Составила: Пурышкина Н.В., учитель начальных классов КС(К)ОУ РА «СКОШИ VIII вида Республики Алтай»
Тема: Н. Греков «Летом»
Цель:формировать навыки сознательного и выразительного чтения.
Задачи урока:
развивать познавательную активность детей через знакомство с новым произведением
коррекция развития мышления и речи в процессе анализа прочитанного.
воспитывать любовь к поэтическому слову
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование урока:
картинки о лете, иллюстрации, слоговые таблицы, тексты для минутки чтения,
учебник «Чтение», 4 класс. сост.: С.Ю.Ильина, Л.В. Матвеева,
Ход урока
Орг. момент Настрой на успех, мотивация учебной деятельности.
| Мы – хороший, дружный класс, Всё получится у нас! Работа над смыслом пословицы. Книга — верный друг детей, С ней живется веселей. Начинается урок чтения! — Скажите, как учитесь читать в четвертом классе? (целыми словами, правильно и выразительно) | ||||
2. | Речевая разминка Развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха | Не сломай язык! Луша у душа Мыла шею и уши. -А вы мыли руки, прежде чем взять книгу?
| |||
3. | Коррекция навыка чтения. Прием «жужжащее» чтение
| Минутка чтения (индивидуально) Упражнения для формирования навыков чтения Чтение с изменением силы голоса (громко, обычным голосом, тихо, шёпотом, про себя) Чтение только второй половины слов: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя. Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть. Формирует навык побуквенного анализа. Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово. Это упражнение:
Отработка навыков слогового чтения – 1 группа, чтение целыми словами – 2 группа. Целевое задание: Сколько на Земле солнышек? Вывод: Как хорошо, что солнышек на земле много. Как хорошо, что в каждом из нас живёт солнце, и мы можем дарить друг другу солнечные улыбки, делиться добротой, теплом, радостью и помогать друг другу.
| |||
4. | Динамическая пауза | Танец «Ручки» | |||
5.
| Изучение нового | а) подготовка к восприятию. Загадка. 1.Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает. Когда это бывает? — Назовите летние месяцы. Пересказ текста о лете (подготовленный ученик) б) Постановка цели урока в) словарная работа Работа с рубрикой «Прочитай, что это значит» стр. 137 — В тексте встретились незнакомые слова, прочитаем их хором по таблице с доски. Налилась – созрела Нива – засеянное поле Свод (здесь) – небо Раскалённый – очень горячий Зной – сухая, жаркая погода Сумрак – мало света, неполная темнота г) Первичное знакомство с текстом (читает учитель) Цель: О каком периоде лета говорится в стихотворении? д) отработка навыков чтения (с 137) чтение трудных слов
б) жужжащее чтение | |||
6. | Динамическая пауза, гимнастика для глаз | Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг, Глазкам видеть всё дано, Где окно и где крыльцо, Обведу я снова круг, Посмотрю на мир вокруг. | |||
7. | Закрепление | а) Чтение по цепочке б) Построчное чтение и анализ стихотворения (С138) -Почему автор сравнивает ниву с морем? -Как ты понимаешь слова «раскалённые от зноя небеса»? в) Словесное рисование Нарисуй словами, каким ты представляешь «полный сумрака лес». г) Подготовка к заучиванию стихотворения через упражнение в схематическом рисовании прочитанного. д) Выразительное чтение, заучивание | |||
8. | Итог урока Рефлексия | Меня радует… Я думаю, что… Как хорошо… Выставление оценок. Дети оценивают выразительность чтения и правильность ответов товарищей. | |||
9. | Домашнее задание | Стр. 138 наизусть – 1 группа, выразительное чтение – 2 группа |
Тексты для минутки чтения.
Николай Порфирьевич Греков родился в 1810году в Москве. О его жизни — кто были его родители, где он учился, круг его знакомых и т. д. — мы почти ничего не знаем.
Греков начал писать стихи еще в детстве. «Рифму… каюсь, люблю, страстно люблю и привык к ней едва ли не с ребячества», — писал он.
В лучших произведениях Грекова ощущается свежесть и подлинность чувства, а иногда и энергия стиха.
Н.П. Греков – поэт, переводчик. На его стихи написаны романсы.
1.
Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И так налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. В каждом из нас есть маленькое солнце. Если мы помогаем человеку в беде, он говорит: «Я согрет добротой».
Значит, добротой называют Солнце, которое живёт в людях.
2.
Оказывается, солнышек на земле очень много. Вот, например, мяч. Он весёлый и яркий, как солнце. Когда его подбрасываешь, он тянется к своей маме – солнцу, но мяч ещё маленький. Когда он вырастет, он займёт место солнца и будет светить, как мама. А пока мяч играет с детьми. Его маленькие лучики согревают всех детей, которые с ним играют. Мяч – это маленькое детское солнышко.
3.
Солнышек на земле очень много. Вот, например, мамина улыбка. Она, как солнце, красивая и яркая, нежная и весёлая. Это самое дорогое, что есть у человека, так же, как солнце. Мамина улыбка дороже всех бриллиантов на свете. Это как свет в конце туннеля. Она такая же позитивная, как солнце. На земле много солнышек, самое дорогое для меня – это мамина улыбка.
4.
Оказывается, солнышек на земле очень много. Вот, например, подсолнух. Он, словно солнце, окрашен в яркий жёлтый цвет. А ещё он такой же круглый, красивый, и от него исходит тепло. А лепестки подсолнуха как лучики солнца. Подсолнух – очень яркий цветок, и солнце тоже очень яркое.
5.
Оказывается, солнышек на земле очень много. Вот, например, апельсин. Казалось бы, просто фрукт. Но я знаю, что это настоящее солнышко! Он рыжий, яркий и добрый. Апельсин радует детей. Когда они его едят, рыжий сок, как лучи солнца, брызжет в разные стороны. От апельсина, как и от солнышка, поднимается настроение. Надеюсь, что каждый человек найдёт для себя солнышко.
6.
Оказывается, солнышек на земле очень много. Вот, например, подсолнух. Кажется, цветок как цветок и нет в нём ничего интересного. Но нет, это самое настоящее солнце! Я бы даже сказала, что подсолнух напоминает солнечное затмение. Это очень красиво! Середину как будто закрыла луна, а лепестки – это лучи солнца. Вот такое необычное у нас есть солнышко.
7.
Оказывается, солнышек на земле очень много. Вот, например, мама. Это самое дорогое для нас солнце. Мама согревает нас так же, как солнце. Мама любит нас так же, как солнце. Мы любим солнце, и оно любит нас. Мы любим маму, и она нас любит. Солнце – это любовь. Оно такое же загадочное и тёплое.
Как хорошо, что солнышек на земле много. Как хорошо, что в каждом из нас
живёт солнце и мы можем дарить друг другу солнечные улыбки, делиться добротой, теплом, радостью и помогать друг другу.
.