Тесты по творчеству В.М.Шукшина (10 – 11 классы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия








Тесты по творчеству В.М.Шукшина

10-11 класс




подготовила учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна












Чамзинка

2012

Пояснительная записка


Тест по творчеству В.М.Шукшина содержит вопросы о жизни и творчестве писателя.

К каждому вопросу даётся три варианта ответа.

Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству писателя в 10 — 11 классах .

Критерии оценивания:

«5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,

«4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,

«3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,

«2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок,






















Творчество В.М.Шукшина (вариант I)

  1. Годы жизни Василия Макаровича Шукшина:

    А. 1929 – 1974;

    Б. 1939 – 1984;

    В. 1919 – 1964.

  2. В.М.Шукшин родился:

    А. на Урале;

    Б. на Алтае;

    В. на Кавказе.

  3. В.М.Шукшин:

А. окончил школу с золотой медалью;

Б. сдал экзамены экстерном за три последних класса средней школы;

В. имел семилетнее образование.

  1. В.М.Шукшин работал:

    А. врачом;

    Б. механизатором;

    В. учителем.

  2. В.М.Шукшин окончил:

    А. институт кинематографии;

    Б. литературный институт;

    В.театральный институт.

  3. Первая книга рассказов Шукшина называлась:

    А. «Странные люди»;

    Б. «Сельские жители»;

    В. «Горожане».

  4. Шукшин находился под воздействием творческой личности:

    А. А.Т.Твардовского;

    Б. А.И.Солженицына;

    В. М.А.Шолохова.

  5. Какое произведение не принадлежит Шукшину:

    А. «Калина красная»;

    Б. «Живёт такой парень»;

    В. «Компромисс».

  6. Герои-«чудики» — это:

А. художественная фантазия писателя;

Б. замечательнейшее открытие писателя;

В. творческая интерпретация писателя.

  1. Критик Л.Анненский посчитал началом «настоящего» Шукшина его рассказ:

А. «Обида»;

Б. «Чудик»;

В. «Сапожки».


КЛЮЧ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

Б

В

А

Б

В

В

Б

Б








Творчество В.М.Шукшина (вариант II)

  1. Кем был В.М. Шукшин:

    А. писателем;

    Б. драматургом;

    В. режиссером.

  2. Фамилия Шукшина происходит от слова «шукша», что значит:

А. волокна, остающиеся от трепания и чесания липы;

Б. волокна, остающиеся от трепания и чесания льна;

В. волокна, остающиеся от трепания и чесания хлопка.

  1. Сколько было Шукшину лет, когда его отец Макар, был арестован и уничтожен как кулак, враг народа:

    А. 1 год;

    Б. три года;

    В. шесть лет.

  2. Со скольки лет работал Шукшин в колхозе?

    А. с шести;

    Б. десяти;

    В. с пятнадцати.

  3. Когда юный Шукшин впервые побывал на базаре, то окончательно решил стать

    А. продавцом;

    Б. грузчиком;

    В. жуликом.

  4. Кем работал Шукшин?

    А. учителем;

    Б. грузчиком;

    В. маляром.

  5. В.М.Шукшин окончил:

    А. институт кинематографии;

    Б. литературный институт;

    В.театральный институт.

  6. Первая книга рассказов Шукшина называлась:

    А. «Странные люди»;

    Б. «Горожане»;

    В. «Сельские жители».

  7. Сюжет освобождения от тюрьмы вора-рецидивиста Егора Прокудина по кличке Горе, человека с незаурядным характером – это сюжет киноповести:

    А. «Калина красная»;

    Б. «Печки-лавочки»»;

    В. «Точка зрения».

  8. По сценариям В.М. Шукшина были сняты фильмы. Из предложенного списка выберите рассказ, который не экранизировали:

А. «Дядя Ермолай»

Б. «Живет такой парень

В. «Конец Любавиных».


КЛЮЧ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А,Б,В

Б

Б

А

В

А,Б,В

Б

В

А

А







Творчество В.М.Шукшина (вариант III)

(по произведению В.М.Шукшина «Одни»)

Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:


В   доме   Калачиковых   жил   неистребимый   крепкий   запах  выделанной кожи, вара и дегтя. Дом был большой, светлый. Когда-то он оглашался детским смехом; потом, позже, бывали здесь и свадьбы, бывали и скорбные ночные часы нехорошей тишины, когда зеркало завешено и слабый свет восковой свечи – бледный и немощный – чуть-чуть высвечивает глубокую тайну смерти. Много всякого было. Антип Калачиков со своей могучей половиной вывел к жизни двенадцать человек детей. А всего было восемнадцать.

Облик дома менялся с годами, но всегда неизменно оставался рабочий уголок Антипа – справа от печки, за перегородкой. Там Антип шил сбруи, уздечки, седелки, делал хомуты. И там же, на стенке, висела его заветная балалайка. Это была страсть Антипа, это была его бессловесная глубокая любовь всей жизни – балалайка. Антип мог часами играть на ней, склонив набочок голову, и непонятно было: то ли она ему рассказывает что-то очень дорогое, давно забытое им, то ли он передает ей свои неторопливые стариковские думы. Он мог сидеть так целый день, и сидел бы, если бы не Марфа. Марфе действительно нужно было, чтобы он целыми днями только шил и шил: страсть как любила деньги, тряслась над копейкой. Она всю жизнь воевала с Антиповой балалайкой. Один раз дошло до того, что она в гневе кинула ее в огонь, в печку. Побледневший Антип смотрел, как она горит. Балалайка вспыхнула сразу, точно берестинка. Ее стало коробить… Трижды простонала она почти человеческим стоном – и умерла.

Антип пошел во двор, взял топор и изрубил на мелкие кусочки все заготовки хомутов, все сбруи, седла и уздечки. Рубил молча, аккуратно. На скамейке. Перетрусившая Марфа не сказала ни слова. После этого Антип пил неделю, не заявляясь домой. Потом пришел, повесил на стенку новую балалайку и сел за работу. Больше Марфа никогда не касалась балалайки. Но за Антипом следила внимательно: не засиживалась у соседей подолгу, вообще старалась не отлучаться из дому. Знала: только она за порог, Антип снимает балалайку и играет – не работает.


А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент:

А) рассказ,

Б) повесть,

В) быль,

Г) роман.

А2. Какое место занимает фрагмент в произведении?

А) является кульминацией сюжетного действия,

Б) завершает повествование,

В) является кульминацией сюжета,

Г) является экспозицией.

А3. Главной темой данного фрагмента является:

А) судьба Марфы и Антипа,

Б) быт семьи Калачиковых,

В) любовь Антипа к балалайке,

Г) жизнь и смерть.

А4. Какую форму повествования в произведении В.М.Шукшина «Одни»?

А) повествование от первого лица,

Б) повествование от третьего лица,

В) рассказ в рассказе,

Г) монолог.

А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание жилища Калачиковых?

А) выявить в Антипыче отсутствие моральных и нравственных ориентиров,

Б) показать условия жизни героя и объяснить особую привязанность Антипа к балалайке,

В) украсить повествование,

Г) объяснить характер Антипа.


Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:

В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении: «Балалайка вспыхнула сразу, точно берестинка».

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: со слов «Облик дома менялся…» и далее.

В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Облик дома менялся…» выпишите словосочетание, которое характеризует отношение Антипа к балалайке.

В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Антип пошел во двор…» найдите эпитет, с помощью которого характеризуется Марфа, испугавшаяся разгневанного Антипа.

В5. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описание его действий (со слов: «Антип пошел во двор …»)


КЛЮЧ:

А1

А2

А3

А4

А5

А

Г

В

Б

Б


В1

В2

В3

В4

В5

сравнение

интерьер

бессловесная глубокая любовь всей жизни

перетрусившая

поступок






Использованная литература:

  1. Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.

  2. Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

  3. Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

  4. Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. — М.: Экзамен, 2008.


Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «С.В. Михалков «Новогодняя быль»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: