Урок для 5 класса по теме: «Идейно-нравственное своеобразие рассказа Федора Николаеви¬ча Глинки «Последнее уничтожение на Бородинском поле»

Мехедова Алла Валерьевна  (FILOLOGya)

учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3 г. Суража

Урок литературы в 5 классе по УМК «Вокруг тебя – Мир…»

Тема: «Идейно-нравственное своеобразие рассказа Федора Николаеви­ча Глинки «Последнее уничтожение на Бородинском поле»


Цели: проанализировать содержание рассказа, раскрыв его идейно-нравственное своеобразие;

познакомить с одной из заповедей Международного Гуманитарного

права ,гласящей, что любой человек имеет право на гуманное отношение

не только при жизни, но и после смерти; ввести понятие «оксюморон»;

учить работать над высказываниями классиков, доказывать свою точку

зрения; познакомить с образом русского поля в литературе, живописи,

скульптуре и музыке;

воспитывать милосердие и гуманность

развивать речь обучающихся.


  1. Вступление.


Полями пахнет, — свежих трав,

Лугов прохладное дыханье!

От сенокосов и дубрав

Я в нем ловлю благоуханье,

Повеет ветер — и замрет…


Слайдшоу «Русское поле!» (под мелодию песни «Русское поле»)


Русское поле! Много их на нашей земле, огромных и небольших, пологих и испещренных оврагами, проселочными дорогами, холмами перелесками. И особенно в нашей – среднерусской полосе.

Поле России – это олицетворение ее бескрайности, широты и раздолья.

Поле прекрасно в любое время года:

и зимой:

Когда под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит…

и весной:

Когда в полях еще белеет снег,

А воздух уж весною дышит…

и летом:

Когда зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый золотые переливы…

и осенью:

Когда льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…


Многолик образ русского поля в живописи.

Это и волнующаяся ,наваливающаяся нива на картинах Шишкина и Соврасова «Рожь»

Это и земля-кормилица, как у Веницианова «На пашне» или Мясоедова «Косари»

Это и земля-заступница, горькая и многострадальная, как у Васнецова «Утро после побоища…»

Сколько выстрадала русская земля за свою многовековую историю. Не раз сходились на полях полчища врагов с доблестными русскими воинами. И вставал русский солдат, чтобы отстоять честь родной земли, да не посрамить матушку-Россию!

Куликовское поле, Бородинское поле, Прохоровское поле…

Да простит нас история за нехронологическую последовательность: в июле 1943 года на Орловско-Курской дуге сошлись на небольшом поле 1200 машин. Враг, потеряв 400 танков и более 10 тысяч солдат и офицеров, повернул вспять.

В 1995 году на Прохоровском поле возведен памятник-звонница, купол-державу которого венчает Божья Матерь с Покровом

Русский художник Павел Дмитриевич Корин создал мозаическую карти­ну «Дмитрий Донской». Обратите внимание: на переднем плане не великий князь, а два богатыря – Александр Пересвет (Брянский боярин) Родион Ослябя.

Сейчас на поле храм-памятник Сергию Радонежскому. Архитектор объединил церковь и крепость, а на холме возвышается 30-метровый чу­гунный обелиск. Это памятник Дмитрию Донскому.

Установлен он на том месте, где стоял шатер Мамая.

Памятник Д.И. Донскому напоминает памятник М.И. Кутузову — главнокоман­дующему Русской армией в Отечественной войне 1812 года, в том числе и в Бородинском сражении. Очевидцы рассказывали, что перед битвой над станом русской армии парили орлы. Эту весть сочли добрым предзнаменованием, рассказывали, что будто бы видели парящего орла над головой Кутузова, что и нашло отражение в памятнике.

Через 100 лет было поставлено 33 монумента, многие из них увенчаны орлами. Есть здесь памятник, воздвигнутый Францией в 1913 году – «Мертвым великой армии» — на месте командного пункта Наполеона.


  1. Главная часть.


Вашему вниманию предлагается видеофрагмент из фильма «Война и мир». Вслушайтесь в слова Пьера Безуховa и всмотритесь в детали – в страшные картины войны.


Мотивация

Как вы считаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О поле, о войне…)


Тема сегодняшнего урока «Идейно-нравственное своеобразие рассказа Федора Николаеви­ча Глинки «Последнее уничтожение на Бородинском поле»

На нем мы должны проанализировать содержание рассказа и понять, что любой человек имеет право на гуманное отношение к себе не только при жизни, но и после смерти. Это одна из главных
заповедей Международного Гуманитарного Права, о котором мы говорили ранее.


А сейчас ……………. расскажет нам о жизни и творчестве Ф.Н.Глинки (Сообщение 10-12 предложений)



Каждая война уносит жизни многих людей.

Погиб человек! Не важно, свой или враг! А тело его осталось без погребения. На родной или чужой земле оста­лись лежать тела, неприятельские или тела соотечественников? Как быть? Кто теперь кому враг?


Жан Жак Руссо говорил: « Если цель войны – уничтожение враждебного го­сударства, то другая сторона имеет право истреблять его защитников, пока они держат в руках оружие, но как только бросают его и сдаются, они перестают быть врагами или инструментом в руках врагов, и вновь становятся просто людьми».

