Разработала: Карабанько Марина Николаевна ГБОУ СОШ № 680.
Класс: 5 класс
Форма урока: комбинированный (повторение изученного материала и
изучение нового).
Тема: поэма Гомера «Илиада».
Цели урока: — повторение исторических понятий старого материала
по теме «Троянская война»;
— закрепить новые знания по истории Древней Греции
( гекзаметр, традиции, гоплит);
— повторить крылатые выражения (Нить Ариадны,
Яблоко раздора);
— закрепить знания исторической карты ( местоположение
Греции, её главные города и колонии);
— работа с текстом Гомера «Илиада».
Оборудование: задания на доске;
карта «Древняя Греция»;
по два листа с копиркой на ученических столах ;
книги Куна Н.А. Мифы Древней Греции.
Литература: 1. Вигасин А.А. и др. История древнего мира. 5 класс. М.,
2000, 2006.
2. Кун Н.А. Мифы Древней Греции. М.,1995.
3. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. М.,
1996.
ХОД УРОКА.
1.Повторение пройденного материала. (15-18 минут).
Цель: повторение материала, понятий, мифа о Троянской войне.
Задание №1. Два человека работают у доски с заданиями:
вставить попущенные буквы, б/ найди ошибку в слове и
объяснить слово (устно): объясни правильность написания:
лаб…ринт остро… офиняне(Афина), Левиные ворота,
м…ф П…лопоннес (лев) багиня(бог), яблако, (сл.сл.),
г…род Афр…дитамикены( назв. Города), кретяне(Крит)
Задание №2.- с остальным классом учитель вспоминает понятия, кто правильно отвечает ставит + у себя в листке:
папирус таран пирамида
вельможа оазис жрец
иероглиф храм
компас клинопись
фараон джунгли
Задание №3. — Слушаем ответы у доски, исправляем ошибки, если нужно, добавляем к ответам.
Задание №4. Весь класс на листочках выполняет задание:
Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
Сгруппируйте их и объясните свою работу .
Тесей, Троя, Крит, Ариадна, Зевс, Пилос, Афина, Греция, Фера, Гера, Афины,
Парис, Афродита.
(Ответ: герои города боги гос-ва, острова
Тесей Троя Афина Греция
Парис Пилос Афродита Крит
Ариадна Афины Зевс Фера)
ИЛИ
Найди четвертое лишнее:
Тесей Парис Елена
Минотавр Ариадна Гера
Афродита Троя Агамемнон
Минос Афина Крит
Затем ученики сдают один листок, а по другому проверяют правильно ли они сделали задание.
Задание №5. По карте показывают дети расположение Греции, главных островов Греции, город Трою.
Подводим итог нашего повторения, знаний понятий. Подведение итогов и выставление оценок.
* * *
2. Изучение нового материала. Поэма Гомера «Илиада».
Работа с учебником и с книгой Куна «Мифы Древней Греции».
А) Знакомство с автором поэмы – Гомером.
Создателем «Илиады» греки считают слепого поэта Гомера, жившего в 750-700 гг. до н.э. Сам поэт — загадка, т.к. никто не знает где он родился, жил, когда умер. Но греки чтят его память и ценят его труды, каждый образованный грек должен был знать наизусть тысячи строк из поэмы.
Написана поэма гекзаметром – торжественным стихом.
Б) Главная идея поэмы — последний , 10, год Троянской войны.
/ Вспомним с учениками причины этой войны по мифу и в действительности. 1/ Парис похитил Елену, жену спартанского царя Минелая, и половину сокровищ Спарты. 2/ Греки во главе с царем г. Микен Агамемноном решили захватить богатый город-колонию Трою.
В/ Название поэмы произошло от второго названия города Трои — ИЛИОН.
Г/ Работаем с учебником и с текстом «Мифов Древней Греции» Куна, составляем таблицу( вместе читаем и записываем на доске и в тетрадях) Задание доп.:
Обращаем внимание на вооружение, нравы, традиции др. греков.
Греческие герои. боги-покровители | Главные сюжеты поэмы | |
1. Гектор – военный вождь троянцев; 2. Андромаха – жена Гектора; 3. Парис(Александр) – сын царя Трои, виновник войны; 4. Приам – троянский царь; 5. Афродита, Зевс, Аполлон – их символы. | 1. Ахиллес – сын богини Фетиды и героя Пелея, военный герой греков; 2. Одиссей – царь о. Итаки; 3. Патрокл – друг Ахилла; 4. Агамемнон – царь Микен, организатор войны с Троей; 5. Менелай – царь Спарты, муж Елены; 6. Гера, Афина, Гефест и их символы.
| 1. Сцена оскорбления Ахилла царем Агамемноном, отказ сражаться против Трои.(отрывок из «Илиады»- стр.270 «Мифы» и параграф 26 п.2 – последствия этого события. 2. Гибель друга Ахилла – Патрокла (работа с учебником). 3. Прощание Гектора с Андромахой ( «Мифы» — стр. 290, погибну, но останусь героем). 4. Поединок Ахилла с Гектором.( учеб., «Мифы» стр. 332-333, роль Зевса) 5. Похороны Гектора.( «Мифы» стр. 333). |
ИТОГ: делаем выводы из того что узнали –
А) какое было вооружение у древних греков? (боевые колесницы, копья, камни, шлемы, панцири- доспехи, щиты, луки).
Б) нравы и традиции древних греков? (сами цари воевали и были примером для простых воинов;
Были случаи обмана; главное длявойна – храбрость и мужество; надеялись на богов, а боги постоянно вмешивались в жизнь людей; мертвых сжигали на погребальном костре – это явный пример языческой веры.
Мы познакомились с прекрасным произведением древней Греции, с традициями, нравами этого народа, с греческой культурой(гекзаметр, крылатые выражения).
Д/З пересказ параграфа 26, попробовать дать оценку поступкам героев «Илиады», по желанию нарисовать оружие древних греков.