МОУ «Наумовская средняя общеобразовательная школа» ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ТЕСТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ» Учитель русского языка и литературы: Фогель Наталья Геннадьевна 2005 год
Введение. Актуальность темы «Тесты в системе обучения как одна из форм контроля»
Система тестирования по литературе.
Тестовый контроль знаний по русскому языку.
Формы тестовых заданий. Оценка результатов тестов.
Литература.
Огромная заслуга тестов состоит в том,
что они позволяют обычный ответ ученика
«так мне кажется» заменить словами
«я это знаю» или «я это не знаю».
I. В современной педагогике как для научных, так и для практических целей широко применяется метод тестирование.
Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учеников, определять параметры педагогического процесса.
Тест – это система заданий специфической формы возрастающей трудности, позволяющие оценить структуру и измерить уровень знаний по определенной учебной дисциплине.
От других методов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.
Уже начиная с начальной школы учителя используют тесты успеваемости. Широко применяются, кроме того, тесты элементарных умений, таких, как чтение, письмо, а также различные тесты для диагностики уровня обученности и развития – школьной зрелости, степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам и т.д.
Тест как нетрадиционная форма опроса давно уже завоевал популярность среди учителей, стремящихся разнообразить учебный процесс. Больше всего он приемлем на этапе проверки знаний. Учитель без труда может составить зачетный тест по пройденному материалу в считанные минуты. Относительно небольшой по формату, несложный в оформлении, он облегчает процедуру опроса как для учителя, так и для учащихся, позволяет экономно расходовать отведенное на урок время и опросить намного больше учеников, чем при проведении обычного устного опроса.
В своей практике, в практике учителя русского языка и литературы, я относительно давно использую метод тестирования на этапе закрепления или контроля знаний.
Я не случайно выбрала тему по самообразованию «Тесты в системе обучения как одна из форм контроля»», так как актуальность этой темы несомненна, ведь преподавая в старших классах, основная работа ведется по планомерной и целенаправленной подготовке к ЕГЭ как по русскому языку, так и по литературе.
II. Литература – уникальный учебный предмет.
Как любая друга школьная наука, она вооружает учащихся определенными знаниями. Это в первую очередь теоретико- и историко-литературные знания, позволяющие войти в художественный мир писателя, осознать место его творчества в литературном процессе. Учащиеся должны знать содержание изученных произведений, факты жизни и основные вехи творчества писателей, оценки изученного в критике, владеть специальной литературоведческой терминологией.
Но в отличие от других учебных дисциплин, предметом изучения в литературе является произведение искусства. Литература вводит учащихся в мир прекрасного, воспитывает потребность в чтении, учит понимать художественное слово, а вслед за этим – понимать жизнь.
Изучить литературу, сделать мысли и чувства писателей своим личным достоянием – значит, прежде всего, внимательно, с интересом читать литературные произведения. Ведь все задания, предполагаемые на экзамене, предполагают, что выпускник – вдумчивый читатель. Что он откликается на общий смысл произведения, понимает мотивы поведения и отношений героев, видит образный характер изображенного, чуток к художественному слову, существенной подробности, авторской мысли.
Как помочь учащимся готовиться к экзамену?
Прежде всего, на первом этапе, необходимо организовать домашнее чтение программных произведений, и не пособий, а самих произведений русской классики, формировать, контролировать процесс чтения, пробуждая интерес к произведениям, вместе с учащимися анализировать художественное произведение.
Контроль может осуществляться:
в виде заданий, проверяющих знание содержания произведений;
в виде вопросов, выявляющих понимание прочитанного;
в виде сочинений разных жанров.
В выпускном классе необходимо организовывать повторение ранее изученного, вновь привлекая внимание учащихся к тексту произведений. Это возможно на основе историко-литературных и тематических связей. Одной из возможных форм проверки прочитанного может стать система тестовых заданий по произведениям курса.
На уроках я использую различные виды тестов, они различаются по сложности, внешнему оформлению и формату. Сложность теста определяется его содержательной структурой. Это прежде всего формулировка вопросов и наличие таких вариантов ответов, где, к примеру, учащимся необходимо своими словами дополнить или закончить начатое высказывание. Поэтому учителю необходимо научить учащихся понимать поставленный вопрос и четко отвечать на него, формулировать тезисы, обосновывающие собственное мнение, опираясь на текст произведения, реалии исторической эпохи и авторскую позицию.
