Муниципальное автономное образовательное учреждение
Селятинская средняя общеобразовательная школа № 1
Конспект урока по литературе в 7 классе
«Идеал женщины Древней Руси»
( по произведению древнерусской литературы
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» )
подготовила
учитель русского языка и литературы
Кузнецова Лариса Сергеевна
гп. Селятино
2014 год
Идеал женщины Древней Руси
(по произведению древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских»)
Цели урока:
Создать эмоционально-положительный настрой на восприятие изучаемого литературного произведения. Пробудить интерес учащихся к предстоящей учебной деятельности.
Учитывать возрастные особенности и личностный опыт учащихся в процессе работы.
Способствовать формированию эмоционально-личностного отношения учащихся к идеалам автора Древней Руси.
Использовать исследовательский метод в процессе филологического анализа текста.
Применять на уроке форму учебного диалога, используя проблемные ситуации.
В результате исследовательской работы учащихся выявить художественные средства создания идеального образа женщины Древней Руси.
Обогатить филологическую культуру школьников.
Осуществить в процессе изучения повести интеграционную основу с историей, живописью, музыкой.
Выявить актуальность произведения 16 века для современного школьника.
Создать на уроке психолого-педагогические условия для личностного и духовного роста ученика.
Формировать нравственные идеалы учащихся.
Дополнительная литература для учащихся:
Афанасьев А.А. Сказки «Семилетка» и «Стрижена девка»; Головин Н.Н. Моя первая Русская история в рассказах для детей. М., ; Хрестоматия по древнерусской литературе (составитель М.Е. Федорова, Т.А. Сумникова). М.,)
Оборудование:
Фрагмент оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Демонстрация фильма А. Тарковского «Андрей Рублев» (последний фрагмент).
Картины с изображением русских женщин, портреты кисти Веницианова А., Сурикова В., Васильева К., Глазунова И.
Ход урока
Не зри внешняя моя, но воззри внутренняя моя.
Моление Даниила Заточника
Идешь в дорогу жизни – возьми идеал вместо посоха.
Народная мудрость
Женщина – великое слово, в ней чистота девушки.
В ней самоотверженность подруги.
В ней подвиг матери.
Н.А. Некрасов.
Работа с эпиграфом.
— Как вы понимаете слова Н.А. Некрасова?
— Что такое «подвиг»?
(Подвиг – по + двигать- движение к самосовершенствованию, стремление к идеалу)
Слово учителя.
Повесть, которую вы прочитали, была написана в 16 веке писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом протопопом (настоятель собора) дворцового собора Спаса-на-Бору в Москве, а потом стал монахом. Это было не единственное его сочинение, но повесть о «Петре и Февронии Муромских» была особенно популярна. Первым читателем повести был царь Иван Грозный. Сохранилось множество списков этой повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.
Петр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале 13 века и умерли в 1228 году. А в 1552 году на церковном соборе достопочтимые Петр и Феврония были канонизированы (причислены к лику святых), и Ермолаю было поручено описать их житие. Время работы над повестью было для Ермолая наиболее благоприятным и для его творчества, и в его церковной карьере, но оказалось непродолжительным. Митрополит Макарий не захотел включать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в составляющиеся тогда Великие Четьи Минеи.
Повесть была написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково, которое упоминается в повести, существует и в наши дни, оно находится неподалеку от села Солотча, откуда была родом Феврония. Мощи святых в настоящее время покоятся в Муроме.
Эвристическая беседа с учащимися.
— В чем заключается уникальность «Повести о Петре и Февронии»?
— Почему повесть так была любима на Руси?
— Почему уже в 16 веке митрополит Макарий не включил «Повесть…» в состав Великие Четьи Минеи?
— Почему «Повесть…» нельзя отнести ни к волшебной сказке, ни к жанру жития святых?
Реализация домашнего задания.
— «Повесть…» написана в форме жития. Каковы признаки жития?
(1. Восхваление Родины и родителей святого.
2. Сведения о проявлении святости в детстве.
3. Искушения (борьба Бога и дьявола за душу человека).
4. Служение Богу.
5. Благочестивая кончина.
6. Посмертные чудеса.)
— Почему «Повесть…» вышла за рамки жития?
(В повести встречаются элементы волшебной сказки: змей-оборотень; жена Павла выпытывает у змея, от чего он может умереть; меч-кладенец; мудрая дева, говорящая загадками)
— Дома вы прочитали сказки «Семилетка» и «Стриженая девка» Афанасьева. Кто является героями этих произведений? Назовите главные черты характера героинь. Как относится автор к персонажам сказок?
Беседа.
— Какой идеал русской женщины в русских народных сказках?
(красивая, мудрая)
— Можно ли образы героинь сказок «Семилетка» и «Стриженая девка» назвать идеальными?
(нет, нельзя, потому что они обманом получают желаемое)
— Что представляет христианский идеал русской женщины в агриографической (описание жизни святых) литературе?
(терпение, служение Богу)
— Почему писатель ушел от чистого жанра агриографии?
— Каким представлен Петр?
(высокомерный, заносчивый, издевается над Февронией, требуя из пучка льна сшить ему рубаху)
— Что помогло ему найти меч?
(Инок ему дан был свыше в помощь, то есть Бог помогал)
— Почему в произведении, названном «Повесть о Петре и Февронии Муромских», центральным персонажем остается княгиня, а не князь?
(На женщине строится общество, Феврония добрая, бескорыстная, мудрая)
— В чем проявляется мудрость героини Еразма?
(Мудрость- доброта в сочетании с умом)
— Найдите в произведении эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, ее благочестие и верность.
— Почему Феврония не поучает врагов своих и смиренно сносит гонения? К кому обращается Феврония в трудные минуты?
