Урок-игра по творчеству Н. Некрасова, 10 класс



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №9 г.Лесосибирска» Красноярского края











Конспект урока-игры по литературе
в 10 классе

«Гражданином быть обязан…» (по творчеству Н.А.Некрасова)





подготовила

учитель русского языка и литературы

Дяткова Людмила Николаевна



















Лесосибирск 2010





Урок-игра по творчеству Н.А.Некрасова


Дяткова Людмила Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МОУ «СОШ №9 г.Лесосибирска»
Красноярского края


Тема «Гражданином быть обязан…»

(Конкурс знатоков творчества Н.А.Некрасова).

Цель: обобщение и систематизация материала по теме,

обогащение литературного и эстетического кругозора старшеклассников,

развитие умений самостоятельно пополнять знания,

формирование нравственных идеалов и эстетического вкуса.

Эпиграфы:

Гражданином быть обязан!

Н.А.Некрасов.





Поэзия Некрасова правдивая, прекрасная.

Она – как песня русская!

В.Боков.



Класс оформляется как литературная гостиная. В центре – стол, на столе – свечи и другие атрибуты для инсценировки фрагментов из произведений Н.А.Некрасова.

Ребята сидят полукругами друг против друга, по командам. Игру оценивает жюри.

Ход урока.

  1. Выбор команд (по дням рождения – времена года).

  2. Вопросы для разминки.

    1. В каких произведениях Некрасов нарисовал образ матери как идеал нравственной красоты? («Родник», «Затворница», «Баюшки-баю» и др.)

    2. Кто был суровым критиком первых стих. Поэта и почему? (В.Г.Белинский, так как стихи носили созерцательный характер, были далеки от задач материалистической эстетики).

    3. Кому посвящены эти строки: «Все он изведал: тюрьму петербургскую, справки, доносы, жандармов любезности…?» (Т.Щевченко).

    4. К какому маститому поэту пришел Некрасов за одобрением первого поэтического сборника? Маститый поэт встретил его и попросил прийти за советом через три дня. Кто это? Какой совет дал? (В.А.Жуковский. Совет: не издавать, указал только на два лучших стих.).

    5. Кто эти герои?

    1) Грудь впалая, как вдавленный живот…(Яким Нагой)( доп. О герое известно следущее: когда-то жил в Петербурге, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму; вернувшись в родное село, взялся за соху; дом сгорел, и уцелели от него только картинки, купленные когда-то сыну).

    2) Красива, волос с проседью (Матрена Тимофеевна)

    3) Твердо знал уже, что будет жить для счастья убогого и темного родного уголка? (Гриша Добросклонов)

    1. Как назвал Некрасов первый сборник своих стихов? («Мечты и звуки»).

    2. В каких крупных произведениях Некрасов рассказал о подвиге декабристов и их жен? («Русские женщины», «Дедушка»).

    3. Из какого произведения эти строки?

    Вынесет все и широкую,

    ясную грудью дорогу проложит себе!

    Жаль только в эту пору прекрасную

    уж не придется жить

    ни мне ни тебе. («Железная дорога»)

    4. Кто эти герои?

    1) Худой, как зайцы зимние, нос клювом, как у ястреба. (Утятин)

    2) С большущей сивой гривою (Савелий)

    5. Кто сказал о Некрасове: « Да знаете ли Вы, что вы поэт- поэт истинный?»

    (В.Г.Белинский)

    6. Кому посвятил Некрасов поэзию сердца?

    какие стихи о любви Вы знаете?

    (Панаевой)

  3. Конкурс дуэлянтов и секундантов (каждая команда представляет секунданта на правах помощника дуэлянта, если он затрудняется ответить на вопросы, предложенные противником или учителем. Отсчитываем десять шагов. По обе стороны стоят дуэлянты, рядом с ними секунданты противоположных команд. Задается вопрос. Идет движение первого дуэлянта в сторону противника. Его секундант может помогать в ответе на вопрос. Если за десять шагов прозвучит ответ – команда получает очко. И опять эта команда «стреляет»).

Примерный вариант вопросов для «дуэли»:

  1. Среди каждого перечисления названий стихотворений Некрасова есть «четвертый лишний». Что является лишним?

«В.Белинский», «На смерть Щевченко», «Смерть Поэта», «Памяти Добролюбова».

  1. Какое стихотворение Некрасова явилось поэтической декларацией против поэтов «чистого искусства»? («Вчерашний день часу в шестом…»)

  2. Кому Некрасов посвятил эти строки?

