ТЕМА УРОКА:
Творческая история романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
ХОД УРОКА:
Оргмомент.
Проверка домашнего задания
Расскажите о наиболее трагических событиях в жизни Достоевского
Каковы взгляды писателя, его мировоззрение?
Работа по теме урока
История создания романа.
Возможно, еще на каторге, в остроге, куда Достоевский был брошен в 1850 году как государственный и политический преступник, у Достоевского зародилась мысль написать роман о об идейном преступнике, разрешившем себе «кровь по совести».
Мучила Достоевского и мысль о людях-Наполеонах, присвоивших себе право обрекать на гибель миллионы людей.
В то время, в 60-ые годы, много говорили о Наполеоне. Одни считали его героем, другие связывали с его именем преступления.
Замысел, тема и сюжет романа сложились у Достоевского не сразу. В июне 1865 года Достоевский писал Краевскому, редактору журнала «Отечественные записки»: « Роман мой называется «Пьяненькие» и будет в связи с теперешним вопросом о пьянстве.»
По-видимому, главным героем должен стать человек, подобный Мармеладову.Но во второй половине 1865 года Достоевский оставляет работу над романом «Пьяненькие» и принимается за работу над произведением, которое в одном из писем назвал «психологическим отчетом одного преступления». Видимо, речь шла о романе «Преступление и наказание».
Не сразу определилась и форма произведения: Достоевский хотел писать от имени героя, в форме дневника, исповеди или воспоминаний. Конец романа тоже не был известен: то герой бежал за границу, то Раскольников идет застрелить себя.
В конце 1965 года , написав ролман, Достоевский уничтожил его, сжег и начал все сначала. В 1866 году роман был напечатан.
1866 год – особый год: 4 апреля произошло покушение Дмитрия Каракозова на царя Александра II. После этого реакционные круги решили расправиться со всем передовым. Начался период поголовных арестов. А.И.Герцен в «Колоколе» писал: « …Вся Россия находится чуть ли не на военном положении; аресты, обыски и пытки идут беспрерывно; никто не уверен в том, что он завтра не попадет под страшный Муравьевский суд.»
Зверствовала цензура. Закрыты «Современник» и « Русское слово». Закрываются учебные заведения, отсеиваются студенты, ссылаются в армию.
«Срамное время для России», — писал А.И.Герцен.
Писатель Достоевскийс тскренним сочувствием относится к участникам революционного движения, которые , по его словам, « беззаветно обратились в нигилизм во имя чести, правды, истинной пользы.»
НО в полемике 60-х годов Достоевский оказался в лагере идейных противников Чернышевского. Роман «Преступление и наказание» был откликом на споры и на роман Н.г.Чернышевского «Что делать?». Достоевский спорил с Чернышевским о пути развития жизни. Он не принимал революционного пути и призывал к смирению, покорности.
В этом полемичность романа,
Годы реакции сыграли роковую роль в судьбе Раскольникова.
Герой романа – Раскольников- герой своего времени. Он ищет пути обновления общества . Но встает на неправильный путь – путь преступления, убийства. Он создает свою теорию о том, что человечество состоит из «избранных», которым все дозволено, и «обыкновенных», назначение которых в том, чтобы быть послушными.
Правильна ли она, эта теория?
Ответ мы найдем в романе.
Отношение современников. Одни писали, что это развенчание всего революционного движения. Писарев: «Теория Раскольникова не имеет ничего общего с идеями…современно развитых людей».
Религиозные взгляды Достоевского, его утверждение, что счастье покупается страданием, призыв к покорности – все это вызвало осуждение передовой критики. И в то же время она отмечала в романе правдивую картину жизни обездоленных, поразительное умение писателя изображать душевную жизнь человека, гуманизм Достоевского.
??? Вы прочитали роман. Какое впечатление он поизвел на вас?
( ответы учащихся)
В романе мы найдет ответы на самые трудные вопросы:
В чем вина и в чем трагедия Раскольникова?
Как и в чем проявился гуманизм Достоевского?
Является ли преступление выходом из тяжелого положения?
В чем сила наказания – в наказании судом или наказании совестью?
Домашнее задание:
1. прочитать 1, 2 главы романа, подобрать материал на тему « Каковы условия жизни людей?» ( образ Петербурга в романе «Преступление и наказание») ч1 гл.1,2,4,5