Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №3 им. М. И. Кудаева а. Адамий
Урок с презентацией по литературному чтению по теме
4 класс
подготовила
Ашканова Райзет Нуховна
учитель начальных классов
2013 год
Тема: Н.Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы).
Цель: познакомить учащихся с творчеством Н.Некрасова, посвященным детям, ввести их в мир героя поэмы «Саша», способствовать выработке выразительного чтения. Воспитание любви к природе.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
1) беседа
На прошлом уроке мы познакомились с юмористическим рассказом О.Ремез
Давайте вспомним, что такое юмор, юмористический рассказ. ( Слайд 3). Что же смешного показал нам Ремез?
2) выборочное чтение
— Найдите в рассказе место, где говорится о том, с чего все началось.
-Как поступил герой нашего рассказа?
3) пересказ текста
Близко к тексту с заменой лица (он) перескажите, как же началось у нашего героя утро следующего дня.
4) выборочное чтение
Что же делает герой дальше? Найдите это место и прочитайте.
— чтение текста
А теперь давайте прочитаем диалог по ролям. Итак, герою не до завтрака. Он звонит в бюро погоды – не отвечают, звонит другу – тоже молчит. Скажите, что придумал герой рассказа.
5) выборочное чтение
Итак, прошел день. Как он провел его. Найдите и вычитайте.
6) чтение текста
— К обеду Димка Буркин звонит. Найдите диалог друзей и вычитайте.
-Так кто же виноват в том, что он пропустил день. Прочитайте.
7) ответы на вопросы
— Как вы думаете, хорошо ли поступил герой рассказа?
— А как бы вы поступили в подобной ситуации.?
— А что же смешного в рассказе?
— Почему этот рассказ можно назвать юмористическим?
Ребята я знаю, что вы все любите телепередачи. Могли бы вы назвать юмористические передачи?
А специально для детей есть такие передачи?
8) словарная работа ( по времени).
Давайте вспомним значение нескольких слов: любопытные, пререкались, увлекся.
2. Работа над новой темой.
1) вступительная беседа
Вам сегодня предстоит знакомство с отрывком из поэмы великого русского поэта Н.А Некрасова « Саша». (Слайд 4). Поэма – это большое стихотворное произведение ( вот это поэма, показ поэмы). Вы же познакомитесь с небольшим отрывком.
2) слово о писателе ( Слад 5).
Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт. Он жил давно. Его творчество посвящено главным образом народу. Он писал о жестоких обидах, унижениях, которые приходилось терпеть людям. В его стихах слышится голос народа. С особой любовью и состраданием относился поэт к детям и посвятил им очень много прекрасных произведений. Вот некоторые из них.
3) Физминутка для глаз. Давайте, ребята, немного отдохнем.
( Слайды 6,7).
4) Работа с текстом.
Итак, сегодня мы прочитаем отрывок из поэмы. Читаю этот отрывок, встретимся с новыми словами
5) словарная работа ( Слайд 8.)
Салазки – маленькие ручные деревянные салазки.
Ворчуны – сердито бормотать, выражая недовольство.
Сумерки – полутьма, когда солнце уже зашло, а ночь еще не наступила.
6) демонстрация текста ( чтение учителем текста)
Какое настроение создает это стихотворение? Веселое или грустное? А почему веселое?
— чтение учащимися текста по частям.
— беседа с ссылкой на текст
-Что вы можете сказать о Саше, ее характере? Как вы думайте нравиться Саше зима?
7) РР А вам нравиться зима? Почему? (Слайд 9)
Природа приносит всем много радости, веселья, пользы для нашего здоровья.
— Как няня относится к Саша? А вам она понравилась? Как вы думаете , автору – Николаю Некрасову Саша нравится? Какими словами он говорит о том, что любуется ею? А кого можно назвать голубкой?
8) Связь с русским языком.
К какой части речи относится слово голубка? Подберите однокоренные слова: голубка, голубушка, голубчик.
9) Чтение про себя
Прочитайте внимательно еще раз этот отрывок. Приготовьтесь прочитать самое красивое место.
10) Чтение самого красивого места.
11) Выразительное чтение стихотворения.
И последнее, какую букву бы вы сделали иллюстрацию к этому отрывку?
Дома сделать иллюстрацию к этому отрывку.
12 ) Игра «Звездный час» ( по времени ).
Голубка – образовать новые слова ( гол, бок, лак, булка, лук, кол, бак, куб, лоб, губа, губка ( впитывающий материал)
13). Итог урока.
С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? Кто автор?
14). Выставление оценок. (Слайд10).
Литература:
Приложение к журналу «Начальная школа».
Радуга. Чтение. Учебник – хрестоматия для 4 класса национальных школ. Составители: А.А.Михеева, Л. А. Варковицкая. Санкт – Петербург . Просвещение. 2001г.
С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка