Тихомирова Вероника Викторовна
учитель начальных классов
ГБОУ Гимназия №295 г.Санкт-Петербург
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс
«Начальная школа XXI века»;
Тема раздела: 1 урок раздела «Любовь к Родине — главная тема литературы»
Тема урока: «Писатели о Родине»
Цель: дать понятие «Родина» на основе сравнительного анализа стихотворных произведений Александровой Зинаиды Николаевны «Родина» и Симонова Константина Михайловича «Родина».
Задачи:
Предметные:
— учить анализировать литературные произведения;
— формировать умение выразительно читать и оценивать выразительность одноклассников.
— соотносит позицию автора с собственной точкой зрения;
— развитие коммуникативных навыков.
Метапредметные:
— умение формулировать тему урока, умение обосновывать и доказывать собственное мнение;
— использовать разные виды чтения;
— понимать информацию, представленную в неявном виде;
— находить, вычленять и упорядочивать информацию, заданную в тексте в явном виде;
— преобразовывает информацию из сплошного текста в таблицу;
Оборудование урока: презентация, лист оценки выразительности чтения, лист с таблицей для группы, лист с текстом стихотворения З.Н.Александровой, маркер, карточки для доски, таблица эмоционального состояния, таблица чувств.
Раздаточный материал
1) лист оценки выразительности чтения
— медленный — средний (спокойный) — быстрый |
| |
Логические ударения и паузы |
— соблюдались — не соблюдались
|
|
настроение |
Задумчивое Нежное |
|
Я думаю, что мой сосед прочитал выразительно потому, что он соблюдал…… передал……..
|
2) лист с таблицей для группы
З.Н. Александрова | К.М.Симонов | |
Заголовок |
|
|
Тема |
|
|
Настроение |
|
|
Какие чувства испытывает автор?
|
|
|
Главная мысль (строки из текста) |
|
|
|
|
|
Фамилии: 1) 2) 3) 4) 5) | Оцените работу команды с точки зрения сплоченности, умения договариваться
| Оцените работу команды с точки зрения правильности (по образцу)
|
3-4) Таблицы эмоционального состояния и чувств
унылое | нежное | скучающее |
грустное | гордое | удовлетворенное |
испуганное | взволнованное | мирное |
виноватое | восторженное | насмешливое |
напряженное | заинтересованное | расстроенное |
огорченное | надеющееся | удивленное |
Таблица ЧУВСТВ
страх | грусть | радость | любовь | |
ВОЗМУЩЕНИЕ | УЖАС | ГОРЕЧЬ | СЧАСТЬЕ | НЕЖНОСТЬ |
ЯРОСТЬ | ОТЧАЯНИЕ | ТОСКА | ВОСТОРГ | ТЕПЛОТА, ДОБРОТА |
НЕНАВИСТЬ | ИСПУГ | БЕЗЫСХОДНОСТЬ | НАДЕЖДА | СОЧУВСТВИЕ |
ДОСАДА | ВИНА, СТЫД | ЛЕНЬ, СКУКА | ВЕРА | ЕДИНСТВО ВЗАИМОВЫРУЧКА |
ЗЛОСТЬ | ПОДОЗРЕНИЕ | ЖАЛОСТЬ | ОЖИВЛЕНИЕ | ДОВЕРИЕ, ДРУЖЕЛЮБИЕ |
РАЗДРАЖЕНИЕ | ТРЕВОГА | СОЖАЛЕНИЕ | УМИРОТВОРЕНИЕ | БЕЗОПАСНОСТЬ |
ПРЕЗРЕНИЕ | СМУЩЕНИЕ | ОТЧАЯНИЕ | УВЛЕЧЕНИЕ | БЛАГОДАРНОСТЬ |
НЕГОДОВАНИЕ | БЕСПОКОЙСТВО | БЕСПОМОЩНОСТЬ | ИНТЕРЕС, ЛЮБОПЫТСТВО | СПОКОЙСТВИЕ |
ОБИДА | БОЯЗНЬ | ДУШЕВНАЯ БОЛЬ | ЗАБОТА | ИСКРЕННОСТЬ |
РЕВНОСТЬ | УНИЖЕНИЕ | БЕЗНАДЕЖНОСТЬ | СМИРЕНИЕ | ГОРДОСТЬ |
ЗАВИСТЬ | СОМНЕНИЕ | ПОТРЯСЕНИЕ | ВОЗБУЖДЕНИЕ | ВОСХИЩЕНИЕ |
НЕПРИЯЗНЬ | РАСТЕРЯННОСТЬ | РАЗОЧАРОВАНИЕ, ПЕЧАЛЬ | ПРЕДВКУШЕНИЕ | УВАЖЕНИЕ |
Оформление доски №1 Оформление доски №2
Писатели о Родине З.Н. Александрова К.М.Симонов Родина заголовок Родина тема настроение картины чувства главная мысль |
Ход урока.
