Цели:
Обучение анализу художественного текста.
Развитие умения критически мыслить, развитие творческих способностей.
Воспитание нравственных качеств личности: взаимопомощи, взаимовыручки, доброте, уважения к старости.
Применяемые технологии: технология развития критического мышления, проектной технологии.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе Power Point (включает в себя: биографические данные об В. П. Астафьеве, кроссворд для заключительной части урока, результат работы проектных групп – диафильм по рассказу для учащихся начальной школы)
Предварительное задание: Прочесть рассказ Астафьева «Бабушка с малиной», составить его цитатный план, проектным группам нарисовать кадры диафильма к плану для учеников начальной школы.
Ход урока
Слово учителя о В. П. Астафьеве (презентация)
Совсем недавно ушел из жизни В. П.Астафьев (2001 год).Он родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка. Что на реке Енисее.
К самому берегу подступает вековая тайга. В. П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не перестаю удивляться ее красоте, неистощимому терпению и доброте… И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. Произведения, вышедшие из-под пера писателя, хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал», «Кража», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь – рыба». В. П. Астафьев – искренний и правдивый писатель. Он много испытал и выстрадал, прежде чем попытаться рассказать о пережитом, о виденном. А жизнь Астафьева была нелегкой.
Мальчику было семь лет, когда утонула его мать, Лидия Ильинична. Ее он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. Однако довелось Вите быть беспризорником, узнать, что такое детский дом.
Из родных мест ушел в 1942 году на фронт, сражался, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.
В послевоенные годы пришлось сменить будущему писателю много профессий. В 1951 году он становится сотрудником газеты «Чусовой рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.
2. «Верно ли…» (прием технологии развития критического мышления) по биографическому материалу писателя с целью развития внимательности и закрепления только что пройденного.
Астафьев родился в Краснодарском крае,
Ему было семь лет, когда утонула мать,
Когда началась Великая Отечественная война, Астафьев был слишком мал и не принимал участия в боевых сражениях,
Первый рассказ опубликован в газете «Чусовой рабочий».
3.Чтение рассказа «Бабушка с малиной».
Выявление первичного восприятия.
Жалость к старушке, гордость за поступок ребят.
Аналитическая беседа по прочитанному.
Что мы узнаем из начала рассказа? Где происходит действие?
(«штук тридцать ребятишек», «старушонка»)
«Ребятишки» «Старушонка»
«пытаются влезть» «среди них копошится»
«остреньким плечом «режет массы»
«кто-то из ребят хватает ее под мышки» «подпрыгивает, как петушок,
«взгромождается на подножку»
Ловким и шустрым ребятишкам противопоставлена пожилая женщина, которой все уже дается с трудом, но она по-прежнему, как когда-то в молодости, старается всюду успеть, всех опередить.
^ Оцепенела — схватилась за сердце – потрясенно смотрела – встрепенувшись, крикнула.
И здесь впервые автор дает описание внешности «бабки». Зачитайте и подумайте, на что и с какой целью, в первую очередь, обращает внимание автор.
«руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы…». Автор говорит не только о растерянности «бабки», но и о ее нелегкой жизни
Школьники Бабушка
«поспешно освободили место» «молча села»
Притихли «сорвала посудину…сердито запихнула
его пяткой под сиденье»
«неподвижно смотрит на пустой фонарь»
Какой стилистический прием использует автор, чтобы показать душевное состояние героини?
Автор вводит второстепенный образ – образ фонаря, который связан с образом главной героини и подчёркивают идею произведения.Фонарь, как и бабка, у которой погиб внук на войне, — сирота, и висит он, никому уже не нужный, в вагоне, освещённом электричеством. «Пусто в фонаре. Пусто в туесе. Пусто у бабки на душе» — повтор слова «пусто» усиливает мотив «одиночества среди людей», еще глубже показывает «бабкино горе».
«…через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой собирала малину и хвастала ребятишкам, встретившимся ей в лесу:
«Я прежде проворная была!…»
«Ловка бабка и на диво говорлива. Успела рассказать ребятам о том, что человек она ноне одинокий, пережила всю родню. Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне, потому что был лихой парень и не иначе как на танку бросился, и тут же, смахнув платком слезы с реденьких ресниц, затянула:
^ В саду ягода малина
Под у-у-у-укрытием росла-а-а…
И даже рукой плавно взмахнула. Должно быть, компанейская бабка когда-то была. Погуляла, попела на своём веку…»
^ Жалко своего напрасного труда, своих стараний, обидно, что нет прежней ловкости, сноровки, что некому пожалеть бабку – одна-одинешенька она на свете.
«Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась!»
От радости, от человеческого благородства, оттого, что представила, что это ее внуки помогли ей.
Ярким, очеловеченным нарисован образ поезда, он наделяется не только человеческим голосом, но и повадками, и человеческими эмоциями: ему радостно за бабушку, которая едет уже с малиной. Автор использует олицетворения, риторические восклицания, повторы слов
Человеку, попавшему в беду, нужно помочь, причём не просто добрым словом, но и делом.
Просмотр работы творческих групп — диафильма к рассказу (презентация).
Работа над элементами композиции.
Бабка подпрыгивает, как петушок, взгромождается на подножку, и в это время случается авария. Да что там авария — трагедия! Самая настоящая трагедия. Берестяной туес, привязанный на груди платком, опрокидывается, и из него высыпается малина — вся, до единой ягодки.
А ведь ещё какой-то час назад она была совершенно счастлива. В кои-то веки поехала по ягоды, через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой собирала малину и хвастала ребятишкам, встретившимся ей в лесу:
«Я прежде проворная была! Ох, проворна! По два ведра малины в день насобирывала, а черницы либо брусники, да с совком, и поболе черпывала. Свету белого не видать мне, если вру», — уверяла бабка поражённых ребят. И — раз-раз, незаметно так, под говорок, обирала малину с кустов. Дело у неё спорилось, и удобная старинная посудина быстро наполнялась.
Школьники засуетились, заговорили. Из-под лавки был извлечён бабкин туес. Рыбак поставил его подле ног и дал команду:
— Налетай! Сыпь каждый по горсти. Не обедняете, а бабусе радость будет!
И потекла малина в туес, по горсти, по две
И когда туес наполнили доверху, рыбак торжественно поставил его бабке на колени.
Она обняла посудину руками и, пошмыгивая носом, на котором поплясывала слеза, всё повторяла:
— Да милыя, да родимыя!.. Да зачем же это? Да куда мне столько? Да касатики вы мои!..
Поезд летел к городу. Электровоз рявкнул озорно,
словно бы выкрикивал: «Раздайся, народ! Бабку с
малиной везу!» Колёса вагонов поддакивали: «Бабку!
Бабку! С малиной! С малиной! Везу! Везу!»
Рефлексия
Письменно продолжите фразу «Быть добрым – это значит …»
8. Подведение итогов цикла уроков внеклассного чтения.
Дружелюбие
сОстрадание
доБрожелательность
сеРдечность
сОчувствие
оТзывчивость
внимАние
Верю я: придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б. Пастернак