Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия
Тесты по творчеству В.М.Шукшина
10-11 класс
подготовила учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна
Чамзинка
2012
Пояснительная записка
Тест по творчеству В.М.Шукшина содержит вопросы о жизни и творчестве писателя.
К каждому вопросу даётся три варианта ответа.
Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству писателя в 10 — 11 классах .
Критерии оценивания:
«5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,
«4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,
«3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,
«2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок,
Творчество В.М.Шукшина (вариант I)
Годы жизни Василия Макаровича Шукшина:
Б. 1939 – 1984; | В. 1919 – 1964. |
В.М.Шукшин родился:
Б. на Алтае; | В. на Кавказе. |
В.М.Шукшин:
А. окончил школу с золотой медалью;
Б. сдал экзамены экстерном за три последних класса средней школы;
В. имел семилетнее образование.
В.М.Шукшин работал:
Б. механизатором; | В. учителем. |
В.М.Шукшин окончил:
Б. литературный институт; | В.театральный институт. |
Первая книга рассказов Шукшина называлась:
Б. «Сельские жители»; | В. «Горожане». |
Шукшин находился под воздействием творческой личности:
Б. А.И.Солженицына; | В. М.А.Шолохова. |
Какое произведение не принадлежит Шукшину:
Б. «Живёт такой парень»; | В. «Компромисс». |
Герои-«чудики» — это:
А. художественная фантазия писателя;
Б. замечательнейшее открытие писателя;
В. творческая интерпретация писателя.
Критик Л.Анненский посчитал началом «настоящего» Шукшина его рассказ:
Б. «Чудик»; | В. «Сапожки». |
КЛЮЧ:
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
А | Б | Б | В | А | Б | В | В | Б | Б |
Творчество В.М.Шукшина (вариант II)
Кем был В.М. Шукшин:
Б. драматургом; | В. режиссером. |
Фамилия Шукшина происходит от слова «шукша», что значит:
А. волокна, остающиеся от трепания и чесания липы;
Б. волокна, остающиеся от трепания и чесания льна;
В. волокна, остающиеся от трепания и чесания хлопка.
Сколько было Шукшину лет, когда его отец Макар, был арестован и уничтожен как кулак, враг народа:
Б. три года; | В. шесть лет. |
Со скольки лет работал Шукшин в колхозе?
Б. десяти; | В. с пятнадцати. |
Когда юный Шукшин впервые побывал на базаре, то окончательно решил стать
Б. грузчиком; | В. жуликом. |
Кем работал Шукшин?
Б. грузчиком; | В. маляром. |
В.М.Шукшин окончил:
Б. литературный институт; | В.театральный институт. |
Первая книга рассказов Шукшина называлась:
Б. «Горожане»; | В. «Сельские жители». |
Сюжет освобождения от тюрьмы вора-рецидивиста Егора Прокудина по кличке Горе, человека с незаурядным характером – это сюжет киноповести:
Б. «Печки-лавочки»»; | В. «Точка зрения». |
По сценариям В.М. Шукшина были сняты фильмы. Из предложенного списка выберите рассказ, который не экранизировали:
Б. «Живет такой парень | В. «Конец Любавиных». |
КЛЮЧ:
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
А,Б,В | Б | Б | А | В | А,Б,В | Б | В | А | А |
Творчество В.М.Шукшина (вариант III)
(по произведению В.М.Шукшина «Одни»)
Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:
В доме Калачиковых жил неистребимый крепкий запах выделанной кожи, вара и дегтя. Дом был большой, светлый. Когда-то он оглашался детским смехом; потом, позже, бывали здесь и свадьбы, бывали и скорбные ночные часы нехорошей тишины, когда зеркало завешено и слабый свет восковой свечи – бледный и немощный – чуть-чуть высвечивает глубокую тайну смерти. Много всякого было. Антип Калачиков со своей могучей половиной вывел к жизни двенадцать человек детей. А всего было восемнадцать.
Облик дома менялся с годами, но всегда неизменно оставался рабочий уголок Антипа – справа от печки, за перегородкой. Там Антип шил сбруи, уздечки, седелки, делал хомуты. И там же, на стенке, висела его заветная балалайка. Это была страсть Антипа, это была его бессловесная глубокая любовь всей жизни – балалайка. Антип мог часами играть на ней, склонив набочок голову, и непонятно было: то ли она ему рассказывает что-то очень дорогое, давно забытое им, то ли он передает ей свои неторопливые стариковские думы. Он мог сидеть так целый день, и сидел бы, если бы не Марфа. Марфе действительно нужно было, чтобы он целыми днями только шил и шил: страсть как любила деньги, тряслась над копейкой. Она всю жизнь воевала с Антиповой балалайкой. Один раз дошло до того, что она в гневе кинула ее в огонь, в печку. Побледневший Антип смотрел, как она горит. Балалайка вспыхнула сразу, точно берестинка. Ее стало коробить… Трижды простонала она почти человеческим стоном – и умерла.
Антип пошел во двор, взял топор и изрубил на мелкие кусочки все заготовки хомутов, все сбруи, седла и уздечки. Рубил молча, аккуратно. На скамейке. Перетрусившая Марфа не сказала ни слова. После этого Антип пил неделю, не заявляясь домой. Потом пришел, повесил на стенку новую балалайку и сел за работу. Больше Марфа никогда не касалась балалайки. Но за Антипом следила внимательно: не засиживалась у соседей подолгу, вообще старалась не отлучаться из дому. Знала: только она за порог, Антип снимает балалайку и играет – не работает.
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:
Б) повесть, | В) быль, | Г) роман. |
А2. Какое место занимает фрагмент в произведении?
В) является кульминацией сюжета, Г) является экспозицией. |
А3. Главной темой данного фрагмента является:
В) любовь Антипа к балалайке, Г) жизнь и смерть. |
А4. Какую форму повествования в произведении В.М.Шукшина «Одни»?
В) рассказ в рассказе, Г) монолог. |
А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание жилища Калачиковых?
А) выявить в Антипыче отсутствие моральных и нравственных ориентиров,
Б) показать условия жизни героя и объяснить особую привязанность Антипа к балалайке,
В) украсить повествование,
Г) объяснить характер Антипа.
Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:
В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении: «Балалайка вспыхнула сразу, точно берестинка».
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: со слов «Облик дома менялся…» и далее.
В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Облик дома менялся…» выпишите словосочетание, которое характеризует отношение Антипа к балалайке.
В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Антип пошел во двор…» найдите эпитет, с помощью которого характеризуется Марфа, испугавшаяся разгневанного Антипа.
В5. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описание его действий (со слов: «Антип пошел во двор …»)
КЛЮЧ:
А2 | А3 | А4 | А5 | |
А | Г | В | Б | Б |
В2 | В3 | В4 | В5 | |
сравнение | интерьер | бессловесная глубокая любовь всей жизни | перетрусившая | поступок |
Использованная литература:
Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.
Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. — М.: Экзамен, 2008.