Речь и деятельность учителя | Речь и деятельность учащихся | |
1.Организационный момент (эмоциональный настрой на урок) | — Я желаю вам плодотворно поработать на уроке, открыть для себя много нового и интересного.
|
|
2. Актуализация знаний
| Работа со шмуцтитулом. — Откройте учебники стр. 93 — Как звучит тема раздела? — Найдите главное слово в названии раздела (Карточка с названием появляется на доске). — А что такое Родин?
— Подберите синонимы к слову Родина (Карточки появляются на доске)
— Какие чувства мы испытываем к Родине? (карточки вывешиваются на доску) — О чем мы узнаем в этом разделе?
— Полистайте этот раздел. Какие жанры литературы могут быть посвящены Родине? — Чему будем учиться?
— Откройте содержание учебника. Найдите раздел, посвященный этой теме. Каким цветом он выделен?
— Прочитайте темы раздела. — Откройте первую тему раздела. На какой странице она находится?
| Ответы детей: — «Любовь к Родине — главная тема литературы» -Родина.
— Это все что нас окружает, что нам дорого — Родина. — Отечество, отчизна, матушка — Любовь, уважение, гордость — «С чего начинается Родина» -Писатели посвящают свои произведения Родине
— Былины, сказки, рассказы…
— Читать былины -Работать с текстом
— Оранжевым цветом.
Учащиеся читают. — Страница 94. |
3. Усвоение новых знаний
| I Объявление темы урока -Найдите тему урока. Как вы ее понимаете? — Посмотрите внимательно на разворот страниц ( стр. 94-95). В какой форме написаны произведения? — Вернитесь на предыдущую страницу. Посмотрите на синие стрелки. По какой из них мы пойдем? — Посмотрите на зеленые стрелки. Будем ли мы сегодня читать былины? — Чему мы будим учиться?
II. Первичное восприятие. Работа над выразительностью — Открываем тему «Писатели о Родине». Какую первую работу с текстом нам предстоит выполнить? — Что значит выразительно?
— Прочитайте стихи М.Л. Матусовского про себя.
— Знакомы ли вам эти стихи? — Найдите и прочитайте, с чего начинается Родина? Почему Родина начинается с картинки в букваре?
— Какие чувства испытываем автор к Родине?
— Как надо прочитать отрывок?
Работа в парах. — Прочитайте стихотворение, и оцените друг друга с точки зрения выразительности.
— Поднимите руку те, кто считает, что его сосед правильно выполнил задание. Обоснуйте свою оценку.
— Слушаем вашего соседа. (Слушаем 1-2 человек)
III. Постановка цели урока -Посмотрите на стр. 94-95. Что вы заметили? (Что перед нами?)
-Для того, чтобы это заметить, вы что делали с данными стихами? — Поставьте цель урока
На экране: цель урока. — Что значит сравнить? — Что мы уже сравнили? Авторы и заголовки появляются на доске. Первичное восприятие: — Давайте прочитаем стихотворение. З.Н. Александровой Прочитайте его название.
Учитель читает стихотворение. Назовите тему стихотворения. Какие чувства вызвало это произведение? Пользуйтесь таблицей эмоционального состояния. — Прочитайте название следующего произведения.
— Прослушайте это стихотворение. — Назовите тему этого стихотворения. — Какие чувства оно у вас вызвало?
— Изменились ли ваши чувства?
— К. М. Симонов написал стихотворение в 1941 году. В это время он служил фронтовым корреспондентом, поэтому его стихотворение пронизано душевной болью за судьбу России. IV. План анализа стихотворения На доске вывешивается план анализа. — Посмотрите на доску: что перед вами? — Прочитайте название строк заголовок тема настроение картины чувства главная мысль — Что мы уже сравнили? — Чем похожи? — Чем отличаются? — Какой критерий мы будем сравнивать дальше? — Какой прием поможет нам увидеть картины стихотворения?
— Вам предлагается работа с первым стихотворением. Возьмите листы со стихотворением З.Н. Александровой «Родина». Вы будите фотографами, вам надо подчеркнуть картину каждого слайда. Как только появляется новый слайд, вы выделяете его маркером. Фронтальная проверка. — Проверяем . Учитель записывает название кадров на доске №1 (в произвольном порядке вокруг слова «Родина)».
-Что такое родина для З.Н. Александровой?
— Прочитайте стихотворение Симонова, найдите похожие картины.
— Почему у разных людей в стихотворениях, посвященных нашей Родине, появляются одинаковые образы? — Найдите картины в стихотворении К.М. Симонова, которые нам еще не встречались.
На экране появляются строки: Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли. — Как вы понимаете эти строки? Похожи ли картины поэтов? Чем?
— Видят в малом – ЦЕЛОЕ! (Вывод появляется на экране.) — Посмотрите на план. Чем еще мы должны проанализировать? — Что вам поможет в этом задании? -О каких чувствах мы говорили в начале урока? -Найдите в таблице чувств человека эти «слова». Уважение и гордость – это, проявление какого чувства? Что еще испытывает З.Н. Александровна?
— Что вы можете сказать о чувствах К.М. Симонова?
— Различаются чувства авторов? Если да, то почему? — Откройте стр. 96. Прочитайте задание. На что мы должны обратить внимание?
— Почему так важны эти строки? Прочитайте их. Что в них заключено? (Они появляются на экране) — О чем говорят эти произведения? |
— «Писатели о Родине». — Ответы детей. — Стихотворной. — Мы узнаем, что такое Родина и познакомимся с произведениями, посвященными Родине.
-Нет.
— Работать с текстом. — Читать выразительно. — Соблюдая средний темп, логические ударения, паузы, чувства. Читают про себя М.Л. Матусовского « С чего начинается Родина?» Ответы детей.
— Родину начинаем изучать с детства, когда в наших руках еще букварь, а может и еще раньше! — Любовь, уважение.
— Задумчиво, НЕЖНО, СПОКОЙНО Работа в парах: (Выразительное чтение детьми отрывка «С чего нач…», оценивание). Проверяют и оценивают. — Я думаю, что мой сосед прочитал выразительно потому, что он соблюдал… . передал…
— Перед нами два стихотворения с одинаковым названием, разными авторами. — Сравнивали. -Сравнить стихотворения З.Н. Александровой К.М.Симонова. — Найти сходство и отличие. — Заголовки, авторов.
—
З.Н.Александрова. Родина.
— Родина. Дети с помощью таблицы эмоционального состояния описывают свое настроение. — К.М. Симонов. Родина.
Читает подготовленный ученик. — Стихотворение о Родина Дети с помощью таблицы эмоционального состояния описывают свое настроение. — Ответы детей.
— План, по которому мы будем сравнивать. Читают.
— Авторов, заголовки, тему и настроение. Ответы детей.
-Картины. — Стоп – кадр.
Самостоятельная работа.
— Читают по очереди подчеркнутое ( старый дом, в саду смородина, толстый тополь, у реки березка-скромница, ромашковый бугор…) — Все что мы написали на доске и есть для автора Родина. — « у реки березка-скромница» и «кусок земли, припавший к трем березам» — Ответы детей. (Символ России.)
-Далекая дорога за леском, речонка со скрипучим перевозом…, ту горсть земли, которая годится, чтоб видеть в ней приметы всей земли.
— Ответы детей.
— Чувства поэтов.
— Таблица чувств. — О любви, уважении, гордости за Родину.
— Любви?
— Нежность, восторг, единство, счастье, теплоту, искренность… — Автор испытывает кроме любви, уважения и гордости, благодарность, искренность, душевную боль, беспокойство, тревогу, единство… — Да, З.Н. Александрова написала произведение в мирное время, К.М. Симонов – во время войны. Читают. — На последние строки.
— Главная мысль.
— Родина у нас одна, ее надо любить и беречь! |
4. Обобщение и систематизация знаний | — Заполните таблицу. Проверяем, кто на уроке был самым внимательным. (Проверка по образцу – слайд)
-Посмотрим на результаты вашей работы. Кто может внести добавления в таблицу? У кого по-другому?
— Какой вывод можно сделать?
— Оцените свою работу пары с точки зрения сплоченности, умения договариваться. — С точки зрения правильности.
— Вспомните цель урока. — Одинаково ли видят Родину А. и С. ? — Назовите идею этих произведений?
— Вспомните картины из произведений сегодняшнего урока. Что такое «Родина» для Александровой З.Н.? — Для Симонова К.М..? — А что такое Родина для ВАС??? Какой итог урока можно подвести? | Работа в группах с таблицей.
— Ответы детей.
Нас многое объединяет, как жителей одной страны. У нас одна Родина – которую мы должны защищать и беречь.
Оценивание работы.
— Сравнить произведения. — Ответы детей.
-Ответы детей. Родина бывает разная, Но у всех она одна, ее надо беречь! |
5. Инструктаж | Д/з нарисовать картину к одному из стихотворений или выразительное чтение. стихотворений. Выберите Д/з для себя, запишите в дневник |
|
6. Организация рефлексивной деятельности | — Я вам желала плодотворно поработать на уроке. Вам это удалось? — Продолжите фразу: На уроке я узнал… Меня удивило… Могу похвалить себя за…
На уроке вы могли заработать 3 восклицательных знака за выразительность и 2 за командную работу. Поднимите руки те, кто получил 5 восклицательных знаков за урок. Какую отметку вы себе можете поставить? У кого четыре знака? Кто старался, но что-то не получилось. Что можете себе пожелать? | — Ответы детей.
|
7. Организационное завершение урока | Спасибо за урок, урок окончен. На экране слайд с добрыми пожеланиями. |
|
Литература:
1) Виноградова Н.Ф. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 3 ч.Ч.1- М. : Вентана-Граф, 2011.