Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия
Тесты по творчеству М.И.Цветаевой
11 класс
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Печказова Светлана Петровна
Чамзинка
2013
Пояснительная записка
Тесты по творчеству М.И.Цветаевой содержат вопросы о жизни и творчестве поэта.
К каждому вопросу даётся несколько вариантов ответа.
Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству поэта в 11 классе.
Критерии оценивания:
«5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,
«4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,
«3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,
«2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок,
Вариант I. Жизнь и творчество М.И.Цветаевой
Основателем какого музея был отец М. Цветаевой: А. музея изобразительных искусств в Москве, Б. Русского Музея в Санкт-Петербурге, В. Третьяковской галереи
Высшим предназначением поэта Марина Цветаева считала: А. воспевание женской доли и женского счастья, Б. отстаивание высшей правды – права поэта на неподкупность его лиры, поэтическую честность, В. стремление поэта быть носителем идей времени, его политическим трибуном
Для М. Цветаевой было характерно: А. ощущение единства мыслей и чувства творчества, Б. отчужденность от реальности и погруженность в себя, В. отражение в поэзии мыслей, связанных с движением времени и изменением мира
Лирический герой М. Цветаевой тождественен личности поэта:
А. да, Б. нет
Трагедия потери Родины порой выливается в эмигрантской поэзии Марины Цветаевой:
А. в противопоставлении себя, русской, всему нерусскому, Б. в противопоставлении себя Советской России, В. в непонимании и непринятии революции
Кому из поэтов «серебряного века» посвящает цикл стихотворений М.Цветаева: А. Пушкину, Б. Ахматовой, В.Блоку
Кому из поэтов посвящены строки «В певучем граде моем купола горят. / И Спаса светлого славит слепец бродячий. / И я дарю тебе свой колокольный град, / ..! и сердце свое в придачу»:
А. Пушкину, Б. Ахматовой, В.Блоку
Определите, к какому мотиву творчества можно отнести приведенный отрывок: «Умирая, не скажу: была, / И не жаль, и не ищу виновных. / Есть на свете поважней дела / Страстных бурь и подвигов любовных»:
А. теме природы, Б. интимной лирике, В. к теме поэта и поэзии
Марина Цветаева оказалась в эмиграции: А. по политическим соображениям, Б. в связи с неодолимым желанием встретиться с мужем и невозможностью его приезда в послереволюционную Россию, В. по другим причинам
Марина Ивановна Цветаева: А. умерла от неизлечимой болезни, Б. была убита во время Великой Отечественной войны, В. покончила жизнь самоубийством
Укажите, какому литературному направлению принадлежало творчество Цветаевой: А. акмеизм, Б. футуризм, В. вне течений
КЛЮЧ
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
А | Б | В | А | А | В | Б | В | Б | В | В |
Вариант II. Тест по стихотворению М.И.Цветаевой
«Кто создан из камня, кто создан из глины» (1920 г.)
Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и надгробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти? —
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!
1. К какому типу лирики относится данное стихотворение:
1) пейзажная, 2) патриотическая, 3) любовная, 4) гражданская
2. Ведущей темой стихотворения является тема: 1) любви и долга, 2) родины и судьбы, 3) природы и человека, 4) поэта и его судьбы
3. Как называется изобразительно-выразительное средство, использованное в поэтической строке «Пробьется мое своеволье»: 1) метафора, 2) метонимия, 3) сравнение, 4) эпитет
4. В чём особенности композиции данного стихотворения:
1) кольцевая, 2) циклическая, 3) зеркальная, 4) без особенностей
5. Лирическая героиня стихотворения:
1) видит свою связь с прозаической землей, 2) сопоставляет себя с пеной морской,3) прислушивается к мнению окружающих, 4) думает о смерти
6. Стихотворение вошло в сборник: 1) «Вечерний альбом», 2) «Волшебный фонарь», 3) «Стихи к Блоку», 4) «Версты»
7. Как называется фонетическое средство, использованное в строках «Да здравствует пена — веселая пена — Высокая пена морская!»: ___________
8. Назовите риторический вопрос, выражающий сомнение лирической героини: ________________
9. Как называется синтаксический прием, использованный в строчке «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети…»: _________________
10. Определите размер, которым написано стихотворение: ___________
КЛЮЧ:
4 | 6 | 4 | |
2 | 4 | 7 | ассонанс |
3 | 1 | 8 | Меня — видишь кудри беспутные эти? — |
4 | 1 | 9 | повтор |
5 | 2 | 10 | амфибрахий |
Вариант III. Тест по стихотворению М.И.Цветаевой
«Откуда такая нежность» (1916 г.)
Откуда такая нежность?
Не первые — эти кудри
Разглаживаю, и губы
Знавала темней твоих.
Всходили и гасли звезды,
Откуда такая нежность?—
Всходили и гасли очи
У самых моих очей.
Еще не такие гимны
Я слушала ночью темной,
Венчаемая — о нежность!—
На самой груди певца.
Откуда такая нежность,
И что с нею делать, отрок
Лукавый, певец захожий,
С ресницами — нет длинней?
1. К какому типу лирики относится данное стихотворение:
1) пейзажная, 2) патриотическая, 3) любовная, 4) гражданская
2. Ведущей темой стихотворения является тема:
1) любви, 2) родины, 3) природы, 4) свободы
3. Как называется синтаксическое средство, использованное в строке «Откуда такая нежность?»: 1) риторический вопрос, 2) анафора, 3) антитеза, 4) синтаксический параллелизм
4. Какая строфа состоит только из риторических вопросов:
1) первая, 2) вторая, 3) третья, 4) четвёртая
5. Лирическая героиня стихотворения:
1) равнодушна к любви, 2) не понимает причины нежности возлюбленного, 3) боится потерять возлюбленного, 4) мечтает о новой любви
6. Какой вид тропа активно использует автор в предложенном фрагменте («Всходили и гасли очи / У самых моих очей»): _________________
7. Назовите строку, которая раскрывает особенности восприятия лирической героини: ________________
8. Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях «отрок лукавый», «певец захожий»: _________________
9. Определите размер, которым написано стихотворение: ___________
10. Кому посвящено данное стихотворение: _________________
КЛЮЧ:
3 | 6 | лексический повтор | |
2 | 1 | 7 | Откуда такая нежность |
3 | 1 | 8 | эпитет |
4 | 4 | 9 | амфибрахий |
5 | 2 | 10 | О.Э.Мандельштаму |
Использованная литература:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Литература. 11 класс. Между завтра и вчера. Вечный диалог» в 2-х кн. – М.: Баллас, 2012 г.
Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.
Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. — М.: Экзамен, 2008.