Творческий проект по литературному чтению «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»

Ростовский областной институт ПК и переподготовки работников образования








Творческий проект



«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников на уроке литературного чтения»












Выполнена слушателем курса ПК

учителем начальных классов

МБОУ «Базковская СОШ»

Щебуняевой Л.Л.














2013 г.

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе, при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Конечно, к моменту поступления в школу ребёнок уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности младших школьников весьма  различен, но в основном далёк от желаемого.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства.

И приобретения эти осуществляются в том числе на уроках русского языка и литературного чтения.

Коммуникативный блок входит в состав основных видов универсальных учебных действий.  Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или составляющих:

  • коммуникативная способность;

  • коммуникативное знание;

  • коммуникативные умения.

Коммуникативная способность — природная одарённость человека в общении, с одной стороны, и коммуникативная производительность с другой.

Коммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в моём исполнении.

Одним из важнейших умений современной личности, на мой взгляд, являются коммуникативные компетенции. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.  Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных компетенций учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.

Главная цель активизации общения – формирование коммуникативной активности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности.

Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако, основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Современная педагогика подчеркивает важность формирования всех видов речевой деятельности учащихся, определяющих способность осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия речевого общения (умения говорить и писать).

Сегодня в методику преподавания введены понятия компетенций: языковой, коммуникативной, речевой, лингвострановедческой, правописной. Остановимся на коммуникативной компетенции как необходимом условии формирования разных видов речевой деятельности.


Коммуникативная компетенция — это способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, аудировании. Коммуникативные умения и навыки связаны с организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами, с одной стороны, а с другой,- в соответствии с социальными нормами речевого поведения. Практическая цель — формирование навыков общения — выдвигается при этом на первый план.

Важность этого отмечал психолог А.Н.Леонтьев: «Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, быстро и правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно будет неэффективным».

В основном требования коммуникативной направленности предъявляются к урокам русского языка, но уроки литературы тоже предоставляют широкие возможности для формирования и развития коммуникативных компетенций.

Изучение работ В.И.Капинос, Н.Н.Сергеевой, М.С.Соловейчик, Н.А.Пленкина позволило мне выделить общие коммуникативные умения, ведущие к выработке соответствующих навыков


Общие коммуникативные умения

Умение адекватно Умение раскрывать тему Умение собирать и

воспринимать и основную мысль текста систематизировать

устную и письменную материал на отдельную

речь тему



Умение пересказывать подробно, выборочно

сжато исходный текст.


Умение создавать тексты разных типов и стилей речи


Умение совершенствовать и редактировать

написанное


Основополагающими принципами данного опыта работы являются:

-учет индивидуальных особенностей данного возраста;

-системность;

-поэтапность;

-научность.

Новизна предусматривает использование на уроках литературного чтения упражнений по формированию коммуникативных умений через: обучение содержанию предмета, развитие прикладных исследовательских умений, развитие социально-коммуникативных умений, личностно ориентированный аспект учебной коммуникации. Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации.

Я расскажу о некоторых видах работы по формированию и развитию коммуникативных умений и навыков, которые я использую на уроках русского литературы

I. Формирование умения адекватно воспринимать устную и письменную речь начинается, прежде всего, с аудирования.

Психологи и лингвисты определили важные приемы работы по развитию умения слушать, воспринимать речь: запись фактов, составление плана и тезисов, конспектирование, кодирование информации и др. Важность данных приемов в том, что работа слуховых анализаторов подкрепляется моторным звеном: слушающий проговаривает про себя важнейшую информацию или фиксирует ее на письме.

Так на уроке литературного чтения я использую методический прием « Корзина понятий, имен» ( На доске портрет писателя, условный значок корзины с вопросом.)

-Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на портрет этого человека? ( Слова выписываются на доску.)



Предположительно это может быть такая схема:









Л.Н.Толстой.

писатель



рассказы басни сказки

разножанровый

Приведем логические цепочки, это поможет нам рассказать о человеке, который изображен на портрете.

Эти слова позволяют младшим школьникам сосредоточить внимание на основном, эффективнее слушать и понимать небольшую лекцию учителя, подсказывают приемы работы при аудировании.