(Вспомним, что это не только повесть, но и житие – к Богу)
— Как светлое начало противопоставлено темному в «Повести..»? Что собой представляют эти темные силы?
( К темным силам относится не только змей-искуситель, но и бояре, боярские жены, которые выгнали законных правителей из Мурома, возжелав власти. Зависть гложет их. Да и сам Петр до встречи с Февронией ближе к темным силам.)
— Сравните образ Февронии с прекрасными дамами в романе о рыцарях круглого стола В. Скотта «Айвенго».
— Что отличает Февронию от Беатриче, возлюбленной Данте Алигьери, и Лауры, возлюбленной Петрарки?
— Что роднит Февронию с княгиней Ольгой и княгиней Ярославной из «Слова о полку Игореве»?
— В чем заключается очарование этого образа в древнерусской литературе?
(Она по происхождению крестьянка, но характер Февронии создается как исключительный, она изначально обладает всеми качествами, необходимыми княжеской жене)
VI. Демонстрация фрагмента фильма А. Тарковского «Андрей Рублев»
— Д.С. Лихачев сравнивает героиню «Повести…» с «тихими ангелами Рублева». В чем вы видите это сходство? (Нет войны, мир, взаимопонимание)
— Сравните Февронию с ликами на иконе «Троица» А. Рублева. Что общего?
(На лицах — счастье)
— А что такое счастье?
(Счастье – ум, чувства и воля человека, слитые воедино)
— Почему в душе Февронии покой и согласие?
(Она мудра. Это не просто умение логически мыслить, а нечто, что дается самим Богом. Мудрость — сочетание человеческого разума и божьего замысла)
— Какими художественными средствами пользуется писатель, создавая идеальный образ женщины?
— Зачем «Повесть…» была представлена Ивану Грозному?
(Адресовано Ивану Грозному с целью доказать необходимость существования рядом с идеальным Великим Государем единственной, умной и честной жены)
— Почему это произведение, в котором ни слова не говорится о любви, называют «гимном всепобеждающей любви»?
( Дочь простого древолаза умна, умеет врачевать, прозорлива настолько, что видит душу Петра, больную и израненную, как и его тело. Девушка понимает, что только живя с ней, Петр обретет душевную чистоту и спокойствие. Она становится ему настоящей помощницей, помогает ему во всем, в том числе и в государственных делах. 8 июля церковь празднует день Петра и Февронии. Это праздник семьи, брака)
VII. Прослушивание отрывка из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
— Понравился музыкальный фрагмент?
— Какие чувства вызывает у вас музыка?
(В основу оперы Римский-Корсаков положил не только трагические события, связанные с нашествием на Русь многочисленных орд хана Батыя, но и легенды, предания, былины, летописи, древнюю повесть о Февронии Муромской. Вероятно, поэтому опера побуждает в людях чувство национального самосознания, рождает какой-то необъяснимый душевный трепет).
VIII. Работа с иллюстрациями.
— Посмотрите на иллюстрацию картины Константина Васильева «Гуси — лебеди», где главной фигурой стал возвышенный пленительный образ девы Февронии — героини оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
-Что изображено на картине?
— Символом чего являются лебеди, кружащие над озером?
Богатство природы на полотне — не просто пейзажный фон. Сказочный лес, обступивший девушку, чистое озеро Светлояр, в которое был погружен град Китеж, ставший невидимым для врагов, отражают идейно-художественный замысел «Сказания…». В непроходимых заволжских лесах живет девушка Феврония. Жизнь ее неразрывно связана с красотой прохладных дубрав, густых березовых рощ, цветущих полян, прозрачных озер. Она понимает птичьи голоса, знает звериные повадки, и звери не боятся ее. Символом чудесно преобразившейся природы является и сам, ставший невидимым, град Китеж. В него могут войти только чистые сердцем и сильные духом люди, которым дано увидеть красоту мира; для злых, жестоких и лживых Китеж недоступен и скрыт от глаз.
— Почему художник не изобразил девушку лицом к зрителю?
(Лицо девушки не важно для понимания ее сущности, так как красота заключена внутри девушки, в ее душевной чистоте. Писатели Древней Руси видели красоту женщин в их внутреннем мире.)
Внутреннюю цельность душевного мира девушки, ее кристальную чистоту, благородство, доброту — все это сумел передать Васильев в ее грациозном движении, устремленном вслед улетающей паре лебедей — символе верности.
IX. Подведение итогов.
— Какие нравственные уроки может извлечь современный читатель из этого произведения?
(Повесть учит быть терпеливыми и мудрыми жен, а мужей – верными, почитать жену свою).
— Актуально ли это произведение сегодня?
(Взаимоотношения героев являются эталоном для современного читателя.)
— Закончить урок можно словами Д.С.Лихачева: «Святая княгиня Ольга, преданная Ярославна, мудрая Феврония, просвещенная Екатерина Дашкова, жены декабристов, Татьяна Ларина и Наташа Ростова, тургеневские девушки и Софья Ковалевская, вымышленные героини и реальные девушки – душа России и ее надежда».
X. Домашнее задание.
Написать сочинение «Идеал женщины Древней Руси».
Список используемой литературы:
1. Анатолий Доронин «Руси волшебная палитра».
2. Сказки Афанасьева «Семилетка», «Стрижена девка»
3. В.В. Кусков. История древнерусской литературы
«Повесть о Петре и Февронии»
Ресурсы Интернета:
1. Константин Васильев. Глубина русской души
vasil.lipetsk.ru/grd/5.htm
2. Повесть о Петре и Февронии Муромских — Википедия
ru.wikipedia.org/…/Повесть_о_Петре_и_Февронии_Муромских
3. Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских» — Lit-Helper.Ru
lit-helper.ru/p_Analiz_Povesti_o_Petre_i_Fevronii_Muromskih