Наиболее распространенной формой, которую я применяю на этапе проверки знаний, является тест, где к каждому вопросу предлагается несколько вариантов ответов, часть из которых заведомо неправильные и явно аналогичные, что само по себе упрощает процедуру тестирования.
По оформлению можно использовать обычный тест и тест трафаретной структуры. Главное отличие последнего состоит в том, что при проверке учителю достаточно приложить заранее заготовленный трафарет с вырезанными на месте правильных ответов клеточками, чтобы оценить правильность выполнения теста.
а | б | в | г | |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
Желательно, чтобы все вопросы содержали одинаковое количество вариантов ответов. Тесты трафаретной структуры удобны при проведении зачета по нескольким изученным темам, так как могут содержать большое количество вопросов.
В школьной практике, как правило, основное внимание уделяется проверке знаний учащихся – это наиболее простой, конкретный и разработанный компонент литературного образования.
Многочисленные тесты по литературе, выпущенные за последние годы, помогают организовать проверку именно этого аспекта литературной подготовленности учащихся.
Из виду выпускаются такие факторы, как глубина обобщения, умение видеть детали и воссоздавать по ним целостный образ, формировать самостоятельное суждение о прочитанном, — а ведь именно они являются критериями литературного развития школьников.
Поэтому наряду с проверочными заданиями, предполагающими наличие одного единственного правильного ответа, я включаю и задания проблемного, творческого характера. Только такое сочетание заданий разного типа отвечает специфике литературы как учебного предмета.
Например.
При проведении теста по «Русским народным сказкам» в 5 классе я включаю следующие задания:
Назовите героя, его помощников и вредителей из сказки «Василиса Прекрасная».
Продолжите ряд устойчивых сказочных формул. В некотором царстве, в некотором государстве; жили-были; по усам текло, а в рот не попало…
Продолжите ряд постоянных эпитетов, используемых в русских народных сказках. Гуси-лебеди; серый волк…
В 6 классе при изучении Мифов Древней Греции:
Почему мы так говорим? Олимпийское спокойствие; яблоко раздора; сизифов труд.
Как вы понимаете строки:
…И память юного поэта
Поглотит медленная Лета…
Так постепенно, от класса к классу, задания более совершенствуются и усложняются.
К концу 11 класса учащиеся уже могут давать прямой развернутый ответ на вопрос.
Необходимо обратить внимание учащихся, что ответ на проблемный вопрос отличается от традиционного сочинения тем, что он лаконичный, емкий, конкретный.
Например:
Почему И. Бунин считает, что любовь – «краткий гость на земле» (по рассказам «Чистый понедельник», «Темные аллеи»)?
Как вы думаете, почему роман М. Булгакова назван «Мастер и Маргарита»?
Отвечая на него, учащийся должен высказать версию решения предложенной проблемы, обосновать свою точку зрения, обращаясь к тексту (по памяти), анализируя средства художественной изобразительности.
Анализируя фрагмент литературного произведения или стихотворение, учащийся должен сформулировать общий смысл изображенного, показать, как авторская мысль выражена средствами художественной формы. Только систематическое проведение работ такого типа развивает художественное мышление, формирует навыки литературного анализа.
Для всех видов проверочных работ предусмотрено два варианта разной степени сложности, что позволяет мне выбрать нужный материал с учетом степени подготовленности учащихся. Тесты используются как при изучении основных тем школьной программы, так и при обобщающем повторении пройденного материала. Задания более сложного варианта, кроме того, могут быть использованы при проведении факультативных занятий, конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад по литературе.
Закреплению знаний служат контрольные и проверочные задания, но вместе с тестами они помогут учащимся подготовится к зачетной работе, контрольному опросу, учитель же имеет возможность проконтролировать уровень знаний, установить степень овладения темой, подвести учащихся к выполнению итоговой работы – написанию сочинений.
Тестированные задания на уроках литературы нацелены на проверку знаний биографического и историко-культурного контекста изучаемых произведений, знания и понимания текста конкретного произведения, усвоения основ теории литературы и умения грамотно пользоваться литературоведческой терминологией.
III. Требования государственного стандарта формировать коммуникативную компетенцию учащихся предполагают развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты. Успех во многом зависит от способности, речевой и общей культуры учащихся, однако многое зависит от учителя русского языка. Речевые навыки нужно отрабатывать специально, опираясь на изученный грамматический материал, систематически, проявляя настойчивость. Только в таком случае можно получить ощутимый результат.
Цель моей работы заключается в том, чтобы дать возможность учащимся выпускных классов потренироваться в выполнении таких видов заданий, которые включаются в ЕГЭ по русскому языку, проверить себя по всем темам школьного курса и тем самым подготовиться к предстоящим экзаменам по предметам.
Всю работу я начинаю вести в системе от более легких заданий к более трудным, что помогает в подготовке учащихся, начиная с 5 класса, к будущим испытаниям. Содержание используемых мною тестов соответствуют требованиям к подготовке школьников по русскому языку, зафиксированным в нормативных документах.
В своей работе я использую задания разных типов:
задания с выбором ответа;
задания с кратким ответом;
задания с развернутым ответом
По содержанию эти тесты охватывают все основные разделы курса русского языка, они используются для проверки знаний учащихся, понимания изученного материала, способности опознавать языковые единицы, классифицировать их, выявлять соответствие или несоответствие языковым нормам.
В заданиях с выбором ответа необходимо выбрать из четырех предложенных ответов правильный. Например:
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
и…подтишка, в..бираться, бе..словесный
пр..глушить, пр..бираться, пр..школьный
без..мянный, на..менование, из..мать (из оборота)
раз..езд, в..юга, из..ян.
Правильный ответ 2 – во всех словах в приставках пропущена буква И.
Задания с кратким ответом требуют умения самостоятельно дать ответ и оформить его кратко, в виде слова, словосочетания или в виде цифры. Необходимо вспомнить соответствующий термин, найти в тексте нужное слово или конструкцию. В заданиях с кратким ответом для анализа предъявляется языковой материал в комплексном варианте в виде текста. По сути, все задания этого типа представляют собой разные варианты анализа текста – смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой.
Например:
Назовите часть речи, к которой принадлежит слово думающий. Ответ: причастие.
Найдите в тексте сложное предложение, в составе которого есть одно безличное (нужно указать номер предложения).
Выпишите из первого абзаца текста порядковое числительное (подчинительный союз, междометие и др.) (нужно выписать указанную часть речи).
Укажите, к какому типу речи относится текст (нужно указать тип речи: повествование, описание, рассуждение); и т. д.
Задание по тексту с развернутым ответом является, конечно, самым сложным. Учащимся предлагается написать сочинение-рассуждение, выражая свое отношение к проблеме, затронутой автором. Но именно это задание проверяет умение анализировать содержание исходного текста, точно и последовательно излагать свои мысли, использовать разнообразие грамматических форм и лексическое богатство русского языка. Монологическое высказывание дает информацию о том, как школьник владеет нормами современного литературного языка, в том числе орфографическими и пунктуационными.
Без планомерной и целенаправленной работы подготовка к экзамену невозможна. Поэтому весь учебный материал необходимо систематизировать, выделить в нем главное, чтобы предупредить возможные ошибки.
В своей практике при изучении каждого раздела русского языка в каждом классе я обязательно предлагаю учащимся многочисленные практические задания, которые помогают им овладеть навыками грамотного письма, повысить общую речевую культуру, а система тестирования позволяет детям подготовиться к зачетной работе, опросу, а учитель имеет возможность получить срез знаний, установить картину овладения темой, выявить типичные ошибки, провести коррекцию.
По разделу «Фонетика. Графика» используются задания, проверяющие умение различать звук и букву. Учащиеся должны помнить, что в русском языке одна и та же буква может обозначать несколько различных звуков; поэтому им необходимо знать основные правила произношения.
Например:
В каком слове звуков больше, чем букв?
В каком слове все согласные твердые (мягкие)?
В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?
Написание какого слова не расходится с произношением.
Для проверки умения проводить морфемный анализ слов нужно обратить внимание учащихся на определение состава таких частей речи, как деепричастие, наречие, так как дети забывают о том, что это неизменяемые слова, в которых нет окончания; в глаголах прошедшего времени не выделяют отдельно суффикс прошедшего времени –л и суффикс неопределенной формы.
Например:
Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
Назовите способ образования слова…
Раздел «Лексика. Фразеология. Культура речи». Большая работа проводится по обогащению словарного запаса учащегося, правильно ли он понимает слова русского языка, поэтому нужно чаще обращаться к толковому словарю.
Например:
В каком словосочетании слово… употреблено в переносном значении?
Выберите фразеологизм, имеющий значение…
Выпишите антонимы (синонимы) из предложения… .
Раздел «Морфология». Здесь учащимся предлагаются тесты на уровне умения опознавать знаменательные и служебные части речи. Ученики должны знать перечень частей речи, уметь определять принадлежность слова к той или иной части речи, особенно смешиваемых грамматических форм: прилагательных и причастий в полной форме; кратких прилагательных, кратких страдательных причастий и наречий.
Например:
У какого слова неправильно определены морфологические признаки?
У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?
Задания по разделу «Синтаксис» проверяют, умеют ли учащиеся выделять в предложении словосочетания и определять тип связи слов (согласование, управление, примыкание). Эти задания требуют от учащихся обширных знаний и умений работать с текстом.
Учащимся предлагается много тестов со следующими заданиями: нужно, например, указать номер предложения, в котором употреблено составное глагольное сказуемое; найти среди указанных предложений сложное предложение, одна часть которого является односоставным предложением; определить количество простых предложений в составе сложного; вид придаточного предложения; способ соединения нескольких придаточных предложений и т.д.
Много тестов проводится по разделу «Орфография». В них входят задания на основные правила правописания корней, окончаний имен и глаголов, приставок, суффиксов, слитные, раздельные и дефисные написания.
Такие задания помогают определить, обладает ли школьник орфографической зоркостью, способен ли замечать орфограммы в словах текста.
Например:
В каком ряду во всех словах пропущена буква Ь?
В каком ряду во всех словах пишется буква А?
В каком ряду пишется удвоенная НН?
В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
В разделе «Пунктуация» проверяется умение учащихся расставлять знаки препинания, для этого подробно изучается структура предложения. Учащиеся тренируются в выполнении заданий, где нужно расставить знаки препинания:
между подлежащим и сказуемым;
в сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном сложном предложении;
в предложении с прямой речью и др.
Морфологические нормы – это нормы образования форм различных частей речи. Ученикам предлагаются тесты, в которых есть задания, проверяющие правильность образования форм родительного и именительного падежей множественного числа имен существительных, формы родительного падежа числительных, формы сравнительной и превосходной степени имен прилагательных, формы непродуктивных глаголов с чередованием в корне (ляг, сотрем) и т. п.
Например:
В каком ряду есть нелитературная форма родительного падежа множественного числа существительного?
абрикосов, цапель, отряд драгун, чулок;
центнеров, калмыков, сумерек, чучел;
туфель, простыней, пять драгунов, вафель;
яблок, болгар, усадеб, побережий.
(Ответ: 3)
Синтаксические нормы – это нормы построения словосочетаний, простых и сложных предложений.
Учащиеся очень часто допускают ошибки при управлении и согласовании в словосочетаниях, при согласовании подлежащего и сказуемого, неправильно строят предложения с однородными членами. В сложном предложении часто допускают ошибки в выборе союзов, союзных слов, указательных слов, связывающих главное и придаточное предложения. Чтобы устранить имеющиеся недостатки я предлагаю детям задания на синтаксическую норму:
Укажите предложение с грамматической ошибкой (неправильно построенное).
Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).
Выберите грамматически правильное продолжение предложения (начало предложения – деепричастный оборот).
Большая работа, проводимая с учащимися, связана с анализом текста. Прежде чем предложить ученикам тест, выполняются различные задания, которые являются одними из сложных. Работа ведется по следующим разделам:
Упражнения при работе над основными понятиями текста.
Например:
Попробуйте продолжить следующие предложения, записывая их в тетрадь.
-Текст – это…
-Тема текста – это…
Основная мысль – это…
К признакам текста относятся …
Предложения в тексте связываются …и …
Существуют три типа текстов: …, … и … и т. д.
Упражнения на формирование умений учащихся определять типы и стили речи.
Учащимся предлагаются псевдотексты, составленные из отрывков известных художественных произведений, учебников по разным школьным дисциплинам, научно-популярных статей. Такие задания повышают мотивацию к учению, уровень осмысления языковых единиц, эффективность освоения программного материала. Для удобства работы псевдотекст должен быть у каждого ученика, небольшие по объему задания записываются на доске. В ходе обсуждения ребята выбирают предложения, принадлежащие лишь к одному конкретному автору и имеющие отношение к одному конкретному тексту.
Основная цель таких аналитико-синтаксических упражнений для ученика состоит в овладении умениями практически выделять стилистически единые отрывки произведений.
Упражнения на понимание прочитанного.
(По методике Н. Шапиро)
Такие упражнения приучают учащихся внимательному, вдумчивому чтению. Упражнения состоят из текста и нескольких истинных и ложных утверждений, находящихся на другой стороне листа. Учитель определяет время, которое нужно для того, чтобы прочитать 2-3 раза текст, ученики переворачивают листок и читают утверждения, действуя по заданию: выписывают номера правильных и неправильных утверждений, сортируют утверждения. Эти упражнения можно выполнять с 5 класса. Впоследствии тексты можно использовать для контрольного списывания, разных видов изложения, комплексного анализа.
Упражнения на восстановление разнообразных синтаксических конструкций.
(По методике Н. Шапиро)
Упражнение на восстановление разнообразных синтаксических конструкций помогут сформировать умение грамотно строить текст, использовать разнообразные по структуре предложения, избежать повторов. Каждое упражнение – это «испорченный» текст, который мог быть интересным по содержанию, но выглядит смешным из-за навязчивых повторений и обрубленных предложений. Внизу должно быть записано задание, как исправить текст:
устранить ненужные повторы, употребив предложения с однородными членами;
объединить простые предложения в сложные, используя союзы;
вставить на месте пропусков слова;
вставить, где нужно, слова.
Первые упражнения нужно выполнять вместе с учениками, показать им последовательность действий. Потом учащиеся должны записать исправленный текст и выполнить сопутствующие задания:
найти определенные орфограммы и пунктограммы;
сделать различные виды разбора;
определить тип, стиль речи, тип связи между предложениями и др.
Например:
Элли подбежала к двери. Элли распахнула дверь. Элли вскрикнула от удивления.
Задание: соедините три предложения в одно с однородными сказуемыми. Используйте союз И. Устраните ненужный повтор. Запишите в исправленном виде.
Текст-оригинал. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.
Работа с такими заданиями поможет лучше справиться с третьей частью текста, предложенного на экзамене, так как в сочинении нужно не только высказать свою точку зрения по поводу затронутых в прочитанном тексте проблем, но и оценить речевое оформление этого текста: отметить наиболее яркие языковые средства, позволившие автору точно и выразительно передать свои мысли и чувства.
IV. Использование тестов на уроках позволяет мне проверить:
знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
речеведческие знания – текст, типы речи, стили речи, использование языковых средств;
специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
орфографическую и пунктуационную грамотность;
владение нормами литературного языка: орфографическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими;
умение анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;
умение создавать текст.
В заключении хотелось бы сказать о форме используемых мной тестовых заданий и оценивании результатов тестов.
Закрытая форма тестового задания.
Основной показатель: есть готовый ответ.
Указание: включать правдоподобные ответы, равнопривлекательные, с одним основанием для деления.
Структура тестового задания закрытого типа:
Обвести номер правильного ответа;
Задание пишется в виде утверждения очень кратко;
Ответы должны быть немногословны, понятны учащимся;
Оценка: за правильный ответ – 1 балл, неправильный –0 баллов.
Открытая форма тестового задания (т.е. ответов нет).
Инструкция: задания пишутся кратко, в именительном падеже. Ответ подписывается.
Оценка: за правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов
Рекомендация: ключевое слово должно быть первым.
Тестовое задание на определение соответствия.
1 а
2 б
3 в
4 г
5 д
Ответов должно быть больше, чем в левом столбце.
Оценка: за правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.
Задание на установление правильной последовательности.
Инструкция: установить правильную последовательность.
Задания пишутся в именительном падеже.
Оценка: правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.
Текстовые задания.
Проверить знание учащимися текста.
Например: Имя существительное – это …, обозначает …, отвечает на вопросы кто? или что? и является в предложении… .
Оценка: за правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.
Тематическое тестовое задание.
Включает в себя все виды тестового контроля.
10 заданий – «5»
8-9 заданий – «4»
6-7 заданий – «3»
меньше – «2»
Расчет СОУ – степень обученности учащихся.
Результаты: до 39% — низкий уровень
39% – 64% — средний уровень
более 64% — высокий уровень
ЛИТЕРАТУРА
Вялкова Г.М., Сивокозова Т.Ф. Русский язык. Варианты контрольно-проверочных тестов. – Волгоград: Учитель, 2004.
Красновский Э.А. и др. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Литература.– М.: Интеллект-Центр,2004.
Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М., «Интеллект-центр», 2001.
Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… — Волгоград: Учитель – АСТ, 2002.
Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 классы. – М.: «Издательство Астрель», 2000.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Сивокозова Т.Ф. Русский язык: система подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом. Упражнения повышенной сложности. – Волгоград: Учитель, 2005.
Сивокозова Г. Ф., Сидоркина О.А. Варианты контрольно-проверочных тестов и заданий с ответами для ЕГЭ по литературе. – Волгоград: Учитель, 2005.