На уроке литературного чтения, когда дети знакомятся с былиной, я выписываю на доску, а дети в тетрадь имена собственные:


Добрыня Никитич

Князь Владимир

Киев-град

Илья Муромец

Устно комментирую их. В результате учащиеся значительно легче воспринимают текст учебника, который для них достаточно сложен (и поэтому разбирается в классе с учителем), дольше удерживают внимание.

Адекватно воспринимать устную и письменную речь помогает объяснение значения незнакомых слов.

На уроке литературного чтения, читая былину (текст, которой сложен как для чтения, так и для осмысления), дети находят и помечают непонятные для них древнерусские слова

II. Умение раскрывать тему и основную мысль текста начинают формировать и развивать еще учителя начальной школы.

С понятием темы и основной мысли текста учащиеся знакомятся на уроках литературного чтения и на протяжении всех лет обучения в школе совершенствуют свои знания и умения.

Предлагаю учащимся следующее задание: «Определите тему текста. Понаблюдайте, из каких отдельных зарисовок складывается общая картина осени. Выделите микротемы, озаглавьте части текста, запишите план».

Осень пришла и завладела землей. Все сразу стало осенним.

В саду суетились синицы. Крик их походил на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.

Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетели на юг.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетевшей листвы. (По К.Г.Паустовскому).

На своих уроках по данному вопросу я использую еще и такие упражнения, как «Составление диафильма». Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа. Еще один вид работы это подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста, а так же составление планов и викторин к прочитанным произведениям.

Знание терминов «тема» и «основная мысль» текста, умение их определять развивается и совершенствуется в процессе работы над заголовком текста.


III. Развитию умения собирать и систематизировать материалы к устному и письменному высказыванию на определенную тему способствуют уроки, посвященные собиранию и систематизации материалов к сочинению.

Наиболее эффективной мне представляется поэтапная подготовка к сочинению. О сочинении сообщаю примерно за месяц до написания.

Этапы:

  1. Подготовительный. Сообщаю большую тему сочинения, а ученик выбирает к ней свою малую тему и составляет к ней план.( Например, большая тема «Весна», малые «Весна в лесу», «Ранняя весна»..)

  2. Сбор материала (экскурсии, работа с текстами, уроки ИЗО и музыки. Данный этап учит ребенка собирать информацию и работать с ней.

  3. Самостоятельная работа (написание)


Возможно использование и следующих заданий: составление характеристики персонажа, письменные ответы на вопросы, подбор (или анализ) пословиц, поговорок, загадок к прочитанным произведениям.


IV. Умение пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст формируется в начальной школе.

С точки зрения психологии речи изложение текста представляет собой сочетание двух типов речевой деятельности – восприятия чужого высказывания и его воспроизведения.

. Я предлагаю учащимся памятки для анализа пересказа.


Прежде всего, я знакомлю с Памяткой для анализа пересказа:

1.Выскажите общее впечатление о пересказе.

2.Охарактеризуйте полноту передачи содержания. Что пропущено? Что добавлено?

3.Вспомните начало пересказа, его окончание.

4.Определите, выражена ли в пересказе идея рассказа.

5.Охарактеризуйте речевые изменения при передаче текста, их достоинства и недостатки.

6.Остановитесь на выразительности выступления. Расскажите об интонации, ее соответствии передаваемому содержанию, ее искренности, о силе голоса.

7.Охарактеризуйте умение пересказчика держаться перед аудиторией: спокойствие, контакт с аудиторией, свобода в использовании языковых средств.

8.Сделайте общий вывод о пересказе. Дайте советы пересказчикам и слушателям.

Слова «пересказ» и «изложение» — синонимы, слово «пересказ» мы употребляем, говоря об устной речи, а «изложение» — когда имеем в ввиду письменную речь.

В моем классе учащиеся знакомятся со сжатыми пересказами, которые отражают сюжет произведения, его основную мысль, тему.


Пересказы русской народной сказки «Репка».

Сюжет сказки.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Захотел дед вытянуть репку, да не смог. И стали ему помогать бабка, внучка, Жучка, кошка. И тогда когда позвали мышку, они все вместе вытянули репку.

Основная мысль сказки.

В сказке говорится о том, что только все вместе: дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка – смогли вытянуть большую-пребольшую репку, которую посадил дед.

Тема сказки.

Эта сказка о репке, о том, как она была вытянута.

