Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Казани «Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением английского языка»
Штанько Татьяна Васильевна
Номинация: урок с использованием медиапроектора
Предмет: литература
Класс: 7
Номер урока в теме: первый
Тема урока: Основные темы и мотивы лирики Г. Тукая
Тип урока: урок изучения нового материала с мультимедийной поддержкой
Цели урока:
Обучающая: знакомство учащихся с творчеством гениального татарского поэта начала 20 века Габдуллы Тукая
Развивающая: формирование навыков литературоведческого анализа поэтического текста (наблюдение за ритмической структурой текстов /переносы/, определение темы, идеи текста, поиск и выявление роли изобразительных средств /сравнения, метафоры, риторические обращения, вопросы, параллелизм/
Воспитывающая: привитие интереса к художественному прочтению текста, особенностям национальной культуры
Оборудование:
Компьютер, медиапроектор;
Презентация о жизни и творчестве поэта с включением поэтических текстов
Тест с возможностью самоконтроля
План урока (с указанием времени):
Организационный этап. Постановка и усвоение цели урока – 5 минут
Информационный этап. Проверка индивидуальных домашних заданий – 20 минут
Практическая часть. Сопоставительный анализ предложенных текстов – 10 минут
Проверка усвоенных знаний, выполнение заданий теста – 5 минут
Подведение итогов урока. Рефлексия, задание на дом – 5 минут
Время урока – 45 минут
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Использование интерактивных средств с указанием времени | |
1.Организационный этап. Постановка и усвоение цели урока | Организация внимания школьников прочтением текста и его целевым анализом | Слушают учителя, подключаются к деятельности |
|
2.Информационный этап. Проверка индивидуальных домашних заданий | Направление деятельности учащихся, их опрос и одобрение | Слушают выступления одноклассников, знакомятся с материалами презентации | Просмотр компьютерной презентации (Слайд №1-5) |
3.Практическая часть. Сопоставительный анализ предложенных текстов | Создание образовательной среды. Включение в деятельность всего контингента класса | Включаются в активную деятельность, анализируют прослушанные тексты | Зрительное знакомство с прослушанными текстами (Слайд № 6 -9) |
4.Проверка усвоенных знаний | Приглашение к выполнению заданий теста | Выполняют задания теста, сверяются с доской | Тест и ответы к нему |
5.Рефлексия, задание на дом | Прочтение финального текста, приглашение поразмыслить о нем, обсуждение вопросов, поставленных на уроке | Высказывают свои суждения, записывают домашнее задание |
|
Ход урока:
На доске, заранее оформленной, эпиграф урока:
Жизнь люби, люби отчизну, всё, чем жив родной народ;
Не печалься о кончине, — каждый некогда умрет.
К мелкой злобной укоризне оставайся словно глух:
Унижения мирские не вольны унизить дух.
Г.Тукай.
(Слайд 2: фотопортрет поэта)
Организационный этап. Постановка и усвоение цели урока.
Учитель начинает урок не с комментария эпиграфа, но неожиданно с прямого обращения к классу строками поэта:
Да, дети, скучно вам средь пыльных школьных стен.
Ребенком очень там порой скучал и я,
И к вольному житью стремилась жизнь моя.
Но время шло. Я стал свободен. Вырос я.
Простился я с тобой, о школьная скамья!
Открылся вольный путь, и стал я размышлять:
«Вот радость! С жизнью я могу теперь играть,
Шутить, смеяться, петь – мне всё теперь дано,
Я рву неволи цепь – мне всё теперь дано».
И вот я вышел в жизнь. Но трудно мне идти,
И мало радости я вижу на пути.
Мой шаг нетвёрд, порой я принуждён стоять,
Устал я, нелегко мне ноги поднимать.
Пришлось задуматься мне на пути не раз,
И что такое «жизнь», я понял лишь сейчас.
Жизнь – это вечный труд, лениться нам нельзя,
Бездельем своим гордиться нам нельзя.
Дорогою добра пройти вся жизнь должна.
И пред народом долг заплатит пусть она.