Беседа

(Карточки)

  1. С описания каких событий начинается повествование Ф.Н.Глинки?

  2. Докажите свою точку зрения текстом.

  3. Обратите внимание на фразу: „возвратившиеся из засад лесных крестьяне… «

Наполеон, желая захватить Россию, жестоко относился и к мирному населению, которое было вынуждено вести партизанскую войну.

Значительно позже организация Международного Красного Креста в своих основополагающих принципах указывала, что необходимо гуманно относиться к мирному населению. Но, к сожалению, очень часто данное требование нарушается.

  1. Какая деталь подтверждает жестокость отношения Наполеоновской армии к крестьянскому населению.

  2. И началась жизнь крестьянская на авось, а что же произошло с французской армией? Подтвердите текстом.

Физминутка

Посмотрите видеофрагмент, подтверждающий, насколько ужасным было отступление французской армии.

  1. Какая фраза текста подтверждает необходимость меры уничтожения трупов?

  2. И вот поле Бородинское окатилось красным заревом. Как вы думаете, с каким чувством сжигались трупы?

  3. Это была, действительно, необходимая мера. Можно ли сожжение трупов назвать жестокостью и варварством? (Карточка 1).

  4. Какое предложение, подчеркивает всю жестокость, а поpoй и бессмысленность войны — как противоестественного явления (Горели кости людей…

Вспомним слова Н.А. Некрасова:

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы –

То слезы бедных матерей

  1. Какое чувство испытываете вы после прочтения данной фразы?

  2. Читая дома, в каком месте рассказа вы почувствовали, что что-то должно измениться? (И неужели не было существа…)

  3. Как вы думаете, почему данное предложение вопросительное?

(Казалось бы, какая любовь и жалость могли быть к врагу, но, Жан Жак Руссо говорил: « враг он только тогда враг, пока он жив, когда он погибает, он просто смертный человек»,

Необходимо понять, что это были погибшие люди, которых тоже надо оплакивать.)

И еще: в этих словах – авторская позиция: он, участник Отечественной войны 1812 года, сожалеет о несостоявшейся жизни погибших людей.

  1. Кто, по-вашему , искренне сострадает?

  2. Какая фраза подтверждает всю глубину сострадания вдовы генерала Тучкова?

(она с запасом своих слез)

  1. В чем разница в поведении вдовы и отшельника?

Еще Шекспир сказал: «Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин и женщин, но только с одних взимает кровь, а с других – слезы»

  1. Обратите внимание на словосочетание — Живой мертвец, оно называется оксюморон — это сочетание лексически несочетаемых слов.

  2. Как вы понимаете фразу «напутствуют в дальний безвестный путь»?

Все выполняли повинность, а они видели не врагов, а людей, гибель которых приняли с огромным состраданием.

(Карточка 2)

  1. Обратите внимание на многозначительное авторское опре­деление: «поле, поседевшее от пепла костей…»

Почему он употребляет именно эту фразу?

Кок вы понимаете эти слова?

(Действительно, цвет пепла. Земля, словно испытала великое горе, приняв в себя детей своих)

  1. Таким образом, заканчивая анализ рассказа, ответьте на возрос: «Кто и как выполнял трудную обязанность по погребению»?

Крестьяне

Вдова

Отшельник

  1. Как автор относится к поступку вдовы генерала Тучкова?
    (Потрясен, видит в ней проявления высокой любви)

  2. Прочитайте последнее предложение текста

Почему именно этими словами автор завершает рассказ?

  1. Как вы понимаете высказывание Г.Гейне: « Как ни ужасна война, все же она обнаруживает духовное величие человека, бросающего вызов своему сильнейшему врагу — безразличию и бездушию».

  2. Подберите синонимы к слову милосердный.

Как вы понимаете слово милосердие?

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. ( Словарь Ушакова)


  1. А в наше время нужно ли нам быть милосердными?

Дома вам нужно было порассуждать письменно или устно над фразой « В милосердии мы нуждаемся, милосердием мы бедны…»

(Проверка сочинений)

25) Итак, чему учит нас рассказ Ф.Н.Глинки? Какими мы должны быть?

(Милосердие и гуманность – главные качества счастливой и мирной жизни)





Рефлексия

Продолжите предложения.

Сегодня на уроке я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Мне захотелось…


3Домашнее задание.


Написать сочинение-рассуждение по древнему изречению:

«САМОЕ ВЕЛИКОЕ, САМОЕ БОЖЕСТВЕННОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ — МИЛОСЕРДИЕ И ПРОЩЕНИЕ…» (Сократ), соединив личные наблюдения и материал урока.


Список литературы


1. И. Бунин «Полями пахнет, — свежих трав…»

2.А. С. Пушкин «Зимнее утро»

3. Ф. И. Тютчев «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…»

4. А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…»

5.Высказывания Жан Жака Руссо, Сократа, Г.Гейне, Шекспира.

6.Толковый словарь Ушакова.

Свежие документы:  Сочинение на тему: "Какой Россия станет через двадцать лет?"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: