ГБОУ СОШ№799
Департамента образования
ВАО города Москвы
УРОК-ДИСКУССИЯ ПО РОМАНУ М.А. БУЛГАКОВА
«БЕЛАЯ ГВАРДИЯ» «ЧЕЛОВЕК.СЕМЬЯ. ИСТОРИЯ».
Подготовила и провела учитель литературы и русского языка
Усалева Ирина Евгеньевна
«
Цель урока-дискуссии:
Выявление основных идей романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».
Формирование приоритетных универсальных учебных действий:
А) личностных: нравственно-этические ориентиры,
Б)регулятивных: целеполагание, планирование, контроль
В) познавательных, общеучебных: смысловое чтение, устное высказывание.
Г) познавательных, логических: формулирование нравственных проблем, поиск способов решения,
Д) коммуникативные навыки
Ход урока.
1. Введение.
— Почему мы обращаемся к роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»? Какие мысли приходят к нам в результате чтения романа? (Учащиеся говорят о том, что роман Булгакова — одно из немногих произведений, которое рассказывает о видении гражданской войны белыми офицерами. В нем поднимаются сложные общечеловеческие проблемы, одной из которых является проблема нравственного выбора в сложные исторические времена. Особенна интересна роль семьи в их разрешении.)
— Какую форму урока лучше выбрать?
(Учащиеся предлагают форму урока-дискуссии.)
— Вспомним правила проведения урока-дискуссии.
( Одиннадцатиклассникам они должны быть хорошо известны, но можно предложить заранее подготовленные распечатки.)
2. Определение темы дискуссии и главных проблем, над которыми будемработать, исходя из опыта прочитанного и предложенных для рассмотрения высказываний исследователей творчества Булгакова и его самого.
(Для этого ребятам необходимо дать некоторое время для размышления.)
1 цитата:
Булгаков смолоду смотрел на движущуюся историю как на часть биографии, а на свою судьбу как на некоторую частицу истории.
(В. Лакшин)
2цитата:
Уделяя столько внимания изображению жизни дома Турбиных, Булгаков защищает вечные, непреходящие ценности в своем романе: дом, родину, семью.
(И. Подхватилин)
3 цитата
И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах: «Дни Турбиных», «Бег» и романе «Белая гвардия»: упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение русской интеллигентско -дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии.
(Из письма М.А. Булгакова И.В. Сталину)
3. Определение и запись темы дискуссии и проблем для дальнейшего исследования
В результате обмена мнениями приходим к теме «Человек. Семья. История» и следующим проблемам для исследования:
а) Отношения «человек — человек»;
б) Отношения «человек- семья -дом (взаимоотношения, взаимопроникновение);
в) Отношения «человек — время — война»( Человек- частица истории.)
г) Отношения «семья — время — война» (Значение семьи в смутные времена.)
д) Отношения «человек — семья- вечность» (Как выжить? В чем спасение?)
Учащимся предлагается выбрать аспект проблемы , интересующий их,
и распределиться по группам для работы.
Работа в группах (накопление материала, анализ информации, подготовка к выступлению и оппонированию. (Обязательно помнить о правилах работы в группах.)
Собственно дискуссия ( обмен мнениями).
а) Отношения «человек-человек». Выступающие отмечают, что для
Турбиных и их друзей главное в отношениях между людьми — искрен
ность, правда, честь. Интерес вызывают отношения Турбиных и Таль-
берга, Николки и семьи Най-Турс, Турбиных и Лисовичей.
б) Отношения «человек- семья- дом». Прежде всего объясняется
само понятие «дом». Дом- жилище, дом — семейные устои, дом — тра
диции, дом — духовный мир, дом- отечество, дом -мироздание. Осо
бенности дома Турбиных (любовь, уют, покой, традиции, главное-
духовные ценности, вера и надежда), притягивающие к нему людей.
в) Отношения «человек- время -война». Обсуждается вопрос о защите города, немцах, петлюровцах. Турбины на войне. Зачем они идут фактически погибать? От понятия дома, чести, воспитанных в семье. Они не могут не участвовать! Алексей, Николка, их друзья становятся на защиту прежде всего вечных ценностей: дома, родины, семьи.
Идет разговор об офицерах Белой гвардии, «показанных не в «плакатной личине врага», а как обычные люди- хорошие и плохие мучающиеся, заблуждающиеся, умные и ограниченные, показанных изнутри, а лучшие в этой среде — с очевидным сочувствием.»(Цитата из Б. Мягкова) Особо отмечаются Най-Турс, Малышев. Особо говорится об ужа
се братоубийственной войны.
г) Отношения «семья- время- война».Выступающие приходят к вы
воду, что для Булгакова, как и для Л.Н. Толстого «равноценны» в своей значимости сцены семейные и исторические. Это отмечали и критики. Что несут Турбины во внешний мир? И что мир дает им? В результате обсуждения рождается следующая схема (см. приложение).Особое внимание учащиеся уделяют Елене. Ее отношению к братьям,
мужу, друзьям. Молитва Елены. Сон Алексея. Мечта о покое, мирной жизни. Турбины ищут объяснения этому историческому бедствию, чувствуют, что это «неизбежное возмездие за долгое равнодушие сытых.» (Цитата Б. Мягкова)
д) Время историческое и вечность. Особое внимание уделяется эпиграфам, связанным с прошлым (воспоминания), настоящим (только миг) и будущим (вечность). Начало и конец романа — что относится к этим пластам? Последняя запись на печке «Я взял билет на «Аиду»». Почему? (Вечная ценность человеческой жизни- душа, питаемая красотой и любовью.)
Далее разговор идет о символах романа. Святой Владимир с крестом. (Вера православная, с которой нет разрыва и не чувствуется полной верности ей. Крест- символ мученичества, покаяния, искупления. «Кто ответит за кровь?») Звезда — символ надежды. Символы цвета. Главный вопрос: в чем видит Булгаков спасение? (В любви и духовности). Но все-таки надо помнить, что финал романа открытый.
7. Заключение.
Вопрос классу. Следующее произведение, которое мы будем изучать, -роман «Мастер и Маргарита». Что наследует он у романа «Белая гвардия»? (» Вопрос о свете и покое. Тему дома. Связь частного лица и истории. И связь неба и земли.» И. Золотусский)
8. Рефлексия.