Врагу дремать ты не давал,

Клеймя и проклиная,

И маску дерзости срывал

С глупца и негодяя. (И.Тургеневу).

4. В каких произведениях Некрасов запечатлел идеал революционера – борца? («В.Г.Белинский», «Памяти Добролюбова», «На смерть Тараса Щевченко»).

  1. Среди каждого перечисления названий стихотворений Некрасова есть «четвертый лишний». Что является лишним?

«Пророк» (не говори: «Забыл он осторожность»), «Поэту» (Где-вы певцы любви, свободы, мира…), «Поэт и толпа», «Поэт и гражданин».

  1. Под каким псевдонимом шли водевили Некрасова в Александринском театре? (Перепельский).

  2. Какие стихи Некрасов написал для детей? Прочтите фрагмент одного из этих стих. наизусть. («Крестьянские дети», «Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин» и др.)

  3. Из какого стих. эти строки?

Учитель перед именем твоим,

Позволь смиренно преклонить колени.

(«Медвежья охота» В.Белинский).


  1. Конкурс капитанов.

В двух конвертах помещены задания для конкурса капитанов. В них разрезанные на мелкие кусочки строки некрасовских стихов. Их необходимо восстановить и прочесть.

Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденье, за любовь!

или

Вынесет и эту дорогу железную –

Вынесет все, что Господь ни пошлет.


Какой светильник разума угас,

Какое сердце биться перестало!

или

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Можно предложить подумать над стих., в котором перемешались строчки известных поэтов. Восстановить и назвать авторов, чьи строчки попали в это стих.

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру, —

Душа в заветной лире

Мой прах переживет, доколь

В подлунном мире

Жив будет хоть один поэт,

Неведомый ему.

Я лиру посвятил народу своему,

И долго буду тем любезен

я народу,

Что я ему служил – неведомый ему,

Не требуя венца, восславил я свободу.

  1. Задание – экспромт.

Какой памятник Некрасову вы хотели бы видеть в вашем городе? Опишите его и объясните, что должны понять и почувствовать люди при виде созданного вами памятника поэту.

Представьте, что вам дано право рекомендовать 10 стих. Некрасова для изучения их в школе. Какие бы стихи Вы выбрали, чтобы создать у учащихся верное и заинтересованное отношение к поэту, и почему?

Дополнительно. Вам поручено художественно оформить обложку книги «Избранные стих. Некрасова Н.А.». Какими идеями вы бы руководствовались, создавая обложку?

  1. Конкурс чтецов. Стихотворения выбирают сами ребята. Более высоким баллом оценивается чтение произведения, не включенного в школьную программу. Учитывается выразительность прочтения стих., знание самого стих и, конечно, не повторять стих.

  2. Конкурс театрального мастерства.

На выбор: подготовьте интересную встречу Некрасова с тургеневскими (островскими, Чернышевскими и др.) героями или инсценируйте эпизод из поэмы «Кому на Руси жить хорошо…».

Рефлексия. Что Вы открыли для себя в поэзии Некрасова; что, на ваш взгляд, является в ней непреходящим, вечным?

Слово учителя.

Некрасов — вечный Гражданин, потому что даже через 100 лет его духовная неуспокоенность тревожит нас. Надо всегда стремиться к тому, чтобы быть нужным людям. Поэзия Некрасова – это один из главных источников, питающих нравственную чистоту и гражданственность.

Вопросы для болельщиков.

  1. Из каких произведений взяты эти строки?

  • «Я лиру посвятил народу своему» («Элегия»)

  • «Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденье, за любовь.

Иди и гибни безупречно» («Поэт и гражданин»)

  • «Покажет Русь, что есть в ней люди,

Что есть грядущее у ней» (Поэма «Несчастные»)

  • «Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь» («Кому на Руси…»)

  1. Составьте вопросы и ответы к кроссворду НЕКРАСОВ. Например: на Н –как звали поэта? (Николай), Е – назовите имя героя из поэмы «Кому на Руси…» (Ермил), К – как называется стих , про детишек? («Крестьянские дети») и т.д.





Список использованной литературы


1. Бойко М.Н. Лирика Некрасова. -М., 1977.

2. Рез З.Я. Лирика Н.А.Некрасова в школьном изучении: Пособие для учителя. -М., 1982

3. Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н.А.Некрасова: Книга для учителя.- М., 1985.

4. Григорьев М.И. Анализ стихотворного текста – М.: «Ученик», 2003.







Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "«Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: