Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия г.Белореченска
Краснодарского края
Учебно- методическое пособие
к урокам обучения грамоте
Картавцова Татьяна Алексеевна
Учитель начальных классов
2013 год
Предисловие
Настоящий сборник дидактических материалов по обучению грамоте включает в себя разнообразные задания, которые составлены на основе возрастных особенностей первоклассников: 1) переход от наглядно-образного мышления к логическому мышлению; 2) переход от игровой деятельности дошкольника к ведущей деятельности младшего школьника — учебной.
Задания сборника дидактических материалов по обучению грамоте помогут детям овладеть достаточно сложным умением, проводить звуковой анализ слов: строить звуковые модели и работать с ними. Построение моделей и работа с ними дают возможность формировать у первоклассников важнейшие компоненты учебной деятельности – развернутые действия контроля и самоконтроля выполнения каждой операции, а затем оценку и самооценку выполненного действия.
Задания в сборнике подобраны в соответствии с программой и усложняются от урока к уроку. Задания могут выполняться в процессе уроков коллективно, в малых группах, в парах, индивидуально.
Предлагаемый материал является результатом личного педагогического опыта.
Данный сборник предназначен для учителей, детей младшего школьного возраста и их родителей. Пособие можно использовать на уроках обучения грамоте для организации самостоятельной работы, закрепления изученного материала; в качестве дополнительных заданий отдельным ученикам, а также в качестве дополнительного материала для занятий дома и работы над ошибками.
Гласный звук
Найди в слове гласный звук и раскрась его красным цветом.
Буква «А,а» и звук [а]
Рассмотри рисунок, в слове найди гласный звук [а] и раскрась его в схеме слова.
Рассмотри рисунок и впиши в схему слова букву «а».
Слова с буквой «Я»
Запомни: после мягких согласных слышим звук [а], а пишем букву «я».
Задание: раскрась звуковые схемы.
5
Запомни: в начале слова и после гласных буква «я» даёт 2 звука [ й,а]. Звук [ й,] всегда мягкий.
Задание: раскрась звуковые схемы.
Я Я
Слова с буквой «О»
Задание: раскрась звуковые схемы, под каждым звуком напиши букву.
Впиши буквы в квадратики и узнаешь, как зовут мальчика.
о я К л
Слова с буквой «ё»
Запомни: после мягких согласных слышим звук [о], а пишем букву «ё».
Задание: вместо знака «?» вставь букву «о» или «ё».
?
о о
Запомни: в начале слова и после гласных буква «ё» даёт 2 звука [ й,о]. Звук
[ й,] всегда мягкий.
Задание: раскрась звуковую схему, напиши букву под первыми двумя звуками.
к о н т у
т к о н р г и
к и м д
н л с
Слова с буквой «у»
Задание: раскрась звуковые схемы, под каждым звуком напиши букву.
Слова с буквой «ю»
Запомни: после мягких согласных слышим звук [у], а пишем букву «ю».
Задание: раскрась звуковые схемы, под каждым звуком напиши букву.
Задание: вместо пропущенных букв, вставь буквы «у» или «ю»
г т
и ч л к
а з р к к
Запомни: в начале слова и после гласных буква «ю» даёт 2 звука [ й,у]. Звук [ й,] всегда мягкий.
Задание: раскрась звуковую схему, напиши буквы под звуками.
Рассмотри рисунки и схемы к ним. Соедини рисунок и схему слова.
у
у
ю
ю у
Слова с буквой «е»
Запомни: после мягких согласных слышим звук [э], а пишем букву «е».
Задание: раскрась звуковые схемы, под каждым звуком напиши букву.
Запомни: в начале слова и после гласных буква «е» даёт 2 звука [ й,э]. Звук [ й,] всегда мягкий.
Задание: раскрась звуковую схему.
Е
Рассмотри рисунки и схемы к ним. Соедини рисунок и схему слова.
э е е е
е
Слова с буквами «Ы», «И»
Запомни: после твердого согласного слышим звук [ ы] и пишем букву ы.
Раскрасить звуковые схемы, под каждым звуком написать букву.
Запомни: после мягкого согласного слышим звук [ и] и пишем букву и.
Вставьте буквы «о» и «ё», «а» и «я».
____хта ш___рик м___ч
___корь ___жик ст___лик
ут___нок цыпл___нок