Урок «Идеал женщины Древней Руси» (по произведению «Повесть о Петре и Февронии Муромских»)» 7 класс


Муниципальное автономное образовательное учреждение

Селятинская средняя общеобразовательная школа № 1









Конспект урока по литературе в 7 классе


«Идеал женщины Древней Руси»


( по произведению древнерусской литературы


«Повесть о Петре и Февронии Муромских» )








подготовила

учитель русского языка и литературы

Кузнецова Лариса Сергеевна













гп. Селятино

2014 год




Идеал женщины Древней Руси

(по произведению древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских»)


Цели урока:

  1. Создать эмоционально-положительный настрой на восприятие изучаемого литературного произведения. Пробудить интерес учащихся к предстоящей учебной деятельности.

  2. Учитывать возрастные особенности и личностный опыт учащихся в процессе работы.

  3. Способствовать формированию эмоционально-личностного отношения учащихся к идеалам автора Древней Руси.

  4. Использовать исследовательский метод в процессе филологического анализа текста.

  5. Применять на уроке форму учебного диалога, используя проблемные ситуации.

  6. В результате исследовательской работы учащихся выявить художественные средства создания идеального образа женщины Древней Руси.

  7. Обогатить филологическую культуру школьников.

  8. Осуществить в процессе изучения повести интеграционную основу с историей, живописью, музыкой.

  9. Выявить актуальность произведения 16 века для современного школьника.

  10. Создать на уроке психолого-педагогические условия для личностного и духовного роста ученика.

  11. Формировать нравственные идеалы учащихся.



Дополнительная литература для учащихся:

Афанасьев А.А. Сказки «Семилетка» и «Стрижена девка»; Головин Н.Н. Моя первая Русская история в рассказах для детей. М., ; Хрестоматия по древнерусской литературе (составитель М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова). М.,)


Оборудование:

  1. Фрагмент оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

  2. Демонстрация фильма А. Тарковского «Андрей Рублев» (последний фрагмент).

  3. Картины с изображением русских женщин, портреты кисти Веницианова А., Сурикова В., Васильева К., Глазунова И.




Ход урока


Не зри внешняя моя, но воззри внутренняя моя.

Моление Даниила Заточника


Идешь в дорогу жизни – возьми идеал вместо посоха.

Народная мудрость


Женщина – великое слово, в ней чистота девушки.

В ней самоотверженность подруги.

В ней подвиг матери.

Н.А. Некрасов.


  1. Работа с эпиграфом.


— Как вы понимаете слова Н.А. Некрасова?

— Что такое «подвиг»?

(Подвиг – по + двигать- движение к самосовершенствованию, стремление к идеалу)


  1. Слово учителя.


Повесть, которую вы прочитали, была написана в 16 веке писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом протопопом (настоятель собора) дворцового собора Спаса-на-Бору в Москве, а потом стал монахом. Это было не единственное его сочинение, но повесть о «Петре и Февронии Муромских» была особенно популярна. Первым читателем повести был царь Иван Грозный. Сохранилось множество списков этой повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

Петр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале 13 века и умерли в 1228 году. А в 1552 году на церковном соборе достопочтимые Петр и Феврония были канонизированы (причислены к лику святых), и Ермолаю было поручено описать их житие. Время работы над повестью было для Ермолая наиболее благоприятным и для его творчества, и в его церковной карьере, но оказалось непродолжительным. Митрополит Макарий не захотел включать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в составляющиеся тогда Великие Четьи Минеи.

Повесть была написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково, которое упоминается в повести, существует и в наши дни, оно находится неподалеку от села Солотча, откуда была родом Феврония. Мощи святых в настоящее время покоятся в Муроме.



  1. Эвристическая беседа с учащимися.


— В чем заключается уникальность «Повести о Петре и Февронии»?

— Почему повесть так была любима на Руси?

— Почему уже в 16 веке митрополит Макарий не включил «Повесть…» в состав Великие Четьи Минеи?