Школьники 3-4 классов любят подобную работу и с удовольствием пересказывают по аналогии сюжеты сказок Г.Х. Андерсена «Снежная королева», К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» и др.


V. Развитие умения создавать тексты разных типов и стилей речи подразумевает знакомство с теорией вопроса

Прежде всего детей необходимо познакомить с понятием текста, т.к. важнейшей характеристикой коммуникативно-ориентированного обучения языку является использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала.

Уже в начальных классах дети знакомы с признаками текста:

  • текст- это высказывание на определенную тему;

  • в тексте реализуется замысел говорящего;

  • текст – это законченное высказывание;

  • к тексту можно подобрать заголовок, передающий тему или основную мысль высказывания;

  • правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.


На своих уроках чтения предлагаю детям следующие работы с текстом:

— «Восстановить текст». Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки и кладется в конверт. Бригада из 2-3 человек восстанавливают текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из другого текста.

-На карточке напечатана часть текста, которую уже прочитали, но с пропущенными словами. Впиши по памяти недостающие слова.

-Предлагается часть текста. Необходимо изменить время повествования и прочитать текст со своими изменениями.

-На доске размещена часть текста. Нужно найти лишнее предложение и проверить по книге.

В 4 классе, когда учащиеся уже знакомы с некоторыми типами и стилями речи, предлагаю им следующие задания:

— Можно ли по приведенным зачинам предположить, для какой ситуации общения создается текст, какому стилю и типу речи он будет принадлежать, каким будет его конкретное содержание? Выскажите свои предположения и обоснуйте их.

1.Ты знаешь, я только что вернулся из прекрасной поездки. Ну и места же я повидал!..

2. Без воды жизнь на земле невозможна…

3. Мы пошли в лес. Молодые осинки и березки спускаются по косогору. Вот где по-настоящему чувствуется весна!..

4. 4-е июля.12 часов дня. Наконец-то мы на берегу реки!..

Это задание комплексного характера, оно позволяет проверить уровень сформированности умения находить и создавать тексты разных типов и стилей речи.

VI. Учить умению совершенствовать и редактировать написанное очень важно.

Учить критически относиться к написанному нужно уже в начальных классах. Предлагаю учащимся следующие задания:

1. Познакомиться с небольшой зарисовкой «Как я однажды вешал скворечник». Улучшить текст. Для этого разверните его в художественное повествование, указав действия, более детально. Выберите для обозначения действий нужные формы, используйте характеристики действий, которые помогли бы ярче показать, как все происходило. Решите, будете ли вы писать от первого лица или от третьего.

Мы с папой сделали скворечник. И вот я решил сам его повесить. Я выбрал дерево, быстро взобрался на него. Потом я ударил молотком по гвоздю, но промахнулся и попал по пальцу.

2. Какой недочет есть в приведенном ниже сочинении? Исправьте его, воспользовавшись не только заменой синонимов, но и перестройкой предложения.

В воскресенье я пошел в лес. Там полазил по деревьям, посмотрел дятла, покормил белку. В лесу я встретил друга. Вместе с ним мы пошли на пруд покататься на лодке. А потом мы пошли в школу поиграть в настольный теннис. К вечеру мы в хорошем настроении пошли домой.

Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор.

Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:

  • игровые приёмы;

  • задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

1 «.Рассказ от первого лица»

  • рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля;

  • повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки».

2. «Комплимент»

  • сказать комплимент литературному герою.

3. «Сказка в заданном ключе»

  • введение в название сказки нового объекта, например «Лиса, журавль и мудрая сова», сочинить новую сказку.

4. «Изменение сказочной развязки»

  • придумать другое окончание сказки, рассказа.

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения:

  1. Ролевое чтение.

  2. Ролевые диалоги.

  3. Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения).

  4. Придумать разговор героев произведения по телефону.

  5. Инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.).

Развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями помогает проведение «Недели литературного чтения». Ребята рассказывают о прочитанных книгах, инсценируют сказки, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторине, КВН.



Такова моя система работы по развитию коммуникативных компетенций с опорой на идеи современных ученых, методистов. Моя задача — научить ребенка чувствовать собеседника, понимать ситуацию общения, строить свою речь соответственно этой конкретной ситуации. А в идеале – воспитать творца.

Для того чтобы воспитать творческую личность, нужно творить самому. В.А.Караковский однажды сказал: «Развивайте в себе незаурядность: дети не любят “пирожков ни с чем”».

И вот передо мной чистый лист бумаги:

Безбрежное бархатное небо, мириады звезд, будто подмигивающих лучиками – ресничками. Один увидит в них «пятьсот миллионов маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе» и скажет: «Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так и размечтается. А я человек серьёзный. Мне мечтать некогда». А другой задумается: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся.… Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою…». Так рассуждали герои Экзюпери.

Наверное, они оба правы. Но у первого никогда не будет своей звезды: он не позволяет себе мечтать, он беднее второго на «пятьсот миллионов этих маленьких штучек», он не творец. Чтобы увидеть в «маленьких золотых штучках» бездонные очи Вселенной, нужно отвлечься от будней, подняться над суетой и взглянуть ввысь, нужно уметь не только смотреть, но и видеть. И тогда маленькие жёлтые точки складываются в узоры и рассказывают свои тайны, а ты понимаешь, что до тебя этого не видел никто, этих тайн до тебя не знал никто. И осознаёшь: сегодня ты открываешь свою звезду, ты личность, ты творишь чудо.

Творчество – это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру, воплощение индивидуальности. Психологи утверждают, что потребность в творчестве и самовыражении заложена в самой природе человека. По словам Н.А.Бердяева, творчество – это цель жизни человека на земле, то, для чего Бог создал его.

Давайте посмотрим на проблему творчества глазами того, ради кого мы работаем:

«Знаете, творчество – это здорово! А кто бы из вас, взрослых, не хотел бы выделиться, создать что-то своё, неповторимое? Свой макет двигателя, своё решение задачи, свой рассказ, своё стихотворение! Сколько мы можем выделяться тем, что кто-то нагрубил учителю, написал глупость на школьной парте!?!

Покажите нам, что мы умеем, научите нас творить. Вы говорили, что творчество начинается с удивления: нетрадиционного задания, нетрадиционной формулировки темы. Дайте нам задание не просто списать из учебника диалог и расставить знаки препинания, а попросите нас написать, например, диалог с яблоком. Не у всех сразу, но получится, и запятые и тире мы посмотрим в учебнике, не забудем. Ведь интересно. А вы, может быть, прочитаете вот такое:



Однажды я шёл по лесу и увидел дикую яблоню. На дворе был июнь, и все яблоки были ещё зелёные. Но вдруг я заметил одно яблоко, оно было румяное, как только что

испеченный колобок. Вдруг оно заговорило:

— Удивлен, что я красное?

— Конечно. Но я не знаю, чему я удивлён больше: румяному или говорящему яблоку.

— Не удивляйся, я волшебное яблоко. Я вырастаю на этой яблоне каждый июнь. Кто меня съедает, тот становится счастливым. Съешь меня.

Я откусил яблочко и почувствовал какую-то жизнерадостность, а когда съел его, счастью моему не было конца, наверное, потому, что прикоснулся к чуду!


Вы слышали: «Удивление – начало творческого отношения к миру»? Пожалуйста, удивляйтесь с нами. Если вы вдруг остановите ход урока и внимательно посмотрите за окно, где таинственно порхают снежинки, если обратите на них наше внимание, не сомневайтесь, мы увидим в снегопаде и танец снежинок, и город невест, и автомобильные гонки снежных человечков. Творите с нами! Не стесняйтесь прочитать нам свои стихи:



Солнечный луч, улыбнувшийся робко,

Хмурых небес разорвал пелену

И, пробежав по заснеженным тропкам,

Тихо прильнул к ледяному окну.


А ещё детям необходимы творческая свобода и ощущение уверенности в том, что их творческие проявления будут замечены, приняты, что к созданному ими будут относиться бережно. И тогда дети не будут стесняться показать учителю своё стихотворение. В моем классе хранится папка « Наше классное творчество», где собраны стихи, загадки, сказки, рассказы, которые сочинили сами дети.







Литература:

1.Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» // М.; «Просвещение» – 2008.

2.Каландарова Н.Н. « Уроки речевого творчества» //М; «ВАКО»-2009

3.Никитина М.И. «Чтение и развитие речи» // С-П; «КАРО»-2008



18


Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Сравнительный анализ «Бесприданницы» А.Н.Островского и «Жестокого романса» Э.Рязанова"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: