным журналом «Современник», и либеральными, и демократическими кругами:
2. Из-за нетипичности героя и времени. |
3. Из-за отношения героя к народу и его роли в демократическом движении. |
4. Из-за расхождений в вопросе о путях освободительного движения. |
7. Людей, близких Базарову по духу, называют:
2. пятидесятники | 3. восьмидесятники | 4. декабристы |
8. Какой момент в биографии Базарова стал переломным в осознании им своей личности?
3. спор с П.П.Кирсановым | |
2. разрыв с Аркадием | 4. посещение родителей |
9. Укажите соответствие героев романа социальному происхождению:
А. Е.В.Базаров Б. П.П.Кирсанов В. Кукшина Г. А.Н. Кирсанов В.И.Базаров |
10. Сколько, по вашему мнению, действующих лиц в романе?
2. 13 | 3. 30 | 4. 90 |
Использованная литература:
Корщунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.
Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.