«Ты одна мне радость и отрада…» (интерпретация стихотворения «Письмо матери)
Цели: образовательная — подготовить учащихся к восприятию мировоззрения С.Есенина через анализ стихотворения «Письмо матери»,
сформировать навык анализа лирического произведения, монологических и диалогических коммуникативных навыков;
Развивающая — развивать навыки исследовательской работы; выразительного чтения стихотворных текстов;
Воспитательная – способствовать воспитанию чувства сопереживания к судьбе другого человека, интереса к творчеству поэта.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Оборудование: мультимедийное обеспечение, запись к/ф «Калина красная», тексты стихотворения «Письмо матери»
Методы обучения: проблемный, исследовательский, личностно ориентированный
Педагогические технологии: проблемное обучение, метод проектов, компьютерные технологии.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
Оргмомент.
Мотивация.
— Прочитайте высказывание Н.Островского, вставьте на место пропуска подходящие по смыслу слова.
Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу – это …. (мать)
Н. Островский
2. Вводное слово учителя.
В последний день осени – 30 ноября мы отмечаем замечательный праздник – День Матери. В русской литературе есть одна святая страница, дорогая и близкая любому не очерствевшему сердцу, любой душе, не забывшей и не отказавшейся от своих истоков – стихи о матери.
Организация целеполагания.
Тема нашего урока: Интерпретация стихотворения С. Есенина «Письмо матери», а назовем мы его «Ты одна мне радость и отрада…»
Формулировка целей.
4. Слово учителя.
У каждого человека есть определенные святые слова, связанные с одним человеком – мамой.
— Если мы говорим о матери, какие слова, словосочетания всплывают в памяти? Запишите.
В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но произведения Есенина, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к милой, родной старушке». Послушайте одно из самых любимых.
Сопоставительный анализ стихотворений.
а. Чтение стихотворения (подготовленный ученик)
— Критики отмечают: в стихотворении чувствуется влияние пушкинских традиций, в частности, вспоминается стихотворение «Няне», написанное в 1826 году. Найдите общие черты.
— Более того, стихотворение Есенина было написано в 1917, это поэзия примирения и подведения итогов
5. Анализ стихотворения.
А. работа с названием.
— Объясните название стихотворения.
— Слова какого стиля преобладают в стихотворении?
— А что такое шушун?
(работа ученика: согласно словарю В. Даля: старинная верхняя женская одежда вроде кофты, телогрейки или рубахи)
в стихотворении?
В. определение темы стихотворения.
— Определите тему стихотворения.
— На какие смысловые части можно разделить стихотворение?
— О чем говорится в 1части?
— Определите тему 2 части?
Г. Образ матери
— Как изображает он образ матери?
— Несмотря на простоту этой строфы, поэт прибегает к высоком стилю. Назовите такое выражение и объясните его значение
-Что значит несказанный? (тот, который невозможно высказать словами).
— Почему?
— Обратите внимание на третью строфу. Как меняется настроение лирического героя?
Синий цвет – любимый цвет в поэзии Есенина: это цвет пасмурного неба, родниковой воды, деревенских ставен, лесных цветов.
-Почему же она часто ходит на дорогу?
Д. Образ лирического героя
— И тревога матери не напрасна. Во 2 части мы видим настоящее лирического героя. Какое оно?
— Обратите внимание, как меняется художественное время.
— Какие средства выразительности для этого использует Есенин?
— Эпитет «белый сад» символ чистоты, очищения. В литературоведении называется кАтарсис.
Проследите, как во 2 части меняются чувства поэта.
Запишите смену чувств.
5) В чем трагизм положения лирического героя?
ВЫВОД: Итак, лирический герой стоит на распутье. Тема дороги, путешествия, являющейся неотъемлемой частью жизни каждого человека имеет большое значение и занимает важное место в литературе.
Группа ребят выполняла исследовательскую работу по выявлению мотива дороги в творчестве русских писателей XIX века. Послушаем их.
Выступление группы ребят-исследователей. (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Блок)
Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.
С.А. Есенин.
7) Композиция стихотворения.
— Определите вид композиции. Каково в нем назначение любимого есенинского кольцевого оформления?
— Почему «кольцо» включает в себя не первую, а вторую и последнюю строфы? Дословно ли повторение?
В чем заключаются нюансы изменений в последней строфе?
Что они вносят в ее смысл и звучание?
— Каким вы увидели Есенина в этом стихотворении?
Запишите свой вывод. (любящий сын, остро чувствует боль матери, с тоской вспоминает родной дом, раскаивается).
— Получается, что в Есенине живут два начала: доброе и злое, черное и белое.
7. Работа с карточками.
— У вас на партах карточки. Исходя из поступков лирического героя, необходимо заполнить таблицу: определить доброе и злое начало лирического героя,. Ответ аргументировать.
Злое Горький пропойца Кабацкая драка |
й Каковы же последствия, вытекающие из злого начала?
-Пропойца
1. “… в кабацкой драке саданул под сердце финский нож”
2. Слухи пошли: скандальный поэт
3. Страдает мать от этого
4. Муки совести.
5. “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось”
Вывод: То, что Есенин пил, скандалил – это только внешняя маска. Под этой маской мы видим усталого человека, для которого Мать, Земля, Родина – самые высокие нравственные ценности. Самое главное зло, которое сделал Есенин в своей жизни, – это страдание матери, самого близкого человека. Но общение с ней, даже в мыслях, помогает Есенину преодолевать трудности.
8. Рефлексия.
Многие произведения Сергея Есенина положены на музыку. Не случайно это стихотворение звучит в кинофильме Василия Шукшина «Калина красная», рассказывающем о судьбе преступника Егора Прокудина. Посмотрите фрагмент…
Ребята, вы обратили внимание, сколько любви, нежности, раскаяния кроется в песне. Хотелось бы, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь вам подарила мать, которая не спала ночами, переживая за ваши промахи, и радуясь любой, даже самой маленькой победе.
9. Организация Д.З.
— Развернутый ответ на вопрос: о чем заставил нас задуматься Сергей Есенин?
— Написать письмо самому близкому и дорогому человеку — маме