Идя таким путем, я счастлив стал вполне,
Теперь других дорог уже не надо мне.
Но если иногда устану я брести
И надо отдохнуть мне будет на пути,
Мне детство вспомнится и радость школьных лет,
Оставивших в пути неизгладимый след.
Скучая по «тюрьме», где был я юн и мал,
Зачем, – подумаю, — теперь я взрослым стал,
Зачем покинул я беспечный детства рай,
Зачем я не «Апуш», а взрослый, а «Тукай»?
После прочтения стихотворения учитель комментирует прочитанное:
Попробуем вместе, ребята, определить тему, идею, мотив этой лирической зарисовки, названной автором «Вступающим в жизнь». Адресат текста чётко выделен названием – это молодые люди, перед которыми открыты дороги жизни. Что же хочет сказать им автор? Какова тема его текста? Бесспорно, автор представляет нам философские рассуждения о переоценке ценностей человеком с позиций своего возраста, о преходящности любого мига человеческого бытия, о том, что человек всегда стремится к тому, чего у него нет в данный момент. Это тема стихотворения. А какова его идея? Как об этих философских рассуждениях говорит автор, к какому выводу он приходит? Ответ, если дети затрудняются, подсказывает учитель:
« Жизнь — это вечный труд, лениться нам нельзя,
Безделием своим гордиться нам нельзя».
Да, без сомнения, поэт учит читателей принимать жизнь во всём богатстве её красок как труд, в котором каждый человек сможет найти себя, как труд во имя добра. Но рассказать о волнующей его теме и идее поэт мог, воспользовавшись другим сюжетом: рассказом о смене времен года, о том, что зимой человек скучает о лете и наоборот. Скажите, каков же мотив данного произведения? Что заставляет поэта с такой нежностью писать о поре учебы? Какое настроение он испытывает сам и передает нам? Предполагаемый ответ: /Поэт говорит о пользе знаний, он благодарен годам учёбы за то, что «счастлив стал вполне», потому что нашёл свой путь – «дорогу добра»/. Весь текст пронизан основной идеей творчества Г.Тукая, ставшей мотивом очень многих произведений, — просветительством. Именно стремлением обогатить свой народ той суммой знаний, которую выработало человечество, проникнуто всё творчество Тукая.
Итак, именно этим, поиском и определением тем и мотивов творчества великого поэта татарского народа займемся мы на нашем уроке. Начнем с осмысления строк эпиграфа / Прошу одного ученика выразительно прочесть строки/.
На мой взгляд, в этих строчках сконцентрированы все основные темы и мотивы его творчества.
Здесь и тема родины, и тема любви к родному народу, и главная тема — пробуждение самосознания татарского народа, здесь и мотивы духовной свободы, гуманности, протеста против невежества, и главный мотив — просветительство. Ведь в этих четырех строчках поэт говорит о человеке с широким кругозором, который силён своими знаниями.
Информационный этап. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Проследить, как поэт шёл к тем темам и мотивам, которые волновали его, мы сможем, познакомившись с этапами его жизни и творчества. Прослушаем сообщения, которые вы приготовили:
( Слайд 3,4: окрестности деревни Кырлай)
Первый ученик рассказывает о том, что Г.Тукай родился 26 апреля 1886года в деревне Кышлауч Казанской губернии в семье приходского муллы. Когда ему было пять месяцев, умер отец. Позднее мать, оставив трехлетнего мальчика бедной старушке по имени Шарифа на воспитание, вышла замуж и переехала в деревню Сасна. Через некоторое время мать взяла мальчика к себе, но вскоре умерла, и четырехлетний Габдулла остался круглым сиротой. Так началась его горькая жизнь
Сперва приютил его дед по материнской линии Зиннатулла из деревни Училе. В многодетной и полуголодной семье деда Габдулла оказался лишним ртом. В конце концов дед отправил его в Казань, где на Сенном базаре Габдуллу взял на воспитание кустарь Мухамедвали. Однако вскоре (через 2 года) грянула беда: новые родители заболели и решили вернуть мальчика в деревню Училе к деду, которому через некоторое время удалось отдать Габдуллу крестьянину Сагди из соседней деревни Кырлай. Три года (с 6 до 9 лет) провел поэт в этой деревне, где не было нужды в куске хлеба. Здесь он начал приобщаться к крестьянскому труду, впервые осознал чувство любви к своему народу, своей земле. В Кырлае Габдулла начал учиться. В начале зимы 1895 он был взят в семью сестры своего родного отца в Уральск. Несмотря на то, что детство поэта было безрадостным (он прошёл через руки 7 матерей и 3 отцов), стихи о детстве поражают нежностью, безмятежностью и чистотой восприятия окружающего мира (читается наизусть стихотворение «Пора, воспоминаемая с грустью» в переводе В.Тушновой)
О пора, когда бывает сердце чище родника!
О пора, когда, как листья, жизнь свежа, нежна, ярка!
Ни забот, ни огорчений – всё улыбки да цветы,
Бирюзово-голубое небо редкой красоты.
Не встречая слез и горя, убаюкан тишиной,
В эту пору ты природе подчиняешься одной.
Все цветы – твои сестрицы, каждый тополь – старший брат.
Словно дети, тонко-тонко соловьи в саду звенят.
Как распаханное поле сердце детское твоё,
Словно зерна золотые, принимает бытиё…
В русском переводе в тексте стихотворения можно отметить риторические восклицания (первые два двустишия), обилие сравнений, которые призваны подчеркнуть беззаботность существования ребёнка в мире изобразительно-выразительными средствами.
Второй ученик: В Уральске Габдулла продолжал учиться в медресе “Мутыгия”, одновременно посещая русский класс при нём. Хотя это учебное заведение было старого типа, но молодёжи была предоставлена относительная свобода. Шакирдам разрешалось знакомиться с периодической литературой на восточных языках и обучаться русскому. Под влиянием национальных просветительских движений учащиеся требуют обновления программ, стремятся к светским знаниям.
Тукай–шакирд считался самым образованным, бойким и сметливым, он обладал сильной волей и большим врожденным талантом. При активном участии Тукая выпускается рукописный журнал “ Эль-гаср-эль-джадид” (“ Новый век”), в котором он публикует свои первые ученические статьи и стихи, переводы басен И.А. Крылова.
Начавшаяся в 1905 году революция всколыхнула жизнь в городке. Появились первые татарские газеты и журналы: “ Фикер” (“Мысль”), “Уклар” (“Стрелы”) и др. Тукай пронизывается боевым духом защиты демократических идеалов, он повёл решительную борьбу против невежества и духовного фанатизма, веками державшего татарское общество в оцепенении.
Заслуга Тукая в том, что уже в ранней поэзии он вводит в свои тексты социально- политические понятия, поднимает общественные проблемы времени. Его творчество явило собой образец страстного гражданского вторжения татарской литературы в повседневность эпохи. Новаторство духа проявилось уже в одном из первых его текстов 1905 года, стихотворение называется “ О единстве” (Перевод Р.Морана):
Его величеством царём
От мук все спасены кругом:
Встревожен смутой, мятежом,
Царь волю дал навеки.
Пусть нам свобода впрок пойдёт!
Зазнайство — прочь! Пускай народ
Разумно пользу извлечет
Из равенства навеки.
О мой народ, глаза раскрой:
Мир изменяет облик свой!
Довольно спать! Над головой
Заря взошла навеки.
Упрямых жалко мне слепцов:
Очнитесь вы в конце концов!
Услышьте будущего зов,
Ждет счастье нас навеки.
Изгнать вражду пора пришла.
У нас хоть разные тела,
Но души мы, не помня зла,
Объединим навеки.
Свет будет – хоть еще темно!
Мы даже яблоко одно
Должны делить на всех равно,
Дружней сплотясь, навеки.
Сойдемся вместе на совет,
Идти вразброд нам смысла нет;
Невежеству – в нем корень бед –
Закроем путь навеки.
Доколь татарам в спячке быть
Друг друга стрелами разить
Взамен того, чтоб укрепить
Союз один навеки?!
Пора избрать единства путь
Ладони дружески сомкнуть,
Их рукавом одним стянуть
И в братстве жить — навеки!
В этом программном стихотворении Тукая звучит основной мотив его лирики – прославление духовной свободы, осуждение безнравственности рабства, все оно пронизано основной темой творчества – пробуждением самосознания татарского народа. Уже в одном из первых своих текстов Тукай выступает новатором, вводя политические проблемы современности в лирическое произведение, ломая старые интонационные рамки введением переносов (в русском переводе – 2-е четверостишие текста).
( Слайды 5,6,7: фотопортреты поэта разных лет, дополнительные материалы)
Третий ученик: Осенью 1907 года поэт приехал в Казань – в колыбель национальной культуры и истории, чтобы посвятить свою деятельность новым общественным и творческим задачам. В Казани поэт сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль – Ислах» («Реформа»), публикуется в сатирических журналах «Яшен» («Молния»), «Ялт – йолт» («Зарница»). Печатаясь в них, он яростно боролся со всевозможными проявлениями реакции. Сотрудничество в газете «Аль – Ислах» навсегда скрепило дружбу Тукая с Фатихом Амирхановым, в Казани он находит новых друзей, среди них Х.Ямашев, Г.Камал, Г.Кулахметов. Поэт снимает номер в гостинице «Булгар», который никогда не пустовал. И всё же… Он страшно одинок. В тяжелые минуты приходят грустные мысли. И у Тукая, такого стойкого жизнелюба, появляются грустные философские размышления о бренности человеческого существования, о тоске одиночества. Ученик читает стихотворение «Трудная доля» в переводе В.Ганиева:
Зачем мне жизнь дарована была?
Затем ли, чтоб я пил напиток зла?
Чтоб видел скучный сей круговорот:
Была зима – теперь весна пришла.
Устал я. Где ж последний мой привал?
Спешу, и вновь дорога тяжела.
Сгинь, капля крови – солнце надо мной!
Зачем заря мне саван соткала?
Убить себя? Но бога я боюсь…
Болезнь бы, что ли, душу унесла!
Стихотворение написано в 1911 году, а умрет поэт уже в 1913, так рано, ведь ему будет всего лишь 27 лет! Да, писал поэт и грустные стихи и передать растерянность поэту помогают риторические вопросы, которые, обращённые к читателю, не требуют ответа, но показывают его смятение, создают обстановку нестабильности, душевной неприкаянности. И тем не менее поэт до последней минуты жизни – творил, не прекращал кипучей общественной деятельности: убеждал, спорил, доказывал. Весной 1912 года Тукай решается на значительное путешествие по маршруту Уфа – Петербург. В Уфе встречается с Мажитом Гафури. Эта встреча оставила глубокий след в жизни обоих народных писателей, убедила в их идейной и творческой близости. В любой общественной полемике поэт отстаивал одно – пробуждение самосознания татарского народа на основе его неразрывного единства со страшим братом – русским народом. За два месяца до кончины в феврале 1913 года, приветствуя 300–летие дома Романовых в стихотворении «Великий юбилей и связанные с ним чаяния народа» (Перевод В.Ганиева), поэт выскажет свое политическое кредо:
В России наших дел, трудов, следов немало.
В истории её мы – чистое зерцало.
Мы жили и живём с народом русским вместе,
Заимствуя словарь, мораль, законы чести.
…
Великому конца не будет единенью!
Мы вместе родились. Одной цепи мы звенья.
Похожие во всём: как львы – на поле брани,
Как кони – на полях, в часы весенней рани.
Един наш дом родной!
Следует отметить в тексте ряды однородных членов, сравнения, использованные автором как изобразительно-выразительные средства, необходимые для более рельефного выражения собственной общественно-политической позиции.
Четвёртый ученик: Говоря об этапах жизни великого поэта, отмечая мотивы его творчества, нельзя на уроке для детей не сказать о написанном поэтом для детей. Пережив столько безрадостных минут в детстве, только поистине светлый человек со «светлой звездой» в душе мог так нежно писать о детях и для них. Поэтом создано около ста пятидесяти стихотворений, поэм, сказок для детей. Сам поэт сказал об этом предельно ясно и в то же время образно: «Дать в руки подрастающего поколения букет цветов, собранных в молодом, только что расцветающем саду нашей национальной литературы, было давнишней мечтой». Мечта поэта – видеть свой народ грамотным, образованным, поэтому даже в «Колыбельной» /перевод В.Тушновой/ он говорит об учебе:
«Баю – баю – баю, сын,
В медресе поедет сын,
Все науки превзойдет,
Всех ученей будет сын».
Вера в свой народ звучит в каждом тексте Тукая, послушаем, как он начинает свою всемирно известную сказку «Шурале»:
(Слайд 8: текст первых строк поэмы)
Меж селений под Казанью восхвалять Кырлай я рад,
Там и куры, по сказанью, общей песне вторят в лад.
Родом я хоть не оттуда, я там жил недолгий срок,
Сеял, жал, и жил не худо – землю вспахивал, как мог.
Не забыть мне: у селенья лес со всех сторон густой,
Там луга травы весенней – словно бархат красотой.
Спросишь ты: «Кырлай велик ли?» — «Невелик», — отвечу я, —
Люди там привыкли воду брать из малого ручья».
Как скромно, нежно, тихо говорит поэт о своем родном крае, и мы понимаем, что Кырлай – это весь Татарстан с его незатейливой, но такой дорогой любому живущему здесь природой. В данном отрывке и сравнение «словно бархат красотой», и глубоко скрытая метафора в последней строке. Вслушайтесь: «Люди воду там привыкли брать из малого ручья» — ведь это не о воде, не о скромности быта, о глубокой поэтичности народа, который от малого источника, бесспорно, идет к полноводью духа, культуры. А путь этот от простого к сложному начинаем мы все за школьной партой. Прослушайте еще один нежный текст о ребенке, но только ли? Будьте внимательны.
(Слайд 9: текст поэтической зарисовки)
Отец — сыну. / В переводе Р.Морана/
Напиши, сыночек, на доске. Пусть лучами станет мел в руке.
Мрак доски пронзая белизной, осветишь ты разум темный свой.
Вспыхнет для тебя науки свет, станешь ты сильнее трех невежд.
Но подъем на гору знаний крут. Пусть тебе подмогой будет труд.
Да, все вы понимаете, что и это стихотворение подчинено основной задаче автора – пробудить самосознание народа, мотив текста – просветительство. О пользе знаний, необходимости их приобретения через труд поэт говорит так или иначе во всех стихотворениях, обращенных к детям. Посмотрите на смысловой ряд текста: темный разум, мрак доски развеют свет науки, белизна мела – словесно–образный параллелизм — основа текста.
3.Практическая часть. Сопоставительный анализ предложенных текстов.
Слово учителя: Да, ребята, именно так выражается политическое кредо Тукая – он непоколебимо верит в дружбу, единство наших народов. Но нелегко ему приходилось в те далекие годы отстаивать свои взгляды, его идейные противники (реакционеры, националисты, шовинисты) не дремали. В реакционной печати Тукая обвиняют в прислужничестве русским, отмечают его бездарность как поэта, видят в нем лишь стихотворца, способного вкривь и вкось переводить только Лермонтова и Пушкина. Задетый за живое, поэт по горячим следам пишет стихотворение «Ответ», которое по зрелом рассуждении, не печатает. В дальнейшем (1913г., а полемика возникла в 1908г.) поэт пишет созвучное по тематике и всё же совсем другое стихотворение под названием «Отрывок». Сравним два текста, чтобы определить главное человеческое качество поэта.
Один ученик (заранее подготовленный) читает оба текста. Они проецируются на экран (Слайд 10):
Ответ / В переводе В. Звягинцевой/.
Пушкин – море, море – Лермонтов. В небе вечности сверкай
Неугасимое созвездие: Пушкин, Лермонтов, Тукай!
Ты язык свой длинный вытянул, а до звезд достать невмочь,
Не старайся, не дотянешься – уходи, собака, прочь!
Убирайся, но прислушайся к слову, сказанному мной:
Лай весь век на звезды яркие – не погасишь ни одной.
Отрывок / В переводе В. Ганиева/.
Пушкин, Лермонтов – два солнца – высоко вознесены,
Я же свет их отражаю наподобие луны.
Пушкин, ты неподражаем, в повторениях толку нет.
Повтори я стих Корана, был бы я тогда поэт?
И Жуковский — мой учитель… Я поднялся в вышину.
Эй, завистник, пес голодный, что ж ты лаешь на луну!
Нужно сказать, что стихотворение «Отрывок» — одно из последних у поэта, в нем он подводит итог своему творчеству. Бесспорно, что «Отрывок» — это переработанное творчески стихотворение «Ответ». Давайте же, сопоставив прочитанное, вместе установим общность и отличие текстов.
Начнем сравнение с образов стихотворений. Итак, пес. В первом тексте этот образ становится главным, ему уделено 4 строки, автор предостерегает его от бесполезности его занятий: погасить звезды он не сможет. Во втором тексте этому образу уделена лишь одна строка, автор уже спокоен и уверен в своей правоте, он лишь с иронией пеняет псу: «…что ж ты лаешь на луну?!», ничего ему не разъясняя, если он сам не может понять чего-то. Совершенно ясно, что в первом стихотворении автором движет обида, во втором – сознание своей правоты.
Следующий образный ряд – имена упомянутых поэтов. В первом стихотворении ставит свое имя в ряд: Пушкин, Лермонтов, Тукай, а во втором, упоминая три имени: Пушкин, Лермонтов, Жуковский, — он как бы забывает о своем. А о своем вкладе в татарскую поэзию предлагает тоном вопроса поразмышлять нам: «…в повторениях толку нет. Повтори я стих Корана, был бы я тогда поэт?» И мы понимаем, что творчество Тукая – не перевод, не подражание, но самобытный стих великого поэта. Если в первом тексте автор сам поставил себя в ряд великих, во втором – он предлагает поразмышлять нам. Чем, если не скромностью, глубокой осознанностью своей правоты, объяснить данные изменения?
Проверка усвоенных знаний:
Итак, делаем выводы: только в единстве с русским народом будущее татар, только в глубоком знании лучших образцов татарской, русской, мировой литературы будущее нации. Народ только тогда един, когда сплачивает его дружба с другими народами, объединяет свет знаний. Поэт верил в это, не сомневаемся в этом и мы, потомки поэта.
А теперь скажите, ребята, помнит ли Казань о таком скромном человеке, о таком великом поэте? Ответы:
— Да, в городе улица носит его имя.
— В городе открыт музей Г.Тукая.
— Дом – музей открыт и в Кырлае.
— В Казани есть площадь Тукая, на которой в 1958 году установили памятник поэту.
Известно ли вам, ребята, что ежегодно 26 апреля в городе проводится праздник поэзии. В этот день на площади перед Татарским государственным театром оперы и балета имени М. Джалиля выступают поэты, писатели, школьники. За лучшие произведения литературы и искусства учреждены в Татарстане Государственные премии имени Габдуллы Тукая.
Покажите и вы, как хорошо известны вам факты биографии поэта. Мы с вами сыграем в игру «четвертый лишний», т.е. четвертое имя, понятие должно оказаться лишним, найдите его:
(Слайды 11,12: тесты)
— Города, в которых побывал Г. Тукай, – Уральск, Казань, Уфа, Москва,
— Языки, которыми владел поэт, – русский, татарский, арабский, английский;
— Друзья Г. Тукая – Хусаин Ямашев, Гафур Кулахметов, Ибрагим Нуруллин (биограф поэта), Галиаскар Камал;
— Периодические издание, в которых сотрудничал Г.Тукай, – «Эль-гаср-эль-джадид» («Новый век»), «Фикер» («Мысль»), «Уклар» («Стрелы»), «Новый Кисекбаш» (название его поэмы).
5. Рефлексия. Задание на дом:
Слово учителя:Все вы помните, что такое кольцевая композиция, она же лежит в основе построения нашего урока. Послушайте меня, ребята. Читаю наизусть:
(Слайд 13: стихотворение)
Счастливый ребенок /В переводе Р. Морана/.
Очень счастлив тот ребенок, что в занятия влюблен,
Чтит учителя и помнит все, что на дом задал он;
По пути ворон не ловит и приходит в школу в срок,
Не шалит и не играет, коли ждет его урок;
К людям добр, дорогу старшим уступает в свой черед,
Не смеется над несчастным, слабым руку подает.
Желаю вам, ребята, быть счастливыми детьми, о которых стихотворения Тукая.
Подводим итоги: Что нового вы сегодня узнали? Стала ли для вас интересна поэзия Тукая? Возникло ли желание прочесть другие тексты поэта? Урок прошел плодотворно, следует отметить активную работу на уроке, ответственную подготовку домашнего задания.
(Слайд 14: домашнее задание)
Домашнее задание к следующему уроку: 1. Приготовить самостоятельный анализ стихотворений Тукая «Родная деревня», «Книга», к восприятию их идейного звучания вы готовы уже сегодня; 2. Обогатить свою общественно-политическую лексику, выяснив по словарю значение слов и понятий: демократические идеалы, шовинизм, национализм.
Дополнительные материалы к уроку (можно использовать в ходе его или в качестве индивидуального домашнего задания):
Моя звезда /В переводе В. Тушновой/.
Как ни жесток к нам этот мир, он запугать не может нас.
Где надо плакать – я смеюсь, не опускаю хмуро глаз.
Пусть жизнь моя, как ночь, темна, не жду ни солнца, ни луны.
Я благодарен и за то, что звезды в небе мне видны.
Я ощущаю тяжесть рук, прикосновение черных сил,
Но враг мой в сердце у меня святой звезды не погасил.
Нет, нет, горит моя звезда, не меркнет отблеск золотой,
И, несомненно, хоть один заблудший той спасен звездой.
Пускай шайтаны слезы льют, пусть кровью плачут день и ночь,
Но я оставлю светлый след, когда уйду из жизни прочь.
Звездятся в сердце у меня надежды, радости, тоска,
Навеки сердцу моему звезда священная близка.
Рассуждая о назначении поэта и поэзии, автор приходит к выводу о том, что поэт, как бы ни была тяжела его ноша жизни, умеет быть благодарным и за малое («… за то, что звезды в небе мне видны»), он не просит для себя ничего особенного («… не жду ни солнца, ни луны»), при этом людям готов отдать самое лучшее «святую звезду» из сердца и верит в то, что «хоть один заблудший той спасен звездой». Мотивом стихотворения является глубокая гуманность автора, идея текста – счастье в служении людям. /
Осенние ветры /В переводе В. Радимова/.
Осень. Ночь. Уснуть нет силы. За стеною ветер плачет;
То не ветер: люд голодный в страхе смерти лютой плачет.
«Мой любимый сын, рабочий, не имеет корки хлеба», —
Это мать – земля родная, к нам заботливая, плачет.
Если здесь кокетке старой ставят зубы золотые,
Там «кусочек хлеба» молит молодая дева, плачет.
Вот мужей погибель видя – им ломоть был нужен хлеба –
И жалея брать их душу, Азраил в печали плачет.
Осень. Ночь. Глухая темень. За стеною ветер плачет.
Ветер – весть: народ голодный в страхе смерти лютой плачет.
Г. Тукай в своем творчестве откликался на все проблемы современности, волновавшие его. Разве мог поэт – гуманист оставить без внимания голод, разразившийся в Поволжье в 1911 году, когда засуха не позволила крестьянам собрать даже то, что посеяли? В его стихотворении даже ангел смерти Азраил плачет от жалости. Кольцевая композиция (лексические, смысловые повторы начала и конца текста) позволяет автору наиболее точно выразить боль души, задеть, взволновать души читателей. Тяжелое стихотворение. Но задача поэта писать о том, что потрясает душу без прикрас, и Тукай эту задачу выполнил.