Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия
Тесты по творчеству М.Ю.Лермонтова
(5 – 9 классы)
подготовила учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна
Чамзинка
2012
Пояснительная записка
Тесты по творчеству М.Ю.Лермонтова позволяют определить уровень знаний учащихся произведения поэта. Ресурс содержит вопросы об идейном содержании его произведений, особенностях жанра, изобразительно-выразительных средствах языка, вопросы на знание текста.
К каждому вопросу даётся три варианта ответа.
Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству поэта в 5-9 классах.
Критерии оценивания:
«5» (отлично) — работа выполнена безошибочно,
«4» (хорошо) — правильные ответы составляют 80 % от общего количества вопросов,
«3» (удовлетворительно) — правильные ответы составляют 50 -70 % от общего количества вопросов
Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова. 5 класс
«Бородино»
1. Историческое событие, о котором идет речь в стихотворении:
а) Отечественная война 1812 года; б) Великая Отечественная война; в) первая мировая война.
2. Военная специальность героя стихотворения:
а) кавалерист; б) артиллерист; в) пехотинец.
3. Персонаж, которому принадлежат слова: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой…»: а) старый солдат; б) драгун; в) полковник.
4. В строках: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри — не вы!» — автор прибегает к: а) аллегории; б) метафоре; в) антитезе.
5. В фразах «французы двинулись, как тучи, носились знамена, как тени» используется:
а) метафора; б) сравнение; в) антитеза.
6. Стиль речи, к которому можно отнести фразы «у наших ушки на макушке, постой-ка, брат мусью»: а) разговорный; б) художественный; в) деловой.
7. На следующий день после боя русская армия была готова:
а) отступить; б) продолжить бой; в) укрепить свои позиции.
8. Изображение боя представляет собой:
а) повествование; б) рассуждение; в) описание.
Ключ:
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
а | б | в | в | б | а | б | в |
Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова. 6 класс
Лирика
1. В стихотворении «Парус» используется: а) антитеза; б) аллегория; в) сравнение.
2. Человек, о котором поведал автор в стихотворении «Парус», стремится к:
а) полной испытаний и трудностей жизни; б) спокойной жизни без проблем;
в) одиночеству.
3. В стихотворении «Утес» используется: а) антитеза б) олицетворение; в) ирония.
4. Размер, которым написано стихотворение «Тучи» («Тучки небесные, вечные странники»): а) анапест; б) амфибрахий; в) дактиль.
5. В строках стихотворения «Тучи»
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины нет вам изгнания
используется: а) аллегория; б) сравнение; в) метафора.
6. В строках стихотворения «Три пальмы»:
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой…
выделенные слова являются: а) антитезой; б) аллегорией; в) сравнением.
7. В строках стихотворения «Три пальмы»:
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей
автор прибегает к: а) олицетворению; б) сравнению; в) иронии.
8. Стихотворение «Три пальмы» вызывает у читателя:
а) чувство горести, наводит на раздумья о добре и эле; б) сожаление о поступках людей;
в) интерес к путешествиям.
Ключ:
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
б | а | б | в | в | в | а | а |
Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова. 8 класс
«Песня про купца Калашникова»
1. Это произведение написано в плане: а) лиро-эпическом; б) эпическом; в) лирическом.
2. Ходит плавно — будто лебедушка;
Смотрит сладко — как голубушка;
Молвит слово — соловей поет;
Горят щеки румяные,
Как заря на небе Божием.
Героиня этих строк: а) грузинка; б) Алена Дмитриевна; в) Маша Миронова.
3 Купец Калашников защищает:
а) красоту своей жены; б) свою честь и честь жены; в) честь имени, семьи, рода.
4. Носителем народной правды в поэме выступает:
а) Иван Грозный; б) Алена Дмитриевна; в) Калашников
5. Образное средство языка: а) кульминация; б) эпитет; в) зачин.
6. В строке: «Не сияет на небе солнце» — пропущен постоянный эпитет:
а) золотое; б) красное; в) ясное.
7. Перенос значения по сходству называется: а) метафорой; б) сравнением; в) эпитетом.
8. «Это один из тех упругих характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут. Есть души … которые не хотят запятнанного блаженства, раз подтемнённой славы…». В. Г.Белинский сказал это:
а) об Иване Грозном; б) о Кирибеевиче; в) о Калашникове.
Ключ:
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
а | б | в | в | б | б | а | в |
Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова. 8 класс
«Мцыри»
Определите жанр произведения: а) баллада, б) элегия, в) притча, г) поэма.
Эпиграф к произведению взят из: а) былин, б) Библии, в) летописей, г) древней притчи.
В чём заключается смысл эпиграфа? а) восстание против судьбы, б) раскаяние, смирение, в) защита прав человека на свободу.
Почему местом действия выбран Кавказ? а) автор любил эти места, б) природа Кавказа сродни натуре главного героя, в) эти места связаны с историей России.
Что можно назвать символом свободы в произведении? а) степь, б) Кавказ, в) барс,
г) девушку-грузинку.
Какой момент в сюжете является центральным? а) побег из монастыря, б) встречу с грузинкой, в) бой с барсом, г) гибель Мцыри.
В исповеди Мцыри звучит: а) гнев, негодование, б) смирение, покаяние, в) призыв отказаться от бесплодной борьбы, утверждение своей правоты.
Какова тема произведения? а) изображение сильного, мятежного человека, б) жизнь послушника в монастыре, в) бесплодность мечтаний Мцыри о воле, г) побег Мцыри в родные края.
В чём заключается основная идея произведения? а) отрицание морали смирения,
б) тоска по воле, в) верность идеалам свободы даже перед лицом смерти, г) призыв к борьбе за свободу.
10.Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в произведении:
а) анапест, б) дактиль, в) амфибрахий, в) ямб.
Ключ:
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
б | б | в | б | в | в | в | а | г | в |
Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова. 8 класс
«Герой нашего времени»
Какому стихотворению Лермонтова роман «Герой нашего времени» наиболее близок проблематикой? А) «Смерть поэта», Б) «Родина», В) «Дума», Г) «И скучно, и грустно».
Порядок следования повестей…
А) «Бэла», «Тамань», «Максим Максимыч», «Княжна Мери», «Фаталист»,
Б) «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»,
В) «Тамань», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», «Княжна Мери»,
Г) «Максим Максимыч», «Княжна Мери», «Тамань», «Бэла», «Фаталист».
От чьего лица ведется повествование в «Бэле»? А. Печорина, Б. автора, В.Максим Максимыча.
Где встретился «автор» с Печориным? А. В Тамани, Б. Во Владикавказе, В. в Пятигорске.
Какой эпизод является кульминацией всего романа? А. дуэль Печорина с Грушницким, Б. похищение Бэлы, В. разрыв с княжной Мери.
Как сложилась судьба Бэлы? А. увез Казбич, Б. осталась с Печориным, В. умерла.
Куда отправлялся Печорин после встречи с Максимом Максимычем?
А. Петербург, Б. Персию, В. Тамань.
Как сложилась судьба Печорина?
А. продолжал службу на Кавказе, Б. умер, возвращаясь из Персии, В. был ранен на дуэли.
Какая из частей романа является центральной и придает произведению характер психологического? А. «Бэла», Б. «Тамань», В. «Княжна Мери».
От чьего лица ведется в романе повествование? А. автор, Б. автор, Максим Максимыч, Печорин, В. Максим Максимыч, автор, Вулич.
Как обозначил жанр «Бэлы» сам автор? А. повесть, Б. очерк, В. путевые заметки.
Какой психологический приём не используется в романе? А) детали интерьера, пейзаж, Б) «поток сознания», В) внутреннее через внешнее, Г) монолог-исповедь
Печорина звали: А. Григорий Александрович, Б. Александр Григорьевич, В. Андрей Андреевич.
«Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но он никогда не мог воспользоваться своим знаниями…» Кто это? А) Печорин, Б) Вернер, В) Грушницкий, Г) Максим Максимыч
«Грустно видеть, когда юноша теряет свои лучшие надежды и мечты, когда перед ним отдёргивается розовый флер, сквозь которые он смотрел на дела и чувства человеческие…» Эти слова принадлежат: А) Максим Максимычу, Б) офицеру-рассказчику, В) Грушницкому, Г) Печорину.
Ключ:
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
В | Б | В | В | А | В | Б | Б | В | Б | А | Г | А | А |
|
Использованная литература:
Корщунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.
Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.