— Почему «Повесть…» нельзя отнести ни к волшебной сказке, ни к жанру жития святых?


  1. Реализация домашнего задания.


— «Повесть…» написана в форме жития. Каковы признаки жития?

(1. Восхваление Родины и родителей святого.

2. Сведения о проявлении святости в детстве.

3. Искушения (борьба Бога и дьявола за душу человека).

4. Служение Богу.

5. Благочестивая кончина.

6. Посмертные чудеса.)

— Почему «Повесть…» вышла за рамки жития?

(В повести встречаются элементы волшебной сказки: змей-оборотень; жена Павла выпытывает у змея, от чего он может умереть; меч-кладенец; мудрая дева, говорящая загадками)

— Дома вы прочитали сказки «Семилетка» и «Стриженая девка» Афанасьева. Кто является героями этих произведений? Назовите главные черты характера героинь. Как относится автор к персонажам сказок?


  1. Беседа.


— Какой идеал русской женщины в русских народных сказках?

(красивая, мудрая)

— Можно ли образы героинь сказок «Семилетка» и «Стриженая девка» назвать идеальными?

(нет, нельзя, потому что они обманом получают желаемое)

— Что представляет христианский идеал русской женщины в агриографической (описание жизни святых) литературе?

(терпение, служение Богу)

— Почему писатель ушел от чистого жанра агриографии?

— Каким представлен Петр?

(высокомерный, заносчивый, издевается над Февронией, требуя из пучка льна сшить ему рубаху)

— Что помогло ему найти меч?

(Инок ему дан был свыше в помощь, то есть Бог помогал)

— Почему в произведении, названном «Повесть о Петре и Февронии Муромских», центральным персонажем остается княгиня, а не князь?

(На женщине строится общество, Феврония добрая, бескорыстная, мудрая)

— В чем проявляется мудрость героини Еразма?

(Мудрость- доброта в сочетании с умом)

— Найдите в произведении эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, ее благочестие и верность.

— Почему Феврония не поучает врагов своих и смиренно сносит гонения? К кому обращается Феврония в трудные минуты?

(Вспомним, что это не только повесть, но и житие – к Богу)

— Как светлое начало противопоставлено темному в «Повести..»? Что собой представляют эти темные силы?

( К темным силам относится не только змей-искуситель, но и бояре, боярские жены, которые выгнали законных правителей из Мурома, возжелав власти. Зависть гложет их. Да и сам Петр до встречи с Февронией ближе к темным силам.)

— Сравните образ Февронии с прекрасными дамами в романе о рыцарях круглого стола В. Скотта «Айвенго».

— Что отличает Февронию от Беатриче, возлюбленной Данте Алигьери, и Лауры, возлюбленной Петрарки?

— Что роднит Февронию с княгиней Ольгой и княгиней Ярославной из «Слова о полку Игореве»?

— В чем заключается очарование этого образа в древнерусской литературе?

(Она по происхождению крестьянка, но характер Февронии создается как исключительный, она изначально обладает всеми качествами, необходимыми княжеской жене)


VI. Демонстрация фрагмента фильма А. Тарковского «Андрей Рублев»


— Д.С. Лихачев сравнивает героиню «Повести…» с «тихими ангелами Рублева». В чем вы видите это сходство? (Нет войны, мир, взаимопонимание)

— Сравните Февронию с ликами на иконе «Троица» А. Рублева. Что общего?

(На лицах — счастье)

— А что такое счастье?

(Счастье – ум, чувства и воля человека, слитые воедино)

— Почему в душе Февронии покой и согласие?

(Она мудра. Это не просто умение логически мыслить, а нечто, что дается самим Богом. Мудрость — сочетание человеческого разума и божьего замысла)

— Какими художественными средствами пользуется писатель, создавая идеальный образ женщины?

— Зачем «Повесть…» была представлена Ивану Грозному?

(Адресовано Ивану Грозному с целью доказать необходимость существования рядом с идеальным Великим Государем единственной, умной и честной жены)

— Почему это произведение, в котором ни слова не говорится о любви, называют «гимном всепобеждающей любви»?

( Дочь простого древолаза умна, умеет врачевать, прозорлива настолько, что видит душу Петра, больную и израненную, как и его тело. Девушка понимает, что только живя с ней, Петр обретет душевную чистоту и спокойствие. Она становится ему настоящей помощницей, помогает ему во всем, в том числе и в государственных делах. 8 июля церковь празднует день Петра и Февронии. Это праздник семьи, брака)


VII. Прослушивание отрывка из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».


— Понравился музыкальный фрагмент?

— Какие чувства вызывает у вас музыка?

(В основу оперы Римский-Корсаков положил не только трагические события, связанные с нашествием на Русь многочисленных орд хана Батыя, но и легенды, предания, былины, летописи, древнюю повесть о Февронии Муромской. Вероятно, поэтому опера побуждает в людях чувство национального самосознания, рождает какой-то необъяснимый душевный трепет).


VIII. Работа с иллюстрациями.


— Посмотрите на иллюстрацию картины Константина Васильева «Гуси — лебеди», где главной фигурой стал возвышенный пленительный образ девы Февронии — героини оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

-Что изображено на картине?

— Символом чего являются лебеди, кружащие над озером?


Богатство природы на полотне — не просто пейзажный фон. Сказочный лес, обступивший девушку, чистое озеро Светлояр, в которое был погружен град Китеж, ставший невидимым для врагов, отражают идейно-художественный замысел «Сказания…». В непроходимых заволжских лесах живет девушка Феврония. Жизнь ее неразрывно связана с красотой прохладных дубрав, густых березовых рощ, цветущих полян, прозрачных озер. Она понимает птичьи голоса, знает звериные повадки, и звери не боятся ее. Символом чудесно преобразившейся природы является и сам, ставший невидимым, град Китеж. В него могут войти только чистые сердцем и сильные духом люди, которым дано увидеть красоту мира; для злых, жестоких и лживых Китеж недоступен и скрыт от глаз.


— Почему художник не изобразил девушку лицом к зрителю?

(Лицо девушки не важно для понимания ее сущности, так как красота заключена внутри девушки, в ее душевной чистоте. Писатели Древней Руси видели красоту женщин в их внутреннем мире.)


Внутреннюю цельность душевного мира девушки, ее кристальную чистоту, благородство, доброту — все это сумел передать Васильев в ее грациозном движении, устремленном вслед улетающей паре лебедей — символе верности.



IX. Подведение итогов.


— Какие нравственные уроки может извлечь современный читатель из этого произведения?

(Повесть учит быть терпеливыми и мудрыми жен, а мужей – верными, почитать жену свою).

— Актуально ли это произведение сегодня?

(Взаимоотношения героев являются эталоном для современного читателя.)

— Закончить урок можно словами Д.С.Лихачева: «Святая княгиня Ольга, преданная Ярославна, мудрая Феврония, просвещенная Екатерина Дашкова, жены декабристов, Татьяна Ларина и Наташа Ростова, тургеневские девушки и Софья Ковалевская, вымышленные героини и реальные девушки – душа России и ее надежда».


X. Домашнее задание.


Написать сочинение «Идеал женщины Древней Руси».





Список используемой литературы:


1. Анатолий Доронин «Руси волшебная палитра».

2. Сказки Афанасьева «Семилетка», «Стрижена девка»

3. В.В. Кусков. История древнерусской литературы

«Повесть о Петре и Февронии»


Ресурсы Интернета:


1. Константин Васильев. Глубина русской души

vasil.lipetsk.ru/grd/5.htm

2. Повесть о Петре и Февронии Муромских — Википедия

ru.wikipedia.org/…/Повесть_о_Петре_и_Февронии_Муромских

3. Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских» — Lit-Helper.Ru

lit-helper.ru/p_Analiz_Povesti_o_Petre_i_Fevronii_Muromskih




Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Обособленные члены предложения"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: